Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «23.10.2022 Повышение стоимости ОСАГО с 1 января 2023 года — последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы ФЗ №40 «Об ОСАГО» позволяют страховым компаниям реализовывать автостраховку с разными временными периодами действия помимо стандартного годового. В основном для физических лиц это 3 месяца, для юридических лиц – 6 месяцев. На актуальность выбора той или иной страховки влияют разные факторы. Например, когда конкретное ТС предназначено только для сезонной эксплуатации.
Преимущества продления минимального срока ОСАГО
Использование онлайн-режима для продления страховки имеет такие плюсы:
- Экономия времени. Нет необходимости посещать отделение страховой организации и ждать своей очереди.
- Минимальные риски. Человеческий фактор полностью исключается. Всё зависит от пользователя – он должен ввести точную и достоверную информацию об автомобиле и страхуемых водителях.
- Простота. Система подсказок и интуитивно понятный интерфейс позволят даже новичку легко разобраться в использовании сервиса.
- Удобство. Сервис доступен 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Им можно воспользоваться прямо из собственного дома либо офиса.
- Надежность. Для совершения платежа используется защищенный и зашифрованный канал, вся информация полностью конфиденциальна.
Как мы увидели, минимальный период страхования ОСАГО для автомобилистов-граждан Российской Федерации составляет 3 месяца. За начальные месяцы придётся платить повышенную сумму. В то же время страхователь может продлить договор. Доплатить можно за пролонгацию до завершения действия договора. Совокупная стоимость ОСАГО всегда остаётся одинаковой, она не изменяется на протяжении года.
Минимальный срок ОСАГО в таблице
Законодательными нормами предусматривается оформление ОСАГО и на более краткий период:
- для авто, находящихся во владении иностранных граждан — от 5 дней (на самом деле здесь имеются разные версии по временным периодам на выбор);
- для недавно приобретенных авто, перегоняемых до места проведения техосмотра и постановки на учет — в пределах 20ти дней.
Логично, что при сокращении периода действия страховки понижается и его стоимость. Но это происходит не пропорционально. Здесь приходится обращать внимание главным образом на сезонный коэффициент (конкретные цифры по нему представлены в таблице ниже).
Срок действия ОСАГО | три мес. | четыре мес. | пять мес. | шесть мес. | семь мес. | восемь мес. | девять мес. | десять мес. | более десяти |
Размер сезонных коэф-тов | 0.5 | 0.6 | 0.65 | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 0.95 | 1 | 1 |
Какой сейчас минимальный срок ОСАГО
Как правило, этот вид обязательного страхования заключается на один год. Но минимальный срок страхования ОСАГО может быть меньше. Вы можете заключить ОСАГО на 3 месяца. Страхование по ОСАГО на 3 месяца — самое дешевое.
При расчете ОСАГО на пару месяцев будет полезна таблица коэффициентов стоимости полиса для физических и юридических лиц, где указаны сроки ОСАГО.
Срок страховки (в месяцах) |
Коэффициент |
1 |
0,5 |
2 |
0,6 |
3 |
0,65 |
4 |
0,7 |
5 |
0,8 |
6 |
0,9 |
7 |
0,95 |
Расчет стоимости полиса за период меньше стандартного
Если водитель приобретает годовое страхование с указанием ограниченного периода действия полиса, для него применяются специальные коэффициенты для расчета стоимости.
Кол-во месяцев | Коэффициент |
3 | 0,5 |
4 | 0,6 |
5 | 0,65 |
6 | 0,7 |
7 | 0,8 |
8 | 0,9 |
9 | 0,95 |
10 и больше | 1 |
Цена напрямую зависит от срока заключения договора, но часто страховые компании настаивают на заключении только годовых полисов. Причина заключается в желании получить больше денег, но такая необходимость отстутствует у ряда водителей.
Если уговорами пытаются заставить заключить полис на 1 год, нужно настаивать на непродолжительном составлении договора. Для подсчета суммы стоимости и остатка, который является сэкономленными средствами, необходимо уточнить цену за 1 год ОСАГО и умножить на процент из таблицы.
К примеру, если полис стоит 5 тыс. рублей, то за 3 месяца придется заплатить 2 500 руб, за полгода – 3 500 руб. Если требуется страховка на 9 и больше месяцев, тогда стоимость практически не будет отличаться от годового полиса.
Какие минимальные сроки ОСАГО предусмотрены для юридических лиц
Для юридических лиц чаще всего устанавливается большая продолжительность минимально разрешенного срока «автогражданки», чем для физических лиц. Конечно, страховщик не предложит организации заключить договор ОСАГО на несколько дней, так как это, по всей видимости, не будет являться выгодным для него. Между тем, минимальные периоды страховки для юридических лиц все же предусматриваются автостраховщиками.
Юридическому лицу также полагается выдача полиса ОСАГО на двадцатидневный срок с целью перемещения купленного транспортного средства из одного населенного пункта (региона) в другой для последующей постановки на учет.
Подавляющим большинством страховщиков РФ юридическому лицу очень часто предлагается автострахование на 6-10 месяцев. Трехмесячный срок для таких клиентов практикуется, как правило, достаточно редко.
Расчет стоимости полиса за период меньше стандартного
Чтобы узнать точную стоимость полиса, можно воспользоваться:
- формулой;
- онлайн калькулятором на сайте страховщика.
В первом случае используется стандартная формула:
Стоимость = Бт* Кт * КБМ * Квс * Ко * Км * Кп* Кн,
в которую нужно подставить коэффициенты:
- базового тарифа Бт (зависит от конкретной страховой);
- территориальности Кт (для физлиц учитывается место регистрации авто, для юрлиц – организации);
- бонус-малус КБМ (учитывает историю вождения, предполагает скидки за безаварийность за предыдущий период);
- возраста и стажа Квс (чем старше водитель и чем больше его стаж, тем дешевле страховка);
- ограниченности Ко (учитывает число лиц, включенных в договор и имеющих право на управление авто);
- мощности двигателя Км;
- периода страхования Кп (учитывает количество месяцев, на которые оформляется соглашение);
- нарушений Кн (учитывает наличие и количество штрафов за истекший период).
Как сэкономить на полисе ОСАГО?
Увеличение стоимости автостраховки никогда не вызывало одобрения водителей. То на сколько возросла цена «автогражданки» за последние годы, неприятно ударило по кошельку каждого владельца транспорта. Поэтому, любой собственник транспорта, ищет, как бы сэкономить на ОСАГО.
Сохранить часть своих средств можно несколькими способами:
- Правильно выбрать страховую компанию. Раньше тариф «автогражданки» был фиксированным (1980 рублей), и от страховщика не зависел. Сегодня закон допускает, так званый, коридор базовых ставок. Из установленного диапазона цен, страховая компания для себя ключевую стоимость выбирает самостоятельно. Можно навести информацию, и сравнить базовые расценки в разных организациях.
- Не покупать очень мощный автомобиль. В расчет стоимости автостраховки включена мощность двигателя машины. Чем значительнее этот показатель, тем больше придется выложить автовладельцу.
- Поменять прописку. Понятно, что никто ради оформления страховки переезжать с большого города в малый поселок не будет, но те водители, которые проживают в периферии, заплатят за «автогражданку» меньше, чем, например, московские.
- Оформлять ограниченную страховку. Лимитированный договор будет дешевле, нежели неограниченный. Но, если в ограниченный договор опытный водитель впишет новичка, то будет выгоднее купить документ с неограниченным числом пользователей авто.
- Не попадать в ДТП. При первом подписании договора владельцу машины присваивается коэффициент 1,0. Этот показатель каждый год понижается на 0,05, но только в том случае, если аварий не было.
Но способы экономии не ограничиваются только вышеперечисленными пунктами. Например, если автовладелец не может сразу оформить полный полис (нет денег и так далее), можно сделать это поэтапно. Для этого заключается договор на самое малое ОСАГО и оплачивается только 0,5 стоимости годового соглашения. По истечению времени соглашение продлевается еще на столько же недель, при этом доплачивается 0,2 от общей цены и так далее.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Какой минимум возможен в наше время?
Владельцы автомашин имеют возможность оформления страховки на краткосрочный период, составляющий для частных особ – три месяца, а для юридических лиц – шесть месяцев. Делая страховой период меньше, владелец ТС значительно снижает размер необходимого платежа, но оформить полис 3 раза в год будет все же дороже, чем заключить один годовой Договор. Ценовой сегмент страхования на короткий период меняется непропорционально количеству месяцев. Если страховку оформляют на 10 или 11 месяцев, то в этом случае скидка совсем не предусмотрена.
Годовое автострахование отличается фиксированной ценой, поэтому при увеличении стоимости страхования, автовладелец с годовым полисом выигрывает намного больше. Тем более срок действия страхования может быть поделен на несколько этапов.
Заключая договор, указать можно некоторые месяцы, которые в сумме могут составить весь страховой год. К примеру, 2 зимних месяца, 2 летних месяца, 1 осенний месяц и продолжая в таком ключе далее. Оплата будет учтена лишь за все месяцы календарного года.
Когда автомашина зарегистрирована в зарубежье, владелец сможет получить полис на срок от 5-ти до 15-ти дней. Автовладелец, который направляется к месту постоянного пребывания, должен застраховать свой автомобиль в таком случае на 20 дней. Если путешествие водителя затягивается значительно дольше, он должен приобрести годовалый полис или покинуть пределы страны. Автовладельцы, транспорт которых используется не весь календарный год, могут оформить страховку на срок значительно меньший. В 2023 году для постановки на учет в ГИБДД автомобиля необходимо оплатить госпошлину в размере 1500 рублей.
Законодательная база о сроках
В пункте выше были рассмотрены 3 основные категории транспортных средств, для которых оформляется минимальный по сроку действия полис ОСАГО. Какие именно страховки могут покупать автолюбители, прописывается на законодательном уровне.
Например, необходимость заключать договор страхования автогражданской ответственности собственникам автотранспорта, ввозимого из-за границы, прописана в п. 2 статьи 10 закона №40-ФЗ. В нем указано, что страховой продукт приобретается на весь срок пребывания иностранного автомобиля на территории РФ, но не менее, чем на 5 суток. Если автомобиль ввозится из-за границы и направляется к месту регистрации, его владелец может оформить страховку на несколько дней. После окончания указанного срока потребуется оформить новый полный страховой договор.
В пункте 1 статьи 10 закона №40-ФЗ указывается, что стандартный срок договора страхования ОСАГО составляет ровно год кроме случаев, предусмотренных внутри этой же статьи. Поэтому, если страховая компания пытается навязывать автолюбителю другие условия страхования автогражданской ответственности, следует отказаться от ее услуг и искать другого страховщика.
Кому выгодно приобретать минимальную страховку
Оформлять полиса не на год, а на меньший период, бывает полезно нескольким категориям населения и некоторым компаниям. Перечислим их:
- Юр. лица. Поскольку предприятия покупают ТС для обновления своего автопарка в других регионах, то на время перегона их к месту постановки на учет проще приобрести страховку на минимальный период.
- Дачники. Обычно это пенсионеры, которым машина бывает нужна только на теплое время, чтобы ездить на земельный участок за городом. На зиму ставят транспорт в гараж.
- Водителям, занимающимся сезонным бизнесом.
- Граждане, которые по работе ездят в продолжительные командировки и пользуются машиной редко.
- Владельцы, решившие продать автомобиль. После реализации договор можно досрочно расторгнуть и получить назад часть денежных средств.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ)
Этот параметр указывает на количество страховых случаев по вине водителя, если они были. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Если водитель опытный и ранее не становился виновником ДТП, то у него будет низкий коэффициент. Если это начинающий водитель только из автошколы, показатель коэффициента будет наибольшим.
Справочно
Данные о ДТП и степени виновности водителя вносятся и содержатся в автоматизированной системе, созданной Российским союзом автостраховщиков (РСА). Она же содержит и данные о держателях полисов ОСАГО. Страховые компании сами вносят данные о страховых случаях в систему. Статус КБМ сохраняется, если водитель покупает полис ежегодно.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2023-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2023-ом году, так и в нынешнем 2023-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Отмена необходимости фиксировать данные очевидцев
3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; N 40, ст. 4549; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.
3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; N 40, ст. 4549; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.
С 1 октября 2022 года из пункта 3.1 Правил страхования исключена необходимость записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Судя по всему, в предшествующие годы очевидцы крайне редко привлекались к оформлению ДТП, так что необходимость их участия отпала.