Добровольно или принудительно: кому нужно проходить техосмотр в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добровольно или принудительно: кому нужно проходить техосмотр в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эту сферу автомобильной жизни регулирует Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» №170-ФЗ, принятый еще в 2011 году. Он регулярно дополняется и видоизменяется, а последняя редакция и вовсе облегчила жизнь подавляющему большинству водителей. В ней сказано, что те, кто использует легковые машины и мотоциклы исключительно в личных целях, не обязаны посещать пункты ТО и оформлять диагностические карты. Это значит, что ни при оформлении очередного полиса, ни при рядовой проверке документов дополнительно подтверждать исправность автомобиля и его соответствие всем нормативам не придется, если, конечно, его конструкция осталась без изменений. Важно понимать, что это касается только физических лиц, предпринимателям и компаниям такого послабления не дали.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Исключенные пункты диагностической карты

6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением

7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов

19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов

25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла

36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы

52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром

53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям

55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)

56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров

57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям

64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей

65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями

Из диагностической карты будут удалены все пункты, по которым с 1 сентября 2022 года не будут требоваться проверки. Даже номера исключенных пунктов совпадают с номерами исключенных требований, так что найти соответствия довольно просто.

Что говорят операторы?

Разумеется, представители отрасли в лице многочисленных операторов техосмотра остались крайне недовольными принятыми региональными властями решениями.

Читайте также:  Бесплатная земля в России в 2023 году: условия, как получить

Часть из них заявляет, что собирается обращаться к чиновникам с просьбой пересмотреть тарифы, другие – говорят о вынужденном закрытии бизнеса, который остается нерентабельным даже в изменившихся условиях.

Но есть и те операторы, для которых ничего не меняется: они не видят существенных улучшений и перспектив на фоне незначительного повышения цены своих услуг, поэтому готовы придерживаться многолетней практики, где помимо, собственно, самого техосмотра и получения диагностической карты, станция предлагает «добровольно» воспользоваться иными сопутствующими услугами, которые и компенсируют накладные расходы.

Никуда не исчезла и другая проблема – широкого распространения т. н. «серых» диагностических карт или, другими словами, подделок либо документов, выданных без проведения проверки технического состояния транспортного средства.

А это – еще один фактор, который нивелирует любые попытки властей помочь операторам выйти на окупаемость, а затем и на ожидаемую прибыль. Наконец, многолетнее отсутствие какого-либо контроля за сферой ТО и регулирования цен привело к тому, что станции ТО давно приняли «правила игры» и начали существовать в реальных рыночных условиях, где им приходится самим устанавливать расценки, не глядя на тарифы.

Предыдущие правила прохождения техосмотра автомобиля

Проводить техосмотр автомобиля в 2021придется не всем, но все же следует рассказать, какие правила действовали раньше. Это поможет проще понять суть изменений, и какое значение они имеют для автомобилистов. Прежде всего техническийосмотр является обязательным условием, чтобы оформить ОСАГО. Это касается автомобилей, которые были выпущены 4 и более лет назад. Более новые модели легковыхавтомобилейпроходитьтехосмотр не обязаны. Если карточка отсутствовала у авто, которому более четырех лет, страховая имеет полное право не оформлять страховку.

Теперь что касается того, какие действия предпринять с авто, которому в 2022 больше 4 лет. Ему обязательно проходить техосмотр. Частота рассматриваемого мероприятия регулируется. Обращаться необходимо раз в два года. Но более точно можно сказать, когда известно, для какого транспорта проводится техосмотр. Иногда рассматриваемую процедуру нужно делать несколько чаще. В особенности это касается транспорта, перевозящего пассажиров. Например, автобусы, такси легкового типа и другие транспортныесредства, перевозящие 8 и более пассажиров. Техосмотравтомобилей рассматриваемого типа должен проходить хотя бы раз в год.

Также ежегодно оформлением техосмотра должны заниматься владельцы грузового транспорта, максимальная масса которого 3,5 тонны, а также приспособлений, которые должны подавать своеобразные световые и звуковые сигналы. Кроме того, регулярный осмотр должны проводить для транспорта, на котором люди учатся.

Сложность заключалась в том, что попытка пройти техосмотр хоть и требовалась регулярно, но стала настоящим квестом. Пунктов, где может выполняться прохождение качественного и тщательного анализа технического состояния легкового автомобиля, очень мало. Техническая карта оформлялась оператором, который даже не видел легковойавтомобиль, а заполнял строки дистанционно, исключительно, чтобы легковойавтомобиль получил ОСАГО.

Более того, до 2022 года была распространена практика продажи технических карт посредством интернета. Понятно, что в этой ситуации и речи не могло идти о том, чтобы провести тщательный осмотр транспорта. Когда номер диагностической карты был готов, его отправляли на электронную почту. Заказчик мог сразу пойти в страховую и заняться оформлением полиса. Это быстро и удобно для заказчика, что было несомненным плюсом такой схемы, но её минусы были более весомые. Например, всегда оставался риск, что техническая карта выдана для неисправного легковогоавтомобиля, который, как правило, представляет опасность на дороге.

Именно потому правительство решило ввести нововведения, благодаря которым пройтитехосмотр для осагоможет и стало сложнее, но зато процесс стал справедливее. Изменения вошли в силу с 03. 2021, и автомобиль вынужден проходитьтехосмотры согласно обновленным требованиям.

Техосмотр в 2023 году: новые правила для владельцев авто

Согласно принятому в конце прошлого года 494-ФЗ Закону № 494, правила проведения технических осмотров уже изменены с 2023 года. Теперь эта процедура является добровольной для владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Владельцы такси, автобусов и грузовиков в обязательном порядке проходят техосмотр.

Кроме того, обязательный осмотр применяется в следующих ситуациях:

  • Если владелец регистрирует транспортное средство, год выпуска которого превышает четыре года, включая год выпуска.
  • При смене собственника автомобиля, с года выпуска которого прошло четыре года, включая год выпуска.
  • При изменении конструкции автомобиля или основных агрегатов — например, при установке газового оборудования.
  • Если сотрудник ГИБДД визуально обнаружил признаки технической неисправности автомобиля и счел это угрозой безопасности движения.
  • При выезде за границу на автомобиле в любом возрасте на границе потребуется документ российского образца.

Купить полис ОСАГО на автомобили можно без карты техосмотра и диагностики.

Проверок значительно поубавилось

с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
  • уровень шума в выхлопной системе;
  • наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работа штатной противоугонной защиты.

Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Читайте также:  Минпромторг продлил программу льготного автокредитования на 2023 год

Размеры штрафов за отсутствие техосмотра

Согласно п. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ, за отсутствие диагностической карты технического осмотра водителю транспортного средства грозит штраф в размере 2 000 рублей.

Согласно новым правилам, большинству автовладельцев вождение исправного транспортного средства без диагностической карты не грозит штрафом. Оштрафовать могут только владельцев транспортных средств, прошедших техосмотр.

Перед официальным принятием изменений говорилось, что дорожные камеры будут оснащены программным обеспечением, способным автоматически выявлять нарушителей. Однако пока эта функция не реализована, и выписывать штрафы могут только сотрудники Норвежской дорожной инспекции. При этом водителям не обязательно ездить с бумажной версией диагностической карты. Сотруднику ГИБДД будет достаточно электронного подтверждения. Он оставляет за собой право отправить на ТО автомобили, где дефекты конструкции видны невооруженным глазом (течь жидкости, неработающие фары и т.д.).

Что поменялось в правилах техосмотра?

Недавно появилась новость о законопроекте на тему внесения поправок в правила техосмотра транспортных средств. Обновления вступают в силу с сентября 2022 года, согласно Постановлению Правительства России от 09.03.2022. Теперь при техническом осмотре осуществляют проверку по 55 пунктам, ранее были обязательными 82.

Что с сентября 2022 года больше не проверяют в автомобиле при проведении ТО:

  • Есть ли аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки (но они должны присутствовать в автомобиле по правилам ДД).
  • Исправность штатной системы против угона.
  • Дефекты и коррозии шлангов.
  • Каплепадение жидкостей и масла из двигателя, коробки передач, аккумулятора, кондиционера.
  • Уровень шума машины.
  • Вместо измерения остаточной глубины протектора будут измерять его высоту.
  • Исправно ли подается стеклоочиститель на переднее стекло машины.

Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:

  • тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
  • рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
  • внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
  • шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
  • двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
  • дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.

С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.

Основания для аннулирования диагностической карты

C 1 марта 2021 года будет инициализирована процедура по аннулированию диагностических карт, полученных без фотографирования. Данные документы будут постепенно выводиться из оборота, и заменяться ДК нового образца.

Настоящее законодательство предусматривает 4 повода для аннулирования техосмотра.

  • Прохождение проверки не удается подтвердить. Существует вероятность, что водитель получил талон технического осмотра обманным путем.
  • При проведении контрольных мероприятий не были проверены все узлы и агрегаты авто. Это увеличивает риск возникновения аварийной ситуации, является причиной для аннулирования документа.
  • В рамках проверочной процедуры выявлены нарушения, позволяющие усомниться в ее результатах.
  • В конструкции автомобиля обнаружены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД. Это касается незаконной тонировки, установки газового оборудования, элементов тюнинга.

Что изменилось в правилах проведения ТО

Технические осмотры, как и многие другие процедуры в России, переводятся на цифровые рельсы. Создается единая информационная автоматизированная система СТО – ЕАИСТО. Особенности ее функционирования таковы, что обойти ее всяким дельцам, которые раньше «грели руки» на ТО, практически невозможно.

В нее вносятся фотографии до и после ТО (при въезде на СТО и выезде с него) с указанием координат, а также данные о диагностике ТС, не зависимо от того, прошло оно осмотр с выдачей диагностической карты или с замечаниями. К этой базе данных имеют доступ граждане, сотрудники ГИБДД и страховых компаний. Получить полис ОСАГО на автомобиль, не прошедший диагностику, будет невозможно.

Диагностическая карта существует теперь в электронном виде, но по желанию водителя ему может бесплатно выдаваться бумажный экземпляр. Кроме цифровизации вступят в силу и другие обстоятельства. Основные изменения в техосмотр с 1 октября 2021 года выглядят так:

  • введение электронных диагностических карт;
  • аккредитация СТО;
  • фотофиксация состояния автомобиля;
  • изменение периодичности прохождения ТО;
  • изменение стоимости техосмотра;
  • введение новых штрафов;
  • возможность предъявления другого документа кроме ПТС или свидетельства о регистрации ТС.

Приостановленная из-за пандемии процедура обязательного ТО возобновляется с 1 октября 2021. Тем, кто приобрел ОСАГО в период «моратория» на ТО и без предъявления диагностической карты, на ее получение дается месяц – с 1 по 31 октября.

Как будут проходить ТО с 1 сентября 2022 года?

Помимо аптечки, огнетушителя и дорожного знака аварийной остановки, не будут проверять капельное падение масла и прочих автомобильных жидкостей. Стеклоомыватель и шумовой уровень выхлопов также прекратят контролировать. Перестанут измерять остаточную глубину рисунка протектора, вместо этого начнут замерять высоту рисунка.

Читайте также:  Работа по двум трудовым книжкам одновременно

Итак, с 1 сентября для ТО:

  • не нужна аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки;
  • не страшны капли масла и прочих автомобильных жидкостей;
  • не важен уровень шума выхлопов;
  • не будут проверять работу стеклоомывателя;
  • коррозия и другие повреждения шлангов и трубопроводов теперь не страшны;
  • у протектора важна высота рисунка, а не глубина.

Во время ТО обязательно проверят исправность:

  • торомозов;
  • руля;
  • колес;
  • ремней безопасности;
  • звукового сигнала;
  • освещения и световых сигналов в автомобиле;

Также будут проверять:

  • наличие трещин на лобовом стекле;
  • светопропускаемость стекол;
  • зеркала;
  • видимость внутри салона (обзорность);
  • наличие вредных примесей в выхлопных газах;
  • рисунок протектора (его высоту);
  • в рабочем ли состоянии дворники;
  • систему питания (наличие капель и подтеканий);
  • изменения в конструкции, нарушающие правила;
  • наличие брызговиков.

Что не будут контролировать при проведении техосмотра

Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов пояснил, что по новым правилам сокращено количество дублирующих пунктов, а также сложные процедуры (например измерение шумности выхлопов).

Мы собрали основные изменения в правилах, касающихся частных легковых автомобилей. Больше не будет проверяться:

-наличие аптечки;

-наличие огнетушителя;

-наличие дорожного знака «Аварийная остановка»;

-каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;

-коррозия и механические повреждения трубопроводов и шлангов;

-уровень шума выхлопной системы;

-работа штатного противоугонного устройства;

-остаточная глубину рисунка протектора (теперь будут измерять его высоту);

-подача стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло (исправность дворников по-прежнему будут проверять).

Стоит помнить, что наличие аптечки, огнетушителя и выполнение других пунктов все еще прописаны в правилах ПДД, поэтому расслабляться не стоит.

Техосмотр можно (не) проходить?

Статья 15 Федерального закона N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств….» была дополнена информацией о том, кому нужно проходить техосмотр, а кому — нет. Новые правила вступили в силу с 1 января 2022 года.

  • Если легковые автомобили, мототранспорт и грузовые автомобили весом менее 3,5 тонн используются владельцем-физическим лицом исключительно в личных целях, то технический осмотр для них не является обязательной процедурой (исключение — внесение изменений в конструкцию ТС).
  • Техосмотр необходим для легкового и мототранспорта старше 4-х лет, если в отношении него совершаются регистрационные действия, связанные со сменой владельца, а также при внесении изменений в конструкцию или если ТС ставится на учет.
  • Коммерческий транспорт, автомобили-такси, грузовики массой более 3,5 тонн, автобусы подлежат обязательному техосмотру.
  • Диагностическая карта, которая выдается по результатам техосмотра, может потребоваться при выезде на автомобиле за границу РФ; ее может получить владелец ТС по своему желанию в любое время.

Проводится процедура, по итогам которой выдается диагностическая карта, в аккредитованных пунктах технического осмотра (ПТС). Помимо указанных выше параметров, сроки ее проведения зависят от возраста ТС.

Совершение регистрационных действий в отношении личного транспорта физлица делает техосмотр необходимым: раз в 2 года для ТС от 4 до 10 лет; раз в 1 год для ТС старше 10 лет.

Грузовики массой свыше 3,5 тонн проходят техосмотр ежегодно, а если грузовое ТС старше 5 лет — раз в полгода.

Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС

Проведенный анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 ₽.

Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному.

В Севастополе (старая цена — 559 ₽) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев.

Московские власти выбрали тариф 913 ₽ для легковых автомобилей (цена 720 ₽ не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.

С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.

Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего, — Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%).

Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 ₽ проиндексировать на 75,2%.

Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11−1,2 тыс. до 1,2−1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 ₽ до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 ₽ и 510 ₽ соответственно до 913 ₽).

В подмосковном комитете по тарифам пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *