Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утвердили особенности энергосервисных контрактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В имеющейся отрицательной практике реализации энергосервисных контрактов нет ничего удивительного или осуждающего – это абсолютно естественная реальность, как любого другого нового инструмента развития на начальной стадии.
Сложности реализации
Но в энергосервисе, бюрократическая система функционирует практически неизменно, и активным оказывается потенциальный инвестор. Чем он более убедителен, тем больше риск, что контракт получится односторонним и трудноисполнимым.
На энергосервис обращает внимание все больше и больше непрофильных структур, а с учетом масштаба задач по Постановлению №1289, число потенциальных инвесторов будет расти. В этих условиях отсутствие единой политики в регионе приведет к хаосу в реализации и изжоге от самого слова «энергосервис». Именно это уже происходит в регионах – в одном за другим.
Однако, если у инвесторов реально есть деньги, которые они действительно готовы вложить в среднесрочные социально значимые проекты, то необходимо создать для них понятные и прозрачные правила взаимодействия и администрировать этот процесс отдельной, специально обученной для этого проправительственной структурой.
Реальной проблемой в большинстве случаев является взаимодействие сторон, недостаточно компетентных в специфике вопроса.
Состав приложений к энергосервисному контракту на освещение для бюджетных учреждений (рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):
Приложение 1 – Техническое задание;
Приложение 2 – Сведения об Объекте и его технические характеристики;
Приложение 3 – Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения;
Приложение 4 – Типовые категории помещений;
Приложение 5 – Рекомендованный перечень средств измерения мощности световых приборов;
Приложение 6 – Потребление электрической энергии на цели внутреннего освещения за базовый период. Показатели экономии электрической энергии на цели внутреннего освещения (планируемые);
Приложение 7 – Стоимость единицы энергетического ресурса (электроэнергии), действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
Приложение 8 – Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма;
Приложение 9 – Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма;
Приложение 10 – Акт реализации Договора. Примерная форма;
Приложение 11 – Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения, включая ведомость измерений (наблюдений) числа часов работы световых приборов для различных категорий помещений;
Приложение 12 – Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма;
Приложение 13 – Технический регламент гарантийного обслуживания комплекса осветительных приборов, установленного на основании Договора.
Условия энергосервисного контракта
Обязательные условия энергосервисного контракта:
- Сроки оказания услуг
- Срок действия энергосервисного контракта
- Базовый период и базовый уровень потребления
- Перечень энергосберегающих мероприятий
- Порядок определения фактической величины экономии
- Цена контракта
- Порядок оплаты
- Права и обязанности сторон
- Порядок взаимодействия сторон
- Экстренные ситуации
- Гарантии
- Право собственности на результаты оказанных услуг
- Обеспечение исполнения энергосервисного контракта
- Ответственность сторон
- Порядок расторжения контракта
Перечень обязательных приложений, определюящих условия энергосервисного контракта:
- Приложение N 1 “Перечень Энергосберегающих мероприятий”
- Приложение N 2 “Сведения об объекте Заказчика”
- Приложение N 3 “Сведения о базовом уровне потребления тепловой энергии”
- Приложение № 4 “Форма режимов и условия использования энергетических ресурсов”
- Приложение № 5 “Порядок учёта факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов”
Сферы энергосервисных контрактов
Сферой энергосервисного контракта могут быть любые мероприятия по энергосбережению.
Каких-либо других ограничений, касательно сфер заключения энергосервисных контрактов, нет.
Самые распространенные и популярные сферы энергосервисных контрактов в России:
- Модернизация освещения внутри зданий.
- Замена уличного освещения.
- Модернизация системы отопления.
- Замена или модернизация котельной.
- Внедрение мероприятий направленных на снижение тепловых потерь в зданиях, а именно,
- замена или утепление входных дверей,
- ремонт или замена окон,
- утепление фасадов,
- утепление крыши и чердака,
- утепление подвалов и подполий.
- Замена или модернизаций трубопроводов ХВС и ГВС.
Срок действия энергосервисного контракта
Энергосервисный контракт заключается на срок, который необходим для внедрения энергосберегающего мероприятия и его полной окупаемости.
Проще всего это понять на примере.
Например, если срок окупаемости энергосберегающего мероприятия 1 год, тогда энергосервисный контракт заключается на срок не менее 1 года, но, как правило, на 2 – 3 года.
Откуда 2 или 3 года?
Дело в том, что главной сутью энергосервисного контракта является возможно заработать для обеих сторон контракта – заказчика и энергосервисной компании.
Экономию, которая возникает после внедрения энергосберегающего мероприятия, участники контракта делят между собой.
Для того, что бы энергосервисная компания вернула сумму своей инвестиции в энергосберегающее мероприятие, покрыла банковские проценты и немного заработала, ей необходимо получать часть экономии хотя бы на протяжении 2 – 3 лет, даже если мероприятие окупается за 1 год.
Как правило, энергосервисные контракты заключаются на срок от 1 до 5 лет.
Такие сроки диктуются реалиями нашего рынка.
Очень сложно найти мероприятия по энергосбережению, которые окупаются быстрей чем за 1 год.
С другой стороны, существует мало энергосервисных компаний, которые готовы вкладываться в проекты длительностью более пяти лет.
В соответствии с Приложением №2 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 № 859) для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Если Заказчик оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена.
1 этап. Подготовка (определение начальных условий)
1.1. Формирование требований к энергосервисной компании
1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ
1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии
1.4. Подбор технических решений
1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта
1.6. Определение сроков контракта
1.7. Согласование проекта с учредителем организации
2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений
2.1. Подготовка конкурсной документации
2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке
2.3. Проведение конкурса
2.4. Заключение контракта с победителем конкурса
2.5. Регистрация энергосервисного контракта
3 этап. Производственный
3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде
3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ
3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)
4 этап. Доходный
4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику
4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании
4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств
4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика
По результатам мониторинга потерь и измерений сопутствующих параметров фиксируется объем потребления энергетических ресурсов на объекте.
Учитываются бюджеты предприятия потраченные за прошлые годы.
Осуществляется тщательный разносторонний анализ исходных данных.
Из материала хорошо видно, насколько велик потенциал энергосервисной деятельности в России. Чтобы решить проблемы на пути становления этого огромного рынка необходимо привлечение государственных структур, частного сектора, а также профессионалов в области энергосбережения. На наш взгляд, в первую очередь необходима доработка нормативно-правовой базы отрасли энергосервиса, которая, в свою очередь, способна подтолкнуть финансовые учреждения. Если государство озаботится развитием данной интересной, эффективной и прибыльной сферы, создаст благоприятную среду для ее роста, то и сообщество профессионалов отреагирует на изменения так же быстро. Будет создана четкая методологическая база, стандарты качества и другие сопутствующие мероприятия — работа пойдет более интенсивно. А пока остается лишь верить, что в самом ближайшем будущем законодатели все-таки устремят более пристальные взоры в сторону энергоэффективности.
Основные технические решения
Без комплексной взаимоувязанной реконструкции ЦТП и автоматизации подачи тепла и горячей воды в МКД, сопровождаемой обязательной тщательной балансировкой по стоякам, реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности повлечет за собой дополнительные затраты и не достигнет желаемых результатов.
Мы абсолютно убеждены, что совместное решение вопросов повышения энергоэффективности теплоснабжения и на стороне поставщика тепловой энергии, и на стороне потребителя, поможет найти оптимальные решения, которые с минимальными затратами позволят снизить счет за услуги теплоснабжающей организации, или при объективном росте тарифа, связанным с инфляцией и ростом цен на топливо, уменьшить повысительную тенденцию роста счета за отопление и горячее водоснабжение. В основе таких изменений лежит, конечно же, снижение себестоимости продукции, выпускаемой конечной теплоснабжающей организацией (тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение).
По оценке ПАО «Сбербанк», до 2020 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн. руб., из которых не менее 2 трлн. руб. – возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов.
На практике компании пока не торопятся заключать контракты подобного рода, главным образом вследствие недоработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.
Немало вопросов возникает по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосберегающим мероприятиям. Формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.
Помимо законодательных проблем существует ряд других препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В бюджетной сфере, в первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их государственных органов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса стоит проблема неосведомленности в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных нюансов энергосервисных контрактов ввиду относительной новизны данного инструмента для российского бизнеса.
Энергосберегающие мероприятия являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Устранение пробелов в законодательстве, создание инвестиционных стимулов и донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных клиентов поможет в обозримом будущем сформировать полноценный рынок, обеспечивающий энергосбережение во всех отраслях российской экономики.
Договор подряда – все ли так просто?
При использовании оптимизационного и энергосервисных контрактов срок выполнения проекта растягивается на годы, иногда даже на десятки лет. Поэтому суммы оплаты за услуги энергосервиса достигают значительных величин. Ведь энергосервисная компания вкладывает в стоимость услуг все риски, процент за пользование привлеченных денежных средств, процент за отсрочку платежа на несколько лет.
В таком случае интересен договор подряда с рассрочкой платежа. Энергосервисная компания согласовывает с клиентом сумму и срок рассрочки платежей по предоставленным услугам. Этот вид договора предусматривает некий аванс как обеспечительную меру — чтобы клиент не передумал сотрудничать после утверждения бизнес плана.
Конечно, для энергосервисных компаний этот вид договора предпочтительный, но и для клиента он выгоден. Ведь сумма платежей ниже, чем при энергосервисном или оптимизационном контракте так как платежи по процентам за отсрочку платежей ниже, риски для энергосервисных компаний ниже.
Генеральный директор, если вы хотите модернизировать предприятие, сократить себестоимость продукции – используйте энергосервисные компании как финансовый инструмент.
Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.
В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.
Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.
При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.
Петербург сэкономит в сфере ЖКХ за счёт энергосервисных контрактов
В Петербурге обсуждают проблемы коммунальной области на Первом Всероссийском форуме в сфере ЖКХ.
Основной вопрос, волнующий и собственников, и управленцев это, безусловно, экономия. В теории Петербург должен перейти на закрытую систему тепло- и водоснабжения. В рамках реализации этой программы в городе стартует проект по привлечению энергосервисных контрактов.
Экономия от установки нового оборудования в индивидуальных теплопунктах очевидна. Так утверждает начальник отдела районного хозяйства Кронштадтского района Богдан Безбах на примере школы 427, где в 2015 году был реализован энергосервисный контракт. В итоге только за 9 месяцев 2016 года выгода составила 490 тыс. рублей.
Все расходы по монтажу ИТП в доме берет на себя энергосервисная организация, т.е. собственник фактически освобождается от материального участия в модернизации. В частности, в Кронштадте уже идёт аудит во вопросу привлечения энергосервисных контрактов в 19-й квартал, как один самых молодых в районе.
Есть и свои подводные камни в реализации этих контрактов — законодательно планирование бюджетной сферы не совпадает по срокам с заключаемыми договорами. В данный момент решается вопрос о разрешении этой коллизии с целью оптимизации использования энергоресурсов города.
Февраль, 2017