Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Готовимся к отопительному сезону: изучаем и применяем новые формулы расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ поступают обращения граждан о неправомерности применения на территории Республики Башкортостан коэффициента 12/8 к нормативу на отопление при начислении платы за отопление.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
Начисление платы за отопление с применением нормативов осуществляется только в домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также в случаях выхода из строя или утраты ранее введенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии либо истечения срока их эксплуатации. В этой связи коэффициент (12/8), позволяющий пересчитать нормативы, утвержденные для применения в течение года (12 месяцев) при оплате в течение отопительного периода (8 месяцев) применяется только для домов, где расчет осуществляется по нормативам.
До отопительного сезона 2019 – 2020 годов в Республике Башкортостан начисление платы за коммунальную услугу отопление производилось равномерно в течение календарного года (1/12).
При расчете платы применялись нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. С началом отопительного сезона 2019-2020 гг.
во всех муниципальных образованиях в Республике Башкортостан изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного способа в течение календарного года (1/12) на способ оплаты в отопительный период (1/8).
В настоящее время размер платы за отопление определяется в зависимости от наличия/отсутствия в доме общедомового прибора учета тепловой энергии:
– в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, плата начисляется исходя из фактических показаний прибора учета, только за тот период, когда в дом подавалось отопление, без применения норматива.
– при отсутствии в доме общедомового прибора учета тепловой энергии плата за отопление рассчитывается исходя из норматива. Плата начисляется равномерно с начала отопительного сезона в течение 8 месяцев. При этом, в течение 4 месяцев (летние месяцы) плата за отопление жителям не предъявляется.
При расчете размера платы за отопление так же применяются нормативы потребления коммунальной услуги, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. Возможность применения данных нормативов подтверждается действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
Так, в пункте 2 (2) Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.
№ 354 установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, возможно применение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Нормативы потребления коммунальной услуги отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, утверждены органами местного самоуправления и Государственным комитетом РБ по тарифам и рассчитаны в целях применения при способе оплаты равномерно в течение календарного года (12 месяцев).
Правила установления и определения нормативов регламентированы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 (Правила № 306).
Дело № А46-12324/2017
Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.
Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.
Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.
Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:
-
объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;
-
каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.
Как проводить обучение и проверку знаний персонала
Перечень работ по эксплуатации электроустановок приведен в п. 7 Правил. В числе прочего нужно обеспечить обучение и проверку знаний работников, выполняющих работы в электроустановках, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Это означает, что потребитель должен использовать те же формы подготовки, что и сетевые компании:
- стажировка;
- подготовка по новой должности (рабочему месту);
- предэкзаменационная подготовка;
- проверка знаний;
- дублирование;
- противоаварийные тренировки;
- специальная подготовка;
- производственный инструктаж.
Новое в Правилах — обязательное проведение противоаварийных тренировок для оперативного и оперативно-ремонтного персонала потребителя, в том числе совместно с сетевой компанией или РДУ.
Особенности подготовки работников, занятых на обслуживании ЭУ 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям 0,4 кВ, и энергопринимающих установок, определены в п. 40-45 Правил. Кратко перечислим некоторые из них.
Первичная проверка знаний проводится для работников, впервые поступающих на работу по обслуживанию ЭУ, или при перерыве в работе более трех лет. С разрешения руководителя можно освободить от нее сотрудника, принимаемого по совместительству для выполнения функций ответственного за электрохозяйство, если соблюдаются одновременно три условия:
- он прошел проверку знаний по эксплуатации ЭУ по месту основной работы менее 6 месяцев назад;
- энергоемкость и сложность электроустановок по месту совмещения не больше, чем на основной работе;
- у потребителя нет ЭУ выше 1000 В.
Управление электроустановками
Организационно-распорядительным актом потребителя должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя – юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п. 8).
Организационно-распорядительная документация (ОРД) – это обширный пласт документов, фиксирующих права и обязанности работников и их работодателей, их задачи, цели и функции. Они оформляются по определённым требованиям, которые сведены в ГОСТ по оформлению ОРД 7.0.97-2016 (ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Несоблюдение этих требований влечёт недействительность организационно-распорядительных документов.
Организационные документы необходимы для регламентирования деятельности организации. Именно с их помощью фиксируются права и обязанности работников и работодателей, закрепляется их взаимная ответственность.
Организационная документация – это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.
Распорядительные документы создаются при постановке конкретных задач внутри организации. В эту категорию входят распоряжения, решения, приказы, постановления и другие документы, издаваемые для решения тех или иных практических задач.
Ниже приведён перечень распространённых видов организационно-распорядительной документации. В него входят:
- приказы о назначении;
- положения;
- руководства;
- правила;
- должностные инструкции персонала;
- регламенты;
- описания технологических процессов;
- трудовые договоры и дополнения к ним;
- инструкции по обеспечению охраны помещений;
- объяснительные записки;
- приказы о премировании и депремировании;
- распоряжения о мерах, необходимых для непрерывности технологических процессов;
- расписания несения дежурства на объектах.
Новый порядок расчета за отопление в квартире, что изменилось?
С началом 2019 года вступило в силу Постановление Правительства от 28.12.2018 № 1708 (далее – Постановление), внесшее коррективы в порядок начисления платы за обогрев для жителей многоквартирных домов. Теперь при наличии в доме ОПУ и хотя бы одного в квартире ИПУ во всем доме, расчет будет производиться по показаниям индивидуального счетчика. При этом такой порядок будет действовать даже в случае, когда другие помещения не имеют счетчиков отопления.
До вступления в силу Постановления применялся иной порядок расчета платы за теплоресурс. Оплата считалась по показаниям ИПУ только тогда, когда все собственники МКД установили в квартирах счетчики отопления. Если хотя бы один из всего дома не установил счетчик, то оплата считалась по нормативу. Это было принципиально неверно. Новые правила поменяли ситуацию.
В зависимости от ситуации, Постановлением введены новые формулы расчета платы за потребление тепла в МКД:
- Когда не установлен ОПУ.
- Когда установлен ОПУ и квартиры в МКД, в зависимости от установки ИПУ:
- не имеют счетчика вообще;
- оборудованы все квартиры;
- есть хотя бы в одной квартире или в общей массе более половины от суммарной площади всех помещений (жилых и нежилых).
Отметим, что в случае, когда в МКД не установлен ОПУ, оплата за него рассчитывается по действующим нормативам потребления.
Также ввели отдельный расчет оплаты помещений в доме, отнесенных к нежилым. И тут имеет роль установлен или нет индивидуальный счетчик тепла. До 2019 года в соответствии с действующими Правилами, установленными Постановлением от 06.05.2011 № 354, отдельно рассчитать плату за тепло, затраченному на обогрев мест общего пользования, не представлялось возможным. Поэтому новый порядок позволил поменять метод расчета платы за отопление в МКД и устранить пробелы в правовом регулировании.
Расчет по новым формулам стал применяться уже с 1 января и управляющие компании должны указывать в платежке соответствующие суммы в 2023 году.
Расчет платы по коммунальной услуге может производиться:
- только в отопительный период – расчет происходит по показаниям ИПУ и зависит только от фактического потребления;
- в течение всего года равномерно – по итогам отопительного сезона производится корректировка в соответствии с показаниями ИПУ.
Отказы в оформлении компенсации ЖКХ
Компенсация за жкх в 2022 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут рассчитывать на субсидию, должны с ними ознакомиться. Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран. Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.
Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения. Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов. Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.
При оформлении компенсации учитывается наличие у человека работы. Если трудоспособный, но неработающий гражданин запрашивает компенсацию жкх, не находясь на учете в службе занятости, высока вероятность, что в получении помощи будет отказано.
Следующая причина, по которой могут отказать в оформлении компенсации по жкх – если получатель субсидии не вовремя вносит плату по тарифам. Чтобы получать компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином. А это значит, что придется вносить плату по счетам вовремя, без просрочек, и долгов. Если долги растут, получить субсидию будет практически невозможно. Это не совсем рационально, поскольку компенсация предназначена для граждан, которые из-за своего плачевного финансового положения, не могут самостоятельно справиться с коммуналкой.
Именно момент с наличием долгов по коммуналке будет исправлен в поправках, вступающих в силу с 1 января 2022 года. Видимо власти поняли, что ходят по кругу, запрещая получить помощь малоимущим людям, пенсионерам и ветеранам, у которых есть задолженность. Малоимущий гражданин готов платить, но не может этого сделать, поскольку выплата слишком большая.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
К чему готовиться собственникам квартир
С марта 2023 года в силу вступит федеральный закон, согласно которому Росреестр не будет публиковать сведения из ЕГРН о собственниках по запросу третьих лиц. Нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия. После вступления в силу поправок Росреестр больше не будет указывать ФИО собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.
Кроме того, с 1 марта также изменится порядок приемки работ по капремонту многоквартирных домов. Вступят в силу изменения в статье 190 Жилищного кодекса РФ. Согласно новой редакции, акт приемки выполненных работ по капремонту должен быть согласован с органами местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников (если ремонт проводится по их решению).
Юристы говорят, что обычно, когда в силу вступают какие-то изменения в законах в сфере ЖКХ, то растет число нарушений. Нередко они связаны с тем, что управляющие компании не сразу вникают в изменения правил расчета за коммунальные услуги.
19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?
Статья | Старый вариант | Новый вариант |
---|---|---|
Ст.2 п10 | Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.
|
Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.
В ценовых зонах эта программа не разрабатывается. |
Ст. 2п18а | Допустимо назначение цены по соглашению сторон. | Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень
|
Ст. 2п18б | Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством
|
Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон |
Ст.15ч9.3 | Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. | Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. |
Методика осуществления
Все полученные в процессе замеров данные по ресурсу раз в сутки в одинаковое время обязательно заносятся в специальный журнал. Такой документ должен быть в каждом многоэтажном здании. Его страницы, имеющие сквозную нумерацию, сшиваются шнуром.
Правая сторона содержит сведения о потребителе:
- название;
- номер;
- адрес;
- контакты;
- коэффициенты для перерасчёта;
- период учёта;
- информацию о контролирующем лице.
Здесь же регистрируются проблемы и неисправности. В конце месяца копия данных предоставляется поставщику.
В ежедневных записях должны быть отображены:
- время и дата снятия показаний;
- количество полученного тепла;
- объём и температура теплоносителя по подающему трубопроводу и обратке.
Начало и конец отопительного сезона
Каковы сроки отопительных сезонов в России? Ранее это были конкретные даты, но, как показала практика, фиксирование периодов приводит к нерациональному использованию тепла. Это обусловлено, прежде всего, различиями климатических условий на территориях разных субъектов, а также возможными отклонениями от статистических показателей. То есть в одних городах холод приходит гораздо раньше середины октября и держится до самого конца весны. Кроме того, вероятны значительные и продолжительные потепления, во время которых обеспечивать отопление просто бессмысленно.
Учтя такие особенности российского климата, правительство пересмотрело порядок отопления. В мае 2011-го года было утверждено постановление под номером 354, регламентирующее предоставление коммунальных услуг владельцам и пользователям жилья в жилых домах и многоквартирных зданиях.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей
Пожалуй, это самый посещаемый специалистами раздел старых ПТЭЭП.
Структура старых ПТЭЭП | Структура новых ПТЭЭП |
Раздел 1. Организация эксплуатации электроустановок | – |
Глава 1.1. Общие требования | 1. Общие положения |
Глава 1.2. Обязанности, ответственность потребителей за выполнение правил | 2. Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей |
Глава 1.3. Приёмка в эксплуатацию электроустановок | 3. Техническая документация |
Глава 1.4. Требования к персоналу и его подготовка | 4. Требования к персоналу |
Правила коммерческого учета тепловой энергии
Правила коммерческого учета тепла в МКД за последние 5 лет существенно изменились. В многоквартирных домах повсеместно устанавливаются общедомовые теплосчетчики, что меняет условия начисления оплаты.
В статье рассмотрены актуальные требования к учету теплоснабжения, которые необходимо знать представителям управляющих организаций, детально изучены положения ключевого нормативного акта – ПП РФ № 1034 от 18.11.
2013, а также требования к ведению журнала учета тепла.
18 ноября 2013 года было издано правительственное постановление № 1034, которым введены Правила коммерческого учета тепловой энергии. Этим нормативным актом закрепляются основные подходы и требования к тому, как организуется учет энергоресурсов. У постановления несколько целей:
- проведение расчетов за поставляющиеся энергоресурсы;
- отслеживание рабочих параметров системы теплоснабжения;
- рациональное расходование энергетических ресурсов при снабжении потребителей теплом.
Коммерческий учет расчетным путем
Оплата за предоставленную тепловую энергию начисляется по показаниям приборов учета, а также расчетным путем, в случаях, если:
- приборы учета не установлены;
- приборы учета неисправны;
- нарушены сроки предоставления показаний;
- потребление тепловой энергии осуществляется в бездоговорном порядке.
При выявлении любых нарушений в функционировании узла учета потребитель должен в течение суток сообщить об этом в ТСО и составить акт, который будет подписан представителем потребителя и сервисной компании.
Акт передается в ТСО вместе с отчетом о теплопотреблении. При несвоевременном информировании ТСО о нарушениях в работе УУТЭ расход тепловой энергии за отчетный период определяется расчетным путем.
При выводе ПУТЭ из работы для ремонта или поверки на срок:
- до 15 суток расчетной базой является среднесуточный расход за отчетный период;
- от 15 суток до трех месяцев — средние значения за отопительный период, они берутся за весь отопительный период, но не менее, чем три месяца;
- свыше 3 календарных месяцев — расчет ведется по нормативу.