Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что и как проверяет трудовая инспекция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом основное отличие плановых и внеплановых проверок. Вернее сказать, для плановой проверки тоже есть основание, но оно всегда одно – сам план, его требуется согласовать с прокуратурой и заранее опубликовать на местном сайте ГИТ.
Порядок проведения профилактического визита
Сразу надо отметить, что по результатам профилактического визита работодатель не привлекается к административной ответственности. Также инспектор не может выдать предписание, обязательное к исполнению (п.8 ст.52 Закона № 248-ФЗ).
По окончании профилактического визита инспектор не составляет протокол и не назначает какие-либо штрафы. Роструд информирует, что главной задачей профилактического визита является помощь работодателю в выявлении, устранении и предотвращении рисков нарушения трудового законодательства.
По результатам профилактического визита работодателю даются рекомендации, которые не носят обязательный для исполнения характер, но к которым очень целесообразно прислушаться.
Отметим, что, по общему правилу, профилактический визит не является обязательным мероприятием для работодателя, то есть компания вправе отказаться от него. Это не влечет какие-либо негативные последствия.
Между тем, для отдельных компаний профилактический визит является обязательным. К данной категории относятся работодатели:
- которым присвоен категории высокого и значительного риска;
- которые осуществляют деятельность в сферах с высоким риском производственного травматизма (п.32 Положения о проверках ГИТ).
При плановой проверке задаются только вопросы из проверочных листов. Сначала издаётся распоряжение о её проведении, где должно быть указано, кто будет направлен в компанию. По прибытии проверяющий предъявит удостоверение, которое можно будет сравнить с указанным. Есть в распоряжении и номера проверочных листов, так что все детали известны заранее.
Можно подробно узнать:
- какие виды проверок проводятся ГИТ, как оформляются документы и какие права имеет работодатель при проведении;
- какие объекты будут проверяться.
Как избежать проверок ГИТ
Плановых проверок можно избежать, снизив категорию риска или воспользовавшись новыми возможностями из предыдущего раздела с 1 июля 2021 года.
Чтобы не нарваться на внеплановые проверки, придерживайтесь правил:
- Вовремя устраняйте и отчитывайтесь в ГИТ об исполнении предписаний. Опоздание с ответом — повод для внеплановой проверки.
- Ведите кадровый документооборот в полном объеме. Наиболее распространенный повод для внеплановой проверки — заявление сотрудников и иных лиц. Если у вас будут все необходимые документы, вы сможете решить вопрос на стадии предостережения или проведения ограниченной тематической проверки.
- Избегайте несчастных случаев на производстве. В любом подобном случае назначается расследование, а информация в инспекцию поступает из медицинских учреждений.
- Проводите спецоценку условий труда когда это нужно и публикуйте результаты на сайте компании. Если ГИТ проверит и не найдёт эту публикацию — может оштрафовать и назначить внеплановую проверку.
Роструд вправе самостоятельно инициировать внеплановую проверку, если на основании общедоступной информации сделает вывод об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При этом под угрозой причинения вреда жизни и здоровью понимаются не только чрезвычайные ситуации, но и:
- невыплата заработной платы;
- непредоставление отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение средствами индивидуальной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку, медосмотр, психиатрическое освидетельствование если они обязательны;
- ненадлежащее функционирование или отсутствие системы управления охраной труда;
- отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ);
- нарушение порядка предоставления гарантий и компенсаций работникам.
В рамках внеплановых надзорных мероприятий проводят:
Вид проверки | Место проведения | Вид контроля | Предварительное уведомление | Предварительное согласование с органами прокуратуры |
---|---|---|---|---|
1. Внеплановую документарную проверку трудовой инспекцией | По адресу проверяющего органа |
|
Не определено | Не требуется |
2. Инспекционный визит | По адресу объекта |
|
Не требуется | Требуется |
3. Рейдовый осмотр | По адресу объекта проверки |
|
Не определено | Требуется |
4. Внеплановую выездную проверку трудовой инспекцией | По адресу объекта проверки |
|
Уведомление подконтрольной организации за 24 часа до начала мероприятия | Требуется |
Комментарии к ст. 360 ТК РФ
1. В соответствии со ст. 356 ТК федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом положений ст. 356 ТК комментируемая статья дополнительно закрепляет, что основной формой надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда является осуществление инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми организациями, действующими на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателями — физическими лицами и устанавливает общие принципы и порядок инспектирования работодателей.
2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда, помимо ТК являются Конвенция N 81 МОТ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», КоАП.
Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. См., например, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, Положения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ, утв. Приказами Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227.
3. Единые порядок и процедура проведения проверок должностными лицами органов государственного надзора и контроля регулируются положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон N 134-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, его положения применяются и к отношениям, связанным с осуществлением федеральной инспекцией труда государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, поскольку указанные отношения не поименованы в перечне исключений из сферы применения данного Закона, содержащемся в его п. 3 ст. 1.
Вместе с тем следует учитывать положение п. 5 ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающего, что, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора. Конвенция N 81 МОТ согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» является именно международным договором.
Как предусмотрено ст. 2 Конвенции, система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.
Инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток в любую организацию, охватываемую контролем инспекции.
Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит последнему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет снижена эффективность контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 названной Конвенции).
Таким образом, применительно к отношениям, связанным с осуществлением уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, следует руководствоваться как положениями Федерального закона N 134-ФЗ, так и положениями Конвенции N 81 МОТ, которые в ряде случаев отличаются от его требований.
4. В соответствии со ст. 16 Конвенции N 81 МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательных положений. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено должностными лицами государственного органа надзора и контроля (в том числе федеральной инспекции труда) не более чем 1 раз в 2 года.
Число внеплановых проверок, проводимых по информации работников или их представителей о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено.
Внеплановые (оперативные) проверки проводятся в случаях, когда предметом инспекционной проверки является контроль за исполнением обязательных требований (предписаний) об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в результате предыдущей плановой инспекционной проверки.
Внеплановая инспекционная проверка может проводиться также:
при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан;
при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
5. Статьей 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлен порядок проведения мероприятий по контролю, руководствуясь которым государственные инспекторы труда осуществляют конкретную проверку соблюдения законодательства о труде на основании приказа (распоряжения) руководителя соответствующей инспекции труда.
В распоряжении (приказе) указываются: 1) номер и дата; 2) наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда; 3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; 4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации; 5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении инспекционной проверки предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, работодателю (его полномочному представителю) либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением установленного образца.
Как беспрепятственно пройти проверку?
Исключить сложности при прохождении проверки позволит соответствующая подготовка персонала. Обращение в Учебный Центр СТБШ поможет повысить квалификацию работников, получить необходимые дипломы и удостоверения, создать актуальную правовую базу на предприятии.
Мы работаем с организациями различной направленности, предлагаем очные и заочные программы. Обучение сотрудников осуществляют опытные преподаватели. Они учитывают уровень подготовки слушателей и специфику их деятельности, приводят реальные примеры, облегчающие усвоение материала.
Для оформления заявки на прохождение обучения воспользуйтесь функционалом сайта или свяжитесь с консультантами по телефону.
Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?
По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.
Какие решения инспектора по труду можно обжаловать
Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.
Сроки проведения проверок: что изменилось в новом году?
Во-первых, стоит сказать, что эти сроки были сокращены. По новым правилам продолжительность выездных и документарных проверок максимально составляет 10 рабочих дней. | Во-вторых, был установлен срок проведения выездных проверок для организаций, относящихся к размеру малых, он составляет до 50 часов, 15 часов для микропредприятий, и 40 часов для проведения ревизии на основании программы проверок для микропредприятий. Если ваша организация имеет обособленные подразделения в каких-то других субъектах России, то продолжительность проведения выездной проверки устанавливается индивидуально. |
В ходе мероприятия инспекторы запрашивают документацию, связанную с трудовыми взаимоотношениями. В частности, обязательно проверяют следующие бумаги:
- Трудовые договоры.
- Документы о трудовом распорядке.
- Штатное расписание.
- Внутренние акты.
- Трудовые книжки и их содержимое.
- Приказы об увольнении, приеме на должность и переводе на другое место, а также подписи сотрудников на них.
- Учет трудовых книжек.
- Приказы о сверхурочной работе, письменные согласия сотрудников.
- Бумаги, связанные с трудоустройством инвалидов, лиц, не достигших 18-ти лет.
- Выполнение норм охраны труда.
- Положение о персональных данных трудящихся.
- Документы, связанные с трудоустройством иностранцев.
Это основной перечень документации, который будет проверяться в первую очередь. При внеплановой проверке инспектор обычно запрашивает те бумаги, которые связаны с причиной жалоб на компанию.
Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).
Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.
Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.
Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.
При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.
Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.
Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?
Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:
- Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
- Поступление в ГИТ:
- информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
- жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
- заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
- информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
- Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.
Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.
Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
- положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
- Административный регламент, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 (далее — административный регламент);
- другие нормативные акты.
Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:
- плановые;
- внеплановые.
Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган.
По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.
Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?
Предмет проверки определяет жалоба работника. Соответственно, инспектор вправе запрашивать документы, непосредственно связанные с проверкой жалобы. Другое дело, что перечень таких документов может быть достаточно обширным.
Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:
- заявление на оформление трудовых отношений;
- штатное расписание;
- приказ о приеме на работу;
- трудовой договор;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
- табели учета рабочего времени;
- расчетные листки;
- платежные документы на выплату заработной платы.
А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.
Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).
Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Какие изменения произошли?
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Проверки Роструда и других ведомств стали короче
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум – 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок – не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
- Низкий риск – не проводятся.
- Умеренный риск – не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее – не реже 1 раза в 6 лет).
- Средний риск – не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее – не реже 1 раза в 5 лет).
- Значительный риск – не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее – 1 раз в 3 года).
- Высокий риск – не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее – 1 раз в 2 года).
- Чрезвычайно высокий риск (новая категория) – не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
Какая ответственность за уклонение от внеплановой проверки
Закон предусматривает ответственность за то, что работодатель избегает проверки. Например, не пускает инспектора в здание организации и не выполняет требования. За уклонение работодателя привлекут к административной ответственности, инспектор сообщит в налоговую, что организация отсутствует по месту регистрации, и составит акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев после того, как инспектор составил такой акт, руководитель территориального органа Роструда вправе принять решение о новой выездной проверке без уведомления (ст. 12 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Работодателя могут оштрафовать за неповиновение законному распоряжению инспектора труда — штраф до 4 тыс. руб. (ст. 19.4 КоАП). А также воспрепятствование законной деятельности инспектора труда, повлекшее за собой невозможность проведения проверки — штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП).
Когда проводят выездную проверку?
Внеплановая проверка может считаться законной только в том случае, если она проводится на основании следующих причин:
- Окончание сроков действия ранее выданных постановлений и предписаний. Например, постановлений об исправлении нарушений. Такие предписания могут выдаваться в результате плановых и внеплановых проверок, проведенных ранее по иным обстоятельствам.
- Наличие постановления руководителя Государственной инспекции о необходимости проведения проверки. Обычно такие постановления выносятся на основании распоряжений от Правительства или Президента, а также прокуратуры.
- Наличие жалобы или заявления от сотрудника организации. Обратившийся имеет право требовать проверить соблюдение условий труда на предприятии. Особенно в том случае, если его законные права игнорируются или открыто нарушаются.