Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизация легкового автомобиля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!
Как работает ОСАГО по вопросу износа?
Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:
- выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
- износ не учитывается на работы и Услуги автосервиса.
Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.
Правила определения учета износа
Полис ОСАГО поможет потерпевшему получить денежную компенсацию после ДТП. Или не поможет – такое тоже бывает, что очень возмущает владельцев транспортных средств. Но больше всего их возмущает, что компенсация не покрывает расходов, требующихся на восстановление машины.
Проблема в том, что страховщик рассчитывает сумму компенсации по утвержденным Правилам ОСАГО за № 263-2003 года, где четко указано: при начислении компенсации необходимо в расчет включить амортизацию деталей.
Проще говоря, чем старше машина, тем меньше денег выплатит страховая компания. Именно этот пункт не дает водителям, пострадавшим в аварии произвести восстановление поврежденных машин на средства, полученные по ОСАГО.
Например, во время ДТП на пятилетнем автомобиле разбили бампер. Оплачивать новые детали страховая компания откажется, потому что старый бампер за годы амортизации стал дешевле, значит, такой придется искать на замену. А где его взять? Вот и получается, что пострадавший доплачивает из своего кармана.
Учет износа зависит от срока эксплуатации автомобиля, его марки, пробега, технического состояния, изношенности комплектующих деталей, предназначенных к восстановлению. Остановимся более подробно на деталях по расчету износа.
Расширение тарифного коридора по ОСАГО
В РСА уверены, что расширение тарифного коридора цен полиса ОСАГО нужно, так как стоимость страховой корзины автокомпонентов за последние полгода растет уже второй раз. Последние отчеты по ценам датированы 15 июня и 19 сентября 2021 года.
«За три месяца стоимость корзины выросла на 10%, поэтому увеличение коридора уже требуется. Если говорить о проблемных водителях, сейчас максимальная стоимость полиса для них недостаточна, с них нужно брать больше, а тариф ограничен. Поэтому приходится брать со всех остальных. Насколько расширить коридор тарифа по ОСАГО будет считать и решать Банк России», — пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Новые справочники по стоимости запчастей начали действовать только 20 сентября. В РСА подтвердили, что через какое-то время после соблюдения всех коллегиальных обсуждений самостоятельно выйдут с предложением расширения тарифа по ОСАГО.
О том, что расширение тарифного коридора уже требуется открыто заявили и в компании «Росгосстрах». По их оценкам, действующих границ не хватает для назначения достаточной цены в 30% случаев. А для более справедливой тарификации требуется как минимум двукратное расширение коридора.
Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.
Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.
Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.
У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.
В группу No3 входят следующие транспортные средства:
- легковые авто;
- малогабаритные автобусы;
- малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
- машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.
Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:
- автобусы с длиной не более 12 м.;
- фургоны;
- грузовики;
- тягачи для прицепов;
- инвалидные авто.
Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:
- легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
- грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
- тягачи;
- автопоезда;
- спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).
То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.
Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.
Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.
Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:
- отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
- оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
- эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
- передавать автомобили в лизинг.
Как рассчитать амортизацию автомобиля
В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:
- Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
- Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
- Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)
Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.
- Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
- Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
- Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2
Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.
Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.
При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:
Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4
- И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
- Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
- И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
- А2 – износ от природно-климатических условий;
- А3 – износ от экологической обстановки;
- А4 – износ по количеству жителей в регионе.
Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.
В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.
Из перечисленных выше коэффициентов самый высокий как раз подходит для объектов транспортных компаний, которые нередко приобретают автомобили на условиях договора лизинга. Для того чтобы применить к их налоговой амортизации коэффициент не выше 3, нужно выполнить два условия. Во-первых, у перевозчика основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Во-вторых, имущество не должно входить в первую или третью амортизационные группы, определенные в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы .
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Начнем с последнего условия. Транспортные средства включены в несколько амортизационных групп. В одну из «запрещенных» групп (третью) входят автомобили легковые, грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т, автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м. Перевозчики пассажиров и грузов, как правило, используют более грузоподъемные и вместительные ТС, которые указаны в других, но уже «разрешенных» амортизационных группах. В частности, это:
- автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
- автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно;
- автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя более 3,5 л);
- автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т;
- автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 м до 24 м;
- автомобили специальные.
В отношении всех перечисленных ТС налогоплательщик вправе применить повышающий коэффициент (не выше 3) при условии, что авто учитываются у него по условиям договора. Между тем сам по себе договор регулирует гражданско-правовые отношения сторон, а не вопросы налогового учета. Полагаем, что простым волеизъявлением сторон решить вопрос, кому учитывать лизинговое имущество, не получится. Нужны более весомые аргументы. К сожалению, в Налоговом кодексе их нет.
Как применять специальные коэффициенты?
Лучше этот вопрос рассмотреть на практических примерах, но перед тем, как к ним переходить, скажем, что в силу п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. Данный показатель амортизируемого имущества должен быть установлен налогоплательщиком самостоятельно (с учетом применяемых коэффициентов к основной норме амортизации) на дату ввода в эксплуатацию объекта и может быть изменен только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом .
См. Письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-03-06/1/37022.
При применении линейного метода начисления амортизации сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле (п. 2 ст. 259.1 НК РФ):
,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (без учета сокращения срока применением повышающих коэффициентов).
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос № 1. Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?
Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.
Вопрос № 2.В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?
Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:
Для бухучета | Для налогообложения |
Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца | Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца |
Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год | Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год |
Безвозмездная передача |
Вопрос № 3. Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?
Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.
Вопрос № 4. Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?
Амортизация автомобиля — проводим расчеты
Существует другой способ расчета уровня изношенности автомобиля, который заключается в следующем:
- проводится вычисление расчетного износа по специальным формулам;
- полученное число умножается на балансовую (стоимость при покупке) цену автосредства.
Расчет амортизации авто на 1 километр проводится так:
- ведется учет стоимости всех затрат по уходу за вашим транспортным средством (охладительные жидкости, масла, стоимость расходных материалов) за год;
- высчитывается километраж, который преодолел ваш автомобиль за 12 месяцев;
- расходы делятся на километраж, в результате чего получается стоимость амортизации автомобиля на 1 километр его пути.
Амортизация личного автомобиля в служебных целях просчитывается с учетом данных из таблиц, которые размещены в РД 37.009.015-98 (с Изменениями N 1, N 2, N .
Возможные способы начисления амортизации автотранспорта
Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.
Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.
Линейный способ, как самый распространенный
Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.
Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.
Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:
- Бухгалтерский учет – 500000 +500;
- Налоговый учет – 500000.
Что такое расчет износа
Для начала разберемся, по какому принципу действует страхование ОСАГО, или, как его еще называют, автогражданка. Этот вид страховки направлен только на выплаты третьим лицам, и такой полис должен иметь каждый автовладелец РФ. Когда случается ДТП, виновник происшествия оплачивает нанесенный ущерб пострадавшему именно за счет своего полиса ОСАГО.
Компания должна оплатить восстановление тех деталей, что были повреждены в результате ДТП. Но автомобиль пострадавшего перед ДТП не был новым на 100 процентов. Поэтому раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2020 года произошли изменения в этой сфере. 21.05.2017 вступил в силу ФЗ №49 «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств» и теперь пострадавшему в ДТС компенсацию по ОСАГО расчитывают без учета износа ТС.
О том как проводился расчет износа до этой даты и на какие детали распространялся рассказано ниже.
Когда учитывается износ?
Восстановление автотранспорта подразумевает замену либо ремонт только тех деталей и узлов, которые повреждены. Поэтому страховщику необходимо подсчитать степень их износа на момент автоаварии.
Таким образом, износ в процентах вычисляется исключительно на детали, которые меняются, а на другие детали и материалы нет. Затем по справочнику РСА с учетом региона определяется цена каждой детали и умножается на процент износа. Можно подытожить, что при определении общей суммы компенсации выплат, учитывается износ.
В общую сумму страховой компенсации входят цены не за новые автозапчасти, а с учетом износа.
Когда потерпевшая сторона написала заявление на выполнение восстановительного ремонта машины, то на СТО устанавливают новые детали, и включают их цены в общую стоимость проведенного ремонта.
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Вид грузового автомобиля |
Код действующего ОКОФ |
Третья |
3-5 |
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.111 |
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.111 |
||
Четвертая |
5-7 |
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.4 |
Пятая |
7-10 |
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум |
Актуальное значение 310.29.10.41.112 |
Дизельный транспорт более 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.113 |
||
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.112 |
||
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.113 |
||
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.5 |
||
Автогидроподъемники |
Актуальное значение 310.29.10.59.270 |
||
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов) |
Актуальное значение 310.29.10.59.390 |
Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.
К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.
Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.
Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.
Что такое амортизация автомобиля
Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).
Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.
К группе амортизации №3 принадлежат:
- легковые машины;
- автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
- малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.
К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:
- маленькие легковые автомобили для инвалидов;
- грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
- автобусы длиной до 12 метров и более.
К амортизационному списку №5 относятся:
- легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
- грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
- тягачи;
- автомобильные поезда;
- специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).