Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.

Три типа склонения прилагательных

В рус­ском грам­ма­ти­ке у имен при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют три типа скло­не­ния в зави­си­мо­сти от осно­вы слова:

  • твер­дое склонение
  • мяг­кое склонение
  • сме­шан­ное склонение.

К твер­до­му скло­не­нию отне­сем сло­ва с осно­вой на твер­дый согласный:

  • прав ый
  • горд ый
  • смирн ый

Такие при­ла­га­тель­ные в окон­ча­ни­ях име­ют первую глас­ную «о» или «ы»:

гор­дый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .

Мягкое скло­не­ние объ­еди­ня­ет при­ла­га­тель­ные, име­ю­щие осно­ву на мяг­кий согласный:

  • вечерн ий
  • летн ий

Эти при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся окон­ча­ни­я­ми с пер­вой глас­ной «е» или «и»:

вечер­ний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х

К сме­шан­но­му скло­не­нию при­ла­га­тель­ных при­над­ле­жат сло­ва с осно­вой на «г», «к», «х», «ц» и шипя­щие согласные:

  • упруг ий
  • узк ий
  • ветх ий
  • куц ый
  • свеж ий

У при­ла­га­тель­ных сме­шан­но­го скло­не­ния в окон­ча­ни­ях отме­тим нали­чие пер­вых глас­ных «о» и «ы», как у при­ла­га­тель­ных твер­до­го скло­не­ния, и «е», «и», как у при­ла­га­тель­ных мяг­ко­го склонения:

  • глу­хой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
  • куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .

Падежные окончания существительных единственного числа

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена, земля

[ ], -о, -е

конь, село, поле

[ ]

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены, земли

-а, -я

коня, села, поля

ночи, лошади

Д. п.

жене, земле

-у, -ю

коню, селу, полю

ночи, лошади

В. п. -у, -ю

жену, землю

[ ],-а, -я, -о, -е

коня, село, поле

[ ]

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой, землей

-ом, -ем

конём, селом, полем

-ью

ночью, лошадью

П. п.

жене, земле

-е, -и

коне, селе, поле

ночи, лошади

Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:

  • Мое (что?) пальто;
  • Здесь нет моего (чего?) пальто;
  • Я очень довольна этим (чем?) пальто;
  • Рассказать о (чём?) пальто;

Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.

Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:

  • 1 группа: существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -о, -е, -у, -ю, -э, -и, а также ударный . Примеры: какао, шимпанзе, кенгуру, дежавю, алоэ, жалюзи, бра;
  • 2 группа: русские и украинские фамилии на -о,-ко, -ово, -аго/-яго, -их/-ых. Примеры: Шевченко, Иващенко, Коротких, Барских, Живаго
  • 3 группа: аббревиатуры и сложносокращенные слова. Примеры: ООН, СМИ, ГИА, ЕГЭ, ЖКХ, завкафедрой, сельпо;
  • 4 группа: существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Примеры: мисс, миссис, Этель Войнич.
  • 5 группа: некоторые географические названия и иностранные имена/фамилии с основой на гласный. Примеры: Токио, Баку, Сочи, Дюма, Гёте, Гюго;
Читайте также:  Нормы расходования канцтоваров

Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончания. Если на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах.

Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:

Первое спряжение Второе спряжение
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению)
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения)
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения)
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым)

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —

Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.

Например:

Катя читала книгу с красивыми картинками.

Крисивые картинки у Кати в книге.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).

При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.

В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).

Пример:стол — столы, кровать — кровати.

Читайте также:  Награды для получения ветерана труда в Чувашии

Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.

Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.

В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Правило о спряжении глагола.

1. Что такое спряжение глаголов и где оно применяется

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения глаголов – I (первое) и II (второе).

У причастий спряжений нет, но в целях выбора гласной в суффиксе к причастиям применяется правило о спряжении глагола.

Правило о спряжении глагола необходимо в двух случаях:

1) для правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;

2) для правильного написания суффиксов причастий настоящего времени (действительных и страдательных).

К глаголам и причастиям прошедшего времени правило о спряжении применять нельзя!

2. Таблица «Глаголы II и I спряжений»

II спряжение I спряжение
1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться. 1. Брить, стелить, зиждиться.
2. Четыре глагола на -ать:
— гнать;
— держать;
— слышать;
— дышать.
2. Все глаголы на -ать, кроме четырёх.
3. Семь глаголов на -еть:
— терпеть;
— вертеть;
— смотреть;
— видеть;
— зависеть;
— обидеть;
— ненавидеть.
3. Все глаголы на -еть, кроме семи.
4. Остальные глаголы (на -ять, -оть, -уть и т.д.).

Правило о неопределённой форме глагола и как оно применяется к глаголам, причастиям и деепричастиям.

Единое правило о неопределенной форме глагола звучит следующим образом.

Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени,
перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида,
перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Исключение: перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и»! Гласная «и» меняется на «е».

Для наглядности разделим это правило на четыре составляющие.

1. Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Обратим внимание! Эта гласная является самостоятельным суффиксом. Например, в глаголе «видел» два суффикса – суффикс «е» и суффикс «л».

Примеры применения правила о правописании гласной.
1) Стро..л.
Н.ф. – строить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: cтроил.

2) Кле..ли.
Н.ф. – клеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: клеили.

3) (Ветер) ве..л.
Н.ф. – веять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: веял.

2. Перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Примеры.
1) Постро..в.
Н.ф. глагола – построить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: поcтроив.

2) Закле..в.
Н.ф. глагола – заклеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: заклеив.

3) Разве..в.
Н.ф. глагола – развеять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: развеяв.

3. Перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Примеры.
1) Стро..вший.
Н.ф. глагола – строить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: cтроивший.

2) Кле..вшие.
Н.ф. глагола – клеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: клеившие.

3) Ве..вший.
Н.ф. глагола – веять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: веявший.

4. Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Исключение: перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и»! Гласная «и» меняется на «е».

Примеры.
1) Постро..нный.
Н.ф. глагола – построить.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: построенный.

2) Закле..нный.
Н.ф. глагола – заклеить.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: заклеенный.

3) Разве..нная (мечта).
Н.ф. глагола – развеять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в страдательное причастие прошедшего времени: развеянная.

Читайте также:  Что такое судебный приказ и как его отменить

А использовать правила на практике поможет Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ.

Окончание выделяется по звуковому составу

с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:

    Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:

лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий(), где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и— из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’], а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.

  • В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья[руж-й’-(а)],ружьё[руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)]; край, краю[кра-й’-(у)]. Суффикс -й-сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [вороб’-й’-ин-(ый)] . В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.
  • Песенка про существительное

    Т. Рик

    Вещи, люди и цветы,
    Носороги и коты,
    Джинсы, майки и штиблеты –
    Называются ПРЕДМЕТЫ.

    Шубы, шапки и зонты,
    Гвозди, гайки и винты,
    Сёла, города, планеты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Ах, какие все слова восхитительные!
    Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    Небоскрёбы и мосты,
    Уши, ноги и хвосты,
    Булки, яблоки, котлеты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Ручки, ластики, листы,
    И отвёртки, и болты,
    Звёзды, облака, кометы –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Ну какие же слова поразительные!
    Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    Зайцы, мышки и кроты,
    Пальмы, ёлки и кусты,
    Мухоморы и конфеты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Кубики и колобки,
    Куклы и снеговики,
    И компьютер, и дискеты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    До чего же все слова изумительные!
    Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    Мухи, комары, сверчки,
    Мотыльки и светлячки,
    Книжки, письма и газеты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Да, давно сказать пора:
    Доктора и повара,
    Журналисты и поэты –
    Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

    Все младенцы, и банкиры,
    Лётчики и пассажиры,
    Дяди Коли, тёти Светы
    (И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
    ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

    Е. Измайлов

    Обычная буква выросла вдруг,
    Выросла выше всех букв – подруг.
    Смотрят с почтеньем
    На букву подруги.
    Но почему? За какие заслуги?
    Буква расти не сама захотела,
    Букве поручено важное дело.
    Ставится в слове
    Не зря и не просто
    Буква такого высокого роста.
    Ставится буква у строчки в начале,
    Чтобы начало все замечали.
    Имя, фамилия пишутся с нею,
    Чтобы заметней им быть и виднее,
    Чтобы звучали громко и гордо
    Имя твоё, имя улицы, города.
    Буква большая – совсем не пустяк:
    В букве большой уважения знак!

    Таня, Ваня, Петя, Галя,
    Лена, Нина, Мила, Валя,
    Коля, Ира, Алексей,
    И Серёжа, и Андрей.
    Никогда не забывайте –
    Имя буквой выделяйте.
    Кошка – Маришка,
    Котёнок – Тишка,
    Щенок – Дружок,
    Цыплёнок – Пушок,
    Корова – Бурёнка,
    Коза – Найдёнка,
    Поросёнок – Хрюша
    И бычок – Гаврюша.
    Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

    Кошка – Пушинка,
    Собака – Смешинка,
    Петух – Крикун,
    Козёл – Бодун,
    Воробей – Тишка,
    Поросёнок – Гришка.
    Красотка – синичка,
    Как напишешь клички?

    Имена, фамилии,
    Клички, города
    Все с заглавной буквы пишутся всегда.
    Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна.
    Шуя и Москва.

    Почему же мы с тобой
    Пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов
    Ленинград, Москва, Ковров?

    Слова с нулевым окончанием и слова без окончания – в чем разница?

    Многие ошибочно полагают, что нулевое окончание в русском языке это отсутствие окончания. Это не совсем так. Дело в том, что нулевое окончание – это обычное окончание, которое всего-навсего не выражено буквами и звуками. На письме мы обозначаем его пустым квадратом в конце слова.

    Однако существуют группы слов, в которых мы вообще не можем определить окончание, то есть они не имеют ни обычного, ни даже нулевого окончания. К таким словам относятся

    • несклоняемые существительные/прилагательные (метро, час пик);
    • аббревиатуры (ООН, МТЗ);
    • наречия (высоко, коротко);
    • сравнительные степени прилагательных/наречий (красивее, глубже);
    • деепричастие (прыгая, оценивая);
    • союзы (чтобы, также);
    • предлоги (из-под, над);
    • частицы (бы, же).

    Окончания таких слов никак не обозначаются на письме.

    Теперь вы безошибочно сможете определить нулевое окончание в любой части речи.

    -ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

    Что делать? Что сделать?

    Что (с)делает? Что (с)делают?

    Мыться, помыться

    (По)моется, (по)моются

    Учиться, переучиться

    (Пере)учится, (пере)учатся

    Забираться, забраться

    Заберётся, забирается, заберутся, забираются

    Смеяться, засмеяться

    (За)смеётся, (за)смеются

    Литься, пролиться

    (Про)льётся, (про)льются

    Нравиться, понравиться

    (По)нравится, (по)нравятся


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *