Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.
Ть — суффикс или окончание у глаголов?
Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.
Три типа склонения прилагательных
В русском грамматике у имен прилагательных выделяют три типа склонения в зависимости от основы слова:
- твердое склонение
- мягкое склонение
- смешанное склонение.
К твердому склонению отнесем слова с основой на твердый согласный:
- прав ый
- горд ый
- смирн ый
Такие прилагательные в окончаниях имеют первую гласную «о» или «ы»:
гордый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .
Мягкое склонение объединяет прилагательные, имеющие основу на мягкий согласный:
- вечерн ий
- летн ий
Эти прилагательные характеризуются окончаниями с первой гласной «е» или «и»:
вечерний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х
К смешанному склонению прилагательных принадлежат слова с основой на «г», «к», «х», «ц» и шипящие согласные:
- упруг ий
- узк ий
- ветх ий
- куц ый
- свеж ий
У прилагательных смешанного склонения в окончаниях отметим наличие первых гласных «о» и «ы», как у прилагательных твердого склонения, и «е», «и», как у прилагательных мягкого склонения:
- глухой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
- куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .
Падежные окончания существительных единственного числа
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. |
-а, -я
жена, земля |
[ ], -о, -е
конь, село, поле |
[ ]
ночь, лошадь |
Р. п. |
-ы, -и
жены, земли |
-а, -я
коня, села, поля |
-и
ночи, лошади |
Д. п. |
-е
жене, земле |
-у, -ю
коню, селу, полю |
-и
ночи, лошади |
В. п. |
-у, -ю
жену, землю |
[ ],-а, -я, -о, -е
коня, село, поле |
[ ]
ночь, лошадь |
Т. п. |
-ой (-ою), -ей (-ею)
женой, землей |
-ом, -ем
конём, селом, полем |
-ью
ночью, лошадью |
П. п. |
-е
жене, земле |
-е, -и
коне, селе, поле |
-и
ночи, лошади |
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:
- Мое (что?) пальто;
- Здесь нет моего (чего?) пальто;
- Я очень довольна этим (чем?) пальто;
- Рассказать о (чём?) пальто;
Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.
Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:
- 1 группа: существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -о, -е, -у, -ю, -э, -и, а также ударный -а. Примеры: какао, шимпанзе, кенгуру, дежавю, алоэ, жалюзи, бра;
- 2 группа: русские и украинские фамилии на -о,-ко, -ово, -аго/-яго, -их/-ых. Примеры: Шевченко, Иващенко, Коротких, Барских, Живаго
- 3 группа: аббревиатуры и сложносокращенные слова. Примеры: ООН, СМИ, ГИА, ЕГЭ, ЖКХ, завкафедрой, сельпо;
- 4 группа: существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Примеры: мисс, миссис, Этель Войнич.
- 5 группа: некоторые географические названия и иностранные имена/фамилии с основой на гласный. Примеры: Токио, Баку, Сочи, Дюма, Гёте, Гюго;
Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончания. Если на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах.
Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:
Первое спряжение | Второе спряжение |
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) | В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению) |
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) | Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) |
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». | Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения) |
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) |
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
- я (что делаю?) играю;
- ты (что делаешь?) играешь;
- он, она, оно (что делает?) играет.
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —
Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.
Например:
Катя читала книгу с красивыми картинками.
Крисивые картинки у Кати в книге.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).
При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.
В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).
Пример:стол — столы, кровать — кровати.
Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.
Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.
В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правило о спряжении глагола.
1. Что такое спряжение глаголов и где оно применяется
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
В русском языке два спряжения глаголов – I (первое) и II (второе).
У причастий спряжений нет, но в целях выбора гласной в суффиксе к причастиям применяется правило о спряжении глагола.
Правило о спряжении глагола необходимо в двух случаях:
1) для правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
2) для правильного написания суффиксов причастий настоящего времени (действительных и страдательных).
К глаголам и причастиям прошедшего времени правило о спряжении применять нельзя!
2. Таблица «Глаголы II и I спряжений»
II спряжение | I спряжение |
---|---|
1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться. | 1. Брить, стелить, зиждиться. |
2. Четыре глагола на -ать: — гнать; — держать; — слышать; — дышать. |
2. Все глаголы на -ать, кроме четырёх. |
3. Семь глаголов на -еть: — терпеть; — вертеть; — смотреть; — видеть; — зависеть; — обидеть; — ненавидеть. |
3. Все глаголы на -еть, кроме семи. |
4. Остальные глаголы (на -ять, -оть, -уть и т.д.). |
Правило о неопределённой форме глагола и как оно применяется к глаголам, причастиям и деепричастиям.
Единое правило о неопределенной форме глагола звучит следующим образом.
Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени,
перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида,
перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Исключение: перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и»! Гласная «и» меняется на «е».
Для наглядности разделим это правило на четыре составляющие.
1. Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Обратим внимание! Эта гласная является самостоятельным суффиксом. Например, в глаголе «видел» два суффикса – суффикс «е» и суффикс «л».
Примеры применения правила о правописании гласной.
1) Стро..л.
Н.ф. – строить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: cтроил.
2) Кле..ли.
Н.ф. – клеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: клеили.
3) (Ветер) ве..л.
Н.ф. – веять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: веял.
2. Перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Примеры.
1) Постро..в.
Н.ф. глагола – построить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: поcтроив.
2) Закле..в.
Н.ф. глагола – заклеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: заклеив.
3) Разве..в.
Н.ф. глагола – развеять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: развеяв.
3. Перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Примеры.
1) Стро..вший.
Н.ф. глагола – строить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: cтроивший.
2) Кле..вшие.
Н.ф. глагола – клеить.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: клеившие.
3) Ве..вший.
Н.ф. глагола – веять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: веявший.
4. Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Исключение: перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и»! Гласная «и» меняется на «е».
Примеры.
1) Постро..нный.
Н.ф. глагола – построить.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: построенный.
2) Закле..нный.
Н.ф. глагола – заклеить.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: заклеенный.
3) Разве..нная (мечта).
Н.ф. глагола – развеять.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в страдательное причастие прошедшего времени: развеянная.
А использовать правила на практике поможет Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ.
Окончание выделяется по звуковому составу
с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:
- Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:
лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий(), где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и— из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’], а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.
Песенка про существительное
Т. Рик
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Е. Измайлов
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
Слова с нулевым окончанием и слова без окончания – в чем разница?
Многие ошибочно полагают, что нулевое окончание в русском языке это отсутствие окончания. Это не совсем так. Дело в том, что нулевое окончание – это обычное окончание, которое всего-навсего не выражено буквами и звуками. На письме мы обозначаем его пустым квадратом в конце слова.
Однако существуют группы слов, в которых мы вообще не можем определить окончание, то есть они не имеют ни обычного, ни даже нулевого окончания. К таким словам относятся
- несклоняемые существительные/прилагательные (метро, час пик);
- аббревиатуры (ООН, МТЗ);
- наречия (высоко, коротко);
- сравнительные степени прилагательных/наречий (красивее, глубже);
- деепричастие (прыгая, оценивая);
- союзы (чтобы, также);
- предлоги (из-под, над);
- частицы (бы, же).
Окончания таких слов никак не обозначаются на письме.
Теперь вы безошибочно сможете определить нулевое окончание в любой части речи.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать? |
Что (с)делает? Что (с)делают? |
Мыться, помыться |
(По)моется, (по)моются |
Учиться, переучиться |
(Пере)учится, (пере)учатся |
Забираться, забраться |
Заберётся, забирается, заберутся, забираются |
Смеяться, засмеяться |
(За)смеётся, (за)смеются |
Литься, пролиться |
(Про)льётся, (про)льются |
Нравиться, понравиться |
(По)нравится, (по)нравятся |