Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить дату совершения административного правонарушения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.
Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.
Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.
Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.
Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.
Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ
1. Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.
3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.
Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.
4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.
5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).
Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.
В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.
7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.
8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.
Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.
10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
Административным правонарушения ГИБДД
Оплата штрафов по административным нарушениям ГИБДД должна производится в течение 2-х месяцев со дня получения постановления. Если погашение санкции происходит в первые 20 дней, то сумма сокращается в два раза. Неуплата сопровождается открытием исполнительного производства. Должнику предоставляется 5 дней на внесение суммы штрафа. Злостное уклонение от санкции дает право суду обратить взыскание на имущество должника.
Штраф свыше 10 тысяч автоматически делает гражданина невыездным за пределы РФ до его погашения.
Срок давности административных правонарушений ДТП составляет 2 месяца. Для наказания штрафам, назначенным через суд – 3 месяца. Обжалование судебных взысканий может быть осуществлено в течении 60 дней, штрафов инспектора через начальника автоинспекции – в 10 дней. Принятие жалобы на рассмотрение означает приостановление срока до вынесения нового судебного решения.
Если нарушитель не был привлечен за совершенное на дороге правонарушение в течение 2-х месяцев – срок исковой защиты истекает.
В случае, когда постановление о нарушении было вынесено, срок давности его исполнения составляет 2 года. Этот период может быть приостановлен, если виновное лицо намеренно скрывается и препятствует применению санкции.
Срок исковой давности по лишению водительских прав в части исполнения наказания начинает течь с момента вынесения постановления. Скрываться от уведомления о назначенной санкции не имеет смысла, так как электронная база ГИБДД будет содержать все данные о наложенном взыскании.
Наказание лица имеет определённые цели. Привлекая граждан и организации к ответственности, государство способствует установлению правопорядка, предупреждает новые нарушения, восстанавливает социальную справедливость.
Нарушение правовых норм через некоторое время теряет актуальность для самого виновного гражданина и для других членов общества. По прошествии определённого времени обстоятельства дела забываются, изменяются сопутствующие условия. Становится невозможно восстановить социальную справедливость, так как деликт перестал быть актуальным.
Наказание может рассматриваться как чрезмерное воздействие со стороны государства, что не приведёт к установлению правопорядка. Виновное лицо будет считать несправедливым наложение взыскания, так как в сознании человека не будет прослеживаться причинно-следственная связь с нарушением требований закона.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ
В пп. 13.1, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
В случае истечения сроков давности производство по делу подлежит прекращению
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Какое правонарушение является длящимся? Исчисление сроков давности при длящемся правонарушении
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Исчисление сроков давности при правонарушении о неисполнении обязанности
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Приостановление срока привлечения к ответственности
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
Истечение срока привлечения при пересмотре постановления
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности – обстоятельство, исключающее производство по делу
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года приведены следующие правовые позиции:
О длящемся правонарушении и повторном привлечении к ответственности за длящееся правонарушение
«Вопрос 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Другой комментарий к Ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Сущность установленного данной статьей срока заключается в том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и является сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.
Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. При определенных условиях наказание может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания. Однако признание лица подвергнутым административному наказанию не может повлиять на квалификацию административного правонарушения: сколько бы раз одно и то же лицо ни совершало административное правонарушение, ни одно из совершенных правонарушений не может перейти в другой юридический состав.
Срок погашения административного наказания не дифференцируется в зависимости от вида, срока и размера административного наказания. Он равен одному году.
Течение срока погашения начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.
Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.
Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.
Основанием полного погашения административной наказанности является истечение годичного срока, предусмотренного данной статьей, и несовершение в течение указанного периода нового административного правонарушения. С момента погашения срока административной наказанности лица факт совершения им в прошлом административного правонарушения при совершении нового не может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.
Для каждого вида нарушения установлен свой срок давности, который регламентируется соответствующей статьёй. Он зависит от нюансов происшествия, размера нанесённого ущерба.
Статьи 4.5, 4.6 КоАП РФ регламентируют данные сроки:
- 2 месяца, если привлекается к ответственности должностное лицо (сотрудник полиции или ГИБДД).
- 3 месяца, если дело будет рассмотрено в суде. В эту категорию относятся люди, которые виновны в ДТП и скрылись с места аварии, штрафуются за нарушение ПДД и другое.
- 1 год, если был зафиксирован факт причинения вреда жизни и здоровью человека, авторским правам, нарушены правила экспорта.
- 1 год, если причинён существенный урон окружающей среде и природе, нарушены права предпринимательской деятельности, в сфере налогообложения, азартные игры в несанкционированном казино или розыгрыши.
- 2 года, если был нарушен таможенный кодекс, не соблюдены правила проведения операций с валютой, найдены ошибки в обязательной отчётности в бухгалтерии, систематическое уклонение от алиментов, домашнее насилия и другое.
- 3 года, если не соблюдаются законы политики (лицо уклоняется в предоставлении отчётности по имуществу), использование служебного положения в ситуации с распределением бюджетных средств. Открытие делопроизводства по решению вопросов банкротства фирм и предприятий, а так же частных лиц.
- 6 лет – максимально возможный период давности. Сюда включаются все дела по коррупции на территории России и незаконная террористическая деятельность, содействие ей.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Что такое административная ответственность и меры наказания
Сегодня, общественная безопасность, занимает практически одну из первых позиций в списке направлений социальной политики в столице и регионах. Это связано с тем, что криминальная обстановка постоянно меняется, в последнее время ее уровень повышается, а проблема социальной незащищенности граждан становится острой.
Все нарушения законодательства делятся как минимум на 2 направления, в соответствии с первым меры ответственности применяются с помощью уголовного разбирательства, согласно второму варианту – административного постановления. Известно, что имеется срок давности по административным делам, как и в уголовном законодательстве. Он определяет тот период, в течение которого, обвиняемому можно назначить наказание, а после его истечения эта возможность пропадает.
Под ответственностью по КоАП понимают совокупность мер наказания за нарушения закона, не имеющие большой опасности, ни для жизни и здоровья других людей, ни для самого правонарушителя. К ним даже можно отнести переход дороги в неположенном месте, употребление алкоголе содержащих напитков на улице. Меры ответственности за такие действия не являются тяжелыми, не влекут за собой факты лишения возможности находиться на свободе и помещение в специализированные учреждения.
Санкции такого характера могут определяться относительно какого-либо правонарушения в виде следующих мер:
- предупреждение или замечание (особенно практикуется, если гражданин в первый раз преступил закон и это можно считать смягчающим обстоятельством). Предполагается, что после предупреждения он поймет, что его поступок в следующий раз при повторном инциденте будет расценен более серьезно, с установлением штрафа. В любом случае оформляется протокол, так как этот факт необходимо зафиксировать;
- штраф (подлежит наложению, когда человек не первый раз совершает правонарушение, что говорит о его несознательности и отсутствии выводов по возникшим ранее ситуациям). Чем больше у гражданина случаев административного характера, тем больше сумма штрафных санкций, применяемых к нему;
- отстранение от возможности заниматься определенным видом деятельности (значимо, когда в ходе выяснения ситуации было выявлено, что лицо допускает нарушение закона при одних и тех же обстоятельствах, например, охоте, рыбалке, управлении транспортом). Тогда может быть принято решение о запрете тех или иных действий, связанных с прогнозом повторных фактов;
- установление принудительных работ и применение ареста до тридцати суток (применимо при повторных ситуациях, когда прогресса в реабилитации человека не наблюдается);
- лишение возможности находиться на территории страны (актуально для людей, не являющихся гражданами России, но совершающих здесь противозаконные действия);
- отстранение от занимаемого поста (в случае допуска серьезных правонарушений, которые нельзя квалифицировать как уголовные).
Как учитываются сроки по длящимся противозаконным действиям
Такое понятие как длящиеся нарушения закона говорит о существовании случаев, когда человек периодически совершает один и тот же проступок, вследствие чего, продлеваются и сроки его давности. Особенно эти явления актуальны среди водителей транспортных средств, когда после привлечения их к ответственности, через определенный период времени фиксируется такой же факт.
Следовательно, законодатель понимает, что человек, не сделал выводов, создает опасную ситуацию как для себя, так и для окружающих людей снова. В этом случае предусмотрено более серьезное наказание, а срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца. Он начинает исчисляться с того момента, как зафиксирован данный факт.
В таких ситуациях, когда имеются материалы для установления обязательств, за сроками давности следят ведомства, заинтересованные в том, чтобы нарушитель понес свое наказание. Если гражданин не согласен с решением, то в его интересах – своевременно его обжаловать и ходатайствовать о прекращении производства.
Чем отличается время оплаты от периода действия штрафных санкций?
Сроком погашения является тот промежуток времени, в который можно оплатить кукую-либо задолженность. На данный момент для оплаты штрафа отводится 60 дней после вступления в силу соответствующего постановления (статья 32.2 КоАП РФ). Также у водителя есть возможность обжаловать штраф в течение 10 календарных дней после происшествия (статья 30.3 и 31.1 КоАП РФ). В связи с этим, сроком оплаты штрафа можно считать 70 дней.
Сроком давности считается время, после которого постановление по штрафу не подлежит исполнению (статья 31.9 КоАП РФ). Если нарушителя никто не искал в течение двух лет, то по истечению этого срока никто не имеет право взыскать с него штраф. Если человек намеренно уклонялся от уплаты штрафа, то, когда его найдут, ему прибавится ещё такой же срок.
Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности
Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов.
Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения.
В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п.
Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.
Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности
Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.
Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.
Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.