Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Ещё один важный момент — постановка судна на учёт. Этим занимается специальная организация — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России).
Инспекция определяет, исправно ли судно, безопасно ли на нём передвигаться и соблюдается ли порядок нахождения на воде.
Определить, нужно ли регистрировать судно, довольно просто. Итак, если его масса вместе с навесным оборудованием менее 200 кг, а мощность мотора не превышает 8 кВт (9.9 лошадиных сил) то постановка на учёт не нужна.
Процедура постановки на учёт — обязательная, иначе владельцу судна грозит штраф. Избежать регистрации можно только одним способом — выбрать судно, которое точно не придётся регистрировать, то есть, легче чем 200 кг и мотором мощность меньше 9,9 лошадиных сил.
В 2021 году поставить судно на учёт можно только лично, при обращении в ГИМС. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить паспорт, судовой билет и заплатить госпошлину. В марте 2022 года появится аналогичная возможность регистрации удалённо, через Госуслуги. Теперь, когда известно, что такое маломерное судно и какие из них нужно регистрировать, будет легче определиться с выбором. Если нет желания заниматься документами — можно взять судно поменьше. Если готовы к постановке на учёт и оформлению бумаг, то можно выбрать варианты гораздо интереснее.
Есть повод оштрафовать?
Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович по роду своей деятельности знаком со многими рыбаками, и, по его мнению, ужесточение правил – еще один повод собрать побольше штрафов.
«Не понимаю, зачем спасжилет, если ты рыбачишь на мелководье? Рыбаки-любители сейчас и так запуганы разными штрафными санкциями из-за нового закона по рыболовству, который запрещает ловить «недомерков». Получается, чтобы избежать штрафных санкций, каждую рыбину теперь нужно измерять линейкой», – сетует Александр Липкович.
Надо сказать, что ограничения коснутся не только рыбаков. Владельцам прогулочных катеров и мелким бизнесменам, катающим пляжников на «бананах», «ватрушках» или парашютах, нельзя будет этого делать вблизи плавательной зоны пляжей.
VIDEO
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого класса
АШ
02
Республика Башкортостан
БА, ББ, БШ, БЮ
03
Республика Бурятия
БМ, БТ, БУ, БЯ
04
Республика Алтай
АЩ
05
Республика Дагестан
ДА, ДБ
06
Республика Ингушетия
ЧИ
07
Кабардино-Балкарская Республика
ЕА, ЕД
08
Республика Калмыкия
ЗК, ЗЛ
09
Карачаево-Черкесская Республика
ЧЖ
10
Республика Карелия
ША, ШБ, ШВ, ШК, ШЛ, ШМ, ШН, ШП, ШС, ШУ, ШХ
11
Республика Коми
ЩА, ЩД, ЩИ, ЩК, ЩН, ЩП, ЩР, ЩТ
12
Республика Марий Эл
МБ, МВ, МР, МЯ
13
Республика Мордовия
МД, МФ
14
Республика Саха (Якутия)
ЯА, ЯБ, ЯВ, ЯГ, ЯД, ЯЕ, ЯИ, ЯК, ЯЛ, ЯМ, ЯН, ЯФ, ЯЧ, ЯЩ, ЯЫ, ЯЭ, ЯЮ, ЯЯ
15
Республика Северная Осетия-Алания
СО
16
Республика Татарстан
ТТ, ТЛ, ТФ, ТХ, ТШ, ТЫ
17
Республика Тыва
ТВ
18
Удмуртская Республика
УА, УБ, УД, УС, УУ, УШ
19
Республика Хакасия
ХД
20
Чеченская Республика
ЧК
21
Чувашская Республика
ЧУ, ЧФ, ЧХ, ЧЦ
22
Алтайский край
АЛ, АК, АМ, АТ, АХ
23
Краснодарский край
КВ, КГ, КМ, КР, КС, КТ, КХ,ФА, ФБ, ФГ, ФН, ФР
24
Красноярский край
КЖ, КЗ, КУ, КФ, КЧ, КШ, КЩ, КЮ, КЯ, + ДН, ДВ, ДГ, + ЭВ, ЭД
25
Приморский край
ПЖ, ПЗ, ПН, ПР, ПТ, ПУ, ПШ
26
Ставропольский край
СП, СТ
27
Хабаровский край
ХА, ХБ, ХВ, ХГ, ХЗ, ХК, ХН, ХП, ХР, ХС, ХТ, ХФ, ХЮ
28
Амурская область
АЖ, АИ, АУ, АЧ, АЯ
29
Архангельская область
АА, АБ, АВ, АГ, АД, АЕ, АС
30
Астраханская область
АЗ, АН, АО, АП, АФ, АЦ, АЮ
31
Белгородская область
БЕ
32
Брянская область
БН, БР, БС
33
Владимирская область
ВА, ВД, ВЛ
34
Волгоградская область
ВБ, ВИ, ВМ, ВН, ВО, ВП
35
Вологодская область
ВВ, ВГ, ВЕ, ВЖ, ВЗ, ВК, ВХ, ВШ
36
Воронежская область
ВР, ВС, ВТ, ВЮ
37
Ивановская область
ИА, ИВ, ИД, ИЕ, ИХ
38
Иркутская область
ИБ, ИГ, ИИ, ИК, ИН, ИР, ИС, ИТ, ИУ, + ИМ
39
Калининградская область
ЖА, ЖБ, ЖД, ЖЕ, ЖК, ЖН
40
Калужская область
ФЖ, ФЗ, ФС
41
Камчатский край
УМ, УН, УО, + УК
42
Кемеровская область
ЮА, ЮЕ, ЮЖ, ЮЗ, ЮИ, ЮК, ЮМ, ЮС
43
Кировская область
КИ, КК, КЛ
44
Костромская область
ЭА, ЭК, ЭН, ЭР, ЭТ, ЭУ, ЭФ
45
Курганская область
ЕГ, ЕМ, ЕС
46
Курская область
ЕТ, ЕШ
47
Ленинградская область
ЛГ, ЛЕ, ЛЖ, ЛЗ, ЛИ, ЛН, ЛТ, ЛХ, ЛЯ
48
Липецкая область
ЛП, ЛШ
49
Магаданская область
МА, МЖ, МЗ, МЧ, МЫ
50
Московская область
МО, МГ, МК, МТ, МХ, МЦ, МЩ
51
Мурманская область
МН, МЛ, МУ, МШ
52
Нижегородская область
ГА, ГД, ГЕ, ГИ, ГН, ГО, ГР, ГС
53
Новгородская область
НД, НК, НЛ, НО, НТ, НУ
54
Новосибирская область
НА, НБ, НВ, НГ, НЖ, НЗ, НЯ
55
Омская область
ОА, ОГ, ОЕ, ОМ
56
Оренбургская область
ОБ, ОВ, ОД, ОЖ
57
Орловская область
ОЗ, ОИ, ОР
58
Пензенская область
ПД, ПЕ
59
Пермский край
ПА, ПБ, ПВ, ПГ, ПЛ, ПМ, ПО, ПП, ПФ, ПЯ, + ПХ
60
Псковская область
ПИ, ПК, ПС, ПЫ, ПЧ
61
Ростовская область
РА, РБ, РВ, РГ, РЗ, РИ, РО, РТ, РХ, РЮ
62
Рязанская область
РД, РЕ, РЖ, РЯ
63
Самарская область
КА, КО, КП, КЦ, КЫ, КЭ
64
Саратовская область
СА, СБ, СГ, СД, СЖ, СЗ, СИ, СУ
65
Сахалинская область
СХ, СР
66
Свердловская область
СВ, СЕ, СК, СЛ, СФ
67
Смоленская область
СМ, СН
68
Тамбовская область
ТА, ТБ
69
Тверская область
КБ, КД, КЕ, КН, ТЩ
70
Томская область
ТГ, ТЕ, ТЖ, ТК, ТМ, ТН, ТО, ТР, ТЭ
71
Тульская область
ТУ
72
Тюменская область
ТЮ, ТЗ, ТЦ, ТЧ
73
Ульяновская область
УВ, УГ, УЕ, УИ, УЛ
74
Челябинская область
ЧА, ЧБ, ЧВ, ЧГ, ЧЕ, ЧМ, ЧП, ЧР, ЧЯ
75
Забайкальский край
ЧТ, ЧН, + ЧШ
76
Ярославская область
ЯЖ, ЯО, ЯП, ЯР, ЯС, ЯТ, ЯУ, ЯХ, ЯЦ, ЯШ
77
Город Москва
МС, МИ, ММ, МЮ
78
Город Санкт-Петербург
ЛА, ЛБ, ЛВ, ЛД, ЛМ, ЛР, ЛС, СС, СЦ, СШ
79
Еврейская автономная область
ХЕ
83
Ненецкий автономный округ
АР
86
Ханты-Мансийский автономный округ
ТД, ТИ, ТП, ТС, ТЫ
87
Чукотский автономный округ
ЧО
89
Ямало-Ненецкий автономный округ
ТЯ
91
Республика Крым
—
92
Город Севастополь
—
—
Агинский Бурятский автономный округ
ЧШ
—
Коми-Пермяцкий автономный округ
ПХ
—
Корякский автономный округ
УК
—
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
ДН, ДВ, ДГ
—
Пермская область
ПА, ПБ, ПВ, ПГ, ПЛ, ПМ, ПО, ПП, ПФ, ПЯ
—
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
ИМ
—
Эвенкийский автономный округ
ЭВ, ЭД
—
Суда системы МЧС России
ЧС
Cудовые дизели для маломерных судов
Судовая двигательная установка состоит из двигателя, реверсивно-редукторной передачи, валопровода и движителя. ГОСТ 4393-82 предусмотрена единая система маркировки двигателей с помощью букв и цифр: Ч – четырехтактный; Д – двухтактный; ДД – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный (при отсутствии в обозначении буквы «Р» — нереверсивный); К – крейцкопфный (при отсутствии в обозначении буквы «К» — тронковый); Н – с наддувом (при отсутствии буквы «Н» — без наддува); С – с наддувом с реверсивной муфтой; П – судовой с редукторной передачей. Цифра впереди букв обозначает число цилиндров, дробь после букв (числитель) – диаметр цилиндра (в см), знаменатель – ход поршня (в см). Например 4ЧСП8,5/11 – двигатель судовой четырехцилиндровый четырехтактный нереверсивный тронковый без наддува с реверсивно-редукторной передачей (РРП), диаметром цилиндра 85 мм и ходом поршня 110 мм. Помимо маркировки по ГОСТ 4393-82 применяют и заводские маркировки, например дизель 4ЧСП8,5/11-5 имеет заводское обозначение «Каспий-30», а дизель 4ЧСП8,5/11 – ДС-25.
На судах малотоннажного флота в качестве главных двигателей нашли широкое применение отечественные судовые дизели типов Ч10,5/13; Ч12/14; На их базе выпускаются одно – и двухцилиндровые 1ЧСП10,5/13 и 2ЧСП10,5/13; четырехцилиндровые 4ЧСП10,5/13; шестицилиндровые 6ЧСП12/14; 6ЧНСП12/14.
Одно – и двухцилиндровые дизели.
Судовые двигатели 1ЧСП10,5/13 мощностью 7,35 кВт и 2ЧСП10,5/13 мощностью 13,5 кВт созданы на базе четырехтактных вихрекамерных дизелей типа Ч10,5/13. Они оборудованы реверс-редуктором двухдискового типа с передаточным числом на переднем ходу 1:2,5, на заднем – 1:3,25. Реверс редуктор состоит из фрикционной муфты и редуктора с двумя комплектами зубчатой передачи. Механический КПД реверс-редуктора на переднем ходу 0,968.
На базе дизелей 4Ч10,5/13 промышленность выпускает судовой главный двигатель 4ЧСП10,5/13 с реверсивно-редукторной передачей типов РРП-20-2 или РРП-20-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,037) и камерой сгорания в поршне. Мощность дизеля 29,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 25 с-1. Дизель 4ЧСП10,5/13 оборудован муфтой дополнительного отбора мощности (до 7,35 кВт) со свободного конца коленчатого вала и всережимным регулятором. Дизель и реверс-редуктор смонтированы на общей подмоторной раме. Запуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения запуска холодного дизеля между надставкой и впускным коллектором устанавливается проволочный воздухоподогреватель. Для подзарядки аккумуляторных батарей дизель имеет зарядный генератор, реле – регуляторную коробку и вольтметр с выключателем возбуждения зарядного генератора.
На базе дизелей Ч12/14 промышленность выпускает судовые главные двигатели 6ЧСП12/14 и 6ЧНСП12/14 (с наддувом). Дизели 6ЧСП12/14 с реверс-редуктором РРП-40-2 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,037) имеют заводское обозначение К-161-2, а с РРП-40-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:3,037) – К-161-3. Дизели 6ЧСП12/14 с реверс-редуктором РРП-70-2 (передаточное отношение на переднем ходу 1:2,04) с левым и правым постами управления имеют заводское обозначение К-166Л-2 и К-166-2 соответственно, а с РРП-70-3 (передаточное отношение на переднем ходу 1:3,04) с левыми и правыми постами управления – соответственно К-166Л-3 и К166-3. Конструкция РРП-40 и РРП-70 обеспечивает как ручное, так и дистанционное управление реверсом, длительную эксплуатацию дизеля на режиме номинальной мощности как на работе на переднем ходу, так и на заднем. Пуск дизеля осуществляется электростартером (основной) или сжатым воздухом (дополнительный). Дизели выпускаются с правым и левым постами управления. Пост управления имеет: пусковую кнопку электростартера; кнопки включения свечей накаливания или спирали воздухоподогревателя; кран пуска сжатым воздухом; рукоятку управления подачи топлива; рукоятку выключения рейки; щит контрольно-измерительных приборов с аэротермометрами воды и масла; манометрами давления масла и забортной воды; электротахометром; вольтамперметром и счетчиком моточасов. По особому заказу на дизели могут быть установлены также муфты отбора мощности с носового конца коленчатого вала и трюмный (водооткачивающий) насос.
Какие бывают маломерные суда?
Сначала давайте определимся с основным понятием и ответим на вопрос – что такое маломерное судно. Федеральный закон №36 определяет эту формулировку так. Это водное транспортное средство длиной не более 20 метров и вместительностью до 12 пассажиров вместе со снаряжением.
Под понятие маломерного судна подходят следующие плавательные средства:
Моторная лодка – водное транспортное средство с подвесным мотором. Выделяют транспортные, туристические и разъездные лодки, которые отличаются грузоподъемностью;
Катер – основное отличие от лодки — наличие мощного стационарного мотора;
Гребная лодка – малое судно без мотора, но оснащенное веслами;
Байдарка или каяк – легкая длинная лодка. Чаще используется в спортивных соревнованиях или туристических походах. Для управления необходимо двухлопастное весло;
Парусник – плавательное средство, которое приходит в движение благодаря парусам и энергии ветра. Разновидности могут сильно отличаться по своим габаритам;
Гидроциклы/скутеры – скоростные и маневренные плавсредства со стационарным мотором. В длину до 3х метров, максимальная скорость – до 200 км/ч, грузоподъемность – до 300 кг;
Надувная лодка – резиновое судно, оснащенное либо веслами, либо мотором. Отличается легкостью и удобством в эксплуатации;
Катамаран – двукорпусное малое судно, оснащенное ферменным или палубным мостом посередине. В зависимости от разновидности, могут значительно отличаться по габаритам.
VIDEO
Понятие и виды транспортных средств в Правилах дорожного движения
В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 приведены определения понятий следующих транспортных средств:
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Школьный автобус — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
Классификация маломерных судов
Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность
По назначению:
транспортные суда (для перевозки грузов и пассажиров);
спортивные (для спортивных целей и тренировок);
специальные (для проведения специальных работ на воде).
По режиму движения:
водоизмещающие (суда, которые поддерживаются на плаву за счет «архимедовой силы»);
глиссирующие (суда, у которых при движении, благодаря особой формы днища, возникает гидродинамическая сила, вызывающее значительное всплытие судна и скольжение его по поверхности воды);
на подводных крыльях (суда, у которых при движении за счет аэродинамической подъемной силы подводных крыльев, корпус судна выходит из воды);
на воздушной подушке (суда, у которых корпус поддерживается над поверхностью за счет нагнетания воздуха под основание камеры днища).
По роду движителя:
весельные;
парусные;
колесные;
винтовые;
водометные;
реактивные.
По материалу корпуса:
деревянные;
металлические;
стеклопластиковые;
резинотканевые;
композитные;
железобетонные;
из других материалов.
По конструкции набора корпуса:
с продольным набором;
с поперечным набором;
со смешанным набором;
безнаборные.
По роду двигателя:
со стационарным двигателем;
с подвесным двигателем.
По обводам корпуса:
плоскодонные;
круглоскулые (круглошпангоутные);
остроскулые (шарпи);
реданные;
безреданные;
смешанные.
По количеству корпусов:
однокорпусные;
многокорпусные (катамараны, тримараны, многоточечные, лыжи, сани и др.).
На основании районов использования небольшие суда бывают:
Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъяснило порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
«6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»».
1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на обкатку.
«В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее — Закон) 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъясняет порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.
1. С момента вступления в силу Закона, государственный надзор осуществляется за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, подлежащими и не подлежащими регистрационному учету в реестре маломерных судов.
2, Для целей осуществления государственной регистрации в реестре маломерных судов, определение «морское прогулочное судно» исключается. Суда, ранее классифицируемые как прогулочные, при осуществлении государственной регистрации в реестре маломерных судов, регистрируются как «катер». Для целей аттестации определение «морское прогулочное судно» остается до вступления в силу административного регламента по аттестации на право управления маломерными судами.
3. В связи с тем, что Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах, и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов в соответствии с Законом, зарегистрированные до 28.05.2012 г., не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.
При поступлении заявления владельца такого судна, о его очередном освидетельствовании, заявителю должно быть разъяснено, что его судно в соответствии с Законом освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону (капитан морского порта, капитан речного порта / территориальный орган Ространс надзора / Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).
В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), которые были зарегистрированы до вступления Закона в силу проводить процедуру снятия с государственной регистрации только по заявлению владельца. В соответствии с требованиями Закона статья П.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов — без изменений.
4. Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по заявлению судовладельца. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, при проведении очередного освидетельствования маломерного судна истребуется соответствующее заявление судовладельца. В случае если заявитель указал о том, что судно используется в коммерческих целях руководствоваться абзацем 2 пункта I настоящего письма. При государственной регистрации маломерного судна после вступления Закона в силу, требовать от заявителя произвести в регистрационной карточке — заявлении запись о том, что судно будет использоваться в не коммерческих целях.
5. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, определение максимального количества людей на борту производится при проведении очередного освидетельствования маломерного судна путем истребования у заявителя соответствующего заявления.
6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». В качестве длины судна для целей государственной регистрации согласно Закону применять определение «наибольшая длина судна (Гнб)» данное в ГОСТ 1062-80 «Размещения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения».
7. Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:
а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам используемые на водных объектах за пределами морских районов;
б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом.
Регистрация судов в судовых книгах прекращается с 24-00 27.05.2012 г. С 00-00 28.05.2012 г. начинается регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов. Форма реестра маломерных судов соответствует форме судовой книги.
Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены
Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.
Итак, на 2022 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:
Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.
Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.
В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.
Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.
Из чего состоит практический экзамен
Практический экзамен по управлению маломерными плавательными средствами (кроме гидроциклов) включает:
пуск двигателя;
процесс отхода от причала, подхода судна к берегу и его крепление к причальной стенке;
переключение скоростей и остановка;
соблюдение направления движения и определение оптимального курса с учётом внешних факторов, в частности направления волны, разворот судна;
задний ход;
взаимодействие с иными плавательными средствами, правильная оценка нужного расстояния до прочих судов и иных препятствий под различными углами и с разными курсами;
понимание знаков навигации, сигналов маяка и прочих обозначений, исполнение подходящих маневров;
умение пользоваться средствами радиосвязи;
правильные действия при имитации ситуации «человек за бортом»;
приближение и остановка у необорудованного берега, отход от необорудованного побережья;
крепление плавсредства на якорь.
Документом, подтверждающим право владения, служит судовой билет , выдаваемый владельцу в результате регистрации в ГИМС.
При оформлении заявки о регистрации плавсредства целесообразно сразу оплатить госпошлину за выдачу судового билета через сайт Госуслуги со скидкой 30% — 140 рублей. Если вы этого не сделаете, то сумма к оплате потом составит 200 рублей.
Судовой билет выдаётся один раз и не имеет срока действия, поэтому продлевать его не требуется. Изменения вносятся через внесение изменений в реестр маломерных судов. При необходимости получения дубликата судового билета, это можно сделать бесплатно, посредством портала Госуслуги.
Похожие записи: