Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.
От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.
Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.
К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.
Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.
Помощь юриста по штрафам за перегруз
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Срок, отведенный на обжалование административных правонарушений по статье 30.3 КоАП, составляет 10 суток, которые начинают исчисляться с момента получения постановления.
В некоторых случаях, например, по болезни, длительной командировке и иной уважительной причине срок для обжалования может быть восстановлен судебными органами.
Для этого в суд необходимо подать отдельное ходатайство, в котором указываются:
- наименование организации;
- ФИО и адрес проживания заявителя;
- реквизиты постановления о нарушении;
- причины пропуска срок, отведенного на обжалование;
- список прилагаемых документов, подтверждающих причину пропуска.
Я уже писал, что во многих регионах штрафы от камер фиксации учитывают как доходную часть бюджета на следующие годы. Получается, что благая идея превратилась в средство банального заработка. Ведь камеры появляются и там, где, к примеру, можно было бы и приподнять планку скоростного режима.
Но нет, вместо этого власти устанавливают камеру и выписывают штрафы невнимательным водителям.
Кроме этого, из-за постоянного увеличения числа самих камер все чаще стали случаться сбои в администрировании нарушений. Ведь оформление происходит не автоматически. Камера лишь фиксирует нарушителя.
Дальше информация обрабатывается в специальном центре. Поступившую информацию проверяют уже люди, отсеивая брак. Только после этого автовладельцу поступает «письмо счастья». Но это на бумаге. В реальности же все происходит немного по-другому.
Инспектор, обрабатывающий информацию, просто физически не может усмотреть все ошибки. На обработку каждого снимка у него лишь несколько секунд.
Понятно, что такие постановления должны быть отменены. Но ведь для этого придется писать жалобы, терять свое время. Большинство предпочитает заплатить штраф, но есть и такие водители, кто оспаривает несправедливое обвинение в нарушении правил.
Давайте рассмотрим часто встречающиеся ошибки в «письмах счастья и посмотрим, можно ли добиться отмены решения о виновности.
Вы получили по почте постановление о штрафе, вынесенное на основании показаний камеры автоматической фиксации. Но в постановлении нет данных об электронной подписи должностного лица, которое приняло решение о штрафе. КоАП РФ предусматривает определенный порядок привлечения водителя к ответственности.
Правила перевозки грузов
Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:
- вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
- вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
- перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
- если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.
Как оформляется штраф за перегруз?
К административному правонарушению относится не только перегруз по массе транспортного средства, но и перегруз по осям. Если отмечен факт перегруза, то сотрудник ГИБДД или специалист системы весогабаритного контроля оформляет протокол об административном правонарушении. Это если перегруз зафиксировали во время взвешивания в стационарном пункте.
В протоколе должны быть указаны дата и время нарушения, информация о собственнике автотранспорта и водителе, который находился в момент нарушения за рулем. Также прописываются характеристики грузовой машины, данные приборов после проведения процедуры взвешивания и предусмотренное наказание. Протокол подписывается сотрудником ГИБДД и водителем, если последний согласен со всеми данными в документе.
Процедура весового контроля
Можно выделить три основных вида весового контроля.
1. Статистический. Этот вид предусматривает процедуру взвешивания недвижимого транспортного средства. Метод используется в случае возникновения необходимости высокоточного взвешивания. В основном, если преследуются коммерческие цели.
2. Динамический. Процедура происходит во время медленного движения ТС. Расчет ведется по каждой отдельной оси. Для определения общей массы необходимо суммировать все показатели.
3. Отдельно отметим, что есть автоматический контроль. Эти пункты могут располагаться в различных местах. У них нет территориальной привязки. Кроме этого, контрольные замеры осуществляются в автоматическом режиме, без вмешательства человека. Штрафы отправляются почтой.
В основном весовые контрольные посты располагаются на выезде из крупных населенных пунктов. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области весовой контроль производится на выезде по Московскому шоссе.
Размеры штрафных санкций за перегруз в 2020 году
К нарушителям, которые допустили перегруз грузового ТС, может применяться штраф и лишение права на управление автомобилем. Выбор санкции зависит от того, какова степень нарушения установленных законодательством норм была в итоге выявлена.
Если зафиксирован перегруз, инспектор должен составить протокол и задержать ТС посредством блокировки его колес при помощи специального приспособления. После этого сотрудник ГИБДД вызывает эвакуатор, до проезда которого водитель грузовика имеет право устранить имеющуюся проблему следующими способами:
- Правильно распределить груз в кузове для уменьшения нагрузок.
- Переложить часть груза во второй грузовик для снижения общей массы.
После приезда эвакуатор проводится контрольное взвешивание. Если оно не выявляет проблем, водитель может продолжать движение. При этом ему все равно придется заплатить штраф.
Основания для назначения штрафа за перегруз
Правила загруженности для легкового автомобиля:
- водитель должен закрепить знак «крупногабаритный груз», размером 40х40 см, если багаж выходит за пределы автомобиля больше, чем 1 метр сзади или спереди и 40 см по бокам. При отсутствии шанса его закрепить, пометьте груз тряпкой или тканью красного цвета;
- когда на улице темно, на груз устанавливаются светоотражающие знаки или фонарь яркого цвета;
- скорость автомобиля с загруженным багажником не должна превышать 100 км/ч, а на поворотах снижаться до 20 км/ч;
- загруженность багажника для автомобилей отечественного производства допускается от 40 до 70 кг, для иностранных — от 60 до 90 кг;
- груз должен быть надежно закреплен. Его тяжесть нужно распределить по всей территории на крыше так, чтобы центр тяжести находился в самом низу;
- проверить все установленные крепления, они должны быть надежно зафиксированы. При перевозе мебели проверьте, чтобы окна были закрыты. Стекла рекомендуется перевозить отдельно, положив их в картон;
- если поездка длинная, рекомендуется останавливаться и проверять крепления.
Правила перевозки грузов
Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:
- вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
- вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
- перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
- если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.
В каких случаях можно обжаловать штраф
Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:
Собственнику ТС:
- если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
- если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.
Перевозчику:
- если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.
Грузоотправителю:
- если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.
В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.
Срок обжалования штрафа за перегруз грузовика
В отношении оспаривания штрафов за грузоперевозки действуют общие правила КоАП РФ. Жалоба на постановление о привлечении к ответственности подаётся в течении 10 дней с момента его вручения/получения копии.
В исключительных случаях пожаловаться можно за пределами срока. Для этого надо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока руководству ГИБДД или суду.
Что это за исключительные случаи?
- Смена юридического адреса организации, в результате чего постановление вовремя не было поучено.
- Болезнь нарушителя/собственника грозового автомобиля/руководителя юрлица.
- Вынужденный отъезд нарушителя/собственника грозового автомобиля/руководителя юрлица в командировку и т.п.
Другими словами, лицу, в отношении которого вынесено постановление о штрафе за перегруз нужно доказать, что оно не могло вовремя оспорить санкцию.
Срок, отведенный на обжалование административных правонарушений по статье 30.3 КоАП, составляет 10 суток, которые начинают исчисляться с момента получения постановления.
В некоторых случаях, например, по болезни, длительной командировке и иной уважительной причине срок для обжалования может быть восстановлен судебными органами.
Для этого в суд необходимо подать отдельное ходатайство, в котором указываются:
- наименование организации;
- ФИО и адрес проживания заявителя;
- реквизиты постановления о нарушении;
- причины пропуска срок, отведенного на обжалование;
- список прилагаемых документов, подтверждающих причину пропуска.
Расчет осевых нагрузок
Отметим сразу, что самостоятельный расчет осевой нагрузки будет приблизительным. Рассмотрим на примере тягача с прицепом:
Смотрим в свидетельстве о регистрации ТС массу тягача и прицепа.
Определяем массу груза по данным накладной (эти значения далеко не всегда корректны)
Рассчитываем показания для прицепа. Суммируем массу прицепа и массу груза. Часть нагрузки прицепа забирает машина. То есть, как правило, 25% нагрузки приходится на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим полученное на количество осей.
Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса тягача. Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25%.
Таким образом получаются значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение, именно оно и учитывается на весовых постах.