Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание на дому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Согласно законодательству, на соцобслуживание претендуют граждане, входящие в две категории:
- люди, возраст которых выше черты престарелости (от 80 лет для граждан России);
- лица, имеющие подтвержденную справку о наличии серьезной болезни.
Подтвердить инвалидность сложнее. Для этого гражданин должен пройти экспертизу, где будут учтены следующие обстоятельства:
- у обратившегося имеются стойкие проблемы, причиной которых стали полученные увечья, а также различные дефекты (врожденные или приобретенные);
- обратившийся потерял навыки обслуживания самого себя и самоконтроля, не может передвигаться, общаться или вести трудовую деятельность;
- человек нуждается в реабилитационных мерах и социальной защите.
Органы власти могут обеспечить поддержку, как инвалидам, так и людям пожилого возраста. Главный критерий – трудности в своем самостоятельном обеспечении.
Полустационарное социальное обслуживание используется для таких граждан пожилого возраста и инвалидов, которые способны обслуживать сами себя и могут активно передвигаться. Они не должны иметь медицинских противопоказаний для зачисления на подобное социальное обслуживание. Также в эту группу включены дети, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.
Осуществление полустационарного социального обслуживания производят полустационарные организации (предприятия, учреждения) социального ухода или отделения пребывания, как в ночное, так и в дневное время. Они формируются в центрах общественного социального обслуживания и применяются для помощи в проведении мероприятий в области социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, которые утратили социально полезные связи.
Полустационарное социальное обслуживание состоит в медицинском уходе, социально-бытовом и культурном обслуживании. Его получают инвалиды и граждане пожилого возраста.
Социальное обслуживание престарелых лиц и инвалидов регламентировано в ФЗ N 442. Согласно ему, соцобслуживание оказывается женщинам и мужчинам в возрасте 60 и 65 лет соответственно. Также помощь доступна инвалидам любого возраста, в т.ч. и детям-инвалидам.
Поддержку могут оказывать определённое время или же постоянно из-за утраты возможности самолично удовлетворять собственные нужды (полностью или отчасти).
Желающий должен заранее дать письменное согласие на оказание соцобслуживания. Для этого от его имени подаётся письменное заявление, копия паспорта или пенсионного удостоверения. Нуждающийся может получить жилплощадь в домах жилфонда для соцпользования. Также он вправе указать срок предоставления поддержки – бессрочно или временно.
Кроме заявки от претендента потребуется документ, свидетельствующий о праве на запрашиваемую помощь. Например:
- справка о заработке;
- заключение медсоцэкспертизы;
- справка о составе семьи;
- свидетельство об отсутствии заболеваний, при которых нельзя получать помощь дома.
Если же гражданин не желает получить поддержку, за ним сохраняется возможность отказаться от её назначения. Работникам соцслужбы остаётся разъяснить последствия такого решения, а также принять от лица письменный отказ от соцобслуживания.
Исключение составляют недееспособные граждане и дети до 14 лет. В этих случаях согласие даёт представитель.
Надомный вид обслуживания
Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.
Надомное обслуживание заключается в:
- организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
- помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
- помощи в приготовлении пищи;
- сдачи белья в химчистку;
- сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
- поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
- помощи в получении услуг юриста;
- помощи в организации похорон.
Дома для престарелых в Подмосковье
Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.
Мы готовы предложить:
- Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
- Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
- Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
- Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
- 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
- 5-разовое полноценное и диетическое питание.
- Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
- Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
- Еженедельный осмотр профильных врачей.
- Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.
Полустационарное обслуживание пенсионеров и инвалидов
В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.
Данная услуга предоставляется на условиях дневного или ночного стационара инвалидам и пенсионерам, сохранивших способность к самообслуживанию, несовершеннолетним лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Кого коснется индексация ЕДВ в 2020 году
- Как сдать анализ на тестостерон мужчине или женщине
- Лимон для лица — полезные свойства и противопоказания, домашние косметологические рецепты с фото
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.
Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:
№ п/п. | Получатели услуг по социальному обслуживанию | Подробные сведения |
1 | Временно нетрудоспособные лица | При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку |
2 | Пенсионеры | В 2023 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2023 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет. |
3 | Лица с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды 1, 2, 3 группы |
4 | Люди, оказавшиеся в тяжелом положении | Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина) |
5 | Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц | Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья |
Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.
При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.
Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.
Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:
- надомное;
- полустационарное;
- стационарное;
- срочное;
- социальное консультирование.
Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.
Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.
Социальные услуги носят комплексный характер и включают в себя разнообразные виды социальных услуг, направленных на граждан для удовлетворения их специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.
В рамках курсовой работы сложно указать все проблемы и тенденции в развитии социальных услуг для уязвимых слоев общества. Проведенное исследование позволяет резюмировать поднятые вопросы следующим образом:
1. социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.
2. необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
3. общественные науки должны активнее заниматься прогнозированием и разработкой на основе предсказания эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, в большей степени опираться на практический материал.
4. невозможно создать эффективную систему социального обслуживания населения без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных групп населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.
5. финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, направленных на защиту населения, должно быть обеспечено и за счет бюджета.
6. необходимо пересмотреть подход к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре заработной платы социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.
7. сделать социальные услуги более доступными путем внедрения новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми. Для расширения сети учреждений и более эффективной помощи населению необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, через тесное сотрудничество со СМИ и коммуникациями.
Важность проведенного исследования подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому России необходимо постепенно строить новую модель системы социального обслуживания, отвечающую современным потребностям общества и экономическим возможностям государства.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Нормативно-правовое регулирование
Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.
Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.
- Центры реабилитации после эндопротезирования тазобедренного сустава
- Что будет, если запретят досрочный перевод пенсионных накоплений в 2020 году
- Московским пенсионерам увеличат минимальный размер пенсии
В таблице ниже представлены обязанности поставщиков услуг, о которых им вправе напоминать получатели услуг, заключившие с ними официальные договора на обслуживание:
№ п/п. | Обязанности поставщиков соц. услуг | Что поставщики НЕ вправе делать |
1 | Соблюдать условия договоров, заключенных с получателем услуги (или опекунами получателей услуг). | Размещать детей-инвалидов, страдающих от расстройств психики, в стационаре, в котором проживают дети-инвалиды, не страдающие психическими заболеваниями. |
2 | Предоставлять услуги в срочном порядке, если в этом есть необходимость (такие случаи прописаны в ст. 22 442-ФЗ). | |
3 | Предоставлять информацию, касающуюся получения соц. услуг (на безвозмездной основе). | |
4 | Соблюдать принцип конфиденциальности по отношению к потребителя услуг. | Ущемлять права и интересы получателей социальных услуг (включая случаи употребления лекарств в медицинских целях). |
5 | Осуществлять поддержку региональных уполномоченных органов (в плане предоставления сведений для формирования статистики). | |
6 | Помогать получателям услуг в прохождении медико-социальной экспертизы. | |
7 | Обеспечивать получателям услуг доступ к почтовым услугам, телефону, интернету в пределах социальных учреждений. | Оскорблять, грубо обращаться с получателями социальных услуг, применять физическое/психологическое насилие. |
8 | Предоставлять отдельное помещение в социальном учреждении для проживания супругов. | |
9 | Допускать посещение получателя услуг адвокатами, священниками, родственниками и т.д. в дневное/вечернее время. | |
10 | Принимать меры по обеспечению сохранности личных вещей лиц, пребывающих в социальных учреждениях. |
Порядок и условия заключения договора
Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.
В документе обязательно прописываются:
- перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
- частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.
Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:
- паспорт или свидетельство о рождении;
- пенсионное удостоверение;
- документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
- справку с заключением медико-социальной экспертизы;
- справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
- программу реабилитации.