Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
Что такое КТРУ в госзакупках
Аббревиатура расшифровывается как «каталог товаров, работ и услуг». По сути, это справочник с информацией о предмете закупок, распределённой по конкретным разделам.
Пользователи — заказчики и участники закупок, работают с каталогом, содержащим необходимые сведения о всех возможных объектах торгов. При этом все данные унифицированы и исключают возможность путаницы при выборе конкретного предмета закупок.
Какая информация включается в каталог?
Согласно п.10 «Правил формирования и ведения КТРУ» в позицию каталога включается следующая информация:
- Код позиции каталога, который представляет собой уникальный цифровой код на основе ОКПД2 (Примечание: 21-разрядный код в формате «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ−ХХХХХХ−Х−ХХХХХ». Это код по ОКПД2 (9 разрядов) + дополнительный код (12 разрядов));
- Наименование товара, работы, услуги (Примечание: такое наименование не должно являться торговым наименованием, содержать указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
- Единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) (при наличии);
- Информация, содержащая описание товара, работы, услуги;
- Справочная информация (Примечание: это различные коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, а также информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги);
- Дата включения в каталог позиции;
- Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
- Дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
- Дополнительная информация (Примечание: это информация о конкретных ТРУ, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг).
На момент написания настоящей статьи в КТРУ, размещенном на сайте ЕИС, содержится более 70 тысяч записей в 26 категориях.
Довод жалобы: Заказчик в документации о закупке указал несоответствующий предмету закупки код ОКПД2 31.09.14.190 «Мебель из прочих материалов, включая тростник, лозу или бамбук», так как в описание объекта закупки не установлено требование об использовании тростника, лозы или бамбука. Данный код не подпадает по действие ПП РФ от 05.09.2017 №1072. Следовательно, требование ст. 14 Закона о контрактной системе не применяется.
Вывод комиссии: объектом закупки являются театральные кресла для зрительного зала. В соответствии с планом-графиком Заказчиком планировалось проведение закупки на поставку театральных кресел для зрительного зала МБУ «Дворец культуры городского округа Кохма» с ИКЗ 183371101244037320100100030013109000. В извещении о проведении закупки указан код ОКПД2: 31.09.14.190.
В разделе III «Спецификация» документации о закупке не указано, что требуемый к поставке товар изготовлен из пластмасс или прочих материалов (тростника, лозы или бамбука). группировка ОКВЭД2 31.09 не содержит описанный в документации о закупке объект закупки. В разделе III «Спецификация» документации о закупке содержится указание на то, что поставляемые кресла имеют металлический каркас.
ОКВЭД2 31.01 «Производство мебели для офисов и предприятий торговли», включающий в себя, в том числе производство стульев и сидений для театров, кинотеатров и прочих зрелищных заведений и ОКПД2 31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом» в большей мере описывают объект закупки.
Заказчиком был выбран ОКПД2, несоответствующий объекту закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России установлено нарушение ч. 2 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
КТРУ и формирование лотов (компьютеры)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Что в ближайших планах?
Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.
Обязательная маркировка радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года. В эту категорию входят трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты.
Маркировка детской воды была запланирована на март 2023, но учитывая, что пилотный проект так и не начался, эта дата сдвинется, как минимум, на год.
Минеральную воду в России маркируют еще с декабря 2021 г. В марте 2022-го требования коснулись остальных ее видов. Есть несколько исключений, и в их число входит вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания. К ее подготовке предъявляются особые требования, за безопасностью установлен более жесткий контроль.
Что касается кормов для животных, категорию маркируемых попадают все (кроме сельскохозяйственных), расфасованные в потребительскую упаковку.
Когда начнут маркировать пищевую рыбную продукцию, Data Matrix будут наносить на консервы, соленую, копченую рыбу, ракообразные, моллюски и т. д. Исключения: живая, свежая рыбы, свежие водные беспозвоночные.
Оператор «Честный Знак» ЦРПТ планирует открыть предпринимателям и организациям, зарегистрированным в системе, доступ к информации о допущенных ими отклонениях от правил маркировки и оборота товаров. Таким образом, планируется сократить надзорную нагрузку, и помочь легальному бизнесу в уменьшении числа ошибок при работе с маркируемой продукцией.
«Это работает как предупреждающие знаки на дорогах о стоящих впереди камерах — бизнес знает, что совершил нарушение, исправляет его до прихода надзорных органов и больше не допускает. Таким образом, снижается и надзорная нагрузка на компании, и повышается качество товаров и услуг для потребителей«, — Антон Гущанский, директор по надзорной деятельности ЦРПТ.
Как работать с каталогом товаров, работ и услуг
Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.
КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.
На большую часть вопросов, которые возникаю при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ, а также тех, которые в КТРУ предусмотрены, но при этом не являются обязательными. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».
Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.
Пример неправильного обоснования:
Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4) потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога. |
Как применять на стадии планирования
Если план-график утвердили до даты, когда обязательно применяются параметры из каталога, то в процессе закупки не учитывайте информацию из каталога. Но если для закупки придется изменить план-график, то характеристики из каталога обязательно принимайте в работу по п. 7, 9 правил, которые утверждены постановлением правительства № 145 от 08.02.2017.
Из каталога берите наименование объекта закупки и код каталога при формировании плана закупок. Первые цифры, кода позиции каталога в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД 2, и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, то используйте единицы измерения и описание объекта закупки из КТРУ.
По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.
Обязательная маркировка 2023
В процессе маркировки задействованы производители, импортеры, поставщики и продавцы продукции. Сначала производитель получает специальный код на каждую позицию товара. Перед отправкой товара он обязан поместить этот код на упаковку или бирку товара и составить электронную накладную, в которой содержится информация о маркировке. Продавец обязан уведомить Честный Знак о приходе маркированного товара на точку, приняв его с помощью УКЭП. Теперь товар и его идентификационные коды числятся на продавце и уже он обязан уведомлять государственные органы о движении товара. Делается это при помощи онлайн-касс, которые подключены к системе Честный Знак.
Внедрение такой системы на все производства и розничные точки продаж не возможно одномоментно, поэтому проводится несколько этапов. В 2021 и 2022 годах уже происходило расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Сейчас в него входят:
- изделия из натурального меха
- обувь
- табак
- фототехника
- парфюмерия
- шины и покрышки
- молоко
- бутилированная вода
Административная практика по использованию КТРУ
Рассмотрим два примера из административной практики. В первом случае участник пожаловался, что заказчик установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ. Во втором случае жалоба касалась того, что заказчик вовсе не использовал позицию КТРУ при описании объекта закупки.
Первый пример — Решение Рязанского УФАС России по делу № 669-03-2/2018 от 25.12.2018. Рязанский Областной клинический кардиологический диспансер закупал поставку стентов для коронарных артерий. Один из участников пожаловался в ФАС, указав, что заказчик исключил альтернативный материал стента (сталь) из описания объекта закупки, неверно указал уникальное лекарственное покрытие медицинского изделия, а также установил в описание объекта закупки параметр, не включенный в КТРУ.
УФАС выяснило, что в каталоге позиции КТРУ соответствует код 32.50.13.190-02270. Она содержит такую изменяемую заказчиком характеристику, как лекарственное покрытие. На выбор предоставлено 2 варианта:
- сиролимус и (или) паклитаксель;
- зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9.
В описании объекта закупки заказчик указал: лекарственное покрытие — эверолимус или зотаролимус или биолимус А9. Таким образом он использовал свое право на выбор одной из двух позиций. Здесь нарушения со стороны заказчика нет.
Однако в описание он включил характеристику, не предусмотренную КТРУ. Вот как выглядела запись в документации: «Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство: Стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером и лекарственным средством из группы лимусов, предназначенная для имплантации с помощью катетера для доставки в коронарную артерию (или в трансплантат из подкожной вены) для поддержания ее проходимости, как правило, у пациентов с симптоматической атеросклеротической болезнью сердца». Характеристика «стерильная нерассасывающаяся металлическая трубчатая сетчатая структура, покрытая нерассасывающимся полимером» каталогом действительно не предусмотрена. Эту часть жалобы антимонопольное ведомство признало обоснованной и выдало предписание.
Второй пример — Решение Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-5-2019 от 06.03.2019. Заказчик закупал строительно-монтажные работы. Один из участников пожаловался, что объект закупки описан без использования позиций КТРУ. Однако жалобу признали необоснованной. И вот почему. В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ применять позиции каталога заказчики должны с указанной даты.
Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов , а именно:
- плана и плана-графика закупок;
- формы обоснования закупки;
- извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
- закупочной документации;
- контакта;
- реестра контрактов;
- иных предусмотренным законом документов.
Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам . До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.
При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:
- название объекта закупки;
- единицы измерения;
- описание.
Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.
Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг — к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.
Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:
- наименование и код товара или услуги брать из классификатора ОКПД2;
- описание объекта закупки составлять с учетом норм статьи 33 закона 44-ФЗ.
Изменения по 223-фз с 1 января 2018 года
Старая форма отчета больше приниматься не будет. В связи с этим заказчикам следует внимательно изучить новую структуру документа. Закрытые закупки Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме.
Инфо
Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.
Пройти регистрацию на такой площадке смогут только определенные организации. Для этого они должны будут иметь соответствующее персональное приглашение. Обжалование действий Корректировки внесены и в перечень действий, разрешенных к обжалованию. Обращаться в ФАС теперь могут только те компании, которые подавали заявки на участие в рассматриваемой закупке.