Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Не доплатила страховая компания по ОСАГО

Типичный случай. Автовладелец попал в аварию, которая произошла по вине другого водителя. Его автомобиль получил серьезные повреждения. Будучи пострадавшим в ДТП, он сделал все, что в этом случае требует закон; своевременно уведомил СК о страховом случае (направил ей заявление со всеми необходимыми документами), предъявил эксперту страховщика свой пострадавший автомобиль для осмотра и написания акта. И через какое-то время на его счет была переведена страховая сумма. Но она оказалось намного меньше той, которая требуется для полного восстановления автомобиля.

Если уж вы столкнулись с тем, что страховая не доплатила по ОСАГО, что делать. 2106 год на полисе ОСАГО означает, что максимальная сумма компенсации за повреждение машины составляет не 120 000, а 400 000 руб. Это должно послужить хоть каким-то утешением за переживания и хлопоты.

Что нельзя делать страхователю

Чтобы не остаться с минимальной суммой компенсации, важно следовать четким указаниям закона с момента наступления страхового случая, так как некоторые действия могут значительно повлиять на величину последующей выплаты.

Учтите! В число таких действий входят следующие:

  • нельзя ликвидировать причиненные транспортному средству повреждения до прибытия эксперта и проведения диагностики. Даже при наличии зафиксированных с помощью аудио или видео съемки повреждений СК может отказать в компенсации ущерба. Кроме того, любой самостоятельный ремонт до проведения экспертизы уменьшает вероятность получения выплаты. В подобных ситуациях СК редко идет на уступки, даже если такой ремонт был вызван крайней необходимостью. Скорее всего, страховщик согласится на частичную компенсацию причиненного ущерба, сославшись на нарушение правил страхования;
  • не стоит безоговорочно доверять эксперту компании, так как он работает в тесном взаимодействии со страховщиком. Следовательно, мнение специалиста в любом случае будет склоняться в сторону компании, а не ее клиента;
  • нельзя избавляться от письменного заключения независимого эксперта, акта осмотра и платежных документов, подтверждающих расходы на ремонт. Вся эта документация может потребоваться в суде, на случай если в ходе эксплуатации автомобиля после аварии выяснится, что экспертиза установила не все неисправности и повреждения транспортного средства во время осмотра и диагностики.

В некоторых ситуациях правильное поведение клиента позволяет компенсировать причиненный ему ущерб в полном объеме.

Внимание! Любые действия, связанные с восстановлением транспортного средства, до осмотра уполномоченным сотрудником СК категорически запрещены.

Не стоит этого делать и до расчета стоимости причиненного ущерба, удовлетворяющей обе стороны договора. Если сумма возмещения не устраивает владельца транспортного средства, он вправе инициировать повторное проведение экспертизы с последующим составлением нового акта о страховом случае.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату

Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.

Читайте также:  Как оформить сделку с недвижимостью в электронном виде

Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.

Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.

При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.

Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.

Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.

Проведение независимой экспертизы

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).

Когда страховых выплат недостаточно, чтобы выполнить ремонт ОСАГО

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает приоритетное прямое возмещение причинённого ущерба. Это значит, что пострадавшим лишь в определённых случаях будет произведена денежная выплата, по умолчанию же страховая компания оплатит ремонт транспортного средства. При этом сумма возмещения определяется не по смете автосервиса, а по установленной единой методике.

Случаи, когда на ремонт не хватает выплаты по ОСАГО, происходят достаточно часто. Поэтому водители должны хорошо знать, что предпринять в таких ситуациях.

Обычно страховая компенсация существенно меньше стоимости ремонта в таких ситуациях:

  • Оценка ущерба ниже, чем реальное положение вещей.
  • Стоимость устранения повреждений, которые были получены в ДТП, превышает установленный законодательством лимит.

В каждом случае существуют важные детали, которые важно принять во внимание и учитывать при дальнейших действиях.

Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?

И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.

С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.

Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.

Почему выплаты может не хватить на ремонт

Хоть размер ущерба и определяется страховщиком на основании методики Банка России, нередки ситуации, когда страховая насчитала мало по ОСАГО. Что делать, зависит от причины недоплаты. Их может быть несколько:

  • Расчет с учетом износа. Выплаты по обязательному страхованию производятся за вычетом амортизационного износа. Такая практика применяется повсеместно при страховании всех видов ответственности. И ОСАГО не является исключением.
  • Страховщик абсолютно правомерно принимает во внимание устаревание оборудования, несмотря на то что в Российских в магазинах не продают запасные части с износом.
  • Если вам не хватило выплаты на ремонт по этой причине, добиться от страховой компании доплаты не получится даже в суде.
  • Не все повреждения описаны в справке ГИБДД. Рассчитывая выплату, многие страховщики включают в сумму компенсации только те запчасти, которые содержатся в документах компетентных органов.
  • Для того чтобы получить компенсацию в целиком, требуется обратиться к инспектору, составляющему справку и внести в документ недостающие детали.
  • ДТП заявлено по Европротоколу. Правила ОСАГО разрешают водителям не дожидаться ГАИ для оформления незначительных аварий, в которых ущерб причинен только автомобилям. Для подтверждения события вместо справки ГИБДД страховщику предоставляется извещение о ДТП, которое оба участника ДТП заполняют на месте происшествия. Выплата по таким документам ограничена 50 т. р.
  • Если вы не уверены в размере причиненного вреда, вызовите и дождитесь ГАИ, чтобы впоследствии не попасть впросак.
  • При осмотре эксперт не заметил поврежденную деталь. Ситуация, когда машину предоставляют на осмотр в грязном виде, случаются сплошь и рядом. Казалось бы, ерунда, а в итоге мало заплатили по ОСАГО. Что делать? Нужно обращение об организации дополнительного осмотра, тогда страховщик сможет произвести доплату.

Какую сумму требовать

В соответствии с законом об ОСАГО, страховщик должен при наступлении страховых случаев заплатить сумму до 400 тыс. рублей.

Пределы такие:

если причинено ущерб жизни, здоровью не одного пострадавшего 240 000 рублей
если пострадает один человек 160 000 рублей
если нанесено вред имуществу нескольких лиц 160 000 рублей
если нанесено ущерб имущественным объектам 1 человека 120 000 рублей

Страховую выплату определяют, учитывая износ деталей. Процент такого износа будет зависеть от того, когда выпущено транспортное средство и какой его пробег. Более старые транспортные средства имеют больший пробег, а значит, и процент износа у них выше.

Поэтому можно требовать со страховщика только разницу цены ремонтных работ по результату оценки независимого эксперта и суммы, которую выплатила страховая компания.

Стоит ли жаловаться в суд

Вам мало выплатили по ОСАГО и что делать – не знаете? Тогда стоит исправить ситуацию и учиться отстаивать свои права.

Сначала дождитесь произведения выплат, и только затем начинайте восстанавливать транспортное средство.

Если вы уверены, что страховая компания не доплатила, попросите провести повторную экспертизу, которая определит, все ли повреждения внесены в акт.

Подтверждением наличия повреждений будут фото, которые сделаны с разных ракурсов. Такие снимки также могут послужить основанием для проведения повторной экспертизы.

Если, все же, сумма не выплачена в полной мере, получите акт в страховую компанию о страховом случае и требуйте возмещения по расходам на ремонтные работы.

Подождав с ремонтом и получив выплату или компенсации через судебный орган, вы сможете сэкономить.

Чтобы получить акт, нужно иметь оценку специалиста и расчеты. Далее напишите заявление в страховую организацию, в котором изложите просьбу о выдаче акта с расчетом суммы выплаты. В ст. 71 правил об обязательном страховании говорится, что страховщик обязан представить по требованию ксерокопию акта.

После получения всех документов, проведите независимую экспертизу.
В акте сумма отражена без учета износа.

Если размер компенсации практически такой же, как и затраты на ремонт, значит, занижение выплат произошло по причине расчета ОСАГО с учетом износа. В таком случае все разбирательства результата не принесут.

Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться

Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.

Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.

Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.

Читайте также:  Как получить ветерана труда, если нет наград, но есть стаж в 2023 году

Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает.

Недостатки нового закона об ОСАГО

На законодательном уровне ежегодно вносятся изменения в ФЗ «Об ОСАГО». Теперь страховые компании обязаны выдавать пострадавшему автолюбителю направление на аккредитованную станцию, которая быстро устранит ущерб.

Система ремонта по задумке должна была работать следующим образом:

  1. Автолюбитель попал в ДТП и обратился к страховщику за выплатой
  2. После предъявления документов получил направление на станцию
  3. Предоставил машину на станцию и после проведения ремонтных работ забрал

Цель нововведения:

  • сократить уровень мошенничества, поскольку многие делают подставные ДТП и специально получают деньги с помощью авто юристов
  • помочь клиенту быстро восстановить автомобиль, избегая финансовых вопросов с оплатой

Однако на практике нововведения оказались очередной проблемой для пострадавшего. Все дело в том, что страховщики делают выплату пострадавшему с учетом износа, что не запрещено правилами. Что касается ремонта, то СТО принимая клиента, устраняют ущерб без учета износа. Возникает вопрос: кто будет компенсировать разницу? На практике страховщики отказываются перечислять сумму износа, поскольку заинтересованы в получение прибыли. Выход у станции один – требовать доплаты у пострадавшего автолюбителя.

Конечно, есть станции, которые могут поставить б/у детали, не проинформировав об этом клиента. Однако в итоге страхователь получает не такой качественный ремонт. Если спустя время клиент понимает, что получил некачественный ремонт, то может сделать независимую экспертизу и получить компенсацию у страховой компании.

В соответствии с регламентом Центробанка, все расчеты по компенсационным выплатам должны происходить по единому алгоритму. Но на практике граждане очень часто встречаются со случаями недоплаты необходимых для ремонта транспортного средства денежных активов. Причинами такого явления обычно выступают следующие три критерия:

  • Недостаточно хорошая квалификация специалистов, проводящих экспертизу пострадавшего авто;
  • Не обнаруженные скрытые поломки, присущие кузовным элементам;
  • Отсутствие предварительной подготовки для осмотра машины (очищение ТС от грязи, установка правильного освещения, сбор инвентаря и т. д.).

Однако такие основания назвать законными нельзя, так как в перечисленных ситуациях виновником в проведении неправильной диагностики выступает исключительно СК. Поэтому обжаловать урезанную выплату клиент сможет без проблем, через суд. Но существует и ряд обстоятельств, при которых оспорить занижение компенсации не получится. Сюда относят:

  • Исключение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия, при условии, что площадь поврежденного участка занимает более 25%;
  • Учет деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имеющих повышенный износ (все требующие замены элементы оплачиваются в половину цены);
  • Отказ СК в оплате товарной стоимости машины.

Что делать, если страховая выплатила мало денег по ОСАГО, ссылаясь на одну из перечисленных причин, выясним далее в статье.

  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы подписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе – страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Обратите внимание, что имеются и законные основания, при которых может быть снижена сумма возмещения.

В основном это происходит по следующим причинам:

  • исключить повреждения из общей суммы, которую требуется возместить – в стоимость возмещения не входят расходы для восстановления лакокрасочного покрытия, если общая площадь его повреждения занимает более одной четвертой, и если детали с поврежденным покрытием имеют коррозию,
  • детали изношены и подлежат замене – этот вопрос чаще всего рассматривают в судебной инстанции, ведь он до конца не имеет регулирования на законодательном уровне. А 2014 год установил предел для уменьшения стоимости деталей, который стоит на уровне 50 процентов от стоимости новой детали,
  • возмещения рассчитываются без учета утери товарной стоимости, которая обязательна для выплаты на законодательном уровне. Хотя, как показывает практика, очень сложно заставить страховую компанию оплатить утрату товарной стоимости, причем это можно сделать только через суд.

Как написать жалобу по ОСАГО на страховую компанию в Центробанк?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *