Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения в ПДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Использование пешеходных переходов
Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.
Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:
- пешеходный переход;
- надземный пешеходный переход;
- подземный пешеходный переход.
А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.
Электронные документы водителя
21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:
В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:
«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.
Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):
- Лицензионная карточка;
- Временное разрешение на право управления ТС;
- Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.
Обязанности и права пешеходов
Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.
Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.
Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.
В каких местах можно пересекать дорогу?
Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.
Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.
В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.
Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.
Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.
Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой. Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.
Для водителей движение по данному участку дороги является весьма опасным. Это обусловлено тем, что пешеходы априори уверены в своей правоте. Вопреки распространенному мнению, это ошибочное умозаключение.
Согласно ПДД, пешеход — это человек, который перемещается по дороге вне автомобиля или иного транспортного средства и не осуществляет на ней ремонтных работ. Любой прохожий перед пересечением проезжей части обязан удостовериться в безопасности планируемого действия.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Особенности пересечения проезжей части с детьми
Специальных требований к переходу дороги с детьми ПДД не предъявляют, однако чтобы максимально обезопасить себя и своего ребенка, нужно соблюдать несколько простых правил:
- Не пересекайте с детьми дорогу на нерегулируемых переходах и перекрестках. Задержка всего на несколько секунд, которая может возникнуть из-за ребенка, может привести к трагическим последствиям;
- Старайтесь, чтобы на одежде ребенка были светоотражающие элементы. Это позволит водителям быстрее его заметить в темное время суток;
- В гололед старайтесь пользоваться надземными и подземными переходами;
- Если ребенок находится в коляске, лучше катить ее не перед собой, а с правого бока. Это позволит в случае опасности оттолкнуть ее вперед или назад и избежать столкновения с автомобилем. Кроме того, родитель при таком способе передвижения прикрывает собой ребенка и защищает его от удара;
- При переходе дороги всегда держите ребенка за руку, а если он еще маленький – лучше несите на руках. Если вы ведете ребенка за руку, он должен идти справа от вас: здесь работает то же правило, что и с коляской.
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.
Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:
- не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
- привели к сбою нормального движения транспорта;
- привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.
Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.
Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:
- Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
- Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).
Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).
Штрафы за превышение установленной скорости
Если в зоне с ограничением максимальной скорости водитель нарушил установленный режим, будет наложен административный штраф. Штраф за превышение скорости зависит от того, насколько быстро автомобиль двигался и на сколько км / ч он превысил установленную максимальную скорость.
Порядок штрафов за нарушение скоростного режима следующий:
- Если разрешенная скорость превышена на 10-20 км / ч, водитель может быть остановлен сотрудником ГИБДД. Однако водитель выйдет на берег только с предупреждением.
- Если водитель двигался на 20-40 км / ч быстрее разрешенного, его могут оштрафовать на 500 рублей. Это правило изложено в ст. 12.9 ч. 2 КоАП.
- При превышении от 40 до 60 км / ч штраф составит от 1000 до 1500 рублей. В случае повторного нарушения размер штрафа увеличивается и составляет 2000-2500 рублей.
- Если водитель превысил допустимую скорость более чем на 60 км / ч, наказывается штрафом от 2000 до 2500 или лишением права на срок от 4 до 6 месяцев. За повторное нарушение вы можете лишиться водительских прав на один год.
- При превышении скорости движения автомобиля на 80 км / ч и более штраф составляет 5000 рублей с лишением прав на шесть месяцев. Повторное нарушение — лишение на год.
Штрафы за нарушения требований ПДД
За уклонение от соблюдения правил дорожного движения пешеход будет нести гражданскую, административную и даже уголовную ответственность. В последнем случае ст. 268 УК РФ за деяние с тяжкими последствиями. В иных ситуациях отношения между властью и гражданином регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- Без вмешательства, причинения вреда здоровью или имуществу других участников дорожного движения (ДД): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.29).
- Вмешательство в работу участников дорожного движения — штраф 1000 руб. (часть 1 статьи 12.30).
- Нарушение повлекло за собой незначительный или средний вред здоровью другого участника дорожного движения — штраф в размере 1000-1500 рублей (ч. 2 ст. 12.30).
Если по вине пешехода люди получили серьезные телесные повреждения или кто-то скончался, нарушитель нанаказывается лишением свободы на срок от 4 месяцев до 7 лет (части 1, 2, 3 статьи 268 УК РФ). Если пешеход впервые стал виновным в ДТП легкой или средней степени тяжести, он может быть освобожден от наказания (ст. 76.2 УК РФ).
Для справки! Обязанность возмещения ущерба после ДТП: материальный ущерб, вред здоровью и моральный вред возлагается на пешехода и регулируется гражданским законодательством (п.4 главы 59 ГК РФ).
Выводы:
- Пешеход — полноценный участник дорожного движения, который обязан знать Правила.
- В правилах дорожного движения различают несколько категорий знаков: информационные, предписывающие, запрещающие, исключающие, среди которых около 20 были разработаны персонально для пешехода.
- За нарушение правил дорожного движения гражданин будет привлечен к ответственности: административной, гражданской или уголовной, в зависимости от серьезности последствий нарушения.
Если автомобилист не пропустил пешехода, который имел преимущество, то, согласно статье 12.18 Кодекса об административных правонарушениях, такое нарушение влечет за собой наказание в форме штрафа размером от 1 тысячи 500 рублей до 2 тысяч 500 рублей.
Размер взыскания зависит от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Статьей 12.24. КоАП предусмотрено административное наказание за нарушение ПДД, в том числе непропуск пешехода, повлекшее причинение вреда здоровью последнего:
- Легкой степени тяжести (ухудшение самочувствия или небольшая устойчивая утрата общей трудоспособности, длящееся короткий период времени):
- штраф размером от 2 500 до 5 000 рублей.
- Лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев.
- Средней степени тяжести (продолжительное расстройство здоровья, которое не опасно для жизни, либо значимая потеря трудоспособности, менее чем на 30 процентов):
- Штраф от 10 000 до 25 000 рублей.
- Лишение удостоверения на 18 – 24 месяца.
Обжаловать наказание можно в суде в течение десяти суток. Отсчет срока начинается с момента вручения копии постановления нарушителю. Рассмотреть заявление суд обязан в такое же количество дней.
Особенно внимательно следует следить за знаками, которые тем или иным образом регулируют использование пешеходного перехода. Причем это касается как водителей, так и самих пешеходов – которые осуществляют перемещение.
На данный момент существует сразу несколько различных знаков, которые обозначают факт наличия пешеходного перехода.
Основное назначение знака «Пешеходный переход» — извещать водителя о том, что начинается движение по участку, где будет иметь место пересечение дорожного полотна пешеходами. Причем данный знак представлен одновременно в двух основных вариантах.
Таковыми являются в первую очередь следующие:
5.19.1 | передвижение пешехода осуществляется справа на лево |
5.19.2 | человек на знаке движется слева на право |
Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:
- Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
- Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.