Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каком случае проводится выездная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Результаты выездной проверки
Рано или поздно наступает день, когда налоговики позволяют себе откланяться и завершают проверку. В этот момент составляется справка о проведенной проверке. Налоговики обязаны в тот же день вручить эту справку налогоплательщику или его представителю. Этот документ свидетельствует только о сроках и целях проверки, а также о факте ее проведения. Но ничего о ее результатах и о том, какие налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и доначисления.
Для этой цели служит Акт налоговой проверки. Форма этого документа утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-2-628@ от 07.11.2018г. Налоговики обязаны составить его в течение двух месяцев с момента составления справки о проверке. И в продолжение следующих пяти дней он должен быть вручен налогоплательщику.
Процедуры, возможные при проверке
Главная цель выездного контроля — определить, правильно ли начислены и уплачены налоги. Для этого налоговики прибегают к разным процедурам:
- Запрашивают документы. Регистры бухгалтерского и налогового учета, передаточные акты, счета-фактуры, договоры с поставщиками и другие платежные документы. Срок предоставления —10 дней.
- Требуют документы у контрагентов. Если компания входит в категорию высокого налогового риска, у контрагентов тоже запрашивают документы. Чаще всего смотрят договоры, платежные поручения, счета-фактуры.
- Допрашивают свидетелей. Другой инструмент, который налоговики часто используют при выездной проверке — допрос физических лиц. Обычно допрашивают сотрудников предприятия, в том числе главного бухгалтера, директора, топ-менеджеров. По окончанию допроса оформляют протокол.
- Назначают экспертизы. Если для разъяснения отдельных вопросов требуются специальные познания, к налоговому контролю привлекают экспертов. Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить подлинность подписей на документах. Экспертиза всегда назначается постановлением проверяющего лица.
- Проводят выемку документов и предметов. Если налогоплательщик не предоставляет документы по требованию проверяющих лиц, то они вправе их изъять. Это касается документов не только проверяемой компании, но и контрагентов. Важно, что выемка проводится только в присутствии самого налогоплательщика или его представителя, с обязательным участием понятых.
- Осматривают помещения. Другая процедура, которая часто проводится при выездном контроле — осмотр территории. Налоговики осматривают склады, магазины, производственные и другие помещения, которые используются компанией. Обратите внимание, что во время осмотра проверяющие лица вправе изучать данные, которые находятся в компьютерах.
- Выполняют инвентаризацию имущества налогоплательщика. Если налоговики подозревают, что фактическое имущество и финансовые обязательства налогоплательщика не соответствуют его бухгалтерской отчетности, проводится инвентаризация. Важно, что она выполняется только с привлечением материально ответственных лиц компании, а результаты вносятся в опись.
- Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
- Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
- К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
- Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
- По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2020 году?
Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):
- несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
- затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
- низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
- сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.
Что будет при нарушении правил пользования кассой
Итоги проверки налогов ФНС записываются в протокол. При выявлении нарушений кассира попросят объяснить причину в письменном виде. Он может письменно отказаться от дачи каких-либо пояснений.
Штрафные санкции за неправильное использование онлайн-кассы не такие строгие, как в случае с полным игнорированием закона 54-ФЗ. Сотрудники могут ограничиться предупреждением или штрафом от 1500 до 3000 рублей для ИП и от 5000 до 10 000 рублей для ООО.
Если вы видите, что ККТ использовалась неправильно, можно сообщить о нарушении в налоговую. Если руководитель заявляет о нарушении до его выявления, никаких санкций со стороны не будет: контролирующие органы просто фиксируют нарушение и дают время на исправление проблемы. Если нарушение привело к недоплате налогов, вы покрываете сумму задолженности в нужном размере.
А вы уже пользуетесь онлайн-кассой? Заказывайте ККТ на сайте «ККТ Астрал». Мы дадим подробную консультацию и научим правильно пользоваться оборудованием, чтобы свести риск проблем с налоговой к минимуму. Звоните прямо сейчас!
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.
Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.
Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.
На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |