Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы положены ликвидаторам Чернобыльской АЭС в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения, касающиеся льгот для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. На основе результатов проведенных исследований и анализа существующих программ, правительство приняло решение о дополнительных мерах поддержки этой категории граждан.
Повышение финансовой поддержки Чернобыльцев: главные изменения
С 1 апреля 2024 года вступят в силу важные изменения в системе льготной поддержки для всемирно известных «Чернобыльцев». Эти изменения направлены на значительное повышение финансовой поддержки и улучшение условий жизни тех, кто пострадал от радиационных последствий крупнейшей ядерной катастрофы в истории человечества.
Одним из ключевых изменений является увеличение размеров выплат по государственной социальной помощи. Теперь Чернобыльцы будут получать значительно больше финансовой компенсации, что поможет им покрывать затраты на лекарства, медицинские услуги, связанные с радиационным воздействием и улучшение качества своей жизни в целом.
Также будет проведено пересмотрение и увеличение других компенсационных выплат, включая государственную социальную помощь по инвалидности, пенсионные выплаты и особые льготы для Чернобыльцев.
Дополнительно, будут введены новые механизмы поддержки и оплаты медицинских услуг Чернобыльцам, чтобы обеспечить им доступ к необходимой медицинской помощи и процедурам. Это позволит им получить своевременное и качественное лечение, а также снизить финансовое бремя на их семьи.
Важно отметить, что эти изменения проводятся с учетом увеличения инфляции и обеспечения Чернобыльцам достойного уровня жизни, соответствующего их заслугам и тяжести пережитых ими страданий.
Правительство страны уделяет особое внимание вопросам социальной защиты Чернобыльцев и прилагает все усилия для справедливого урегулирования вопросов финансовой поддержки и улучшения условий жизни этих людей. Повышение льгот для Чернобыльцев – это важный шаг в достижении этой цели.
Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат
Детям и внукам ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС законом предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (далее — ЕДВ) до достижения ими возраста 18 лет.
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.
1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».
В п.3 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 указаны лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует право на ЕДВ внуков лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в периоде с 1986 по 1987г.
Но время течет. Дети чернобыльцев, как в известной песне рожают новых людей.
- В итоге несмотря инфляцию сделавшую символическим пособие для внуков героев, работавших для общего блага в условиях радиоактивного облучения, Пенсионный фонд РФ стал искать способ скинуть с себя это бремя.
- Принять новый закон, сутью которого являлось бы лишение льгот — это политическое самоубийство.
- Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность.
Тогда Пенсионный фонд стал искать лазейки в законе, отказывая под разными предлогами.
Но суды часто становились на сторону внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы, полагая что конституция обязывает государство обеспечить экологическую безопасность своих граждан и уж если оно кинуло их в пекло, рискуя здоровьем их будущего потомства, то должно обеспечить выплату пособий установленных законодательством.
Однако экономический кризис в стране не прекращался. Трудности с бюджетом усугублялись и судя по всему проблему решили выправить с помощью судебной системы.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Какие утверждены льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Люди, которые предотвратили губительное воздействие радиационных отходов на окружающую среду и распространение опасных веществ на большие территории, заслужили определенные льготы. В перечень привилегий участникам ликвидации аварий входят следующие выплаты и льготы:
Льгота, выплата | Комментарий |
ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) | Представляет собой фиксированную сумму, в которую входит стоимость социального пакета услуг (льготные лекарства, путевки в санаторий, протезирование, проездной). Выплата будет индексироваться ежегодно, если получатель отказался (частично или полностью) от социальных услуг. |
Обслуживание без очередей в аптечных пунктах, медицинских центрах и поликлиниках | На внеочередное обслуживание можно претендовать и в любых кассах и магазинах. |
Преимущественное право на сохранение рабочего места при проведении на предприятии штатно-организационных мероприятий (при этом не учитывается длительность трудового стажа) | Если компания подлежит полной ликвидации, или ее реорганизуют, ликвидатор аварии имеет право на первоочередное трудоустройство. |
Зачисление ребенка ликвидатора аварии в детский сад по месту жительства без ожидания очередей | А также предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные и лечебные учреждения, компенсация оплаты питания в упомянутых учреждениях. |
Предоставление участков земли под ИЖС | А также право внеочередного вступления в кооперативы некоммерческого характера — жилищные, гаражные, дачные и т.п. |
Преимущественное право зачисления в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в пансионаты для ветеранов | Соответственно, для пожилых льготников, инвалидов и ветеранов. |
Уменьшение на половину стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также оплаты занимаемой жилой площади при проживании льготника в квартире государственного или муниципального фонда | Скидка предоставляется при оплате отопления, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, канализации, вывоза мусора, твердого топлива с учетом доставки (при отсутствии в частном доме центрального отопления). |
Предоставление квартиры по договору социального найма | Если ликвидатор аварии состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. |
Компенсация на покупку продуктов питания | Выплачивается ежемесячно |
Ежемесячная компенсация, положенная в качестве возмещения вреда здоровью | Выплачивается в случае, если ликвидатор аварии на «Маяке» или ЧАЭС стал нетрудоспособным, но инвалидная группа не была ему присвоена. |
Предоставление дополнительного отпуска с сохранением средней заработной платы в любое время года | Продолжительность — не более 2 недель |
Кому предназначаются льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсия для ликвидаторов чаэс
- Ликвидаторы – лица, которые непосредственно принимали участие в устранении последствий взрыва. Возраст выхода на пенсию для них уменьшается на 10 лет, то есть, мужчины могут уходить на отдых уже в 50 лет, а женщины – в 45. Дополнительно на 3 года может быть уменьшен этот возраст в том случае, если у заявителя имеется стаж (10 лет для мужчин и 7,6 лет для женщин) на работе по списку 1. Граждане должны были работать на ЧАЭС в периоды – с даты аварии до 01.07.1986 любой срок, а также с 01.07.1985 по 31.12.1986 года не меньше 5 дней.
- Для лиц, отработавших минимум 2 недели за 1987 год, возраст выхода на пенсию уменьшается на 8 лет. Дополнительно он может быть уменьшен при наличии стажа (12,6 лет/10 лет для мужчины/женщины) по списку 2 на 1 год.
- «Чернобыльцы»-ликвидаторы, работавшие в зоне катастрофы в период 01.071986–31.12.1986 менее 5 дней могут уйти с работы раньше на 5 лет и еще уменьшить этот возраст при наличии стажа 12,6/10 лет на 1 год.
- Если было отработано менее 1 месяца за 1988 год, выход на пенсию возможен на 5 лет раньше.
- Работа в течение 2 недель подряд в 1986 году на строительстве и/или непосредственно в пунктах санобработки дает право на уменьшение возраста на 5 лет.
Чернобыльские зоны заражения
Вся местность, подвергшаяся радиоактивному заражению, зонируется на несколько участков, в зависимости от радиационной обстановки в них. Подобный порядок установлен ФЗ №1244-1, принятым правительством РФ.
Нумерация | Уровень опасности | Описание зоны |
№1 | Зона отчуждения | Запрет на постоянное нахождение |
№2 | Зона отселения | Зона, опасная для проживания |
№3 | Зона, разрешённая для проживания | Незначительное радиационное загрязнение |
№5 | Зона льготного социального статуса | Не подлежащая отселению |
Елена Кошерева
Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.
Одной из основных задач государства должно быть обеспечение доступа чернобыльцев к медицинским услугам высокого качества. Это включает в себя организацию специализированных медицинских центров, которые будут предоставлять все необходимые услуги и лекарства для лечения последствий радиационного воздействия. Также необходимо улучшить доступ к медицинским специалистам, проводящим диагностику и лечение чернобыльцев.
Помимо медицинской помощи, не менее важными являются социальные программы, направленные на поддержку чернобыльцев и их семей. Это может быть финансовая помощь, компенсация за утраченные возможности трудоустройства, обеспечение жильем и услугами социального обслуживания.
Развитие социальных программ и медицинской помощи требует финансовых вложений, поддержки и координации со стороны государства. Кроме того, важно создать систему мониторинга и оценки эффективности данных программ, чтобы гарантировать их правильное функционирование и соответствие потребностям чернобыльцев.
В целом, развитие социальных программ и медицинской помощи является неотъемлемой частью решения проблем, с которыми сталкиваются чернобыльцы. Ответственность за их благополучие и качество жизни лежит на государстве, которое должно обеспечить доступ к необходимым ресурсам и услугам, чтобы улучшить их положение и обеспечить достойное будущее.
Медицинские учреждения и специалисты, специализирующиеся на лечении последствий чернобыльской катастрофы, не всегда доступны для чернобыльцев. Большинство из них находятся в крупных городах, а люди, проживающие в отдаленных районах, могут столкнуться с проблемами дальности и дороги, чтобы получить необходимую медицинскую помощь.
Кроме того, финансовые проблемы могут стать еще одной преградой для чернобыльцев при получении необходимых медицинских услуг и социальной поддержки. Некоторые процедуры и лекарства могут быть очень дорогостоящими, и многие чернобыльцы не могут позволить себе оплачивать их.
Недостаток информации и осведомленности также вносит свой вклад в проблемы доступа чернобыльцев к медицинской помощи и социальной поддержке. Многие из пострадавших не знают о доступных программ и услугах, которые могут помочь им в решении их проблем. Необходимо улучшить информированность чернобыльцев и обеспечить им доступ к полной и точной информации о доступных ресурсах и поддержке.
Чтобы решить эти проблемы, государство должно принять меры, направленные на обеспечение доступности медицинской помощи и социальной поддержки для чернобыльцев. Это может включать расширение сети медицинских учреждений и специалистов, работающих с пострадавшими от чернобыльской катастрофы, а также создание специальных программ и финансовой поддержки для тех, кто испытывает затруднения в оплате медицинских услуг и лекарств.
Кроме того, необходимо проводить образовательные программы и информационные кампании, чтобы повысить осведомленность чернобыльцев о доступных ресурсах и услугах. Распространение информации должно быть доступным для всех чернобыльцев, включая тех, кто проживает в отдаленных районах и имеет ограниченный доступ к интернету и другим средствам связи.
В общем, необходимо предпринять шаги для устранения преград, которые мешают чернобыльцам получить необходимую медицинскую помощь и социальную поддержку. Государство должно быть активным в своем участии и гарантировать, что все пострадавшие от чернобыльской катастрофы получат необходимую помощь и поддержку, чтобы улучшить их качество жизни.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (далее — ежемесячная сумма).
2. Ежемесячная сумма гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной суммы (далее — заявление о сумме), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной суммы, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
3. Заявление о сумме, заявление об изменении способа доставки ежемесячной суммы подаются:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Подача заявления о сумме посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Жилищные льготы для чернобыльцев в 2023 году
Чернобыльская авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году привела к серьезным последствиям для многих людей, проживающих в зоне отчуждения. В результате катастрофы многим чернобыльцам были положены различные льготы, включая жилищные.
Жилищные льготы предоставляются чернобыльцам, а также членам семьи погибших в результате катастрофы. Они позволяют получить помощь в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий. Чернобыльцы, кому положены жилищные льготы, могут претендовать на приобретение или улучшение существующего жилья.
Категория льготополучателей | Условия предоставления жилищных льгот |
---|---|
Чернобыльцы | Право на дополнительную компенсацию на покупку или ремонт жилья |
Члены семьи погибших | Право на предоставление беспроцентного займа на покупку жилого помещения |
Жилищные льготы для чернобыльцев в 2023 году являются одним из важных аспектов социальной поддержки. Они помогают обеспечить достойные условия проживания для людей, пострадавших от последствий Чернобыльской аварии. Это важный шаг в направлении социальной справедливости и заботы о здоровье и благополучии чернобыльцев.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (далее — ежемесячная сумма).
2. Ежемесячная сумма гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной суммы (далее — заявление о сумме), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной суммы, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
3. Заявление о сумме, заявление об изменении способа доставки ежемесячной суммы подаются:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Подача заявления о сумме посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
5. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).
6. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 5 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
7. В случае если заявление о сумме подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о сумме уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о сумме и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о сумме, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.
8. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о сумме, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Решение о предоставлении ежемесячной суммы принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении ежемесячной суммы формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении ежемесячной суммы уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале, если заявление о сумме было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.
Пособия и выплаты гражданам и ликвидаторам ЧАЭС в 2020 году
- отселения — от 1 года;
- с правом на отселение — от 3 лет;
- с льготным социально-экономическим статусом — от 4 лет.
Важно! Это было сделано в целях профилактики недобросовестного поведения граждан, которые прописываются на таких территориях непосредственно перед появлением на свет детей, а после назначения выплат покидают эту местность.
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отдых — 14 суток. Для детей, рожденных до 1.04.1987 г., данный отпускной период тоже предусматривается, но он зависит от точного возраста человека в момент чернобыльской катастрофы и варьируется в пределах 7-14 дней;
- внеочередное предоставление: медлечения, обслуживания в аптеках, нового рабочего места, места в доме престарелых и т.п.;
- 50-процентная скидка на оплачиваемое арендуемое/нанимаемое жилье.
Какие выплаты предусмотрены?
Все вышеперечисленные категории льготников обладают правом на социальную помощь. Они будут получать:
- Доплату к текущему окладу до 100% оплаты труда, который они имели до того, как были вынуждены сменить работу из-за ухудшившегося состояния здоровья.
- 100% прежней оплаты труда, если из-за аварии произошла полная утрата трудоспособности.
Ежемесячно чернобылец и его дети старше 14 лет получают целевую дотацию в размере 881,25 руб., которую можно потратить только на покупку продуктов питания. Размер ежемесячных выплат в зависимости от приобретенной группы инвалидности составляет:
- 1-я группа – 18 425,94 руб.;
- 2-я группа – 9 212,98 руб.;
- 3-я группа – 3 685,17 руб.