Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платёж с 2023 года: порядок оплаты и отчётность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самая грубая ошибка в платежке — неверно указанный банк получателя. В таких случаях деньги не поступают в российский бюджет. Придется платить еще раз. Обязанность по уплате налога, разумеется, будет считаться невыполненной, а на недоимку начисляться пени, может быть наложен и штраф.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Что делать, если ошиблись в реквизитах?
Так, если организация не заплатит годовой налог до 1 марта следующего года или перечислит его не в полном объеме, то получит штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. При этом для тех, кто умышленно не платит или занижает налоговую базу, штраф будет удвоен — 40 % (ст. 122 НК).
Если в платежном поручении по транспортному налогу в 2023 году будет неверно указан счет Федерального казначейства, то согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК обязанность по уплате налога тоже считается невыполненной. Однако надежда отстоять свою правоту и не уплачивать штраф еще есть, т. к. деньги в бюджет все же поступили. Некоторые суды признают налог уплаченным даже при неправильном указании счета УФК. Например, так посчитал Федеральный арбитражный суд Московского округа при рассмотрении аналогичного дела (постановление от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191).
Остальные ошибки, такие как неверно указанные КБК, название ИФНС, коды ИНН, КПП, ОКТМО, не являются существенными. Их легко исправить.
Например, бухгалтер ошибся в КБК. Деньги в бюджет поступили, а значит, их можно там найти. Налог мог попасть на другой КБК или в разряд невыясненных платежей. Оба варианта событий поправимы — нужно обратиться в ИФНС с заявлением об уточнении платежа. Налоговики найдут деньги и зачислят их на верные реквизиты. Инспекторы могут даже быстрее вас обнаружить ошибку, тогда попросят уточнить платеж или сделают это сами, без вашего участия.
Несмотря на простоту исправления таких ошибок, старайтесь не допускать их в 2023 году. Потому как придется платить пени по транспортному налогу, а точнее, по недоимке, образовавшейся из-за просрочки платежа (ст. 75 НК). Если вам удалось обнаружить свою ошибку, незамедлительно подайте заявление об уточнении платежа.
Повышенный коэффициент для транспортного налогообложения
Для хозяев некоторых видов ТС уплататранспортного налога способна стать более дорогим удовольствием. В особенности это касается дорогих автомобилей, на которые более высокие налоги. Повышенный коэффициент калькуляторрассчитывает по следующей формуле:
Окончательный размер налогообложения =» Сумма налога, согласно стандарту правил × коэффициент для повышения ставки
Он работает только для легковых авто, стоимостью 3 млн. руб. В данном случае налог по повышенному коэффициенту физ.лицу подсчитывать не нужно. Это за него сделают в налоговой. Человеку просто придет уведомление с суммой, которую нужно заплатить.
А вот организации вынуждены самостоятельно высчитывать налог. Кроме того, они обязаны рассчитать авансовый платеж. А поскольку к разным транспортным средствам устанавливается свой налог, его нужно рассчитывать с учетом оригинальной ставки.
Повышенный коэффициент могут убрать, даже если автомобиль стоит дороже трех миллионов. Для этого он должен быть достаточно старым – через три года уплата повышенного коэффициента уже не требуется. Отсчет начнут после выпуска авто. Заканчивается – когда внесли последний платеж.
Для примера рассмотрим таблицу использования высоких ставок на транспортный налог:
Среднестатистическая цена | Сколько лет после выпуска | Используемые коэффициенты |
3—5 млн рублей | До трех лет | 1,1 |
5—10 млн рублей | До пяти лет | 2 |
10—15 млн рублей | До десяти лет | 3 |
15 млн рублей и больше | До двадцати лет | 3 |
Кем и когда начисляются платежи
Вопросы, касающиеся транспортного налогообложения, четко регулируются Налоговым Кодексом РФ, а точнее — его 28 главой. Указанный налог относят к категории региональных платежей, полученные средства поступают в государственный бюджет, а расчет его суммы входит в обязанности местных органов. Сумма, предъявляемая к оплате в разных регионах страны, неодинакова. Для каждого региона расчеты выполняются в индивидуальном порядке на основании информации, регулярно предоставляемой местными органами ГИБДД.
В налоговую службу поставляются отчеты о следующих событиях:
- регистрация новых транспортных средств;
- данные о совершенных сделках купли-продажи, смены владельца авто;
- снятие транспортных средств с учета.
Как рассчитать транспортный налог юридическим лицам?
Налоговая ставка рассчитывается с учетом нескольких обязательных параметров:
- мощность двигателя в л. с.;
- тяга реактивного двигателя или валовой вместимости ТС.
Ставки по транспортным налогам могут быть увеличены по решению региона, но не более чем в 10 раз. Помимо этого, разрешено установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом года выпуска авто и его экологического класса.
Для вычисления точной суммы организации потребуется знать 3 величины:
- ставку налога;
- налоговую базу (мощность);
- время владения транспортом.
При расчёте необходимо учитывать, входят ли какие-либо имеющиеся в наличии авто, в группу ТС с повышающим коэффициентом. Перечень автомобилей, входящих в эту категорию, каждый год определяют Минпромторг и налоговая инспекция. Цена одного из таких ТС — более 3 миллионов рублей.
Налоговая база и ее единица измерения зависят от типа автомобиля:
- лошадиные силы — ТС с двигателем;
- паспортная тяга — для воздушных судов с реактивным двигателем;
- валовая вместимость — для водных несамоходных судов;
- единица ТС — для остальных.
Региональная налоговая ставка на определённый автомобиль в рублях умножается на мощность в лошадиных силах (дополнительно умножается на повышающий коэффициент авто) и получается общая сумма транспортного налога.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
Как считать транспортный налог
Величину налоговой ставки устанавливают региональные власти, привязывая ее к мощности двигателя. Так, легковые автомобили с мотором мощностью:
до 100 л.с. действует ставка 2,5 руб. за 1 л.с.;
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно — 3,5 руб.;
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно — 5 руб.;
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно — 7,5 руб;
свыше 250 л.с. — 15 руб.
Эта сумма может увеличиваться в зависимости от региона. Например, в Москве налог значительно выше базового:
до 100 л.с. — 12 руб.;
до 125 л.с. — 25 руб;
до 150 л.с. — 35 руб.;
до 175 л.с. — 45 руб.;
до 200 л.с. — 50 руб.;
до 225 л.с. — 65 руб.;
до 250 л.с. — 75 руб.;
свыше 250 л.с. — 150 руб.
Таким образом, водителю в Москве, который владеет автомобилем с мотором мощностью 249 л.с. придется заплатить минимум 18 675 тыс. руб., а если мотор окажется мощнее 250 л.с., то минимум 37 500 руб. Но и эта сумма может вырасти, если автомобиль окажется дорогим.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Срок и порядок уплаты налога на транспорт
Платить транспортный налог частным владельцам придется один раз в год. Извещения с размером платежа будет рассылать налоговая инспекция по месту регистрации собственника транспорта.
Извещения будут приходить ежегодно не позднее 1 сентября года следующего за истекшим налоговым периодом. Оплачивать налог необходимо ежегодно не позднее 15 ноября.
После отмены дорожного сбора и введения транспортного налога, 2021 год будет переходным. Поэтому сумма налога, которую нужно внести в 2021 году для всех собственников транспорта — физических лиц составит одну базовую величину. Размер базовой величины в Беларуси на сегодняшний день, смотрите по ссылке.
Все владельцы транспортных средств получат до 1 ноября уведомления из налоговой инспекции, оплачивать налог нужно не позднее 15 декабря.
Это будет авансовый платеж. Его зачтут в 2022 году при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами. Сколько нужно доплатить вы узнаете из извещения из налоговой инспекции, которое придет до 1 сентября 2022 года. Внести доплату необходимо до 15 ноября 2022 года.
Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023 года.
Кто обязан платить налог на транспорт в Казахстане? А кто освобожден?
Все вопросы налогообложения транспортных средств регулирует Налоговый кодекс РК (р. 13). Согласно документу (ст. 490) оплачивать налог должны такие категории граждан:
- Физические лица, на которых зарегистрировано ТС.
- Юридические лица, которые право собственности на ТС, на управление, хозяйственное ведение, а также их структурные подразделения.
- Лизингополучатели, передавшие ТС по договору финансового лизинга.
Эта же статья НК РК освобождает от уплаты налогов некоторые категории граждан. Среди них:
- участники и инвалиды ВОВ, приравненные к этим категориям лица;
- матери-героини;
- инвалиды, имеющие специальные мотоколяски или автомобили.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:
-
в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);
-
в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
-
в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).