Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 24.4. Ходатайства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Комментарий к ст. 24.4 КоАП
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Административные ходатайства — виды и сроки рассмотрения
Административным ходатайством можно назвать прошение, заявленное:
- в рамках административного процесса, регулируемого положениями Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ);
- в рамках дел, вытекающих из правонарушений, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правом на подачу ходатайства обладают лица, участвующие в деле (ст. 45 КАС РФ, ст. 24.4 КоАП). При этом в КАС РФ отдельной нормы, определяющей понятие ходатайства и устанавливающей его форму, нет. Анализ же ряда норм позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях ходатайствовать можно только в письменной форме (например, по ст. 61 или 112 КАС РФ). Иные нормы дают право заявить ходатайство и в устной форме (к примеру, п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС РФ) либо внести свое заявление в другой процессуальный документ (например, исковое заявление, согласно ст. 125 КАС РФ).
КоАП более последователен в этом вопросе и содержит отдельную норму, посвященную ходатайствам. В ст. 24.4 определено, что ходатайство должно заявляться в письменной форме.
Срок рассмотрения ходатайства по административному делу также зависит от категории процесса и вида прошения.
- КАС РФ единого срока для рассмотрения ходатайств не устанавливает. Из анализа же нормы, посвященной порядку рассмотрения ходатайств (ст. 154 КАС РФ), а также иных положений КАС, регулирующих порядок подачи различных видов ходатайств в административном процессе, можно сделать вывод, что они должны рассматриваться немедленно, то есть в максимально быстрый срок с точки зрения разумности.
- В КоАП положение о немедленном рассмотрении ходатайств закреплено в п. 2 ст. 24.4.
О порядке рассмотрения и заявления ходатайств
Если протокол составляют в дали от Вашего места жительства, пишите в любом месте протокола: «Прошу направить протокол для рассмотрения по месту жительства» .
Именно в протоколе. В любом месте. Хоть на полях. Но обычно там предусмотрено место для этого.
Возникают ситуации, когда ИДПС предлагает написать ходатайство на отдельном листе или на специальном бланке. А потом эти листы пропадают и получатся, что никакого ходатайства не было.
Передачу дела по месту учета транспортного средства отменили уже давно. Имейте в виду. Все еще люди звонят и спрашивают, что искать протокол в котором указанно, «по месту учета ТС». Протокол с таким ходатайством (по месту учета ТС) никуда не будут передавать и рассмотрят по месту составления протокола.Кроме того, написав о передаче по месту жительства в протоколе, вынесенное инспектором постановление будет незаконным, и отмениться легко и непринужденно судом. Обязательно в протоколе пишите, что нужен защитник. Вынесенное постановление без участия защитника, так же легко отменится судом.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 24.4. Ходатайства
1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации
за третий квартал 2010 года
Вопрос 4. Может ли судья, орган, должностное лицо отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в случае, если такое ходатайство было направлено в суд телеграммой?
Ответ. Согласно ч.1 ст.24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Произвольный отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается, а право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено лишь при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении. Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.
Вместе с тем судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, необходимо учитывать, что в силу ч.2 ст.24.4 КоАП РФ единственным условием, которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства.
Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.
В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведётся производство по делу.
Поэтому в случае заявления ходатайства путём направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 222 (далее — Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для её пользователей.
Комментарий к Ст. 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья регулирует порядок подачи и рассмотрения ходатайств. Посредством заявления ходатайств реализуется процессуальная активность участников производства по делу об административном правонарушении.
Ходатайство — это официальная просьба, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (например, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, об отложении рассмотрения дела, о приобщении доказательств, об истребовании документов, о направлении дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела в закрытом режиме).
Право на заявление ходатайств предоставлено лицам, заинтересованным в результатах рассмотрения дела и перечисленным в ст. ст. 25.1 — 25.5.1, 25.11 КоАП РФ.
Содержащееся в статье правило об обязательном рассмотрении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, само по себе не означает, что ходатайство должно быть удовлетворено.
2. В ч. 2 комментируемой статьи определена письменная (произвольная) форма ходатайства. Это обусловлено тем, что ходатайства могут быть заявлены на любой из стадий производства по делу, в том числе когда никаких протоколов не ведется и не составляется (например, при рассмотрении дела судьей или должностным лицом ведение протокола о рассмотрении дела нормы КоАП РФ не предусматривают) либо в форме протоколов отсутствует определенное место для написания ходатайств (например, протокол об отстранении от управления транспортным средством, о задержании транспортного средства), в связи с чем возникает необходимость в фиксации заявленного ходатайства и содержащейся в нем просьбы. Но при всем этом заявление устного ходатайства само по себе не противоречит ст. 24.4 КоАП РФ, поскольку она не запрещает рассматривать ходатайства, заявленные не в письменной форме, а потому отказ в рассмотрении либо в удовлетворении ходатайства только лишь по причине того, что оно заявлено в устной форме, недопустим.
Комментарий к статье 24.4 КоАП РФ
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Комментарий к статье 24.4. КоАП РФ:
1. Круг лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях и, следовательно, имеющих право заявлять ходатайства, определен в главе 25 Кодекса.
Особое значение наличие права на заявление ходатайства имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу. Будучи заинтересованным в благоприятном для него исходе дела, это лицо может просить об истребовании тех или иных доказательств, вызове свидетеля, назначении экспертизы и т.д. Наличие такого права важно и для потерпевшего. Сказанное в полной мере относится и к юридическому лицу, представители которого также вправе заявлять ходатайства.
Право заявлять ходатайства имеют защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего (ст. 25.5), а также эксперт (ст. 25.9), поскольку он призван обеспечивать надлежащее качество экспертного заключения.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе в пределах своих полномочий заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. 25.11).
Свидетели, понятые, специалисты и переводчики не наделяются правом заявлять ходатайства.
2. Перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не очерчен. Он зависит от стадии производства, характера совершаемых процессуальных действий, полноты собранных доказательств и других обстоятельств. При подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1), а также при его рассмотрении (ст. 29.7) обязательно должно выясняться, имеются ли ходатайства.
3. Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку подачи и рассмотрения ходатайств. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме, его форма не обусловлена. Требование немедленного рассмотрения ходатайства дает возможность своевременно решить вопрос о его обоснованности и при положительном решении иметь время для его реализации, истребования, например, необходимых материалов.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, оформляется определением.
Ходатайство по административному правонарушению
Одним из межотраслевых процессуально-правовых институтов является институт ходатайств. Не является исключением и производство по делам об административных правонарушениях, в котором право на ходатайство является гарантией равенства всех перед законом (ст. 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Правом заявлять ходатайства в административно-деликтном процессе наделены:
- лицо, в отношении которого ведется производство (ст. 25.1 КоАП РФ);
- лицом, которому административным правонарушением причинен вред (ст. 25.2 КоАП РФ);
- законные представители и представители физических лиц (ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ);
- защитник лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 25.4 КоАП РФ);
- эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ);
- прокурор (ст. 25.10 КоАП РФ).
Замечание 1
Особенностью КоАП РФ является то, что правом заявлять ходатайства не наделен специалист, поскольку в административно-деликтном производстве он выполняет сугубо технические функции (помощь в собирании доказательств и применении технических средств без дачи пояснений, заключения).
- Курсовая работа 490 руб.
- Реферат 220 руб.
- Контрольная работа 220 руб.
Право заявлять ходатайства КоАП РФ связывает с наличием у лица, участвующего в производстве, материально-правового интереса. По этой причине не наделены правом ходатайствовать перед органом административной юрисдикции по существу административного дела такие субъекты, как переводчик, понятой, свидетель, поскольку они лишь содействуют принятию законного решения по делу.
Комментарий к Ст. 24.4 КоАП РФ
Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.
В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:
— круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, — правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.
Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.
Наиболее специфично указанное право для свидетеля, эксперта, понятого, специалиста и переводчика, поскольку их процессуальная правоспособность ограничена их процессуальным статусом и определенной ролью в административном процессе. В частности, свидетель, эксперт, специалист, понятой могут заявлять ходатайства о самоотводе, о разъяснении их прав и обязанностей, понятой — ходатайство о внесении замечаний в протокол по делу об административном правонарушении. На практике же представляется, что указанные лица не могут заявлять ходатайства, касающиеся существа рассматриваемого дела. В случае если такие ходатайства будут заявлены данными лицами, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должны вынести решение об отказе в удовлетворении таких ходатайств;
— круг вопросов, по которым могут быть заявлены ходатайства, перечень указанных вопросов не определен и является открытым. Таким образом, любое заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу;
— форма ходатайств — ч. 2 комментируемой статьи указывает, что ходатайства должны быть заявлены в письменной форме. Однако это не лишает соответствующее лицо права заявить ходатайство в устной форме в случае, если в силу каких-то причин ходатайство не могло быть представлено письменно. В данном случае лицо или орган, рассматривающие дело, должны либо рассмотреть ходатайство по существу, либо разъяснить необходимость заявления ходатайства в письменной форме и предоставить время для его подготовки.
Статья 24.4 КРФоАП. Ходатайства
Часть 1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Часть 2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Ходатайство – письменное заявление с просьбой, никаких подспудных смыслов это слово не несет в себе, кроме одного, ходатайства заявляют должностным лицам государства (госслужащим), которые обязаны вам. Обязаны они — соблюдать ваши права на основании закона, которым они опять же обязаны руководствоваться при принятии решения относительно вашей просьбы. Когда вы заявляете ходатайство правомочному должностному лицу (ПДЛ) или судье, вы его просите о чем-то, что предусмотрено или возможно, но не обязательно по закону. Госслужащий не предпринимает никаких действий без вашей просьбы не потому, что не хочет, а потому что не всегда в этом есть необходимость или должностное лицо уполномоченное государством не видит этой необходимости, а может и просто предпочитает ее не замечать, ради своего удобства.
Иногда госслужащий не делает и того, что должен, тогда ходатайство со ссылкой на норму закона служит напоминанием ему о том, что он забыл сделать, умышленно не сделал или даже не знал о такой своей обязанности. Должностные лица не знают своих обязанностей и законов в подавляющем большинстве, потому что власть нанимает к себе в служащие не самых квалифицированных и опытных работников, а самых послушных и преданных, как следствие – некомпетентных и беспринципных. Соответственно, отсутствие образования или его низкое качество, равно как и непрофильное образование или купленный диплом в порядке вещей на государственной гражданской службе. Многие госслужащие с трудом закончили сельскую школу, поэтому будьте к ним снисходительны и не удивляйтесь лишний раз идиократии царящей безраздельно в госучреждениях.
Исходя из написанного чуть выше, законы придется изучать вам, отстаивание ваших прав целиком и полностью ваша проблема, никто вам не поможет и не поспособствует этому. В процессе отстаивания своей правоты, вам придется проводить ликбез должностных лиц относительно ваших прав и их обязанностей, принуждать выполнять требования законов, регламентов и должностных инструкций. Все это делается посредством ходатайств.
При написании ходатайства необходимо указать в тексте норму закона, на основании которого вы обращаетесь к должностному лицу с просьбой. Административное право регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП или КоАП РФ), административный процесс — 24 главой, статья 4 в этой главе посвящена ходатайствам (ст. 24.4 КоАП РФ), следовательно, правомерность подачи ходатайства по делу об АПН в его тексте обосновывается ссылкой именно на эту статью.
Статья состоит всего из двух частей, несмотря на лаконичность текста этой статьи, он очень емок и в нем заключен большой смысл, влекущий за собой огромные возможности для давления на должностных лиц с целью принуждения их к соблюдению закона или провоцирования их же к его нарушению.
Начнем с первой части статьи 24.4 КРФоАП. Сначала обратите внимание на фразу «лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении», она означает, что не только ЛВОК имеет право заявлять ходатайства, ни и еще ряд лиц, участвующих в производстве по делу, их роль и права перечислены в кодексе. Затем идет фраза, имеющая основополагающее значение, «имеют право заявлять ходатайства», она означает, что право на заявление ходатайств у вас уже есть, если вы являетесь участником производства по делу. Вы не должны испрашивать разрешения или высочайшего соизволения должностного лица или судьи на заявление ходатайства, вам достаточно в любой момент любой стадии административного процесса произнести внятно «хочу заявить ходатайство» и можете сразу же его подавать.
Что такое ходатайство и чем регламентируется?
По сути своей ходатайство (далее также «хода») – это просьба. Заявляется оно письменно инспектору ДПС на дороге или судье, которые рассматривают дело. Саму процедуру в юридической среде называют «ходатайствованием». То есть подающий её ходатайствует о чём-либо – просит что-то у сотрудника ГИБДД или суда.
Оно не является жалобой – не следует писать в нём о противоправных действиях, описывать текущую ситуацию – будь то привлечение вас к штрафу или лишению прав или ДТП. Это именно прошение – какое именно, определяет вид этого документа, о которых мы и поговорим ниже.
По состоянию на 2022 год всего один Нормативный акт регулирует его – это статья 24.4 КоАП РФ.
Документы в суд в электронном виде при рассмотрении гражданских и административных дел
C 1 января нынешнего года серьезно изменился и расширился порядок предоставления документов для рассмотрения административных и гражданских исков. Теперь любую информацию при определенных условиях можно подать в электронной форме, не выходя из дома. Опытные юристы хорошо знают, что в арбитражных судах подобная практика существует давно и уже успела себя зарекомендовать.
Но вот в случае с процессуальными документами, используемыми для рассмотрения гражданских или административных дел, у заявителя выбора не было. Он был обязан предоставлять только традиционную бумажную форму.
С 1 января текущего года подать документы в суд в электронном виде стало гораздо легче, но появился и ряд требований, которые необходимо знать и учитывать еще на стадии подготовки искового заявления.
Для подачи документа в электронном виде пользователь заходит на сайт суда, затем идентифицируется в личном кабинете и прикладывает файлы для рассмотрения. Важно помнить, что таким образом можно отправить далеко не любую информацию, а каждый электронный образ должен быть заверен соответствующей подписью.
Какие прикладываются документы
Ходатайство состоит из заявления, в котором указываются нюансы дела и просьба, а также из дополнительных документов.
Они включают в себя различные справки, доказывающие наличие смягчающих обстоятельств и возможность получения снисхождения со стороны компетентных органов.
К таким документам относится:
- положительная характеристика от работодателя или руководителя учебного заведения;
- справка от нарколога, что водитель не состоит на учете в ситуациях, когда лишение прав назначается за езду в нетрезвом виде;
- письменные показания свидетелей;
- фото и видео доказательства невиновности водителя или присутствия внешних факторов, спровоцировавших нарушение ПДД;
- если у водителя имеются несовершеннолетние дети, находящиеся на его попечении, то предоставляются свидетельства о рождении;
- справка из медицинского учреждения о необходимости ухода за больным, престарелым родственником или инвалидом;
- справки, подтверждающие, что водитель является единственным кормильцем в семье и содержит на попечении детей или недееспособных родственников;
- справки из подразделения ГИБДД об отсутствии ранее зафиксированных правонарушениях и неоплаченных штрафах;
- другие документы, выступающие доказательством наличия смягчающих обстоятельств.
При ходатайстве следует не давить на жалость, а доказать, что водитель имеет положительные характеристики и нуждается в автомобиле.
Что такое ходатайство в суде
Письменное обращение к суду имеет право подать участники всех видов судопроизводства в соответствии с действующим в РФ законодательством:
- гражданским (п. 1 ст. 35 ГПК РФ);
- арбитражным (п. 1 ст. 41 АПК РФ);
- уголовным (п. 1 ст. 119 УПК РФ);
- по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 24.4 КоАП РФ);
- по делам, вытекающим из административных и других публичных правоотношений (подп. 5 п. 1 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Адресатом ходатайства всегда является суд. Поскольку предусмотреть все возможные ситуации нельзя, действующее законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень ходатайств. На практике участники процесса чаще всего просят:
- о переносе заседания;
- о восстановлении срока исковой давности;
- об истребовании доказательств;
- об уточнении исковых требований;
- о назначении судэкспертизы (почерковедческой, строительно-технической, медицинской);
- о принятии обеспечительных мер;
- о вызове свидетеля, переводчика, эксперта;
- о привлечении к участию в деле третьего лица;
- о замене ненадлежащего ответчика;
- об ознакомлении с материалами дела;
- о взыскании судебных расходов (в том числе на представителя).
У судьи есть право на отказ:
- если суть обращения не относится к компетенции органа;
- если обращение составлено лицами, не имеющими прав на представление интересов гражданина, в интересах которого выдвинуто заявление;
- если вопрос уже был рассмотрен и по нему вынесено решение.
Ходатайство по административному делу: КоАП РФ или КАС РФ
О правилах составления ходатайств и отдельных их видах читайте в статье по ссылке: Как правильно составить ходатайство в суд — образец? Здесь же речь пойдет об обжаловании ходатайств по административному делу. Сначала определимся с правовым регулированием данных вопросов:
- 30.12.2001 был принят Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В данном кодексе вопросам рассмотрения ходатайств посвящена ст. 24.4.
- 08.03.2015 принят Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). В этом кодексе ходатайства урегулированы ст. 154.
Важно определить, нормами какого кодекса пользоваться:
- по КоАП РФ рассматриваются дела об административных правонарушениях в различных сферах (охрана прав человека, санитарная обстановка, здоровье, природная среда и нравственность, госуправление, порядок и пр., ст. 1.2 КоАП РФ);
- по КАС РФ дела об административных правонарушениях не рассматриваются, им регулируются иные вопросы госуправления (например, обжалование нормативных документов, ст. 1 КАС РФ).
Кроме того, орган, рассматривающий дело, должен дать разъяснения относительно применимых процессуальных норм. Соответствующие ссылки содержатся в сопутствующих процессуальных документах (например, в определении о назначении даты и времени рассмотрения дела).
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства по административному делу: обжалование по КоАП РФ
Одним из распространенных видов ходатайств, заявляемых по КоАП РФ, является ходатайство о восстановлении сроков для обжалования. В жалобе на определение об отказе в удовлетворении такого ходатайства необходимо указать те обстоятельства, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. К ним относятся в том числе и нарушения со стороны привлекающих к ответственности лиц в части надлежащего уведомления (постановление ВС РФ от 10.11.2016 № 5-АД16-69).
Судебная практика исходит из того, что определения об отказе в удовлетворении ходатайств об отказе в восстановлении пропущенных сроков подлежат обжалованию в течение 10 дней с момента получения копии такого определения (решение ВС Удмуртской Республики от 05.12.2016 по делу № 12-331/2016).
Конституционным судом РФ сформулирована следующая правовая позиция по вопросу об обжаловании определений об отказе в удовлетворении ходатайств по КоАП РФ (определение КС РФ «По жалобе гражданина А. А. Давыдова на нарушение его конституционных прав ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ» от 09.02.2016 № 214-О):
- отказ должен быть мотивированным, а не формальным;
- отказ оформляется определением;
- определение может быть обжаловано в вышестоящие суды;
- суды, рассматривающие жалобы на определения об отказе в удовлетворении ходатайства, не связаны доводами жалобы;
- суды, рассматривающие жалобы, могут проверить дело в полном объеме, если это требуется для восстановления законности.
Что входит в материалы дела об административном правонарушении?
Из каких документов состоит дело об административном правонарушении в 2019 году? Давайте разберемся!
Итак, в состав материалов административного дела должны входить следующие материалы:
Протокол об административном правонарушении;
Письменное объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
Письменные показания потерпевших и свидетелей;
Экспертные заключения (если по делу проводились экспертизы);
Ходатайства сторон (если таковые подавались);
Другие документы, которые могут иметь значение для правильного и объективного разрешения дела об административном правонарушении.