Пособие по безработице. Кому положено и как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по безработице. Кому положено и как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.

Лица, которых нельзя признать безработными и регистрировать как безработных

Тут же важно сказать, что не для всех граждан допустимо быть признанными в качестве безработных. К примеру, нельзя признать безработными и зарегистрировать как безработных ряд граждан, которые:

  • не достигли 16 лет;
  • на основании пенсионного законодательства РФ получают пенсию по старости или за выслугу лет;
  • отказались в течение десяти дней с момента, когда их зарегистрировали в органе относительно вопросов занятости для того, чтобы найти подходящую работу от двух вариантов подходящей работы, сюда же входит временная работа. Также к данной категории относятся те, кто первый раз ищут работу и ранее не работали, и не имеют профессии в ситуациях, когда были два отказа в том, чтобы получить профессиональную подготовку или оплачиваемую работу, которая была предложена. Сюда же относится ситуации, когда гражданин дважды находился на временной работе;
  • не явились без уважительной причины сроком в 10 дней с момента регистрации для того, чтобы найти подходящую работу, в орган относительно вопросов занятости, а также те, кто не явился в срок, который был установлен органом по вопросам занятости для того, чтобы зарегистрироваться как безработный;
  • являются осужденными на основании решения суда к ряду работ исправительного характера, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • те, кто представил ряд документов, которые содержат сведения относительно отсутствия работы и заработка, которые являются заведомо ложными, а также те, кто предоставил ряд иных недостоверных данных для признания их безработными.

Для ряда граждан, которым в установленном порядке отказали в том, чтобы зарегистрировать их как безработных, допустимо повторно обратиться в орган по вопросам занятости через месяц после того, как им было отказано для того, чтобы решить вопрос регистрации в качестве безработного.

Права и обязанности гражданина в статусе безработного

Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.

Закон «О занятости», другие нормативно-правовые акты содержат ряд правомочий, которые обеспечивают социальную поддержку и материальную помощь безработным во время поиска работы. Кроме этого, в них предусмотрена возможность получения следующих социальных гарантий и компенсаций:

  • ряд пособий по безработице;
  • стипендии на время обучения, на которое безработного направила служба занятости;
  • определенная материальная помощь безработным и членам их семей;
  • организация лечения и отдыха детей безработного;
  • возмещение затрат, которые были связаны с переездом в другое место на добровольной основе для того, чтобы трудоустроиться на основании предложения органа службы занятости;
  • оплата стоимости проезда и расходов, которые связаны с проживанием гражданина, которого направили на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другое место.

Если говорить об обязанностях безработного, то в общей форме их можно обозначить как добросовестность и дисциплинированность. При обращении за содействием в государственные службы занятости, для граждан важно предоставить о себе и о своей семье определенную информацию. Основываясь на этих данных, принимают решение относительно признания гражданина в качестве безработного и назначения ему пособий по безработице. В ситуациях, когда безработный поступает недобросовестно и получает пособия обманным путем, то допустимо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также снять данного гражданина с учета в виде безработного.

Читайте также:  Как оформить удостоверение «Ветеран труда» в Сыктывкаре в 2023 году

Когда безработный не выполняет возложенные не него обязанности, принимаются меры ответственности, которые предусмотрены Законом «О занятости». Данные меры ответственности могут иметь как традиционный – гражданско-правовой, уголовно-правовой (речь об этом идет в ст.159 УК), так и специфический, присущий только им характер.

Ответственность безработного

К видам ответственности можно отнести:

  • Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
  • Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Актуальность. Инновации в экономике государства Российской Федерации за последние десять лет связана с введением рыночной экономики, которая оказала огромное влияние и на преобразования в области трудоустройства и занятости. На протяжении многих лет в Российской Федерации было полное обеспечение рабочих мест для населения. Ранее если человек пытался избежать трудового заработка, взыскивалась административная и даже уголовная ответственность. И, конечно же, наше государство было заинтересовано обеспечить рабочими местами желающих, систематично и планомерно велось сельское хозяйство, производились расчеты рационального использования трудовых ресурсов с учетом запланированной производительности труда.

Согласно ст. 37 п. 3 Конституции Российский Федерации: «каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности, а также на защиту от безработицы».

Следовательно, в нашей работе мне необходимо раскрыть понятие, определить и установить что такое статус «безработный», ознакомиться и изучить. Заинтересованность в механической рабочей силе с каждым годом все ниже и ниже, поэтому появляются массовые недовольства, беспорядки в общественной структуре, в итоге трудная «безработица». Растет преступность, человеческие проступки, что влияет негативно на социум[1].

Предметом работы является правовые основы статуса безработного гражданина и его социальные гарантии.

Объект изучения правоотношения, складывающиеся в ходе социальных гарантий по безработице.

Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические характеристики статуса безработного и его социальные гарантии.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6950
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
  6. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000, N 26, ст. 2729
  7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
  8. Федеральный закон от 17.12.2009 N 314-ФЗ (ред. от 25.12.2012)»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // «Собрание законодательства РФ», 21.12.2009, N 51, ст. 6151
  9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  10. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652
  11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1991. №31. Ст. 3301
  12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2343
  13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 07.11.2016, N 45 (часть II), ст. 6236
  14. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, N 35, ст. 4811
  15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 875(ред. от 25.03.2013) «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (2 ч.), ст. 323
  16. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 22.03.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, N 9, ст. 1018
  17. Постановление Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» // Российская газета, N 20, 31.01.2018

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Читайте также:  Начисление алиментов на ребенка

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Субсидии для безработных

Как ни странно, государство помогает неработающему населению не только выплатами пособий. Так, для такой категории граждан предлагаются субсидии на оплату коммунальных платежей. Они даются в случае затруднительной ситуации и отсутствия задолженности по прошлым платежам. Чтобы получить такую субсидию, нужно представить необходимые документы и декларацию о доходах.

В некоторых областях нашей страны безработным доступна помощь в открытии своего дела. Чтобы её получить, нужно пройти специальный курс лекций, тестирование и составить бизнес-план. Субсидия выдаётся только в том случае, если комиссия найдёт этот план перспективным.

Можно сделать вывод, что правовой статус безработного определяется отсутствием постоянного дохода и заработка. Помимо этого у этой категории населения есть не только права, но и обязанности, которые нужно исполнять.

Кто относится к категории безработных?

К числу безработных относятся граждане, подпадающие под ряд требований:

  • Возраст 16 лет и старше;
  • Регистрация по месту жительства;
  • Отсутствие какой-либо работы и, соответственно, заработка.

Также важно, чтобы в момент обращения гражданин не проходил обучение в очной форме и не получал пенсионные выплаты (по старости, за выслугу лет или иной тип страховой или накопительной пенсии).

В соответствии с п.3 ст.3 Закона №1032-1, безработными не могут быть признаны лица, которые:

  • Отбывают тюремный срок или выполняют исправительные работы;
  • При постановке на учёт сообщили на бирже труда заведомо ложную информацию;
  • В течение 10 суток с момента регистрации не явились на биржу для получения работы или в течение этого же срока дважды отказались от предложенной им подходящей работы или варианта обучения (для граждан, которые ранее не были трудоустроены и впервые ищут работу).

Итак, согласно действующему законодательству о занятости всем безработным лицам гарантирована выплата пособия. Оно является мерой государственной поддержки, которая направлена на снижение напряженности в обществе в числе лиц, занимающихся поиском работы по специальности. Особенности выплаты четко урегулированы законом и дают право человеку защитить себя в финансовом плане на период поиска необходимой вакансии.

В соответствии с нормами указанного закона, такие выплаты имеют характерные черты:

  • наличие минимального размера — 850 рублей;
  • граничный размер установлен в 4900 рублей;
  • период оплаты составляет один год или с наличием перерывов в течение 18 месяцев.

Такое пособие обеспечивается тем категориям граждан, которые получили в официальном порядке в Центре занятости статус безработных. При этом деньги будут поступать весь срок, пока человек будет нетрудоустроенным. Однако в течение этого времени необходимо будет являться в отдел занятости, составлять отчет о поиске работы. Специалисты отдела оказывают помощь по трудоустройству и направляют соискателей в организации, которые могут быть потенциальными работодателями. Подбор вакансий осуществляется строго по специальности с учетом стажа и требований к должности. Выплата пособия осуществляется в размерах, которые в каждом случае индивидуальны, и зависят от:

  • длительности стажа работника;
  • среднемесячной заработной платы в течение последнего года.

Оплата происходит не одним платежом, а постепенно в определенных размерах:

  • 75% от ранее получаемого заработка первые три месяца;
  • в следующие 4 месяца -60%;
  • до момента завершения обслуживания — 45%.

На минимальный размер пособия могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • те, кто впервые устроился на работу;
  • имеющие перерыв в работе более 1 года;
  • те, кто был уволен по статье за нарушение законов;
  • работники при стаже до 26 недель;
  • направленные Центром занятости на обучение и отчисленные за нарушения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *