Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторские права и общественное достояние». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изобретения также относятся к тем объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть унаследованы как по завещанию, так и по закону. Регулируется наследование изобретений по ГК РФ и по ст. 10 Патентного закона.
Передаются ли по наследству авторские права на изобретение?
Не наследуется само авторство патента, наследник лишь получает права, защищающие его материальные интересы. Они действуют ровно на тот период времени, пока действует патент.
Наследование патента также осуществляется в установленный срок в 6 месяцев, по истечении которого объект наследования может перейти в пользование к государству.
Пошлина за получение свидетельства на наследство
Согласно статье 333.24 Налогового кодекса РФ, при получении нотариального свидетельства нужно уплатить государственную пошлину в размере 0,3% от стоимости наследуемого имущества для наследников первой очереди (дети, родители), а также для полнородных братьев и сестер. Эта сумма не может превышать 100 тысяч рублей. Для других наследников ставка составляет 0,6%, но не более 1 млн. рублей.
Оценка интеллектуальной собственности производится оценщиками или юридическими организациями на договорной основе. Такие лица должны иметь право на проведение оценочной деятельности. Оценка интеллектуальной собственности для тех объектов, на которые «Роспатент» выдает свидетельства и патенты, обычно производится по размеру государственных пошлин, взимаемых за их регистрацию в патентном ведомстве.
Для получения прав по наследству на авторские произведения можно воспользоваться льготой – в статье 333.38 (подпункт 5) Налогового кодекса РФ указано, что от уплаты пошлины за нотариальные действия по вопросам наследования физические лица полностью освобождаются.
Если соавторов или наследников несколько
При наличии нескольких авторов наследование интеллектуальной собственности становится более сложным. Если, например, один из авторов написал несколько глав книги, а другой автор – остальные, то имущество может быть делимым. Если результат творческого труда разделить невозможно, то авторские права остаются у живых соавторов в равных долях, а наследники ничего не получают (статья 1283 ГК РФ).
Если наследников несколько, то размер их доли должен быть обозначен в свидетельстве о праве на наследство. Наследник может также отказаться от своих прав в пользу остальных наследников. По умолчанию наследство по закону распределяется в равных долях, но по отдельному соглашению наследники могут договориться о другом размере долей. При отсутствии обоюдного согласия спор между наследниками рассматривается в суде. Неравные доли наследования могут быть указаны автором/правообладателем в завещании.
Также необходимо учитывать, что если у автора остались несовершеннолетние дети или нетрудоспособные члены семьи (дети, супруг (-а), родители), то на основании статьи 1149 ГК РФ они наследуют не меньше половины доли, причитающейся при наследовании по закону, даже если это не было указано в завещании.
Чтобы избежать споров между наследниками, юристы рекомендуют оформлять завещание с применением института завещательного отказа – когда один из наследников обязуется производить периодические платежи в виде процента от доходов за использование произведения в пользу остальных наследников (отказополучателей).
Наследование физическим лицом
Наследование происходит в общем порядке c с учетом следующих особенностей.
Как было сказано выше, товарный знак не может существовать отдельно от компании. И поэтому, если наследник физлицо не является зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то у него при наследовании товарного знака от индивидуального предпринимателя возникает необходимость зарегистрироваться в течение года в этом статусе и вести соответствующую деятельность. Если этого не произойдет, то наследник вынужден будет отказаться от этого товарного знака.
Похожие принципы соблюдаются и в отношении коммерческого обозначения, только еще строже. Наследником может быть только юридическое лицо или ИП.
Если автор произведения работник, который еще не получил гонорар по договору, отдельному от трудового, умирает, то его наследникам переходит возможность получить его вознаграждение от работодателя. Нужно принять во внимание, что такой авторский гонорар должен быть предусмотрен в самом трудовом договоре или допсоглашением.
Ответственность за нарушение авторского права
Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:
- невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
- издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
- не указание имени автора произведения;
- плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
- контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
- пиратство — несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.
Сроки действия авторских и смежных прав, порядок их исчисления, условия продления и прекращения находятся в непосредственной зависимости от положений гл. 11 (ст. ст. 190 — 194) ГК РФ, нормы которой формулируют общее понятие срока как правовой категории и содержат перечень обстоятельств (юридических фактов), момент наступления которых влечет возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей. Любое право прямо или косвенно связано с конкретным временным моментом. Это может быть согласованная сторонами или определенная нормативным правовым актом календарная дата или истечение установленного периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Кроме того, момент возникновения срока может определяться датой наступления неизбежного события (например, смерть).
Кто может наследовать авторское право после смерти автора
Авторские права с точки зрения закона – это такое же имущество, как квартира, дом или автомобиль. Именно поэтому наследование происходит по таким же нормам.
Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.
Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.
Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.
Авторские права на произведения искусства и технические разработки могут быть двух видов:
- Личные, их ещё называют неимущественными.
- Исключительные, которые принято считать имущественными.
Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:
- право на признание авторства;
- право на имя автора;
- разрешение на обнародование или публикацию произведения;
- разрешение на внесение корректив в произведение.
Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.
В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.
Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.
Третье исключение применяется, если автор произведения был непосредственным участником Великой Отечественной войны или же творил в этот период. Тогда посмертный срок продлевается еще на 4 года.
Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.
Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.
За ХХ век срок охраны авторского права подвергалась многократным реформам.
К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.
Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.
При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.
Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.
Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.
Комментарий к статье 1281 ГК РФ
1. Статья 1281 устанавливает срок действия исключительного права на произведение. Как уже отмечалось, в части 4 ГК определен срок действия именно исключительного права, а не авторского права вообще, как это было предусмотрено ст. 27 Закона об авторском праве.
Продолжительность срока действия авторского права всегда была дискуссионной в юридической литературе. То, что исключительное право должно действовать в течение срока жизни автора, не вызывало сомнений. Вопрос состоял в продолжительности срока действия исключительного права после смерти автора. При этом во внимание принималось то, что признание творческих заслуг автора следует рассматривать и в смысле материального обеспечения его наследников. Учитывая это обстоятельство, срок действия исключительного права постоянно увеличивается с развитием законодательства об авторском праве.
В конечном счете при определении срока действия исключительного права было принято за основу то, что этот срок должен обеспечить охрану интересов автора и двух первых поколений его наследников. Исходя из этого в ст. 7 Бернской конвенции срок охраны был установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако в последующем некоторые европейские страны, а затем и все Европейское сообщество увеличили и этот срок.
Как указывалось в Директиве Совета Европейского сообщества от 29.10.1993 об унификации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав, «принимая во внимание, что увеличение средней продолжительности жизни в Сообществе таково, что названная продолжительность становится теперь недостаточной для покрытия двух поколений», Совет установил срок охраны «в течение всей жизни автора и затем — в течение семидесяти лет после его смерти».
В 2004 г. в Закон об авторском праве было внесено изменение, увеличивающее срок охраны аналогичным образом.
Сохраняя преемственность данной позиции, в п. 1 ст. 1281 срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом если имело место соавторство, то 70-летний срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти того соавтора, который умер последним.
Такой же порядок предусмотрен ст. 8 упоминавшейся Директивы Совета ЕС 1993 г.
Однако следует учитывать, что постоянное увеличение не может быть бесконечным. Срок, предусмотренный п. 1 ст. 1281, уже создает ситуацию, при которой исключительное право может действовать более 100 и даже доходить до 150 лет. Авторское право как сфера пересечения интересов правообладателей, пользователей и потребителей всегда должно исходить из баланса интересов указанных лиц. Поэтому представляется, что дальнейшее увеличение срока действия исключительного права может нарушить данный баланс.
2. В пунктах 2 — 5 комментируемой статьи устанавливаются специальные сроки действия исключительного права исходя из внешних факторов, повлиявших на творческую деятельность автора, и его собственных действий по реализации личных неимущественных прав.
Автор мог выпустить свое произведение анонимно или под псевдонимом или вовсе не обнародовать в течение своей жизни, оставив этот вопрос на усмотрение наследников. В такой ситуации не всегда возможно применение общего срока, установленного в п. 1.
Поэтому исключительное право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Однако в целях защиты интересов автора в п. 2 ст. 1281 предусмотрено, что общий срок действия исключительного права применяется, если автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений. В связи с этим возникает вопрос, могут ли наследники раскрыть личность автора после его смерти. В Гражданском кодексе этот вопрос не решен. Конечно, наследникам стоит исходить из прямо выраженной воли автора. Если он ее никак не выразил, то наследники могут раскрыть личность автора и в этом случае она не будет далее оставлять сомнений. В любом случае раскрытие личности автора должно состояться в течение 70-летнего срока, установленного в п. 2 комментируемой статьи.
3. Аналогичный 70-летний срок предусмотрен и для случаев, когда обнародование произведения состоялось после смерти автора. При этом вопрос об обнародовании должны решить наследники в соответствии с волей автора, о чем прямо предусмотрено в п. 3 ст. 1268 ГК.
Работа автора во время Великой Отечественной войны или участие в ней служат основанием для продления срока действия исключительного права на время ведения этой войны, т.е. на 4 года (п. 5).
4. Наконец, в силу исторических условий развития нашей страны исключительное право на произведение, созданное автором, который был репрессирован и посмертно реабилитирован, также имеет специальные сроки действия. В данном случае закон не может уже защитить интересы самого автора, но может встать на защиту его наследников. Поэтому в п. 4 специально установлено, что срок действия исключительного права в этом случае считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора.
Существует множество данных начала действия различных разделов Закона, подробно описанных ниже. Положения об авторском праве, правах на исполнение и прав на образец вступили в силу 1 августа 1989 г., регистрация патентных поверенных и агентов по товарным знакам вступила в силу 13 августа 1990 г.
Дата начала действия | Положения | Полномочия на открытие дела |
---|---|---|
15 ноября 1988 г. | с. 301 и Приложение 6. пп. 24 и 29 Приложения 5 | с. 305 (1) |
15 января 1989 г. | сс. 293 и 294 | с. 305 (2) |
28 июля 1989 г. | сс. 304 (4) (6) | Закон 1988 г. об авторском праве, промышленных образцах и патентах (вступление в силу № 4) Приказ 1989 |
1 августа 1989 г. | Части I — III. Части IV, VI и VII, за исключением положений, упомянутых в месте. Приложения 1–3, 5, 7 и 8, за исключением положений ниже | Закона об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. (вступление в силу № 1) Приказ 1989 |
13 августа 1990 г. | Часть V. пункт 21 Приложения 3. Приложение 4. пункт. 27 Приложения 5. пп. 15, 18 (2) и 21 Приложения 7., как следствие отмены Приложения 8. сс. 272, 295, 303 (1) и (2) в той мере, в какой они относятся к вышеупомянутому | Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. (начало № 5) Приказ 1990 |
7 января 1991 | пп. 1–11, 17–23, 25, 26, 28 и 30 Приложения 5. последующие отмены в Приложении 8. сс. 295 и 303 (2) в той мере, в какой они относятся к вышеупомянутому | Закон об авторском праве, промышленных образцах иентах 1988 г. (вступление в силу № 6) Приказ 1990 г. |
Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. (начало № 2) и (Начало № 3) Приказы 1989 г. являются техническими мерами, позволяющими подготовить вторичное законодательство.
Когда авторские права нельзя передать по наследству?
Запреты относительно наследования авторских прав не многочисленны. По сути, их можно разделить всего на две группы.
Первый блок ситуаций, когда не переходят по наследству авторские права, касается их разновидности. Как известно, существуют личные неимущественные права и имущественные.
Так вот неимущественные авторские права по наследству не переходят. Этот запрет обусловлен тем, что они связаны с личностью человека. Сюда относится имя создателя, а соответственно и право на его указание. Не передается соответственно и само право на авторство.
Вполне логично, что наследникам нельзя обозначать свои имена на тех шедеврах, имущественные права на которые были получены ими от автора. В противном случае, истинного создателя картины, скульптуры, музыки, стихов, книги никто бы не узнал, была быть нарушена сущность авторства.
Исключением составляют ситуации, когда наследниками произведение было переработано, дополнении и так далее. Но в данном случае имя переработчика должно указываться наряду с именем автора первоначального варианта произведения, чтобы не нарушать личные неимущественные права автора.
К числу не передаваемых по наследству относится и право на защиту репутации автора. Однако этот запрет весьма условен.
Так наследники вполне могут выступить в защиту автора путем подачи иска в суд об устранении выявленных ими нарушений, допущенных со стороны третьих лиц. В числе них может быть затронута и репутация автора, тогда судебный спор неизбежен.
Вторым случаем, когда авторские права нельзя передать по наследству временно, является ситуация с коллективным авторством. Но следует сделать оговорку, что в данном варианте ограничение временное.
Так, нельзя наследовать права на коллективное произведение пока жив хотя бы один из соавторов. Этот запрет введен с целью исключения споров между живыми соавторами и наследниками умерших.
Статья 1258. Соавторство
1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.
4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.
Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.