Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы опеки. Чем они занимаются?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).
– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.
– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.
Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.
Выявление потенциальных подопечных
Чтобы не оставить людей, требующих специальной помощи, без поддержки, государство создает специальные органы. Они, как правило, формируются в структурах районной власти. Отдел опеки занимается сбором информации о детях-сиротах, неблагополучных семьях и так далее. То есть в его обязанности входит контроль и мониторинг ситуации на подведомственной территории. На практике отдел опеки получает данные о детях от сельских советов. Довольно затруднительно из районного центра видеть, что происходит в каждой семье. Потому налаживаются связи с работниками органов местного самоуправления, школ, неравнодушными гражданами. Когда ребенок попадает в беду, его делами занимаются указанные люди. Они собирают документы, передают их в орган опеки. Кроме того, те, кто знает ситуацию, зачастую помогают подобрать опекуна. Это ответственное и довольно тонкое дело. Опекунами почти всегда становятся родственники ребенка. Решение вполне обоснованное. Малыш привык к тете или бабушке, не испытывает дополнительного стресса. Но в семьях иной раз возникают конфликты по поводу личности опекуна, связанные со «шкурным» интересом. Потому выбор лица, отвечающего за ребенка, – дело серьезное и ответственное.
Контроль над органами опеки
Эта функция возложена на работников прокуратуры — органа, призванного защищать интересы граждан независимо от возраста. Контроль – одна из функций государства. Работники прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органа опеки. На практике они проверяют документы на предмет выявления нарушений. Если что-то там не в порядке, то наказывают, без этого не обходится.
Есть еще один вид неофициального контроля – общественный. Вокруг ребенка множество неравнодушных людей. Они присматривают по своей инициативе за тем, как относится к малышу опекун. Если замечают в его поведении недобросовестность или недобропорядочность, могут сообщить «куда надо». В принципе, таковую деятельность государство приветствует. Не может несколько человек, работающих в отделе опеки всех охватить вниманием. Помощь общественности здесь просто необходима.
В полномочия органа опеки и попечительства входит поиск и учет граждан, которым необходима опека или попечительство. Представители данного органа обращаются в суд с заявлением о признании недееспособным гражданина, либо о признании лица дееспособным, если отпали основания, по которым первоначально было принято решение о полной (частичной) недееспособности.
В полномочия должностных лиц органов опеки и попечительства входит установление опеки либо попечительства, а также освобождение (отстранение) согласно ФЗ попечителей и опекунов от выполнения ими обязанностей.
Представители данного отдела выдают в соответствии с ФЗ РФ разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом подопечных, а также представляют интересы подопечных в судах, если выявлены нарушения в действиях опекунов (попечителей).
В полномочия органа опеки и попечительства РФ входит выдача разрешающих документов на отдельное проживание попечителей и их подопечных, которые не достигли совершеннолетия по ГК РФ.
Сотрудники опеки оказывают помощь попечителям и опекунам, осуществляют периодические проверки соблюдения ими интересов и законных прав подопечных. Они контролируют условия жизни несовершеннолетних детей, соответствие санитарных норм.
Когда прекращается попечительство и опека?
Есть несколько оснований для досрочного прекращения договора. Автоматически опека прекращается при достижении несовершеннолетним 14-летнего возраста, переходя в попечительство. В 18 лет ребенок признается в полной мере дееспособным, получает все гражданские права и обязанности, возможность самостоятельной защиты в суде по необходимости. Именно с этого возраста прекращается попечительство, которое было установлено над ребенком.
При наличии у совершеннолетнего психического заболевания, признании его недееспособным по решению суда, органы опеки имеют право назначить опекуна.
При признании дееспособности совершеннолетнего лица опека снимается.
Освобождение попечители или опекуна от исполнения им прямых обязанностей возможно и по их личному желанию.
Например, в случае ухудшения здоровья, материального положения, отсутствии психологического контакта с подопечным, обязанности попечителя (опекуна) перекладываются на другое лицо либо администрацию государственного учреждения.
В течение какого срока действует разрешение?
Срок действия такого разрешения не установлен, однако сделка может быть совершена при соблюдении ранее оговоренных условий, например, в разрешении может быть указано, что по итогам сделки несовершеннолетний должен получить в собственность другое жилое помещение.
По инструкции, ООП должны проверять все заявления, где содержится информация о том, что несовершеннолетний ребенок остался без обеспечения своих родителей и иных родственников, находятся в условиях, несущих опасность для его здоровья и жизни.
По закону, проверка по направлению должна быть проведена в течение 3 дней с приема обращения.
Если во время подготовки к проверке специалистами ООП будет установлено, что факты, указанные в обращении, недостоверные – дело не заводится.
Если же при проведении проверки обстоятельств и посещении квартиры семьи, сотрудником будет установлено, что угроза здоровья или жизни ребенка действительно существует, семейство берется на юридический контроль. Органы, способные проводить проверку, расположены территориально (центральный район, пригород).
Реорганизация системы
Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.
Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.
Особенности изменения профильного законодательства
Система органов опеки и попечительства в последние года прошла несколько этапов реорганизации, что связано с изменениями профильного законодательства. До принятия актуального Семейного кодекса действовал Кодекс о браке и семье, который возлагал обязанности ООП на исполнительные комитеты органов местного самоуправления, что не соответствовало реалиям, не позволяло эффективно осуществлять функции по опеке, попечительству.
При этом функции относительно несовершеннолетних передавались отделам народного образования, а недееспособных лиц — на отделы здравоохранения. Гражданами, которые нуждались в попечительстве по состоянию здоровью, занимались отделы социального обеспечения.
После принятия части 1 ГК РФ, вступления в силу актуального Семейного кодекса Российской Федерации, ряда других нормативных актов данные функции были спущены на региональный уровень, находятся в ведомстве субъектов РФ. Именно законодательные органы местного самоуправления должны регулировать взаимоотношения в сфере опеки и попечительства.
Структура и администрация
Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:
Начальник Выявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители. | ||
Главный специалист Решает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних. | Ведущий специалист N1 Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов. | Ведущий специалист N2 Решает вопросы об опеке над недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой. |
Права несовершеннолетних детей
К основным правам детей в семействе стоит отнести:
- Проживание в родной семье и благополучие, способствующее развитию личности ребенка.
- Проживание с родителями в одном месте до 14-ти лет.
- Получение собственного имени, которое предоставляют родители по обоюдному согласию, отчество и фамилию от папы или мамы.
- Открытое выражение личной позиции по любой проблематике и вопросам, которые касаются его интересов и воспитания.
- Поддержание взаимоотношений и связи с каждым близким родственником, как со стороны мамы, так и стороны отца.
- Защита личных прав всеми законными методами.
- Обладание личными доходами.
Что такое «Гостевая семья»
Это временная передача детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ.
Правила временной передачи детей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 года N 432.
Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по установленной законом форме , и следующие документы:
а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан( действительна 1 год) ;
в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте «е» пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.( действительна в течении 6 месяцев)
гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Орган опеки и попечительства в течение 5 дней с даты получения от гражданина заявления:
а) проводит проверку представленных вместе с заявлением документов
б) проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина;
в) оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет с даты его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.
Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином, с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).