Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения по УСН с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение упрощенной системы налогообложения возможно только с соблюдением определенных условий. В том числе на УСН действует лимит на доходы. Лимит по доходам ежегодно индексируется с помощью коэффициента-дефлятора.
Коэффициент-дефлятор для налога на ЕНВД
Налог на ЕНВД рассчитывается с помощью коэффициента–дефляторов К1 и корректирующего коэффициента К2. Для того чтобы понять какую роль они играют в расчете налога на ЕНВД, посмотрим, как рассчитывается этот налог. Формула для расчета ЕНВД выглядит следующим образом:
ЕНВД = БД х (Физпок1месяц + Физпок2месяц +Физпок3месяц) х К1 х К2 х ставка налога, где
БД – базовая доходность. Базовая доходность устанавливается законодательством. Она зависит от вида
деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Виды деятельности и их базовая доходность указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ.
Физпок – физические показатели. Например, физическим показателем для ветеринарных услуг является количество работников, которые оказывают ветеринарные услуги населению, включая самого индивидуального предпринимателя (если это ИП). Физические показатели также указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ. Физические показатели складываются за первый, второй и третий месяц квартала соответственно.
К1 – это коэффициент, который регулирует налог в зависимости от инфляции.
К2 – это коэффициент, который регулирует базовую доходность в большую или меньшую сторону в зависимости от его значения. Он устанавливается региональными властями.
Эти коэффициенты нужны для того чтобы регулировать сумму налога в зависимости от рыночной ситуации. Это сказано в статье 346.29 Налогового Кодекса РФ. Для последних лет характерно постоянное повышение коэффициента К1, потому что растет инфляции. При росте коэффициента растут налоги. Например, в 2017 году К1 был равен 1,798, а в 2023 году уже 1,915.
Сравнение коэффициентов-дефляторов
В таблице приведены значения на текущий и будущий год:
Объект применения |
Коэффициент |
|
2022 |
2023 |
|
НДФЛ |
1,980 |
2,270 |
Торговый сбор |
1,508 |
1,729 |
НДД |
1,060 |
1,215 |
УСН |
1,096 |
1,257 |
Таблица значений РК в регионе
Территории и районы | Круг работников | Размер РК | Нормативная база |
---|---|---|---|
Тюменская область | |||
Районы, расположенные севернее Полярного круга | Работники геологических и топографо- геодезических организаций и предприятий | 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 № 298/8 |
Работники полярных станций | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 458/9 | ||
Плавающий состав судов морского флота и работники береговых предприятий и организаций морского транспорта, независимо от их подчиненности | 1,6 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 458/9 | |
Работники строительных и ремонтно-строительных организаций | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9 | ||
Уватский район | Все рабочие и служащие, — с 01.08.1992 | 1,5 | Постановление Правительства РФ от 11.08.1992 № 574 |
Тобольский нефтехимический комбинат, Тобольская ТЭЦ | Работники служб эксплуатации | 1,4 | Распоряжение Совмина СССР от 05.11.1978 № 2419 |
Районы: Тобольский, Уватский, Вагайский, Дубровинский, Байкаловский, Ярковский и Нижнетавдинский | Работники предприятий, организаций и флота рыбной промышленности | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 470/9 |
На остальной территории | Рабочие и служащие предприятий, к заработной плате которых по состоянию на 05.08.1971 районный коэффициент не установлен, а также работники предприятий по производству железобетонных и бетонных изделий и конструкций, для которых эти коэффициенты установлены в меньших размерах | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24 |
Работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно обслуживающих рабочих и служащих лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий и организаций и химлесхозов | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.08.1966 № 473/П-21 | ||
Работники лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных предприятий и организаций и химлесхозов, предприятий и организаций электроэнергетической, включая работников Объединенных диспетчерских управлений энергосистемами Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и участковых инспекторов котлонадзора Госгортехнадзора РСФСР, и торфяной промышленности (за исключением работников коммунальных и сельских электростанций и сетей, а также предприятий местной торфяной промышленности), целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов (за исключением производства цемента, асбоцемента, железобетона, бетона, асбеста, графита), стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, легкой (включая текстильную) промышленности, пищевой (исключая рыбную и соляную) промышленности, полиграфической промышленности, промышленности по производству музыкальных инструментов | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 476/9 Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.03.1965 № 180/9 | ||
Работники строительных и ремонтно-строительных организаций | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9 | ||
Работники предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности (за исключением предприятий, находящихся в ведении местных Советов депутатов трудящихся) | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 № 527/13 | ||
На всей территории | Работники железнодорожного транспорта | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1960 № 1251/28 |
Окончательно решив применять единый налог, вам необходимо заполнить заявление по форме ЕНВД-2 и подать его в налоговую в интересующем вас муниципальном образовании. Заполнить заявление можно автоматически либо вручную, предварительно распечатав бланк. Налоговая служба согласует вам ЕНВД через 5 рабочих дней.
Какие коэффициенты‑дефляторы установлены на 2021 год
По завершении налогового периода необходимо произвести расчет единого налога по формуле:
ЕНВД = (налоговая база * ставка налога) – страховые взносы
Ставка единого налога определена на уровне 15%. Однако она может быть снижена по решению местных властей.
Налоговый период для уплаты ЕНВД определен как квартал. Не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, налогоплательщики начисляют и перечисляют в бюджет единый налог. Платить его следует в ИФНС по месту постановки на учет.
У плательщиков есть право сократить сумму налога к уплате на сумму страховых взносов, выплаченных за работников, непосредственно работающих в той сфере деятельности, по которой начисляется единый налог. Принцип такой:
- Организации и ИП с наемными работниками могут уменьшить единый налог на сумму уплаченных в отчетном периоде страховых взносов, но максимум на 50% от суммы ЕНВД, причитающейся к уплате.
- ИП, которые работают самостоятельно и не производят отчисления взносов за физических лиц, могут уменьшить сумму единого налога на общую сумму уплаченных взносов «за себя», без ограничения 50%. Но исчисленная таким способом сумма налога к уплате не должна быть меньше нуля.
Корректирующий коэффициент К1 или, как его еще называют на профессиональном языке, коэффициент-дефлятор отображает размер инфляции. Устанавливается он сроком на один год и подлежит к применению на всей территории Российской федерации.
По закону, расчетом коэффициента К1 занимается Министерство экономического развития России и оно же специальным приказом обязано публиковать его значение на будущий год, причем не позднее 20 ноября года текущего. Если данная процедура не была проведена, то происходит автоматическая пролонгация прошлогодних значений.
Суть расчета коэффициента К1 довольно проста: коэффициент за прошедший год умножается на коэффициент года предстоящего. Правда, предварительная работа намного сложнее: министерским работникам приходится провести тщательный анализ стоимости потребительской корзины и ее изменения в течение года. Как замечают практикующие бухгалтеры, каждый год К1 растет, что в общем, не удивительно, поскольку цены на товары и услуги год от года также увеличиваются.
Сравним, как изменится налоговое бремя плательщиков ЕНВД при увеличении показателя К1. Представим, что индивидуальный предприниматель оказывает услуги по ремонту обуви, на него работают 2 сапожника. Базовая доходность его деятельности («бытовые услуги») в месяц, согласно НК РФ будет составлять 7500 рублей. Пусть в данном регионе К2 равен 1, а налоговая ставка максимальна – 15%. Для простоты расчетов будем считать, что предприниматель не пользуется льготами за компенсацию уплаты страховых взносов.
Посчитаем, какой налог должен заплатить ИП за 1 квартал 2018 года, когда еще действует показатель К1 прошлого года – 1,798. Сначала вычислим налоговую базу: (7500 × 1 × 1,798 × (2 + 2 + 2 (чел.)) × 3 = 242 730 руб. Умножим ее на налоговую ставку: 242 730 х 15 % = 36 409 руб. (с округлением, как требует НК РФ).
Этот коэффициент, также являющийся корректирующим, в отличие от К1, учитывает сразу множество внешних факторов, которые так или иначе способны повлиять на предпринимательскую деятельность предприятия или ИП, работающего по ЕНВД.
К таким факторам относятся:
- режим работы организации или индивидуального предпринимателя;
- сезонность;
- зарплата сотрудников;
- спектр предлагаемых товаров, услуг и выполняемых работ;
- доходность;
- конкретное место (адрес, район) осуществления коммерческой деятельности;
- площадь используемых рекламно-информационных полей и их разновидность;
- другие факторы.
Вышеперечисленные условия, которые учитываются коэффициентом К2, ничем не ограничены, поэтому список их может быть продолжен.
Связано это с тем, что К2 устанавливается в каждом регионе индивидуально представительными органами городских округов, муниципальных районов и т.д. с учетом особенностей данных территорий.
Кстати говоря, по закону, регионы могут и не устанавливать это понижающий коэффициент, но, как правило, местные власти все же идут навстречу представителям малого и среднего бизнеса, которые в основном и работают по ЕНВД.
К СВЕДЕНИЮ! Корректирующий коэффициент К2 считается понижающим. Его роль заключается в уравнивании коммерсантов, работающих в разных условиях.
Например, это важно для тех, кто ведет бизнес не в мегаполисах, а в маленьких деревнях и поселках. Данный коэффициент разрабатывается местными властными структурами и зависит от экономической обстановки в регионе. Причем, представители бизнес-сообщества вправе влиять на размер коэффициента через прямое обращение в муниципальные органы.
Данный коэффициент может равняться 1, если применять понижение не планируется, либо быть меньше 1, тогда в формуле вычисления налога он получиться льготирующим. Если точный размер К2 для своего региона пока не выяснен, и нужно провести предварительный расчет ЕНВД, лучше посчитать К2 равным 1. Минимальное значение коэффициента К2 – 0, 005.
ВНИМАНИЕ! Коэффициенты К1 и К2 устанавливаются на один год и подлежат ежегодному пересчету.
Если заинтересованные властные структуры устанавливают значение К2 во всех подробностях, то для налогоплательщиков это очень удобно. В противном случае, когда муниципалитеты регламентируют только отдельные его составляющие, налоговым субъектам приходиться самостоятельно высчитывать окончательный размер этого коэффициента, перемножая его установленные значения.
При некоторых обстоятельствах значение коэффициента К2 для каких-то конкретных предприятий или индивидуальных предпринимателей может быть изменено. В частности, это возможно, если:
- работа предприятия или ИП велась меньше налогового периода (например, только два месяца из трех квартальных). Причем если в местных законодательных нормах такая корректировка не прописано, это не может служить основанием для ее отмены;
- деятельность компании происходила не каждый день, например, в связи с санитарными и выходными днями или же по утвержденному внутри организации графику;
- была вынужденная приостановка деятельности, вызванная объективными причинами. К ним относятся форс-мажорные обстоятельства, случаи аварий и ремонтных работ, временная нетрудоспособность работников, приостановление деятельности по решению суда и т.д.
Для того, чтобы у налоговиков не возникло подозрений в желании уклониться от уплаты налогов, данные факты следует обязательно подкреплять соответствующими документами.
ВАЖНО! Если в течение какого-то времени у индивидуального предпринимателя или предприятия, находящегося на ЕНВД по каким-либо причинам не было договоров и сделок, но, тем не менее, фактически коммерческая деятельность велась, то это не может служить законным основанием для неуплаты Единого налога на вмененный доход.
Коэффициент-дефлятор для НДД от добычи углеводородного сырья
Наименьшим из утвержденных значений коэффициентов-дефляторов (1,215) является коэффициент, используемый в целях применения главы 25.4 НК РФ. Первый раз этот коэффициент был утвержден в конце 2021 года на текущий год.
Коэффициент-дефлятор применяется к значению удельных расходов (7140 руб.), установленному в НК РФ (абз. 3 п. 4 ст. 333.55). Данной нормой определен порядок исчисления и уплаты НДД от добычи углеводородного сырья, авансовых платежей по налогу, а также минимального платежа по этому налогу. По 2021 год включительно значение этого коэффициента-дефлятора принималось равным 1. Начиная с 01.01.2024 исходное значение удельных расходов устанавливается в значении 8600 руб. (абз. 4 п. 4 ст. 333.55 НК РФ). Этот показатель является одним из сомножителей при определении суммы предельных расходов на добычу углеводородного сырья. Второй сомножитель — количество добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, определяемое в соответствии с подп. 6 п. 5 ст. 333.43 НК РФ.
Сумма предельных расходов на добычу углеводородного сырья вычитается из размера расчетной выручки от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, за налоговый (отчетный) период (ст. 333.46 НК РФ). Из расчетной выручки вычитают еще два вида расходов за тот же период — расчетные и фактические. А в итоге полученная разность — это и есть минимальная величина облагаемой базы НДД от добычи углеводородного сырья (абз. 1 п. 4 ст. 333.55 НК РФ).
Как коэффициенты-дефляторы влияют на налоги
Каждый год Минэкономразвития устанавливает новые значения коэффициентов-дефляторов. Изменения нужно учитывать тем, кто следит за лимитами по доходам на упрощёнке, платит торговый сбор или фиксированные авансы по НДФЛ с иностранцев.
Коэффициенты-дефляторы — это показатели, с помощью которых государство корректирует начисление некоторых налогов и сборов с учётом постоянных изменений потребительских цен на товары, работы и услуги. Коэффициенты ежегодно пересчитывают. Для этого прошлогодние значения умножают на индекс потребительских цен за прошлый год.
Информацию о новых коэффициентах-дефляторах на следующий календарный год Минэкономразвития публикует не позднее 20 ноября.
В 2022 году действуют значения, установленные приказом № 654 от 28 октября 2021 года:
- для расчёта лимитов доходов, ограничивающих право перейти на упрощёнку и применять её — 1,096;
- для расчёта фиксированного авансового платежа по НДФЛ с иностранцев при оформлении патента на работу по найму — 1,980;
- для ограничения максимальной ставки торгового сбора, установленного для деятельности по организации розничных рынков — 1,508.
По сравнению с 2021 годом эти показатели выросли на 6,2 %.
С 2022 года больше нет коэффициента-дефлятора для ПСН. Раньше он увеличивал максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода ИП на патентной системе налогообложения.
Что такое коэффициент дефлятор
В данной статье подробно рассказывается что такое коэффициент дефлятори при каких обстоятельствах он меняется. В нашей стране экономическая ситуация постоянно меняется. Возникает рост цен на продукты и прочие необходимые товары. Бензин дорожает постоянно. Данные изменения вызывают массу недовольств у граждан. Чтобы учесть изменение цен на все товары и услуги в стране придумали специальный коэффициент. Назвали его дефлятор. Многих людей, не связанных с экономикой, интересует вопрос, зачем нужен данный коэффициент и как его считают
Коэффициент дефлятор изобрели с целью учета всех возможных ценовых изменений в стране. Распространяется он на изменение цены на все товары и услуги в государстве. К данной категории можно отнести также изменение цен на работы в стране. Данный коэффициент принято устанавливать раз в год. Устанавливает его Правительство Российской Федерации. Вся информация о нем содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности в 26 главе во втором подпункте.
Раньше в УНС данный коэффициент не подсчитывался. Бухгалтера брали за основу установленную цифру лимита вырученных средств. Он равнялся 60 млн рублей.
В 11 Статье Налогового Кодекса Российской Федерации говорится о том, что данная величина применяется для целей, прописанных в НК РФ в прошлом году. Также берется коэффициент, который подразумевает все изменения в потребительских ценах на все категории товаров нашей стране. Он распространяется еще на услуги в Российской Федерации в предшествующем году.
Дефляторы можно разделить на несколько групп:
- Коэффициент-дефлятор, который можно считать по налогам на доход граждан. О нем говорится в двадцать третьей главе.
- Коэффициент, который нужен для Упрощенной системы налогообложения. Он подробно рассматривается во втором подпункте двадцать шестой главы НК РФ.
- Существует также коэффициент, который нужен для вычисления единого налога при временном доходе на некоторую деятельность граждан. О нем можно прочитать в двадцать шестой главе УК РФ.
- В патентной системе налогов тоже необходим коэффициент дефлятор. В пятом подпункте двадцать шестой главы подробно рассматривается данная система.
- При подсчете налога на имущество граждан нашей страны бухгалтера используют также искомый коэффициент
- Данная величина нужна в расчетах торговых сборах.
Данный вид коэффициента существует даже в налогах на полезные ископаемые, которые добывают у нас в стране.
В этом году Министр Экономического Развития уже обнародовал данные по коэффициенту дефлятора на налоги в стране.
Для ставки НДФЛ он составит 1,686. Данный показатель предназначен для корректирования налогов, которые платят граждане других стран, работающие в России. Обычно они работают по найму других лиц.
Использование дефлятора в закупках строительных работ
Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2019 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.
При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.
Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.
В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).
При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).
Индекс дефлятор на 2019 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.
Как дефлятор применяют в закупках
Помимо налоговой политики государства, дефлятор применяется и в закупочной деятельности. Государственные и муниципальные закупки реализовываются с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», заказчики используют коэффициент инфляции на 2021 год для расчета НМЦК при определении начальной максимальной цены контрактов на закупку товаров, работ, услуг. При расчете НМЦК закупки необходимо учитывать динамику ценовых критериев. Анализ проводится по отраслевым дефляторам. Например, индекс-дефлятор тарифов на электроэнергию определяется отдельно для розничных потребительских цен и оптовых цен. Специалисты в сфере закупок анализируют региональные ценовые позиции и сверяют полученные сведения с конкретными ценовыми предложениями.
Предварительный анализ и использование индекса позволяют определять НМЦК закупки на реальном уровне: без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.
Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор для смет при определении начальной максимальной цены контракта (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ).
Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются при расчете корректировки на инфляцию, то есть изменении первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла из-за инфляции или иных причин. Возможность корректировки цены контракта прописывают в положении о закупках организации.
Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям.
в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2023-2024 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый сценарий, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения.
- Благоприятный сценарий, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2023-2024 годы Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Года 2008 — 2009-й: разрыв углубляется
Ежегодно ситуация повторялась. На 2008 г. размер коэффициента-дефлятора был установлен равным 1,34 (Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. N 357). На 2009 г. его значение вновь увеличили — до 1,538 (Приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. N 395). При буквальном следовании НК РФ размеры доходов с учетом установленных коэффициентов получаются следующие:
- предельный размер доходов за девять месяцев 2008 г., при котором организации могли перейти на УСН с 1 января 2009 г., равен 28 236 721 руб. (15 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34), а размер доходов за девять месяцев 2009 г., при соблюдении которого организации смогут применять УСН в 2010 г., составляет 43 428 077 руб. (15 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538);
- размер доходов налогоплательщиков, при превышении которого они теряют право применять УСН, в 2008 г. был равен 37 648 962 руб. (20 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34), а в 2009 г. — 57 904 103 руб. (20 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538).