Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методическая рекомендация «Действия работников образовательной организации»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здания школ и учреждений интернатного типа относят к постройкам I и II степени огнестойкости, отдельно встречаются объекты, возведенные из трудногорючих материалов III и IV класса. Чтобы предупредить массовую давку во время пожара, типовые здания школ строятся по принципу коридорной планировки с односторонним расположением дверей.
Что делать, если выходы из школы перекрыты
Во время распространения огня возможны ситуации, когда дым и огонь отрезают пути выхода из здания.
Что делать в этом случае:
- Завести детей в незадымленные классы или другие помещения.
- Закрыть двери, щели прикрыть смоченной водой тканью. Если в помещении есть вентиляционные отверстия, завесить их тканью.
- Окна не открывать, это способно усилить тягу и скорость задымления комнаты.
- Если дым попал в комнату, лечь на пол, у самого пола остается пространство с чистым воздухом. Дышать через мокрую ткань или через одежду.
- Не паниковать. Пожарные обязательно приедут, найдут отрезанных огнем людей и начнут спасательную операцию.
- Если увидели, что подъехали пожарные, откройте окно, позовите на помощь.
Пожарная безопасность в школе
Под это понятие подпадают следующие пункты:
- приобретение школой первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок);
- установка сигнализации, тревожной системы (автоматизированная система оповещения);
- разработка стендов с правилами;
- свободные запасные входы и выходы;
- мониторинг за исправностью электросетей и незамедлительное устранение неполадок;
- утверждение планов эвакуации на территории школы;
- назначение ответственных за эвакуацию, разграничение обязанностей;
- проведение занятий по пожарной безопасности с учениками, лекций для учителей, дополнительных мероприятий для родителей.
Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности
Основным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности на объектах, являются Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014 (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Правила). Наряду с Правилами следует также руководствоваться требованиями иных нормативных правовых актов и ТНПА в области пожарной безопасности.
Предусмотрена следующая ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности:
1. Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин (ч. 1 ст. 23.56 КоАП).
Директору на заметку
Кроме административной ответственности, нарушение правил пожарной безопасности может повлечь уголовную ответственность по ст. 304 УК («Нарушение правил пожарной безопасности») или по ст. 219 УК («Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности»).
2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 23.56 КоАП).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Внешкольные мероприятия
Уроки ОБЖ — обязательный предмет в школьной программе. Однако, для вовлечения школьников необходимо проводить дополнительные занятия, а также на пользу пойдут тематические конкурсы и экскурсии.
Ученикам всех возрастов интересно прослушать лекцию от спасателя или начальника пожарной части. Как правило, лекции проходят в формате диалога, что позволяет максимально доступно преподнести информацию. Регулярность бесед поможет закрепить полученные знания на всю оставшуюся жизнь. Неоспоримую ценность несет в себе посещение самой части.
Педагоги отмечают, что для каждого возраста лучше использовать разные методы преподнесения информации. Так, ученикам младшей школы нравятся костюмированные сценки, проведение эстафет и тематических конкурсов.
Профилактическая работа
Ежегодно в период летних каникул каждую школу посещает особая делегация, во главе которой инспектор по пожарной безопасности. Работники проверяют здание на соответствие нормам, а также работоспособность всех систем.
В коридорах здания не должно находиться лишней мебели, а учебные классы не должны загромождаться лишними партами, стульями, а также шкафами с дидактическим материалом. Пожаро- и взрывоопасные вещества, используемые для обучения должны храниться в соответствующих условиях. Так же сотрудники проверяют огнетушители на срок годности и исправность, а также наличие других средств пожаротушения.
Плановой проверке подлежит и электропроводка. На основании полученных данных инспектор выносит решение о возможности проведения учебного процесса в стенах здания.
Обратите внимание! По новым правилам, в инструкцию о мерах пожарной безопасности в школе включен пункт об обязательном обеспечении средствами индивидуальной защиты органов зрения и дыхания.
Также следует отметить, что очень важно проводить регулярную плановую эвакуацию. Это позволит обучить работников и школьников правильно реагировать на сигнал о пожаре.
Соблюдение правил пожарной безопасности, регулярные проверки и проведение лекций на первый взгляд кажутся бесполезной тратой времени. Такое мнение ошибочно, ведь при этом освежаются ранее полученные знания. А в некоторых случаях может быть получен абсолютно новый опыт.
Ответственные за пожарную безопасность в учреждении
Лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении, является директор.
Основание: ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»:
— Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Директор школы обязан:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;содействовать деятельности добровольных пожарных.
Для решения задач по организации пожарной безопасности в школе директор может назначить приказом ответственного за пожарную безопасность в учреждении. Как правило, в школах ответственным за пожарную безопасность назначают заместителя директора по АХР (АХЧ). Для ответственного за пожарную безопасность должна быть разработана должностная инструкция, определяющая его обязанности, права и ответственность.
Инструкции по пожарной безопасности в школе
Инструкции о мерах пожарной безопасности – это документы, которые устанавливают противопожарный режим в учреждении, регламентируют требования пожаробезопасного поведения во время выполнения работ, а также определяют порядок действий работников при возникновении пожароопасной ситуации.
Разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, как правило, осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в учреждении, имеющее образование в области пожарной или техносферной безопасности. Также руководитель учреждения может обращаться в сторонние специализированные организации с целью приобретения необходимого комплекта документов по пожарной безопасности, разработанного специально для его учреждения.
Инструкции о мерах пожарной безопасности в образовательном учреждении можно разделить на следующие категории:
В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.
Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.
После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.
С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?
Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:
- об установке противопожарного режима;
- о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
- о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
- об установке порядка обучения по пожарной безопасности;
- о разработке и утверждении программ инструктажей;
- об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
- об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
- об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
- о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.
После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.
Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:
- регистрации инструктажей по ПБ;
- учета, осмотра огнетушителей;
- техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
- проверки гидрантов;
- проверки помещений;
- учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.
Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?
Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.
Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).
Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.
Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.
Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Проводятся они на высоком уровне, предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.
Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с учителями и техническими работниками школы. Проводит их директор или один из его заместителей.
Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать проводимые мероприятия. Обычно в этот список входят учителя из других школ, а также представители отдела образования администрации города или района. Нередко в состав комиссии входят фотографы или видеооператоры, которые полностью зафиксируют проводимые мероприятия.
Действия учащихся в случае возникновения пожара
В каждой учебной организации есть утвержденная инструкция при пожаре в школе, в которой разработан и утвержден порядок действий сотрудников и учащихся.
№ п/п | Наименование действий | Порядок и последовательность выполнения | Должности, фамилии исполнителей |
1 | Сообщение о пожаре | Немедленное сообщение по телефону 01 в пожарную часть при обнаружении возгорания или его признаков.
Сообщение сотруднику, принимающему информацию:
|
Первый, кто обнаружил пожар. |
2 | Включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре | Включает пожарную сигнализацию, если она не сработала.
Сообщение о путях эвакуации ответственным за эвакуацией на этажах. |
Дежурный администратор. |
3 | Сообщение о пожаре | Повторное сообщение о возгорании в пожарную охрану.
Сообщение о возгорании начальнику управления образования. |
Директор школы. |
4 | Действия директора школы | Прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации огня.
Удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении. Осуществление общего руководства по тушению. Обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении. Организация эвакуации и защиты материальных ценностей. Организация встречи подразделений пожарной охраны. Организация оказания первой медицинской помощи. |
Директор школы. |
5 | Отключение сети электроснабжения | На электрощите подачи электроэнергии в здании школы необходимо перевести рубильники в положение «выкл.». | Заместитель директора по АХЧ. |
6 | Контроль за запасными выходами | Контроль за выполнением требований к путям эвакуации, состоянием эвакуационных выходов. | Заместитель директора по АХЧ. |
7 | Эвакуация учащихся из здания согласно схеме эвакуации | Учащиеся выводятся из здания через коридоры и запасные выходы немедленно при обнаружении возгорания или по сигналу оповещения в соответствии с планом эвакуации: в первую очередь из помещения, где возникло возгорание, и из помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. | Учителя-предметники, проводившие занятия, учителя-предметники, ведущие следующий урок (при пожаре на перемене). |
8 | Организация и контроль за эвакуацией учащихся | Руководит эвакуацией, при необходимости указывает маршрут эвакуации, следит, чтобы в кабинетах не осталось детей. | Заместители директора. |
9 | Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания учащихся | Проверка учащихся, эвакуированных из здания, проводится по имеющимся спискам и классным журналам.
Доклад директору о количестве выведенных детей. Организация розыска отсутствующих после пожара. Оказание медицинской помощи пострадавшим. |
Учителя-предметники, классные руководители.
Мед. работник. |
10 | Организация выноса верхней одежды | В случае холодной погоды выносят верхнюю одежду через запасной выход из раздевалок. | Гардеробщица, дежурный учитель. |
11 | Тушение огня работниками учреждения до прибытия пожарной части | Прибытие по тревоге к месту возгорания работников, не занятых эвакуацией детей.
Тушение пожара организуется и проводится немедленно. Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения (огнетушители). |
Преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора. |
12 | Встреча пожарной команды | Встреча пожарной команды на улице, у въезда на территорию образовательного учреждения.
Встречающий информирует начальника команды о случившемся и указывает кратчайший путь к месту возникновения возгорания. |
Директор школы, лицо, вызвавшее пожарную команду. |
13 | Эвакуация документов, имущества | Эвакуация документов и ценного имущества осуществляется в зависимости от ситуации, по решению директора школы. | Ответственные за эвакуацию, зам. директора по АХЧ. |
14 | Размещение эвакуированных учащихся | При условии обширного возгорания и невозможности продолжения учебных занятий:
|
Директор школы, классные руководители. |
В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.
Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.
После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.
Особенности пожарной безопасности в школе
Школа – место, где помимо обучения детей в рамках школьной программы постоянно проходят разнообразные образовательные и спортивные мероприятия. Такие учреждения даже в небольших населенных пунктах каждый день принимают сотни учащихся.