Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материалы журнала «Консультант Свердловская область»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом.
Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)).
Порядок Списания Дебиторской Задолженности Казенное Учреждение 2019 Год
Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н).
То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.
В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.
Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Таким образом, для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, учреждение представляет главному распорядителю бюджетных средств Инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое).
Критерии признания задолженности безнадежной
До недавнего времени в бюджетном законодательстве отсутствовали нормы, определяющие критерии признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной. Сейчас они закреплены в ст. 47.2 БК РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 406‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Критерии таковы:
1) смерть физического лица – плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;
2) признание банкротом индивидуального предпринимателя – плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
3) ликвидация организации – плательщика платежей в бюджет в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
4) принятие судом акта, согласно которому администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением предусмотренного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
- размер задолженности не превышает размера требований к должнику, предусмотренного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
6) истечение установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока (в отношении административных штрафов, не уплаченных в определенный срок).
Инициатором признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной выступает администратор доходов бюджета, обладающий согласно бюджетному законодательству полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (п. 4 ст. 47.2 БК РФ).
Положения ст. 47.2 БК РФ не распространяются на платежи по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством.
Казенные учреждения при принятии решения о признании задолженности безнадежной к взысканию могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства (в части критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной), в частности:
- ст. 196, 197 ГК РФ – истечение срока исковой давности;
- ст. 416 ГК РФ – прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (к примеру, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций);
- ст. 417 ГК РФ – прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о признании задолженности нереальной к взысканию;
- ст. 418 ГК РФ – смерть гражданина-должника;
- ст. 419 ГК РФ – ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении
По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года. Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.
- невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.
Списание просроченной кредиторской задолженности в бюджетном учреждении
Есть ли у учреждения основания для списания указанной задолженности с баланса? Если да, то какими проводками отразить в учете списание и какими документами это оформить? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 16.11.2022) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19669) списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами по доходам)
Задача: составление проводок
Задача:
Перечислена задолженность во внебюджетные фонды в сумме 1200 руб., по налогам и сборам – 500 руб., по заработной плате – 20000 руб.
Составить бухгалтерские проводки по фактам хозяйственных операций.
1. Д69 К51- Перечислено с расчетного счета задолженность во внебюджетный фонд в размере 1200 руб.
2. Д 68 К51- Перечислена задолженность по налогам и сборам в размере 500 руб.
3. Д 70 К51- Перечислена задолженность по заработной плате в размере 20000
Цитата (MaxSion): Задача:
Перечислена задолженность во внебюджетные фонды в сумме 1200 руб., по налогам и сборам – 500 руб., по заработной плате – 20000 руб.
Составить бухгалтерские проводки по фактам хозяйственных операций.
Приветствую! Так ли? Или исходя из задания ещё что-то нужно сделать?
Доброе утро! Проводки составлены верно.
А уж на вопрос «нужно ли еще что-то сделать?» ответа кроме Вас не знает никто.
Если в условии задачи больше ничего не написано, то значит, всё.
Списание дебиторской задолженности на забалансовый счет
Безнадежным долг может быть признан, когда покупатель стал банкротом и у него в собственности не зарегистрировано никакого имущества и на счетах нет денежных средств для расчета с контрагентами. А также по истечению срока давности по делу, он составляет от трех до десяти лет. В случае, когда судебные приставы не смогли разыскать должника, в данных случаях задолженность можно списать как безнадежную на забалансовый счет, но это не говорит о том, что она нигде не учитывается, пять лет она должна там висеть и погаситься в случае, если вдруг у контрагента появится возможность в оплате.
Само понятие о дебиторской задолженности включает в себя сумму определенного долга, которую вашему предприятию должна организация или физическое лицо. Дебиторская задолженность есть всегда, без нее предприятие практически не может функционировать, кто-то берет товар вперед, оплачивая позже и уже тогда и возникает данная задолженность.
Сомнительная дебиторская задолженность
В большинстве случаев возникновение дебиторской задолженности является результатом неисполнения заказчиком (покупателем) обязательств, хотя оно может быть связано с задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и пр.
Кроме того, действиями, прерывающими срок исковой давности, в частности, являются (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ
«О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»
от 15.11.
2001 N 15/18): Записи по списанию будут следующими: Дебет 0 401 01 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» Кредит 0 206 00 000, 0 208 00 000 «Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами» — списание дебиторской, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по расходам по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств.
Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п.
25 Стандарта «Доходы») «Иные безвозмездные поступления от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов по факту возникновения права на их получение от передающей стороны.» (п. 30 Стандарта «Доходы»).
«Доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от безвозмездных поступлений от бюджетов текущего отчетного периода по мере выполнения таких условий в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.
» (п.
31 Стандарта «Доходы»).
К сомнительной задолженности относится сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок, и который не соответствует критериям признания его активом(п. 11 ФСБУ «Доходы»).
К сведению! Критерии признания дохода активами (п. 7 ФСБУ «Доходы»):
-
в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных или необменных операций) или наступления событий ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями);
-
сумма (денежная величина) доходов может быть надежно определена.
Таким образом, в случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной. Под обозримым будущим понимается периодне менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).
В силу п. 11 ФСБУ «Доходы» сумма признанной сомнительной задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.
Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.
Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях
Под дебиторской задолженностью подразумевается долг перед предприятием. Соответственно, отсутствие задолженностей характеризует предприятие только с положительной стороны.
Необходимо будет обязательно периодически осуществлять анализ задолженности данного типа. Это один из самых важных показателей успеха ведения коммерческой деятельности.
Но нередко возникают ситуации, когда долг по какой-то причине становится попросту невозвратным. В таком ситуации одним из решений является списание такового. Но процесс данный имеет свои тонкости, нюансы.
Сама процедура списания дебиторской задолженности в отчетности бюджетного учреждения зависит от одного важного фактора — есть ли специальный резерв по сомнительным долгам.
Именно от этого зависит сам процесс отражения соответствующей процедуры в бухгалтерской отчетности, алгоритм использования проводок.
Если сам долг равен или же более имеющегося соответствующего резерва, то при наличии разницу необходимо будет отнести таковую в счет прочих расходов:
В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.
Важно помнить о необходимости формировать ряд документов, которые требуются при осуществлении списания дебиторской задолженности. В первую очередь понадобится составить специальный приказ по поводу о инвентаризации долга.
Далее, после выполнения соответствующей процедуры, нужно будет в обязательном порядке занести все данные в форму ИНВ-17. Формат данного документа определен законодательно.
Порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом регламентирован Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н «Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)». Согласно п. 3 вышеупомянутого Порядка списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:
а) должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);
б) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);
в) по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;
г) по обязательствам (сделкам), признанным судом:
- недействительными;
- исполненными (погашенными);
- невозникшими (незаключенными);
- оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
- совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями).
Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании подтверждающих документов отражается:
- в части задолженности по доходам:
Дебет X 401 10 173 «Доходы текущего финансового года»
Кредит X 205 XX 660 «Уменьшение расчетов по доходам»;
- в части задолженности по расходам:
Списание дебиторской задолженности в бюджете проводки
Дата публикации 19.11.2019
В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).
Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:
- признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
- приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
- признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).
Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.
Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.
При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.
Списываем дебиторскую задолженность по зарплате
Ответ. Прежде чем списать дебиторскую задолженность, нужно принять все меры для ее взыскания. Проведите анализ задолженности: определите дату образования, причину. Отметьте суммы, которые возможно вернуть, и предложите комиссии по поступлению и выбытию активов рассмотреть их для списания. Решение списать задолженность с баланса принимает комиссия. На основании принятого решения сумму спишите на финансовый результат текущего года.
Учтите, что списать долг из-за того, что контрагент неплатежеспособен, не означает аннулировать задолженность. С баланса она попадает на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и определенное время числится там.
Не учитывайте задолженность за балансом, если комиссия признает ее безнадежной по документам, и возобновлять процедуру взыскания не придется. Например, когда есть подтверждающие документы, что должник умер. Нереальную к взысканию дебиторскую задолженность на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) спишите с баланса такими проводками:
Решение списать долг с забаланса также принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Для этого задолженность признают безнадежной к взысканию по одному из оснований:
- есть документы, которые подтверждают ликвидацию или смерть дебитора;
- истек срок, когда можно возобновить процедуру взыскания по законодательству;
- другие случаи, установленные законодательством.
Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении
Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2022 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:
Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.
Сомнительная дебиторская задолженность
В большинстве случаев возникновение дебиторской задолженности является результатом неисполнения заказчиком (покупателем) обязательств, хотя оно может быть связано с задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и пр.
Кроме того, действиями, прерывающими срок исковой давности, в частности, являются (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ
«О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»
от 15.11.
2001 N 15/18): Записи по списанию будут следующими: Дебет 0 401 01 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» Кредит 0 206 00 000, 0 208 00 000 «Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами» — списание дебиторской, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов в части задолженности по расходам по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств.
Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п.
25 Стандарта «Доходы») «Иные безвозмездные поступления от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов по факту возникновения права на их получение от передающей стороны.» (п. 30 Стандарта «Доходы»).
«Доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от безвозмездных поступлений от бюджетов текущего отчетного периода по мере выполнения таких условий в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.
» (п.
31 Стандарта «Доходы»).
К сомнительной задолженности относится сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок, и который не соответствует критериям признания его активом(п. 11 ФСБУ «Доходы»).
К сведению! Критерии признания дохода активами (п. 7 ФСБУ «Доходы»):
-
в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных или необменных операций) или наступления событий ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями);
-
сумма (денежная величина) доходов может быть надежно определена.
Таким образом, в случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной. Под обозримым будущим понимается периодне менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).
В силу п. 11 ФСБУ «Доходы» сумма признанной сомнительной задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.
Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.
Таким образом, резерв по сомнительной задолженности формируется на забалансовом счете 04 (одновременно со списанием сомнительного долга с балансового учета). В дальнейшем суммы сформированного резерва на указанном забалансовом счете либо восстанавливаются, либо списываются безвозвратно.
В бюджетном учреждении на счете 303 учитывается дебиторская задолженность, возникшая от переплаты ЕСН по взносам в ПФР, срок давности по которой составляет более трех лет. Как правильно списать с учета просроченную дебиторскую задолженность?
Инструкцией 174н списание просроченной дебиторской задолженности со счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет» не предусмотрено. Однако в соответствии с абз. 2 п. 4 Инструкции N 174н при отсутствии корреспонденций счетов по производимой в соответствии с законодательством РФ хозяйственной операции бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом либо своим учредителем определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной инструкции.
Примечание. В соответствии со ст. 196 ГК РФ суммы задолженности отражаются в бухгалтерском учете до истечения срока исковой давности, который составляет три года. После истечения указанного срока и признания дебиторской задолженности нереальной ко взысканию учреждение вправе списать ее с балансового учета.
Предлагаем использовать счет 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по аналогии с порядком списания дебиторской задолженности по авансовым платежам согласно п. 98 Инструкции N 174н.
Дата публикации 19.11.2019
В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).
Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:
- признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
- приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
- признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).
Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.
Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.
При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.
Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).
Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);
увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).
В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.
Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.
Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Эта задолженность в течение пяти лет с момента ее списания с балансового учета учреждения в порядке, установленном законодательством, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату администрирования указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового счета.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов (соответственно по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридического лица и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ( ф. 0504089 )
- первичные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности;
- документы, подтверждающие невозможность взыскания просроченной задолженности (например, постановление об окончании исполнительного производства);
- решение инвентаризационной комиссии;
- письменное обоснование решения о списании задолженности;
- приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании просроченной задолженности;
- справка ( ф. 0504833 ).
С учетом вышеизложенного для списания задолженности учреждению нужно проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в ходе которой и выявляется наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности, а для ее списания следует получить разрешение руководителя, оформленное в виде приказа.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.
Проводки дебиторской задолженности в в бюджете
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.
В противном случае убытки в сумме безнадежных долгов не включаются в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль, если убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, не связанной с получением дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пример. У медицинского учреждения возникла дебиторская задолженность в связи с недопоставкой медицинского оборудования поставщиком ООО «МедТорг». Сумма по договору поставки медицинского оборудования за счет бюджетных средств составила 750 000 руб.
По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.
По рассмотренному примеру в бюджетном учете делаются следующие записи.
- Аванс в размере 30% перечислен поставщику по договору поставки за медицинское оборудование:
Дебет 1 206 31 560 «Увеличение расчетов по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по основным средствам»
- 225 000 руб.
- Частично получено медицинское оборудование от поставщика:
Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?
Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.