Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство и арбитражный суд: подача заявления и процедура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве в течение 5 дней после его подачи, если в отношении заявленного лица допустимо возбудить дело о банкротстве в соответствии с 127-ФЗ. Фактически определение является документом, инициирующим разбирательство по делу о банкротстве.
Определение о принятии заявления
В определении суда указываются:
- ФИО и контактные данные заявителя;
- наименование суда;
- реквизиты должника – номера ИНН, ЕГРЮЛ, адрес и дата регистрации;
- ФИО кандидата в управляющие должника или название некоммерческой организации, из числа членов которой будет выбран управляющий;
- дата следующего заседания;
- рекомендации к заявителю и другим сторонам дела;
- дата и подпись судьи.
Сколько длится реализация имущества по кредитам?
Если в суде было принято решение реализовывать имущество и недвижимость, чтобы должник мог погасить кредиты, все будет зависеть от стоимости того, что у вас есть, а также отношения кредиторов – если они не готовы договариваться и идти на компромиссы, ускорить процесс никак не получится.
В законодательстве на продажу движимого и недвижимого имущества отводится полгода. Однако у суда есть право увеличить эти сроки, если цена не удовлетворяет какую-либо из сторон. К подобной практике прибегают редко, так как чем дольше длятся торги, тем меньше шансов вообще продать что-то за сумму, покрывающую долг. В таких случаях все возвращается обратно владельцу.
На длительность процедуры реализации также влияет ряд факторов:
- Состояние имущества.
- Его суммарная стоимость.
- Ликвидность.
- Ситуация на рынке торгов.
Как выбрать СРО и арбитражного управляющего
Главные (их можно считать единственно важными) критерии — юридическая грамотность арбитражного управляющего, его богатый практический опыт. Совершенно неважно, где находится организация, в каком субъекте РФ. Когда АУ в другом городе, неудобство лишь в почтовой корреспонденции, но это сущая мелочь — ведь речь об арбитражном суде и деле о банкротстве.
Должник ни СРО, ни арбитражного управляющего не выбирает. Согласно № 482–ФЗ, порядок выбора СРО устанавливает регулирующий орган, и порядок этот — случайный. Выбор осуществляют при публикации уведомления о подаче заявления по делу о банкротстве в арбитражный суд. Формально. Но по крупному счету — все зависит от грамотности юристов (есть схемы, позволяющие получить нужного АУ).
Все, что касается дел арбитражного суда, для человека, не отягощенного багажом юридической практики (конкретно практики — образования явно не хватит; конкретно в арбитражных судах), неподъемная ноша. У нас над делами такого рода работает не один арбитражный управляющий, а команда крепких профессионалов под руководством С. В. Стороженко. Процедура банкротства способна избавить бизнес от долгов — этим мы и занимаемся.
Расходы на процедуру банкротства
Процедура банкротства – дело затратное. И хотя у компании, которая подает заявление о признании ее несостоятельной, отсутствуют деньги, чтобы рассчитаться перед всеми своими кредиторами, изыскать их для процесса банкротства она обязана. В противном случае суд не будет рассматривать дело.
Обязанность заявителя-должника оплатить расходы возложена на него ст. 20.7. Закона №127-ФЗ. Чтобы понимать перед началом запуска процесса, какие расходы будет нужно оплатить, перечислим некоторые из них. Это расходы:
- на почтовые отправления;
- на оценку имущества должника;
- на публикацию сведений о банкротстве;
- на регистрацию прав в Росреестре;
- на оплату услуг аудитора, реестродержателя и других привлеченных к делу лиц;
- на оплату работы управляющего;
- судебные расходы, включая госпошлину.
Последствия банкротства физического лица
Признание вас банкротом влечет следующие последствия (ст. 213.30 Закона N 127-ФЗ; пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):
1) в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;
2) вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев):
— кредитной организацией — в течение 10 лет;
— страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК — в течение пяти лет;
— всеми остальными организациями — в течение трех лет;
3) если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.
Обратите внимание! Не облагаются НДФЛ доходы должника, полученные в виде суммы задолженности перед кредиторами, от уплаты которой он освобождается в рамках дела о его банкротстве, а также доходы от продажи имущества в случае признания его банкротом и введения процедуры реализации его имущества (п. п. 62 — 63 ст. 217 НК РФ).
Шаг 2 — подаем заявление в суд
Сбор документов окончен. Следующий этап в нашей инструкции — формирование и подача заявления. По-хорошему, этим должен заниматься привлеченный юрист.
Рядовые граждане не обладают достаточной юридической грамотностью, поэтому не всегда могут составить заявление так, чтобы его принял суд. Лучше не тратить время и сразу передать эту функцию опытному узкопрофильному специалисту.
Что должно быть в заявлении о банкротстве? Во-первых, информация о текущей финансовой несостоятельности. Для этого в обращении приводится полный список кредиторов и величина задолженности перед каждым из них.
Во-вторых, указывается семейный и социальный статус неплательщика — наличие супруга (супруги), детей и других иждивенцев, состояние здоровья (отмечается, если есть тяжелое заболевание или инвалидность). Вот что еще нужно перечислить в заявлении о банкротстве:
- имущество, которое находится в собственности;
- все счета и вклады, а также остатки денег на них;
- уровень текущей доходности;
- операции и сделки за три года, предшествующие процедуре;
- сведения о саморегулируемой организации, которая предоставит финансового управляющего.
В тексте заявления о банкротстве необходимо подробно расписать, почему сложилась такая финансовая ситуация и как вы пытались из нее выйти. Важный момент: заявление составляется одним документом, а список кредиторов и перечень имущества — двумя отдельными, но неотъемлемыми приложениями к обращению.
Шаг 7 — разбираемся с последствиями
Как видите, банкротство — это не всегда плохо. Если весь процесс пройдет грамотно и по всем установленным правилам, то результатом будет расчет с кредиторами, списание задолженности и освобождение от долгового бремени.
Нет никаких критических последствий для банкрота — его не увольняют с работы, не лишают финансового довольствия, не закрывают выезд за границу (ни для него, ни для его родственников). Выехать за пределы Российской Федерации у должника не получится скорее всего только в процессе судебных разбирательств, но и это крайняя мера, которая назначается судом далеко не всегда.
А вот быть руководителем банка у банкрота точно не получится. Такой запрет действует в течение десяти лет после признания финансовой несостоятельности. Не назначат бывшего должника и генеральным директором — эти ограничения действуют три года.
В течение восьми лет нельзя быть индивидуальным предпринимателем, но это условие работает, только если банкрот был в статусе ИП в момент подачи судебного заявления. Это все — больше никаких последствий для бывшего должника и членов его семьи не будет.
Комментарии к ст. 224 АПК РФ
Нормы, содержащиеся в данной статье, носят отсылочный характер, определяя круг лиц, имеющих право на обращение с заявлением в арбитражный суд, — должник, кредиторы и иные заинтересованные лица, а также предусматривают правило об исключительной территориальной подсудности рассматриваемой категории дел.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 33 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к специальной подведомственности арбитражных судов. Обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляется в форме заявления (п. 4 ст. 4 АПК). Все остальные вопросы регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также в специальных законах, регламентирующих порядок судебного разбирательства по делам о банкротстве должников.
Следует учитывать, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не применяется к процедурам ликвидации некоторых юридических лиц, которые определены соответствующими федеральными законами (Внешэкономбанк, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» и некоторые другие), а также к отдельным категориям юридических лиц (казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации) . В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве в предмет его регулирования входят отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
———————————
См.: п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако в соответствии с п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотренные в нем положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. В связи с отсутствием специального закона о банкротстве граждан, неявляющихся индивидуальными предпринимателями, обращения в суд с заявлением о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, в настоящее время арбитражному суду не подведомственны.
Под лицами, имеющими право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, следует понимать конкурсных кредиторов, уполномоченные органы и самого должника (ст. ст. 2, 11 Закона о банкротстве). Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Следует учитывать, что требование кредиторов к должнику неимущественного характера (например, об обращении взыскания на заложенное имущество должника по обязательствам должника или третьего лица) денежным требованием не является и не может быть основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве.
По смыслу п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве денежные требования — требования соответствующих сумм, взысканных судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и др.). Денежными также являются требования по поводу сумм, присужденных кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа (ст. 324 АПК, ст. 434 ГПК) .
———————————
См.: п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Уполномоченными органами являются федеральный орган исполнительной власти, назначенный Правительством РФ для поддержания в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований. Уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может являться одновременно и гражданско-правовой обязанностью, предусмотренной Законом о банкротстве. В случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, обращение в суд является обязанностью руководителя должника, а при нахождении должника в процедуре ликвидации — ликвидационной комиссии.
Уклонение указанных лиц от обращения в арбитражный суд с заявлением по поводу признания должника банкротом в месячный срок с момента возникновения определенных в законе обстоятельств влечет за собой их ответственность в виде убытков, а также субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после пропуска (истечения) срока для обращения в суд (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона о банкротстве).
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). Для возбуждения производства по делу о банкротстве требования, подтвержденные решением третейского суда, принимаются во внимание только в том случае, когда имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, в связи с чем на основании п. 3 ст. 40 Закона о банкротстве такое определение должно быть приложено к заявлению кредитора .
———————————
См.: п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Представляется, что аналогичный подход должен быть применен при вынесении решения в отношении должника судом иностранного государства, для чего конкурсный кредитор обязан привести в исполнение решение иностранного суда в порядке гл. 31 АПК.
В отношении уполномоченных органов закон предусмотрел возникновение права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом в зависимости от порядка установления к нему требований:
— при взыскании обязательных платежей в судебном порядке право на обращение в суд возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве);
— при взыскании задолженности по обязательным платежам в бесспорном порядке право на обращение в суд возникает по истечении 30 дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается) .
———————————
См.: п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Право на обращение в суд непосредственно самого должника не связано с наличием судебных актов в отношении его, однако это не освобождает должника от обязанности по доказыванию иными средствами наличия обстоятельств, указанных в законе в качестве основания для признания должника банкротом.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Финансовый управляющий
Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.
Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.
Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.
Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.
СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.
Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.
Обязанности финансового управляющего
Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;
Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.
Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
С принятием нового АПК в 1995 г. появилась новая категория дел, рассматриваемых арбитражными судами — дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Их рассмотрение и разрешение арбитражным судом имеет свои процессуальные особенности, обусловленные спецификой предмета судебной деятельности. Это обстоятельство нашло отражение в ч. 3 ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК.
В статье 127 Конституции РФ, в ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах» и в ст. 1 АПК предусмотрено, что арбитражные суды разрешают не только экономические споры, но и рассматривают иные дела.
В числе иных дел, отнесенных к подведомственности арбитражного суда, которые не охватываются собственно понятием экономического спора, в ч. 3 ст. 22 АПК называются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В науке гражданского процессуального права, в законодательстве о гражданском судопроизводстве и судебной практике сложилось единое мнение о существовании самостоятельного вида судопроизводства — особого производства. Предметом его разбирательства и являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В арбитражном процессуальном законодательстве также упоминается данная категория дел, однако законодатель не относит ее к особому производству, поскольку в арбитражном процессе нет такого понятия. И в то же время дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не являются делами искового производства, поскольку в них отсутствуют истец и ответчик, а существует только заявитель.
Анализ ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК дает основание для вывода о том, что речь в них идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как о делах особого производства, ибо это не споры о праве, а нечто иное, не охватываемое понятием искового производства.
АПК (ч. 3 ст. 22) относит к подведомственности арбитражных судов, помимо экономических споров, и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае речь идет об установлении арбитражным судом не любых фактов, а только тех, которые имеют правовые последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определение о признании банкротом — это тот самый пограничный пункт между статусом «должник» и статусом «банкрот». Приобретая статус банкрота, лицо получает долгожданную свободу и освобождается от исполнения обязательств (выплаты задолженностей).
Весь процесс, с момента его инициации до вынесения решения суда о несостоятельности (банкротстве) трудозатратен. Достижение конечного результата достигается общими усилиями всех сторон — это и работа судебного органа, и финансового управляющего, и юриста, сопровождающего дело о банкротстве.
Поэтому, важно сотрудничать с теми юристами, опыт которых позволяет правильно оценить конкретную ситуацию, определить стратегию действий, оградить должника от лишнего стресса. Работая с нашими клиентами, мы ведем должника через весь процесс и все его стадии буквально за руку. А также, опираясь на свой опыт, богатый судебными делами о несостоятельности, всегда знаем, как выйти из арбитражного дела, минимизировав потери.
Меры по обеспечению заявления о признании должника банкротом
В соответствии со ст. 42 «Принятие заявления о признании должника банкротом» арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные АПК РФ меры по обеспечению заявления. Правом обратиться с таким ходатайством с учетом прямого указания п. 8 ст. 42 Закона о банкротстве также обладают лица, заявления которых о признании должника банкротом поступили в арбитражный суд до назначенного заседания по проверке обоснованности требований первоначального заявителя.
Ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не является основанием для его приостановления.
Ходатайство о принятии мер по обеспечению может быть заявлено и в том случае, если с заявлением о возбуждении производства по делу выступил должник.
Следует согласиться с авторами , которые отмечают, что важнейшей целью процедуры наблюдения, период осуществления которой практически полностью входит в период подготовки дела о несостоятельности (банкротстве), является обеспечение сохранности имущества должника. Данная точка зрения нашла отражение и в судебной практике. Так, рассмотрев кассационную жалобу кредитора на определение арбитражного суда об оставлении без рассмотрения заявления о банкротстве должника в связи с введением процедуры наблюдения по заявлению самого должника, суд кассационной инстанции указал в том числе на необходимость введения процедуры наблюдения по заявлению должника с целью обеспечения сохранности его имущества .
Встречное обеспечение
Следует отметить, что в АПК РФ и Законе о банкротстве отсутствуют какие-либо препятствия для применения в делах о банкротстве, в том числе и на стадии подготовки, встречного обеспечения. Хотя в Законе о банкротстве прямо не указано на возможность принятия предварительных обеспечительных мер, их принятие возможно и в деле о банкротстве в порядке и на условиях, установленных ст. 99 АПК РФ .
Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2004.
Пункт 3 ст. 46 Закона о банкротстве устанавливает, что обеспечительные меры действуют до даты вынесения арбитражным судом одного из следующих определений: о введении наблюдения; об отказе в принятии заявления; о возвращении заявления без рассмотрения; о прекращении производства по делу о банкротстве. Следует согласиться с мнением М.В. Телюкиной о том, что прекращение обеспечительных мер осуществляется автоматически вынесением одного из названных определений, т.е. специального определения суда на этот счет не требуется .
Телюкина М.В. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2003.
Арбитражный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов до наступления обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 46 Закона о банкротстве. Закон не устанавливает, в течение какого времени должно быть рассмотрено это ходатайство, в связи с чем следует руководствоваться общими нормами ст. 97 АПК РФ.
Ход судебного разбирательства
Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:
- Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
- Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
- Обжалование судебного решения, если необходимо.
- Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
- Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.