Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешены ли однополые браки в России 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такое понятие, как «брак» возникло ещё во времена древнейших государств. Но и несколько тысяч лет назад, и сегодня оно означает добровольное объединение мужчины и женщины в одну семью. Брак в традиционном понимании — союз между лицами противоположного пола. Он заключается по их обоюдному желанию для создания семьи. Однако в течение нескольких последних десятилетий это понятие претерпело изменения. В первую очередь это коснулось европейских толерантных государств. Сочетаться узами брака теперь могут не только гетеросексуальные, но и гомосексуальные пары. В некоторых странах им также позволено иметь детей. Эта тенденция поддерживается и на международном уровне. Однако не все государства в силу своих религиозных и культурных традиций готовы к таким изменениям.
Возможные последствия
Осознание последствий сильно влияет на то, разрешить ли однополые браки в РФ или же нет. Ведь нельзя безрассудно принять такое решение, особенно взирая на горький опыт других стран. Многие политики, а также независимые эксперты тщательно разбирали этот вопрос и пришли к следующим выводам:
- Во-первых, легализация однополых браков приведет к тому, что пропаганда гомосексуализма сильно возрастет.
- Во-вторых, придется пересмотреть все моральные устои и правила поведения. Особенно это отразится на таком понятии, как брак и нормальные отношения.
- В-третьих, в борьбе за свою свободу и равенство сексуальные меньшинства потребуют ввести законы, которые оградят их от дискриминации и утеснений. На практике это приведет к их возвышению над другими, а также позволит влиять на многие аспекты моральных устоев.
Позиция сторонников и противников однополых браков
Что же побуждает людей выступать за или против легализации однополых браков? Рассмотрим доводы каждой из сторон. Те, кто требует изменений часто приводят следующие аргументы:
- Те, кто выступают за официальное признание однополых семей, утверждают, что от такого решения не будет негативных последствий. С их точки зрения, это неизбежное изменение общество и противостоять современному веянию нет никакого смысла.
- Некоторые исследования показывают, что гомосексуалисты зарабатывают больше лиц традиционной ориентации на 20%. Соответственно, это приносит в государственный бюджет больше денег.
- Кроме того, участники движения ЛГБТ верят, что официальное признание государством позволит им стать полноправной частью общества. Это даст возможность воспользоваться законами, регулирующими семейные отношения, право наследственность и другие аспекты нормативных документов.
- Как и любые люди, гомосексуалисты испытывают эмоции: любовь и страдания. Это подталкивает их к регистрации своих отношений. Но статистика показывает, что подобные отношения не отличаются долговечностью. Некоторые геи считают, что если расписаться на законных основаниях это продлит семейный союз.
- Главное требование — уважать права гомосексуалистов наравне с другим гражданами. Они считают, их интересы ущемляют также, как ущемляли интересы других рас или конфессий. Геи и лесбиянки утверждают, что такие изменения помогут в полной мере соблюдать права человека.
- Некоторые публичные источники информации утверждают, что в будущем количество мужчин будет преобладать, из-за чего повсеместно станет нормальным заключение однополых браков
Между однополыми и обычными парами нет психологической разницы
Психолог Грегори Херек из Университета Калифорнии*, проанализировав примеры десятков пар ‒ гомо- и гетеросексуальных, пришел к выводу, что в основных психологических характеристиках они вполне схожи: и там, и здесь партнеры испытывают друг к другу тот же самый набор эмоций. Никак не влияет ориентация партнеров и на их умение создавать гармоничное эмоциональное пространство. Что касается самого института брака, то он благотворно влияет как на гетеро-, так и на гомосексуальные пары: например, продлевает жизнь и улучшает здоровье. Более того, утверждает Херек, мера счастья, которую люди ощущают в браке, чаще всего вообще не связана с сексуальной сферой. А известный исследователь феномена гомосексуализма Джон Готтман** идет еще дальше, утверждая, что партнеры в однополых парах относятся друг к другу гораздо теплее, чем в обычных.
«Мы помогли заключить брак пятидесяти однополым парам»
Виталий (32 года) и Кирилл (28 лет). Вместе с 2009 года, в браке — с августа 2016 года. Живут и работают в Москве
Виталий:
Мы встретились на сайте знакомств. Я работал бизнес-тренером в банке, Кирилл — парикмахером-стилистом. Некоторое время жили раздельно, потом сняли квартиру. Будущая хозяйка спросила: «Ребята, вы гей-пара?» Мы замялись, очень покраснели и соврали, что мы просто друзья. На следующий день она нам позвонила: «Ребята, я не дура, могли сразу сказать. Я к вам и так прониклась, заезжайте!»
На работе я всегда избегал разговоров про личную жизнь. Но вы знаете, какая сейчас повестка в стране по части прав ЛГБТ. Люди позволяли себе отпускать оскорбительные комментарии, не понимая, что их коллега — гей. Приходилось это проглатывать и молчать. Кириллу было чуть проще, но даже в его сфере есть разные люди.
Накануне очередной поездки в Европу мы совершенно случайно узнали, что в Португалии можно жениться нерезидентам — и это при том, что там достаточно долго царила гомофобная католическая диктатура. В большинстве стран существует запрет на это, а в Португалии любой человек может приехать и заключить брак. Он будет действителен по португальским законам и — с апостилем — в странах, где легализованы однополые браки.
Мы подумали, что это шанс открыть свое дело — и за полтора года помогли 50 однополым парам из России заключить брак, еще 30 пар сейчас готовятся к свадьбе. А в августе 2016 года мы и сами расписались.
Одним из аргументов, использующихся в общественной деятельности «ЛГБТ+»-движения, является то, что невозможность заключения оформления брачного союза между однополыми людьми якобы дискриминирует гомосексуалистов.
В начале 2004 года мэр Сан-Франциско Гэвин Ньюсом начал выдавать свидетельства о браке однополым парам — незаконно. Один из гомосексуалистов, которые отправились в Сан-Франциско в поисках лицензии на брак, так обосновал свой поступок: «Я устал сидеть в задней части автобуса» (Wetzstein 2004).
Конечно же, эта фраза была намеком на знаменитую историю Розы Паркс, негритянской девушки, которая в один прекрасный день в 1955 году села на городской автобус в Монтгомери, в штате Алабама, в котором места для чернокожих были выделены в задней части, заняла место в передней части и отказалась подчиниться окрику водителя перейти в заднюю часть автобуса.
Фундаментальное право на брак — это понятие, которое распространяется на каждого индивида во всех странах в абсолютной независимости от характера сексуального влечения. Многие из читающих этот текст наверняка вступали в брак на территории России, Беларуси или Казахстана — может ли кто-нибудь припомнить, приходилось ли ему или ей доказывать, что они не гомосексуалисты? Естественно нет. В перечисленных странах, в Турции, Саудовской Аравии и Индонезии и во многих других, как и в Голландии и США, не существует механизмов, препятствующих гомосексуальному индивиду заключить брак.
Многие люди, которые теперь идентифицируют себя как гомосексуалистов, ранее состояли в браке с человеком противоположного пола, однако по причине наличия гомосексуального влечения брак таких людей распался (например, музыкант Элтон Джон или учёный Брюс Веллер). В этих примерах мы увидим гомосексуалистов, которые воспользовались своим правом на брак.
Сторонники либеральных взглядов выступают за разрешение регистрации таких союзов. Приверженцы консервативных и умеренных позиций настаивают на аморальности и нецелесообразности браков между двумя мужчинами или двумя женщинами. Перспектива что такой союз разрешат с 2021 года, воспринимается неоднозначно.
Попытки легализации инициируются российскими однополыми парами с 1922 года. Только в 2021 году Европейским судом по правам человека в деле против России вынесено решение с указанием , что в отдельных ситуациях однополые пары могут и должны пользоваться правами по семейному законодательству.
На сегодняшний день анализ СК РФ позволяет сделать вывод, что четкое понятие брака, в котором бы указывался запрет на однополый союз, не регламентировано. Однако соответствующий вывод очевиден из ряда статей:
- статья 1 содержит указание на соблюдение принципа добровольности союза между женщиной и мужчиной;
- статья 12 перечисляет условия регистрации брака, одним из которых является добровольное согласие женщины и мужчины;
- статья 14 содержит перечень запретных случаев.
То есть формулировка «между мужчиной и женщиной» служит базовым законодательным аргументом в регистрации однополых браков и признании действительности таких документов.
Российская власть и православная церковь на территории страны поддерживают друг друга в вопросе отрицания прав граждан, состоящих в отношениях с лицами одного пола.
Российское общество в своем большинстве поддерживают традиционные семейные ценности. Браком считается союз между мужчиной и женщиной. Другие варианты подвергаются критике со стороны власти, церкви и граждан.
При этом фактические однополые браки в России разрешены. Многие нетрадиционные пары проживают совместно, ведут общее хозяйство, воспитывают кровных детей. Сожительство с лицом такого же пола не является основанием для изъятия из семьи ребенка одного из партнеров.
Легализация однополых браков в России в настоящее время проблематична. Граждане РФ заклеймят позором кандидата в президенты (депутаты, губернаторы, мэры), предложившего подобный законопроект. В таком вопросе большое значение имеет общественное мнение, а более 50% жителей страны выступают против нетрадиционных связей.
Однополые браки в России
- В России однополые браки запрещены. К тому же не признаются однополые браки, оформленные в иных странах. Это связано с морально-этическими, демографическими и правовыми нормами.
- Принято считать, что разрешение на однополый брак дают страны, у которых создалась проблема с демографическим фоном, их территория страдает от перенаселения и нуждается в корректировке уровня рождаемости.
- В России такой проблемы нет, и поиск альтернативы традиционному браку лишен смысла. Наоборот, государство РФ заинтересовано в увеличении рождаемости и освоении дальних территорий страны. К тому же для России важен здоровый генотип населения.
Гомосексуализм — это отклонение от нормы, ущербность, как инвалидность. И также бывает врожденной и приобретенной. Российский народ не приемлет распространять в свои ряды такую «инвалидность». Это все равно, что из здоровых людей делать инвалидов. Российский народ свято чтит традиции продолжения своего рода.
Согласно законодательству РФ, однополые отношения имеют следующие ограничения:
- Запрещено усыновление детей, в том числе ребенка одного из партнеров. Это вызвано отсутствием возможности взыскания алиментов с не биологического родителя. Также невозможной является выплата компенсации по утрате кормильца.
- В связи с непризнанием подобных отношений и отсутствием официального статуса семьи – пары лишены социальной поддержки. Государственные органы не участвуют в финансированных программах сексуальных меньшинств. Неофициальный статус такой семьи, не позволяет закрепить за собой права на совместное имущество.
- Данные союзы лишены возможности принимать участие в репродуктивных программах. Исключением являются отдельные случаи, к примеру одиноким женщинам разрешается воспользоваться донорством банка спермы. В этом случае родителем будет признана женщина, выносившая ребенка. А вот узаконить ребенка от суррогатной матери, могут только официально зарегистрированные пары.
- Усыновить ребенка человеку с нетрадиционной ориентацией, достаточно сложно. Хотя явного запрета на это в законе нет.
- Лицам, которые заявили себя как трансгендерная личность, запрещено брать опеку над ребенком.
Что означает однополый брак?
Брак между людьми, принадлежащими к одному полу или гендеру — называется однополым. Социальные позиции или роли «муж» и «жена» в таком супружестве заменяются на «супруг 1» и «супруг 2». Однополые союзы впервые были официально признаны в Нидерландах в 2001 г. Такой брак несет на себе всю правовую нагрузку традиционного:
- право на совместно нажитое имущество;
- алименты в случае развода (в тех странах, где наравне с легализацией брака разрешено усыновление и воспитание детей);
- общая на двоих фамилия;
- медицинское и социальное страхование;
- право быть доверенным лицом супруга в различных общественных инстанциях.
Однополые пары не более неестественны, чем многие другие
Когда говорят о ненормальности однополых браков, забывают о том, что норма здесь в большей степени определяется культурой, нежели врожденной природой человека. Натяжении истории нашего вида и в разных обществах институт семьи неоднократно принимал черты, которые показались бы нам ужасающими и безнравственными.
Например, у многих современных народов Океании и Африки существует авункулат ‒ устройство семьи, при котором воспитанием ребенка занимается не отец (который обычно даже не живет с его матерью), а дядя ребенка вместе с матерью. У других народов Америки, Азии, Океании и Африки был распространен сорорат ‒ обычай одновременно жениться на нескольких сестрах. Не так редки и браки, которые мы бы назвали кровосмесительными: Гомер в «Одиссее» приводит в качестве идеальной семьи пример царя, женившего своих семерых сыновей на своих семи дочерях. У многих древних народов существовал и левират ‒ обычай, согласно которому мужчина обязан был взять в жены жену умершего брата (даже если у него уже была другая жена). Этот обычай, кстати, фигурирует в знаменитой евангельской притче, где фарисеи пытались посрамить Христа вопросом о том, чьей женой будет в раю женщина, побывавшая замужем за семью братьями. Итак, брак ‒ культурный, а не биологический концепт. «Но ведь какие бы браки ни были приняты у разных народов, все равно на свете нет народа, который разрешал бы союз между двумя мужчинами!» ‒ воскликнет критик. И будет неправ: у ряда народов Сибири практиковался обычай «перемены пола»: мужчина, добровольно прошедший его, считался женщиной ‒ мог заниматься женским трудом и даже выходить замуж. Ничто не ново под луной.
Анна и Лариса вместе уже 6 лет. Их дочери 3 года. Когда девушки познакомились, обе, в принципе, были готовы к детям, через два года решились. Беременность и роды взяла на себя Анна.
«Мы начали искать клинику, врача, сдавать анализы. Был только один приемлемый для нас вариант: анонимный донор. Мы хотели исключить возможность правовых претензий на отцовство: нужна была стопроцентная гарантия, так как люди имеют свойство со временем менять отношение к тем или иным вещам», — вспоминает Анна.
Нашли клинику, выбрали по базе подходящего им донора, начали процедуру искусственной инсеминации. Врача Анна в свои отношения с Ларисой не посвящала, но доктор быстро все поняла. Сказала, что к ней уже обращались такие пары.
Первыми обо всем узнали родители девушек. «У них были опасения, потому что социум диктует иные ценности. У родителей был страх за нас и за будущего ребенка, — рассказывает пара. — Друзья поддерживали, но было и сочувствие: все понимали, что нам придется тяжело».
Анна говорит, что трудности были скорее бытовые, как во многих семьях с появлением ребенка.
Но есть и другие. Формально Лариса не может уйти на больничный по уходу за ребенком, не может отвести девочку в поликлинику. Может забрать из детского сада, если Анна предупредит воспитателей. Может погулять: на детской площадке не спрашивают паспортов.
Если с Анной что-то случится, формально Лариса для дочери — посторонний человек: «С точки зрения законодательства мы никак не защищены, мы не семья».
«Еще, конечно, трудно, что приходится скрываться, но мы это ожидали», — объясняет Анна.
Про папу дочь пока не спрашивала. «Если спросит, мы будем говорить, что не все семьи одинаковые. Что у кого-то мама и папа, у кого-то только мама, у кого-то только папа, у кого-то две мамы или двое пап. Пока для нашего ребенка существуют только мама и Лариса. Мы не стремимся обозначить для нее наши социальные роли, так как понимаем, что могут быть последствия», — говорят девушки.
К паре за советом обращались другие ЛГБТ-семьи, которые тоже планировали детей. «Решаться или нет — это дело каждого, советы тут неуместны, а вот опытом мы делились, — объясняет пара. — Позже в этих семьях появились дети».
Анна и Лариса подумывают и об эмиграции, так как каких-то подвижек к изменению отношения к подобным семьям не видят. «Прогресс очень медленный, и тут ключевое — государство, которое провозглашает, что мы извращенцы, что это дань моде и баловство. Запугивает людей, которые не решаются быть собой, в итоге заводят „традиционные“ семьи и живут несчастливо, — считает Анна. — Когда я была совсем юной, у меня были знакомые, которые открылись родителям, и те стали их водить по врачам и угрожать, что откажутся от них. Я благодарна своей маме, что она приняла меня. Она не совсем это понимает, но я ее ребенок, она любит меня. Ей тяжелее еще и потому, что мой старший брат тоже гомосексуален. Но он живет за границей, свободен, замужем, его никто не осуждает».
Детский психолог Центра медицинской профилактики Челябинска Дмитрий Лазарев приводит статистику, которая, как минимум, удивляет. По мнению Лазарева, порядка 60% усыновителей всех детей в России — люди, имеющие гомосексуальные контакты. Это мужчины и женщины, о которых в основном знают соцслужбы и психологи. Но статистика неофициальная, эти данные не значатся ни в каких отчетах, зато выявляются на основе анонимных опросов. Поэтому однополых семей, воспитывающих приемных детей гораздо больше, чем кажется.
«Я работал заведующим выездной психологической службой в Челябинске, мы занимались опекаемыми детьми в регионе. При областном центре действовала школа родительства, которую должен был пройти каждый, кто желает взять ребенка из детского дома. После ее прохождения родитель должен был пройти психологическую диагностику. В некоторых спорных случаях подключали и психотерапевтов», — рассказывает Лазарев.
По словам Дмитрия, в первую очередь их интересовали медицинские отклонения, например, склонность к эксгибизицонизму, вуайеризму, а не ориентация будущих приемных родителей.
Дмитрий считает, что ребенок, воспитывающийся в однополой семье, может ощущать диссонанс. «Что такое семья с точки зрения детской психологии? Это мужское и женское поведение, некие роли. Особенно важно это для ребенка допубертатного периода. И я ни в коем случае не считаю, что семья может быть исключительно гетеросексуальной. Мама — это тепло, забота. Папа — сила, защита. Точно так же, как и в однополой семье с передачей этих ролей могут возникнуть проблемы, так и в семье, где, например, только одна мама, они могут возникнуть».
Шаг к разрыву с Законом Божиим
Протоиерей Всеволод Чаплин
Это еще один шаг к разрыву с Законом Божиим и к установлению диктата греховных принципов над всем остальным, что есть в обществе, над моралью и человеческим естеством, которое предполагает семью, состоящую из мужчины и женщины и рождение в ней детей.
Логика, которая приравнивает сексуальное сожительство к браку – это совершенно перевернутая логика и то, что в перевернутой логике начинают жить целые общества или определять жизнь этих обществ и элиты, говорит о том, что эти общества направлены на самоуничтожения и поэтому долго не просуществуют.
Давление на другие страны в принятии гомосексуализма уже налицо, и я думаю, что оно будет продолжаться и усиливаться. Я думаю, что в этих условиях России и другим странам с традиционной моралью (а таких стран большинство, как и людей, которые придерживаются традиционно-нравственных ценностей) нужно отстаивать свою мораль и свое право на международных форумах
Важно, чтобы воля большинства была адекватно выражена на международном уровне
Я надеюсь, что Католическая и Православная Церкви сохранят верность Христу и Евангелию, сохранят верность Апостольским правилам, которые далеки от одобрения однополых браков и гомосексуальных отношений.
Некоторые протестантские общины, которые я бы назвал уже постхристианскими – такую практику уже ввели. Но, я надеюсь, что такого в Католической и Православной Церквях не произойдет.
Проблема в том, что такого рода поведение может стать нормой, достойной подражания. И в этом главная проблема, когда беззаконие объявляют законным и таким образом человеческий закон вступает в противоречие с вышестоящим законом.