Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится возврат субсидий в бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что правила предоставления разных видов субсидий в отношении бюджетных (автономных) учреждений имеют свои сходства и различия. Кроме того, что все эти субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы РФ, их порядок и объемы устанавливаются главными распорядителями бюджетных средств (учредителями). Среди основных отличительных черт в порядке предоставления указанных субсидий отметим, что субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и осуществление капитальных вложений предоставляются на основании соглашений, заключенных между учредителем и учреждениями — получателями субсидий, при этом в отношении целевых субсидий заключение таких соглашений не является основанием для их предоставления.
У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?
Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.
Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.
Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.
Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.
КОСГУ для продукции, товаров
По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?
В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.
Есть две позиции:
- для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.
При отражении операций по предоставлению субсидий в бюджетном учете также существуют свои особенности, в частности начисление кредиторской задолженности по перечислению субсидии:
- на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в полном размере по наступлению даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения;
- на осуществление капитальных вложений и иные цели осуществляется в сумме целевых расходов, подтвержденных отчетом об использовании таких субсидий, представленным учредителю бюджетными (автономными) учреждениями.
Возврат целевой субсидии в бюджет учредителя проводки
Дата публикации 30.05.2019
Как отразить в учете ГРБС (учредителя) перечисление подведомственному учреждению субсидии на выполнение муниципального задания (на счете 302 41 или 206 41)?
В соответствии с п. 16 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов учета. Этот порядок не зависит от поступления или выбытия денежных средств.
В соответствии с п. 140 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), для учредителя соглашение о предоставлении субсидии является основанием для учета бюджетных обязательств на счетах санкционирования. Инструкция № 162н не содержит требования об отражении кредиторской задолженности учредителя на счете 302 00 в соответствии с соглашением либо графиком.
Для бюджетных (автономных) учреждений с 2019 г. установлено требование о начислении доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на выполнение задания в соответствии с отчетом о его выполнении, а по субсидии на иные цели — в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (выполнении условия при передаче активов). Это объясняется тем, что субсидии предоставляются с условиями при передаче активов. Периодичность и форма составления таких отчетов устанавливается учредителем самостоятельно.
Соответственно, учредитель может принять к учету расходы по предоставленным субсидиям на основании отчета о выполнении задания (отчета о достижении целевых показателей, о выполнении условия при передаче активов). До момента предоставления учреждением такого отчета (подтверждения учреждением выполнения условий при передаче активов) показатель перечисленной субсидии должен учитываться на счете 206 00. Разъяснения были даны в письме Минфина России от 15.06.2018 № 02-07-10/41205.
Предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания отражается у учредителя подстатье 241 КОСГУ (п. 10.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
Таким образом, перечисление субсидии текущего характера отражается в учете главного распорядителя бюджетных средств по дебету счета 1 206 41 000 (п. 204 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 111 Инструкции № 162н). Зачет дебиторской задолженности по таким субсидиям осуществляется по мере выполнения условий при передаче активов (п. 80 Инструкции № 162н).
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.
Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:
- Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:
Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;
Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;
- По факту поступления средств:
Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).
Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.
Условие | Коммерческая организация | Бюджетное учреждение | НКО |
Назначение гранта | Согласно установленному перечню направлений проектов | Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности | Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре |
Форма сметы | Составляется по статьям | В статьях сметы указывается КБК | Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности |
План счетов | Коммерческий | Бюджетный | Коммерческий |
Период расходования средств | 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом | 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу | Соответствует коммерческому
учету |
Основания для прекращения выплат субсидии
Отменить выплаты господдержки могут по нескольким основаниям:
- Увеличился доход семьи, и доля оплаты ЖКХ в семейном доходе стала ниже предельно допустимой.
- Изменился состав семьи (например, ребенок вырос и стал жить отдельно), семейный доход в расчете на одного члена семьи увеличился и исчезли основания для предоставления субсидии.
- Смена места жительства. По новому месту проживания требуется снова подавать документы для начисления субсидии.
- Выявление ложной информации заявителя. Например, выясняется, что безработный на самом деле работает по гражданско-правовому договору. В этом случае субсидию он обязан вернуть.
- Наличие задолженности за коммунальные услуги свыше 2 месяцев автоматически приостанавливает выплату субсидии на оплату услуг ЖКХ, свыше 3 месяцев – прекращает.
- У юрлиц и ИП выплаты субсидии прекращаются в случае банкротства или прекращения деятельности, а также при выявлении признаков мошенничества.
По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
- субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).
В соответствии с п. 54 Стандарта «Доходы» субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта «Доходы»).
Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, — это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.
Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом «Доходы», на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.
Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:
- по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
- по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
- и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте «1»;
- и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.
Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.
Обмен Извещениями (ф. 0504805) не освобождает учреждение от представления отчетов, указанных выше в пункте «1». По итогам составления таких отчетов суммы, указанные ранее в Извещении (ф. 0504805), могут уточняться. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению — получателю субсидии Извещения (ф. 0504805) с указанием корректирующих записей. Соответствующие бухгалтерские записи не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов.
Целевые субсидии: учитываем по-новому
Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии такие остатки могут быть использованы учреждением в следующем году на те же цели (п.
9 ). При отражении доходов в виде целевых субсидий, поступающих учреждениям спорта в 2023 году, следует использовать новые подстатьи КОСГУ (п. 9.5.2, 9.6.2 ): – 152
«Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
– предназначена для отражения целевых субсидий текущего характера;– 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера. Указанные подстатьи применяются вместо ранее использовавшейся подстатьи 183 (в 2023 году).
Таким образом, теперь для учета целевых субсидий важно определить их характер поступления (текущий или капитальный).
Руководствоваться при этом нужно и методическими рекомендациями по его применению, приведенными в (далее – ). В силу п. 7 поступления капитального характера направлены на расходы капитального характера, формирующие (увеличивающие) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемые в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе: – расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов);– приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств;– приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
К поступлениям текущего характера относятся поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
К таким поступлениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, транспортных средств, иных объектов движимого имущества).
Аналогичный подход к разграничению безвозмездных поступлений на текущие и капитальные изложен в п. 1.3 . Следовательно, к поступлениям капитального характера относятся целевые субсидии, направленные на формирование (увеличение) основных фондов (объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов).
После того, как выбран КФО для учета имущества, приобретенного за счет нескольких источников, следует отразить хозяйственную ситуацию в учете. Для перевода вложений с одного КФО на другой Инструкциями №№ 174н и 183н прямо предусмотрен счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами»*(3).
Однако если речь идет о переводе вложений с КФО 2 на КФО 7, то прямо бухгалтерская запись для этого не предусмотрена. По аналогии с переводом вложений на КФО 4 можно согласовать для этих целей счет 304 06 в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н для бюджетных учреждений, п. 5 Инструкции № 183н для автономных учреждений.
Рассмотрим на примерах принятие к учету имущества, приобретенного за счет нескольких КФО. Отдельно для основных средств и материальных запасов.
Пример 1. Учреждение приобретает у коммерческой организации постельное белье (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (2 000 руб.) и субсидии на выполнение государственного задания (3 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 34 345 Кредит 2 302 34 734 — на сумму 2 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 302 34 734 — на сумму 3 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на госзадание.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 34 445,
Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 2 000 руб. отражен перенос вложений с КФО 2 на КФО 4.
4. Дебет 4 105 35 345 Кредит 4 106 34 345 — на сумму 5 000 руб. (3 000 + 2 000) отражено принятие постельного белья к учету по КФО 4.
Пример 2. Учреждение приобретает у коммерческой организации ноутбуки (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (20 000 руб.) и субсидии на иные цели (150 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 31 310 Кредит 2 302 31 734 — на сумму 20 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 302 31 734 — на сумму 150 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на иные цели.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 31 410, на сумму 20 000 руб.,
Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 106 31 410, на сумму 150 000 руб.,
Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 170 000 руб. отражен перенос капитальных вложений с КФО 2 на КФО 4 и с КФО 5 на КФО 4.
4. Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 106 31 310 — на сумму 170 000 руб. отражено принятие ноутбуков к учету по КФО 4.
Отражение в учете операций по предоставлению субсидий
Законом о федеральном бюджете на текущий год по коду расходов бюджетной классификации 157 0702 4239900 621 (КРБ1) утверждена сумма 10 000, 00 рублей, по коду 157 0702 4239900 612 (КРБ2) — 12 000,00 рублей, по коду 157 0106 0920700 612 (КРБ3)- 4 000,00 рублей.
Учредителем заключены соглашения: с автономным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания в сумме 10 000,00 рублей, которая перечислена на счет, открытый учреждению в кредитной организации, полностью использована; с бюджетным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели в сумме 12 000,00 рублей, которая перечислена на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства. Из них 300,00 рублей возвращено Учредителю в текущем периоде. Остаток неиспользованной целевой субсидии на конец отчетного года составил 1 700,00 рублей.
Отчет о расходовании целевой субсидии в сумме 10 000,00 рублей представлен Учредителю.
Субсидия на госзадание: как изменился учет и почему учреждению могут не дать деньги
Также текущими доходами признавали сумму увеличения в текущем финансовом году субсидии на госзадание, если это увеличение вызвано изменением условий соглашения.С 2023 года, если учреждение подписало соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в этом году, в учете признают доходы будущих периодов ожидаемых поступлений.В учете делают проводку:ДЕБЕТ 4 205 31 561 КРЕДИТ 4 401 40 131— отражен доход от субсидии на госзадание в доходах будущих периодов.То есть все расчеты с учредителем по доходам от субсидий следует отражать только через счет учета доходов будущих периодов — как в первоначальной сумме соглашения, так и в случае изменения объема госзадания в текущем году. В отметил, что необходимо применять такой порядок, и пообещал внести все изменения в инструкции по учету в ближайшее время. Прокомментировал эту ситуацию и специалист Минфина