Удержание неустойки из суммы подлежащей уплате по договору

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удержание неустойки из суммы подлежащей уплате по договору». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неустойка, по своей правовой природе, является одним из способов обеспечения обязательств, т.е. неким “мотиватором”, направленным на побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязательств.

Как уплатить пени и штрафы

Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:

  1. Заказчик готовит в свободном формате письменную претензию, где фиксирует и описывает факт просрочки. В данной бумаге указываются реквизиты соглашения, номер счета и начисленная сумма неустойки.
  2. Поставщик соглашается на оплату пени, после чего переводит денежные средства на счет, обозначенный покупателем.
  3. Стороны подписывают акт приемки.
  4. Заказчик оплачивает услуги по договору.
  5. Сумма обеспечения выполнения условий контакта передается обратно поставщику.

Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:

  1. Уменьшается сумма, являющаяся оплатой исполнения работ по договору.
  2. Средства вычитаются из обеспечения государственного контракта, которое поставщик должен получить обратно после предоставления ТРУ.
  3. Взыскиваются средства через банк, предоставивший гарантию на исполнение обязательств, – если в данном документе есть пункт о взыскании за просрочку, заказчик может потребовать неустойку.

Суд вправе уменьшить размер неустойки

Если должник докажет, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то суд на основании ст. 333 ГК РФ уменьшит размер неустойки (иногда – в несколько раз) (см., например, постановления АС ДВО от 29.11.2021 № Ф03-5947/2021 по делу № А24-999/2021, АС ЗСО от 10.12.2020 № Ф04-5287/2020 по делу № А67-8/2020). Соответственно, если должник не докажет отсутствие вины в неисполнении обязательства по договору или не укажет другие причины, не позволившие ему выполнить условия договора, то размер неустойки едва ли снизят (см., например, Постановление АС ВСО от 11.01.2021 № Ф02-6178/2020 по делу № А33-9388/2020).

Суд вправе уменьшить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ только при наличии заявления должника об этом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81) и при предъявлении им доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства (см. п. 29 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 10.06.2020), Определение ВС РФ от 07.06.2016 № 78-КГ16-15).

Кредитору, напротив, необходимо представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.

К сведению: если должник перечислит сумму неустойки в добровольном порядке, то в дальнейшем он лишится права требовать уменьшения явно несоразмерной ее величины (см. Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).

Здесь также уместно добавить, что заявление должника о явном несоответствии размера неустойки последствиям нарушения обязательства по договору может быть сделанолишь при рассмотрении делав первой инстанции. Апелляционная инстанция не вправе снизить неустойку при рассмотрении апелляционной жалобы должника, если он не сделал заявление о снижении размера неустойки в суде первой инстанции. А окружной суд не вправе отменить или изменить решения судов первой и апелляционной инстанций, касающиеся снижения размера неустойки, с направлением дела на новое рассмотрение соответствующим судом, а также изменить размер взысканной неустойки (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 81). То есть требование о снижении размера неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства должнику следует заявить в судах первой и апелляционной инстанций. Окружной суд подобное требование оставит без рассмотрения (см. Постановление АС ДВО от 25.03.2021 № Ф03-948/2021 по делу № А73-10822/2020).

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, неустойка (штраф и пени) являются штрафными санкциями, обязанность выплаты которых возникает только в случае нарушения установленных условий. Важно отметить, такие штрафные санкции не всегда должны исходить из условий договора, законом может быть предусмотрена своя мера ответственности за соответствующее нарушение (например, Законом о защите прав потребителей предусмотрен размер неустойки за невыполнение обязательств перед потребителем; Законом об участии в долевом строительстве предусмотрен размер неустойки за просрочку передачи объекта участнику долевого строительства и т.д.).

Как истребовать неустойку: алгоритм

  1. Официально зафиксировать нарушение. В установленные контрактом сроки нужно направить претензию. В ней нужно указать реквизиты контракта, итоговую сумму, расчёт, сроки и требование об уплате.
  2. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) отказался платить штраф или пени, заказчик может:
    • вычесть их из суммы оплаты за исполнение обязательств по контракту;
    • направить в суд исковое заявление и истребовать оплату в принудительно.

Правомерность удержания неустойки подтверждена:

  • гражданским законодательством (ст. 330, 333, 407,410, 420 ГК РФ);
  • судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 1394/12);
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2241/12;
  • позицией контрольных органов (Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15, Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95446, от 22.10.2015 № 02-08-10/60706).

Споры, связанные с предметом контрактов

Закон № 44-ФЗ не называет в качестве существенных (обязательных) условий госконтрактов их предмет. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о (1) предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, предмет госконтракта по общему правилу является его существенным условием.

Изменение существенных условий регламентируется положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения соответствующих изменений в условия госконтрактов. Однако, на практике нередко предписания статьи 95 Закона ФЗ-44 не соблюдаются, в связи с чем возникают споры.

Читайте также:  Какой срок действия исполнительного листа по закону?

Споры, связанные с предметом исполнения контракта, особенно часто возникают в связи с выполнением долгосрочных и дорогостоящих госконтрактов, поскольку ввиду перечисленных обстоятельств нередко обнаруживаются «ненужные» заказчику работы, а также возникает потребность по выполнению дополнительных работ.

В указанных ситуациях достаточно велик риск изменить предмет договора. Так, например, в рамках рассмотрения дела № А58-619/2016 было установлено, что сторонами госконтракта было заключено дополнительное соглашение к контракту, которым в определении «Здания/Сооружения» слово «реконструкция» заменили на слово «строительство», определение объекта изложили в следующей редакции: «Объект» – «Строительство аэропорта», в связи с увеличением объёма работ увеличили цену контракта, принято новое задание на проектирование согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, новый график выполнения работ по проектированию объекта согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению, контракт дополнен новым приложением № 4 «Сводный сметный расчёт проектно-изыскательских работ» согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.

В связи с указанным, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 марта 2017 г. № Ф02-518/17 по делу № А58-619/2016 указал:

«Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований [о взыскании задолженности за выполненные работы], обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к контракту заключено с нарушением процедуры размещения заказа, обязательной для участников гражданских правоотношений, а потому ничтожно и не порождает обязанности агентства оплачивать непредусмотренные контрактом работы по проектированию строительства аэропорта. При этом истец не доказал фактическое выполнение работ по реконструкции аэропорта.

Выводы судов соответствуют положениям ст. 8, п. 1 ст. 167, ст. 168, п. 1 ст. 527, п. 1 ст. 711, ст. 720, ст. 758, п. 1 ст. 760, статей 762, 763, 765, 766, 767 ГК РФ, п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ, ч. 2 ст. 34, ст. 54, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Доводы жалобы, касающиеся действительности дополнительного соглашения, возможности увеличения суммы контракта и изменения работ по проектированию реконструкции объекта на работы по проектированию строительства, нельзя признать состоятельными, поскольку указанным соглашением стороны изменили предмет контракта. При этом новой процедуры торгов в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ проведено не было. Кроме того, бюджетом было предусмотрено финансирование как реконструкции, так и строительства, что предполагает заключение отдельных контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.»

Исходя из указанного, можно сделать вывод, что изменение предмета госконтракта путем заключения дополнительных соглашений не правомерно.

В продолжение темы о невозможности изменения госконтракта путем заключения дополнительных соглашений высказался Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 4 марта 2019 г. № Ф03-5962/18 по делу № А73-16810/2016, где указал:

«Как установили суды, в ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение, по условиям которого из состава контракта исключены некоторые виды объема работ с добавлением новых видов работ, не предусмотренных контрактом изначально. Кроме того, в значительной степени, более чем на десять процентов, увеличены или уменьшены объемы отдельных видов работ.

Возможность изменения существенных условий государственного контракта с включением новых работ, не поименованных изначально, а также исключение определенных контрактом работ, не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.»

Таким образом, добавление новых видов работ, не предусмотренных изначально госконтрактом, путем заключения дополнительных соглашений неправомерно. В таком случае необходимо заключить новый госконтракт путем проведения соответствующих закупок.

Вызывает интерес также вопрос о возможности изменения предмета контракта путем принятия нормативного акта.

Ответ на данный вопрос можно найти в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. № Ф04-7595/19 по делу № А03-18916/2018, где указано:

«Общество указало, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит положениям Закона № 44-ФЗ.

Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу № А03-18727/2017, установив, что постановление от 09.10.2017, предусматривающее изменение схемы движения маршрута №, принято ответчиком в отсутствие решения транспортной комиссии, суд пришел к выводу, что оснований для изменения условий контракта до истечения его срока действия не имелось, принятие администрацией указанного постановления является сделкой, изменяющей в одностороннем порядке согласованные сторонами условия, что в силу ст. 10 ГК РФ свидетельствует о недобросовестности действий заказчика.

Отклоняя довод администрации о том, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительное соглашение к нему не заключалось, суд первой инстанции указал, что изменение условий контракта без заключения дополнительного соглашения является нарушением положений контракта, являющимся достаточным основанием для обращения истца с настоящим иском.

Кроме того, судом отмечено, что предмет контракта также определен постановлением от 17.08.2017, ответчик, внося изменения в указанное постановление, фактически изменил и предмет контракта.

Суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт совершения администрацией действий, направленных на одностороннее изменение условий заключенного между сторонами контракта путем изменения схемы движения маршрута №, что в силу положений законодательства является недопустимым».

Исходя из приведенной выдержки из решения, можно сделать однозначный вывод о том, что изменение предмета договора путем издания нормативного акта является неправомерным.

Однако не все изменения, относящиеся к предмету контракта, являются неправомерными. Так в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. № Ф08-9587/20 по делу № А63-16776/2019 указано:

«Суды установили, что предметом государственного контракта являлось выполнение работ по созданию, ведению в эксплуатацию в Ставропольском крае системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с чем суды исходили из того, что государственный контракт фактически является договором подряда.

Закрытие государственных границ

Закрытие государственных границ, запреты на ввоз и вывоз отдельных групп товаров, свертывание производств, введение режима нерабочих дней, временное закрытие предприятий из-за карантина, перевод сотрудников на режим удаленной либо неполной занятости — вот далеко не полная картина экономического мира в свете коронавируса.

Разумеется, ничего хорошего для бизнеса все это не сулит. И если ситуация с коронавирусом затянется, то, по прогнозам Торгово-промышленной палаты, около 3 млн предпринимателей могут попросту закрыть свой бизнес уже через пару месяцев.

Читайте также:  Единый налоговый платёж и единый налоговый счёт: что это и как с ними работать

Не последнее место в закрытии предприятий могут сыграть договорные неустойки и штрафы, которые бизнес вынужден платить за срыв поставок и затягивание сроков исполнения контрактов вследствие закрытия границ и введения других профилактических мер. Поэтому сейчас перед бизнесом остро стоит вопрос об освобождении от ответственности за неисполнение обязательств по причинам, обусловленным коронавирусом и его последствиями.

По действующим правилам организация и ИП могут быть освобождены от штрафов и неустоек при так называемых форс-мажорах, то есть обстоятельствах непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Обычно в договорах прописывается условие о форс-мажоре. Но можно ли применять данное условие к пандемии коронавируса, для многих остается непонятным. Давайте разбираться.

Внешнеторговые сделки и международные договоры

По действующему законодательству обстоятельства форс-мажора по всем внешнеторговым сделкам и международным договорам сейчас свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ (ст. 15 Закона РФ от 07.07.1993 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Чтобы при неисполнении обязательства ссылаться на форс-мажор, возникший по причине коронавируса, организация и ИП должны получить в ТПП соответствующий сертификат о форс-мажоре.

Сертификат оформляется и выдается ТПП на основании письменного заявления заинтересованного лица. В заявлении нужно указать реквизиты и предмет заключенного договора, обязательства заявителя по данному договору, порядок и сроки их исполнения, а также событие, которое заявитель считает обстоятельством форс-мажором, препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

свидетельство о регистрации заявителя и постановке его на налоговый учет;

сам договор, содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности;

справку об объемах уже выполненных по договору обязательств;

документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Оформление сертификата о форс-мажоре осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации в ТПП заявления и представленных документов.

Внутрироссийские договоры и соглашения

Что касается внутрироссийских договоров и соглашений, то их ненадлежащее исполнение также должно быть документально обосновано.

В качестве документального подтверждения неисполнения договора из-за последствий коронавируса могут служить разного рода принимаемые Правительством РФ, регионами и муниципалитетами указы, распоряжения и постановления, в той или иной степени временно ограничивающие свободу экономической деятельности по санитарно-эпидемиологическим основаниям. Например, таковым может считаться распоряжение городской администрации о приостановлении из-за коронавируса деятельности ТЦ, заведений общепита, предприятий торговли и так далее.

При этом отсутствие ограничительных мер со стороны властей уже не позволит ссылаться на объективную невозможность исполнения обязательств в целях освобождения от ответственности. Поскольку, как мы говорили ранее, сам по себе коронавирус не является основанием для нарушения условий контрактов и не влечет отмену ранее принятых на себя обязательств в части уплаты неустоек и штрафов.

Акт о невыполнении договора

Законодательство предусматривает что при заключении отдельных видов договоров (например, на оказание услуг, договор подряда) составляется акт между сторонами о выполненных работах. Акт можно составить также при неисполнении условий договора либо при некачественном исполнении. Акт является приложением к договору в котором указываются основания или причины неисполнения договора (в акте может быть ссылка на пункт договора на основании которого были причины неисполнения).

В акте нужно отразить следующее:

  • Указать стороны договора (преамбулу можно указать такую же как и в договоре).
  • Изложить причину или основание неисполнение договора. Стороны могут указать уважительные и неуважительные причины. Можно ссылаться на пункты договора, на законодательство либо на другие причины.
  • Приложенные к акту документы будут иметь не маловажное значение, ведь если основания уважительные, это поможет избежать будущих рисков (наступление ответственности).
  • Сторона может указать какую ответственность будет нести сторона, неисполнившая условия договора, например, должна будет возместить убытки либо неустойку.

Страхование ответственности за неисполнение договора

В период тесной взаимосвязи между лицами и организациями приходится пользоваться и оказывать различные услуги, работы. Взаимоотношения между сторонами закрепляются различными договорами, чтобы получать качественные услуги, то есть наступают договорные отношения. В последствии заключения и исполнения договора, стороны часто не доверяют друг другу и не уверенны в гарантиях при наступлении каких-либо событий. Пункты, которые стороны пытаются изложить в договоре, для них бывает недостаточно, либо они неуверенны в их правильности. С наступлением договорных отношений между сторонами, для каждого из них лежит ответственность за исполнение договора и выполнение обязательств. Сейчас, если сторона не уверенна в другой стороне, можно договор застраховать, то есть застраховать свою ответственность перед лицом, в случае, если будет невозможность исполнения договора.

Страхование ответственности по договору предусмотрено самим гражданским законодательством. Важным условием при страховании ответственности является то, что застрахован может быть только риск страхователя, в ином случае, страхование будет признано ничтожным. При страховании ответственности объектом выступают имущественные интересы лиц, которые заключали договор. Ответственность, по своему роду является личной, так как при наступлении неисполнения договора лицо, должно будет возместить убытки или неустойку стороне, которой должна была исполнить обязательства.

В случае, когда убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму причитающихся ему процентов, кредитор может требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов. То есть проценты, равно как и неустойка, носят по отношению к убыткам зачетный характер.

Договором может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку при просрочке исполнения денежного обязательства. В такой ситуации кредитор вправе предъявить требование уплатить либо проценты, либо неустойку, не доказывая факта и размера убытков, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

Проценты за неисполнение денежных обязательств по своей природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору, коммерческому кредиту. Они являются санкцией, а не частью обязательства.

I.Исполнение контракта невозможно

Ситуация 1. Вы выиграли аукцион, конкурс или запрос котировок. Контракт еще не заключен, но вы уже понимаете, что его исполнение невозможно вследствие вступления в силу международных санкций.

Проявления невозможности исполнения обязательств могут быть различными, например:

  • поставляемый (или используемый для выполнения работ, оказания услуг) товар, поставляемый по контракту, больше не отгружается в Российскую Федерацию из-за международных санкций;
  • невозможно произвести платеж за товар иностранному контрагенту вследствие ограничительных мер, которым подверглась банковская система.

Как действовать:

  • обратиться в региональную Торгово-промышленную палату с просьбой засвидетельствовать обстоятельство непреодолимой силы;
  • уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы и попросить его об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ.
Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)1, согласно которому к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций. Обращаем внимание, что вам нужно будет доказать прямую причинно-следственную связь между принятием международных санкций и невозможностью исполнения контракта.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы заказчик вправе отменить закупку в любой момент до заключения контракта.

Ситуация 2. Вы заключили контракт, однако его исполнение стало невозможным из-за международных санкций.

Как действовать:

  • обратиться в региональную Торгово-промышленную палату с просьбой засвидетельствовать обстоятельство непреодолимой силы;
  • уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (при этом обязательно нужно соблюдать порядок уведомления, предусмотренный контрактом).

После уведомления заказчика о действии обстоятельств непреодолимой силы возможны следующие сценарии:

  • приостановление обязательств по контракту до тех пор, пока не прекратится действие обстоятельств непреодолимой силы (пеня за просрочку в этом случае в этом случае не взыскивается);
  • расторжение контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения (штраф в этом случае с поставщика не взыскивается).

Утверждение о том, что в случае неисполнения контракта вследствие непреодолимой силы неустойка с поставщика (подрядчика, исполнителя) не взыскивается, основывается на ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ: «Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны».

Судебная практика подтверждает, что международные санкции относятся к числу обстоятельств непреодолимой силы.

Типы гарантийных обязательств

Приобретая, Потребитель получает вместе с товаром гарантийное обязательство изготовителя, который этим обязательством подтверждает:

  • изделие имеет необходимые кондиции при покупке;
  • в течение промежутка времени, определяемого как Гарантийный срок, сможет бесперебойно функционировать.

Ответственность сторон за нарушение договора

После того как стороны определили свои обязательства, необходимо подумать о мерах, которые может предпринять каждая из сторон для защиты своих интересов, если другая не выполнила своих обязательств.

Когда речь идет о последствиях нарушения договора, обычно в первую очередь имеют в виду предусмотренные законом меры ответственности. Общие положениям об ответственности содержатся в гл. 25 ГК. Они должны применяться с учетом положений ст. 15 ГК о возмещении убытков и ст. 330—333 ГК о неустойке. Специальные положения об ответственности содержатся также в ряде статей, посвященных отдельным видам обязательств.

Закон предусматривает гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в виде:

  • • возмещения убытков;
  • • уплаты неустойки;
  • • уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *