Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить электронную транспортную накладную». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устоявшаяся практика предполагает, что обычно этот документ выписывается грузоотправителем. А им может выступать любая сторона сделки. Например, покупатель заказал доставку транспортной компании и поэтому он формирует ТРН. Условия оформления и ответственных можно заранее закрепить в договоре поставки.
Кто составляет транспортную накладную?
Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
…
23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).
В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).
С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.
Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.
28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.
Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.
ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Ситуация | Файл обмена | Сведения | Подпись |
---|---|---|---|
Погрузка | Т1 | Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. | УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку. |
Т2 | О состоянии груза на приёмке. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Выгрузка | Т3 | О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. | УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя. |
Т4 | О передаче груза получателю. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя | Т5 | О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. | УКЭП перевозчика. |
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя. | Т6 | Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. | УКЭП грузоотправителя. |
Переадресация | Т7 | Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. | УКЭП перевозчика. |
Смена водителя и/или ТС | Т8 | О замене водителя или ТС. | УКЭП перевозчика. |
Изменения в накладной
- Представленная форма транспортной накладной не предполагает внесение последующих изменений. Можно только зафиксировать существенные события в разделе 11 или внести фактические данные по выдаче груза в разделе 10.
- Изменить во время транспортировки в ТРН можно лишь конечный пункт назначения. Для этого в документе есть специальный раздел 9. В нём пишется новый адрес доставки и сведения о грузополучателе. Первый адрес автоматически становится недействительным.
- Изменение других условий доставки, например, ответственности сторон за порчу груза, оформляется отдельным документом — дополнительным соглашением к договору поставки.
Исправление ошибок в бумажной ТРН
Если при заполнении транспортной накладной допущена ошибка в момент погрузки, транспортировки или выгрузки товара, её нужно исправить. Для этого необходимо:
- аккуратно (одной линией) зачеркнуть неверную запись;
- в свободном месте внести верные данные;
- подтвердить достоверность исправления, следует под ним указать фамилию исправившего запись лица и заверить всё подписью.
Как происходит обмен ЭТрН?
Всё достаточно просто:
-
Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.
-
Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).
-
Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.
-
Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.
-
Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.
Изменения в транспортной накладной
Хотя в России введен электронный документооборот, но информацию в Налоговую службу по-прежнему нужно отправлять на бумажном носителе. Электронная система начнет действовать лишь с 2022 года.
Транспортная накладная изменилась практически по всем пунктам:
- в графе «грузоотправитель» сделали новое поле, в котором экспедитор должен отмечать, что он отправляет груз;
- в разделе «клиент» записываются данные о заказчике;
- поле «груз» — указывается ценность товара, который перевозится, а также реквизиты погрузочных документов;
- «прием грузов» — указываются данные о лице, которое передает груз представителю заказчика;
- «транспортное средство» — данный раздел должен содержать информацию о том, взят грузовик по лизингу, в аренду, либо это собственность водителя.
Преимущества электронных транспортных накладных перед бумажными
Эксперимент по применению электронных транспортных накладных был проведен еще в октябре 2020 года. По его результатам удалось понять, как функционирует схема обмена сведениями.
Участники грузоперевозок получат такие преимущества:
- смогут отслеживать статус документа. Сторона, подписавшая свой титул электронной транспортной накладной, сможет отслеживать подписание каждого последующего титула;
- будет иметься идентичность экземпляров. Все стороны будут работать с одним документом, в связи с чем все экземпляры будут одинаковые;
- оплата будет производиться ускоренно — если все подписи электронные, то для оплаты не потребуется дополнительная документация. Оплата не затягивается на длительное время в связи с неверным оформлением бумажной документации, долгой доставкой или пропажей;
- получатели могут просматривать документ. Они не вносят в него информацию и не подписывают его, однако смогут его просматривать;
- появляется возможность детального описания транспортируемого груза. Можно будет отказаться от товарно-транспортной накладной ввиду того, что описание груза заменит товарный раздел накладной.
Заполнение формы ТТН начинается с заголовка. В поле «Плательщик» введите информацию о грузополучателе (покупателе). Поле «Клиент (плательщик)» заполняется данными лица, заказавшего транспорт. В разделе товаров в поле «Плательщик» введите реквизиты покупателя, получателя товара.
В разделе транспорта в поле «Клиент (плательщик)» нужно указать данные клиента транспорта. Это может быть как отправитель груза, так и его получатель. Например, когда продавец товара оплачивает транспортные услуги по договору поставки, его данные вносятся в графу. Когда покупатель — его данные.
Форма ТТН заполняется сотрудником грузоотправителя. Его подписывают:
- сотрудник, ответственный за отгрузку;
- сотрудник, осуществивший отгрузку;
- главный бухгалтер.
Также на бланке ставится печать юридического лица. Со стороны перевозчика документ подписывается работником, принявшим ТМЦ к перевозке. Количество копий зависит от типа загрузки.
4 экземпляра, если грузы товарного характера:
- первый предназначен для отправителя груза;
- второй — грузополучателю для отправки груза;
- третий и четвертый — перевозчику (один экземпляр прикрепляется к транспортной накладной и направляется заказчику транспортного средства, второй используется как приложение к путевому листу).
В третьем и четвертом экземплярах грузополучателя ставит свою подпись работник, непосредственно принявший ТМЦ. На бланке также ставят печать организации — получателя.
Покупатель может быть одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем
Наша организация-покупатель по договору поставки сама забирает товар со склада поставщика. Для этого мы нанимаем перевозчика. Поскольку наш поставщик к договору перевозки отношения не имеет, он отказывается расписываться и ставить печать в транспортной накладной как грузоотправитель. Если наша организация укажет себя и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя, это будет правильно? Какие пункты накладной нам надо заполнить? Нужно что-либо указывать про нашего поставщика, например пункт погрузки? Где-то в новой транспортной накладной надо указывать, кто является заказчиком перевозки, кто оплачивает услуги перевозки?
И.В.Егорова, г. Пенза
То, что ваш поставщик отказывается расписываться и ставить печать на транспортной накладной, правильно. Он и не должен этого делать. Ведь его обязанности по поставке товара считаются исполненными в тот момент, когда товар со склада забираете вы (покупатель) или перевозчик . И тот факт, что поставщик является фактическим грузоотправителем, никакого значения не имеет. Ведь транспортная накладная — это договор перевозки. Ее составляет тот, кто нанимает транспорт . И в вашей ситуации вы будете и грузоотправителем, и грузополучателем в одном лице. Вам в транспортной накладной нужно заполнить данные и за грузоотправителя, и за грузополучателя, то есть п. п. 1 — 7, 16, 17 . Транспортную накладную можно составить в двух экземплярах (а не в трех) — для себя и для перевозчика. А потом передать оба экземпляра перевозчику, чтобы он заполнил свои данные.
Однако на деле у вас могут возникнуть проблемы с заполнением п. 3 «Наименование груза», п. 4 «Сопроводительные документы на груз» и п. 6 «Прием груза». Ведь для того чтобы заполнить их заранее, вы должны знать: адрес места погрузки, дату и время подачи автомобиля под погрузку, фактические дату и время прибытия автомобиля, фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки, массу груза и количество грузовых мест, номера и серии сертификатов на груз и т.п. В принципе, вы можете действовать так.
Вариант 1. Отправить своего работника на склад поставщика, чтобы он сам принял товар по товарной накладной ТОРГ-12 , а после этого передал товар по транспортной накладной водителю перевозчика. Тогда ваш сотрудник сам заполнит п. п. 3, 4 и 6 накладной. В п. 6 он укажет реальный адрес приема груза, то есть адрес склада поставщика.
Вариант 2. Выдать доверенность представителю перевозчика (например, водителю) на принятие вашего груза и его перевозку . Тогда п. п. 3, 4, 6 транспортной накладной заполнит водитель. И в п. 6 (подпись и печать грузоотправителя) он поставит свою подпись. Поскольку он будет действовать по доверенности, в накладной не будет печати вашей организации, но около своей подписи ему нужно указать реквизиты доверенности. Копию этой доверенности нужно приложить к транспортной накладной.
Три экземпляра ТН необязательно будут одинаковыми у всех сторон перевозки
Первый раз заполняю транспортную накладную нового образца. Наша организация доставляет товар покупателю, используя услуги перевозчика (ИП). Если я правильно поняла, один экземпляр после составления и подписания водителем перевозчика остается у меня (он подтверждает, что товар принят к перевозке). А остальные два экземпляра я уже не увижу (ко мне они не вернутся). Адрес выгрузки-то я укажу, а вот отметок о доставке водителем товара покупателю и о принятии его покупателем (п. 7 накладной) в моем экземпляре накладной не будет. Эти отметки будут только в экземплярах перевозчика и грузополучателя. И печати и подписи получателя на моем экземпляре тоже не будет. Как быть? Не придерется ли к этому налоговая?
М.П.Свиридова, г. Нижний Новгород
По правилам транспортная накладная составляется в трех экземплярах (оригиналах) для каждого участника перевозки — грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика . Вы можете договориться с перевозчиком, что когда он выставляет вам счет на оплату услуг по доставке товара, то в подтверждение того, что услуга выполнена, он будет прикладывать ксерокопию своего экземпляра транспортной накладной (с отметками покупателя о приемке груза).
Или вы можете составлять четыре экземпляра транспортной накладной, отдавать водителю три экземпляра накладной, один из которых и вернется к вам с оригинальной печатью и подписью покупателя. То есть документооборот будет такой же, как и при составлении товарно-транспортной накладной (формы N 1-Т) .
Пункт 9 Правил.
Пункт 2 Указаний по заполнению товарно-транспортной накладной, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Новая форма vs старая форма: что сейчас используют транспортные компании и заказчики
Мы получаем вопросы и наблюдаем, что у многих представителей рынка еще нет четкого алгоритма, как работать с новой формой.
Часть грузоотправителей уже применяют новые требования к оформлению документов, а некоторые выставляют старую форму — не перестроились на новый формат.
Главное: чтобы снизить налоговые риски, нужно обязательно заполнять в транспортной накладной следующие данные:
-
дата составления транспортной накладной;
-
наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;
-
размер провозной платы в разделе 1;
-
наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.
Кто составляет транспортную накладную?
Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
…
23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).
В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).
С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.
Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.
28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.
Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.
Отличия новой ТН от прежней
Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:
- в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
- в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
- в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
- в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
- в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
- в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.
Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.
Что такое CMR и зачем она нужна
Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключена в Женеве 19.05.1956). Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация. Согласно конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу.
CMR-накладная выполняет несколько функций:
- CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;
- в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т. е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
- CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
- она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
- оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определенные обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
Документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр. Если груз везут несколько машин, или в одной машине несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза.
Как заполнить CMR и чем нужно руководствоваться при этом?
Накладная CMR оформляется при условии, что страной, где проживает отправитель или получатель груза, ратифицирована часть договора Конвенции ДПГ (о договоре международной перевозки грузов автотранспортом) от 19.05.56, где идет речь о международных автомобильных грузоперевозках.
Нормами данной конвенции регулируются правила осуществления автоперевозок и порядок оформления юридических отношений между тремя сторонами-участниками договора – отправителем, перевозчиком, получателем. Нормативы действительны также в отношении транспортировку грузов муниципальных учреждений. Образец накладной CMR унифицирован для всех стран, ратифицировавших Конвенцию. Однако следует знать, что данный документ признается не всеми государствами, на территории европейских стран такой документ оформлять обязательно.
В России форма и правила заполнения регламентируются письмом ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В случае отсутствия международной накладной на груз может быть наложен арест, а на отправителя и перевозчика – штрафные санкции, размер которых определяется законодательством государства, в котором произошел инцидент.
Преимущества и недостатки электронной транспортной накладной
В числе плюсов — сам документ проще составлять, передавать заказчику, все ошибки можно исправлять онлайн. Хранить виртуальные накладные удобнее — документы теперь просто находятся в электронном архиве. Также с электронными накладными значительно легче отслеживать перемещение груза — все этапы отражаются в системе ЭДО. При работе с электронными документами возможна более быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС. Нельзя не сказать и об экономии на бумаге и доставке документов.
Сам Минтранс считает, что внедрение электронных транспортных документов полезно, поскольку:
- сократит издержки предпринимателей при перевозках за счет снижения показателей простоя, повышения эффективности бизнес-процессов, управляемости бизнесом, снижения трудоемкости оформления перевозочных документов;
- сократит издержки по ведению документооборота;
- упростит обмен данными между предпринимателями и госорганами, например, ФНС, которая нужные ей документы получает напрямую из системы;
- даст участникам перевозок возможность взаимодействовать в электронном виде в любое удобное время в формате «единого окна».
Также, по оценкам министерства, электронный формат снизил бы затраты на оформление грузоперевозок «классическим образом» в общей сложности на 16 млрд. рублей.
Из минусов можно отметить расходы на подключение к ЭДО, а также расходы на ПО для работы с электронными накладными.
Как видим, плюсов существенно больше.