Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ездить тонированным без штрафов несложно: чтобы избежать штрафа за тонировку, нужно соблюдать требования техрегламента по светопропускаемости стёкол авто. Измерить этот показатель можно в автосервисе или самостоятельно при наличии тауметра. Если уровень светопропускаемости окажется меньше допустимого значения, то тонировочную плёнку нужно заменить на другую или вовсе отказаться от неё.
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Как сделать тонировку в России
Сделать законную тонировку в Российской Федерации довольно сложно. Даже новое заводское стекло имеет светопропускаемость не 100%. Чем старше автомобиль, тем меньше окна пропускают свет. Когда транспортному средству всего 2-3 года, светопрокускаемость стекол снижается до 90%. Таким образом, автомобилист может выбрать пленку всего на 15% затемнения. К сожалению, такие пленки не спасают от яркого солнца. Более того, сквозь такую тонировку видно все содержимое салона автомобиля.
Поставить плотную тонировку разрешается только на боковые окна заднего ряда транспортного средства. Тонировка этих стекол не регламентируется. Главное правило — не клеить зеркальную пленку. Такая тонировка запрещена для всех окон. Также разрешена любая светопропускаемость на заднем стекле.
Чтобы защитить глаза от яркого солнца во время вождения, водителям разрешается наклеить пленку шириной не более 14 см на верхнюю часть лобового стекла. Светопропускаемость в этой области стекла может быть любой.
Работает ли это на практике?
Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.
Разрешённая тонировка стёкол
Большинство владельцев транспортных средств выступают за использование тонировки, она снижает интенсивность ультрафиолетового излучения, температуру в салоне. Однако у сотрудников ГИБДД позиция другая, так как искусственное затемнение снижает реакцию водителя, приводя к риску аварии. Для законодательства на первом месте стоит безопасность участников дорожного движения.
Правила применения тонировки изложены в ГОСТ 32565-2013:
- светопропускаемость ветрового стекла – не менее 75%;
- светопропускаемость передних боковых стёкол – не менее 70%;
- ограничений для задней полусферы не существует;
- разрешена светозащитная полоса шириной до 150мм, она должна прилегать к крыше на лобовом стекле;
- под запретом зеркальное покрытие, способное ослепить водителя встречного авто;
- плёнка не должна искажать восприятие красного, жёлтого, зелёного, голубого и белого цветов.
Штрафы за неправильную тонировку в 2022 году
В 2022 году актуальной мерой наказания за нарушения правил по светопропускаемости стекол автомобиля считается штраф. Его накладывают, если нарушены правила ГОСТа. Причем придется платить, даже если разрешеннаятонировка на переднихстеклах отличается от взятых показателей хотя бы на 1%.
Помимо самой тонировки, штраф можно получить за неразрешенные съемные элементы, с помощью которых затемняется передняя часть салона. Например, различные шторки и т.п. Если нарушите рассматриваемые правила, будете вынуждены заплатить штраф, размер которого фиксирован и составляет 500 рублей. Но если вы максимально оперативно внесете деньги, можете получить скидку 50%. Максимальная отсрочка для получения скидки – 20 дней с момента получения штрафа.
Штраф можно получить, даже если изначально пленка отвечала требованиям, и правило не было нарушено. Причина в истирании, что возникает со временем. Например, на поверхности появляются потертости и царапины, что больше затемняют стекло. К тому же само стекло может потемнеть. Чтобы не наживать себе неприятностей рекомендуется периодически переклеивать пленку.
Новый штраф за проблемы с затемнением стекла могут наложить только, если первый был выписан больше 24 часов назад. Потому в протоколе обязательно указывается не только точная дата, но и время когда проверялась, разрешенная у вас тонировка, или нет. Это делается для того, чтобы владелец смог исправить недочет. Но повторное нарушение карается не штрафом, а переводом автомобиля на штрафстоянку. В будущем за повторное нарушение могут временно лишать прав. Пока это оговаривается. Потому если не хотите неприятностей, следует регулярно следить за тем, какие изменения появляются в законе, даже если они касаются такой незначительной детали, как разрешеннаятонировка.
Получить юридическую помощь по вопросам тонировки автомобиля можно на нашем сайте.
Как правильно измеряется тонировка?
Помимо разрешенных показателей светопропускания стекол, необходимо знать требования по процедуре измерения тонировки. Недопустимые значения, полученные в ходе некорректных замеров, могут быть признаны недействительными.
Для измерения степени затемнения используют тауметр – аппарат, который замеряет процент прохождения солнечного света через стекло. Ежегодно должна проводиться поверка светоизмерительного прибора для подтверждения его исправности. Водитель должен убедиться, что тауметр разрешен к эксплуатации, проверив целостность пломбы и дату последней поверки.
Перед осуществлением измерений, владелец автомобиля должен ознакомиться со следующими документами:
Документ | Что необходимо проверить/зафиксировать |
---|---|
Подтверждение соответствия измерительного прибора ГОСТу | Проверить наличие документа. Зафиксировать в протоколе факт его отсутствия, если сотрудник не предоставит подтверждение. |
Результаты поверки прибора | Проверить показатель погрешности и дату поверки аппарата. Погрешность не должна превышать 2%. Поверка тауметра должна быть произведена менее года назад. |
Подтверждение умения сотрудника пользоваться тауметром | Удостовериться, что сотрудник имеет право проводить замеры. |
Допустимые нормы по ГОСТу
В 2023 году будут действовать следующие «законы про тонировку», а точнее, нормативно-правовые акты, так или иначе регламентирующие предельную величину светопропуска стекол:
- Государственный Стандарт 32565-2013 (далее – ГОСТ) (до введения в силу этого нормативного документа действовал ГОСТ 5727-88, который, по состоянию на 2023 год, больше не применяется);
- Техрегламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности…» (утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года) (далее – Регламент).
Согласно новым нормам ГОСТа, а именно, п. 5.1.2.5., светопропускание должно быть не меньше 70% для следующих видов стекол автомобиля:
- ветровое;
- все стекла, которые, хотя и не являются ветровыми, но обеспечивают обзорность автоводителю спереди и сзади.
Цель штрафа за тонировку
Штраф за тонировку был введен для того, чтобы заставить водителей соблюдать установленные правила. Если окна обладают слишком небольшим показателем светопропускаемости, это является нарушением. Тонировка существенно отражается на видимости. Водитель столкнется с затруднениями при совершении маневра в ночное время. Сложнее всего будет осуществлять парковку на заднем ходу. Когда один из водителей перемещается в потоке, следующий за ним может столкнуться затруднениями при определении ситуации на дороге. Так, если тонировка отсутствует, водитель ориентируется сразу по нескольким машинам, находящимся перед ним. Если произойдет внештатная ситуация, шанс затормозить будет больше. Если транспортное средство затонировано, водитель не сможет заметить приближающуюся машину. Человек может поздно понять, что ему необходимо тормозит. В результате может произойти столкновение автомобилей.
Сложности могут возникнуть и при движении по перекрестку. Здесь опасность кроется в невозможности наблюдать за транспортными средствами, движущимися сбоку.
Из-за того, что тонировка повышает опасность, которую несет с собой езда на транспортном средстве, в действующее законодательство были внесены соответствующее нормы.
Можно ли избежать наказания?
Возможность избежать наказания за несоответствующую тонировку вызывает много споров. Бытует мнение, что подобное возможно. Однако далеко не все знают, как избежать наказания. Проверка светопроницаемость в стеклах может выполняться исключительно на стационарном посту ГИБДД. Осуществление подобного действия на дороге противозаконно. При этом Водитель, который не нарушал правила ПДД, не обязан направляться по указанию инспектора к посту ГИБДД.
В соответствии с действующим законодательством, такая обязанность возникает только в случае, если в отношении гражданина применили административный арест.
Если нарушения не произошло, применить какие-либо меры в отношении водителя сотрудник ГИБДД права не имеет. По этому толкованию выходит, что водитель с несоответствующей тонировкой может избежать наказания. Однако такое мнение воспринято неоднозначно. Вероятность избежать наказания повышается, если у сотрудника ГИБДД отсутствует тауметр. Водитель не обязан следовать на пост ГИБДД для прохождения измерений. Принуждения в подобном случае недопустимо. Однако в действующем законодательстве оговаривается, что, если инспектору привезут соответствующий прибор, пока сотрудник ГИБДД ведет беседу с автолюбителем, светопропускаемость стекол может быть измерена.
Правила ПДД 2023 тонировка: общие сведения
Правила тонировки стекол автомобиля 2023 года не указывают на ее запрет, такого закона не существует. Однако есть ряд норм, они зафиксированы правилами дорожного движения, ГОСТом и техническим регламентом транспортных средств. Некоторые требования внесены в административный кодекс, поэтому соблюдать их рекомендуется каждому во избежание неприятностей.
Власти считают, что затемнение стекол затрудняет управление автомобилем, особенно вечером и ночью, а также заметно увеличивает риски ДТП на дорогах. Автомобилисты же напротив защищают тонировку, заявляя, что она помогает экономить расход топлива, снижает риски взломов машин и краж, так как снаружи салон не просматривается. Все же существуют прописанные условия для затемнения стекол, за несоблюдение которых автомобилистов штрафуют.
Я тонирован не по закону, что меня ждёт?
Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.
Так, на 2021 год, если Вы тонированы вне закона (стёкла с плёнкой задерживают более 30% света), то Вас может поджидать:
- штраф 500 рублей по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП,
- требование устранить эту неисправность с перспективой попасть за решётку,
- аннулирование регистрации автомобиля с последующим её возобновлением только после осмотра автомобиля,
- возможное введение нарастающего наказания вплоть до лишения прав.
К ак проверяется тонировка?
Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.
Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.
Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.
Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.
Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.