Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить права категории «М» для скутера и мопеда?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К выбору учебного заведения нужно отнестись с ответственностью. Иначе водитель рискует зря потратить свое время и деньги. Идеальным вариантом будет уже проверенная автошкола, обладающая лицензией на выдачу удостоверения категории М.
Как правильно выбрать автошколу
При выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:
- Цена обучения. Она не должна быть очень высокой, но также не стоит обращать внимание и на очень низкие стоимости. Содержать автошколу недешево, поэтому если они предлагают обучение по заниженной цене, то качество обучения явно будет таким же низким.
- В каком состоянии находится автопарк школы и транспортная площадка. В наличии должны быть все необходимые виды транспортных средств, которые находятся в надлежащем состоянии. Учебная площадка должна быть оснащена необходимыми реквизитами для обучения.
- Документация. Автошкола должна обладать лицензией на обучение водителей категории М, срок которой еще не истекает. Учебная программа должна полностью соответствовать требованиям ГИБДД.
Какие преимущества принесли законодательные акты
Водительские удостоверения ввели на основании сложной, назревшей обстановки, связанной с частыми ДТП, причиной которых стали водители мопедов и скутеров.
Новые законодательные положения позволили осуществлять обоснованный контроль над передвижением, благодаря следующим утверждениям:
- сесть за руль маломощного механического средства может человек, достигший 16 летнего возраста;
- механизмы, такие как скутеры, произведены в ранг полноценных ТС, которые предстоит регистрировать в ГИБДД, им присваивают госномер;
- право на вождение мопедом получает гражданин, если у него есть специальное водительское удостоверение, которое он может получить после успешной сдачи экзаменов.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Требования для получения удостоверения
Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:
- Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
- Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
- Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
- Сдача экзамена в ГИБДД.
Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:
- основы ПДД;
- особенности управления автотранспортом;
- порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
- степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.
При сдаче «теории» курсанту «разрешено» допустить не более двух ошибок. После этого он будет допущен к практической части тестирования, которое включает:
- движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
- основы маневрирования и движения по восьмерке;
- прочие требования инспекторов.
Если тестирование не удастся пройти сразу, разрешена вторая и третья попытка (каждая — с перерывом в 7 дней). В случае трехкратной «несдачи», следующий допуск к практическому тесту можно будет получить только через месяц.
Сколько стоит и где купить права категории М
Мы не будем детально рассматривать причины, по которым вам надо купить права на скутер. Это может быть, как потеря документов так и недостаток времени. Единственное, что настоятельно советуем – не покупать водительское удостоверение, если у Вас нет опыта управления механическими ТС или Вы не уверены в своих знаниях ПДД.
Купить права категории М в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске не составит труда. Стоит такая услуга от 10 до 30 тысяч рублей в зависимости от наличия справки из медучереждения, сертификата из мотошколы и открытых других категорий. Компании, продающие водительские права в Интернете, обещают конфиденциальность, качество и доставку, но нужно быть осторожным, ведь покупка, изготовление и продажа поддельных документов – уголовно наказуемое преступление.
Надеемся, что мы понятно объяснили как получить права на скутер категории М и проблем при обучении и сдаче экзамена не будет.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Законная езда на скутере с открытой категорией «М»
Когда права будут в кармане водителя, можно на законных основаниях садиться за руль мопеда и бороздить по дорогам общего пользования. Не стоит забывать, что наличие водительского удостоверения с вожделенной категорией «М» не отменяет требований по соблюдению правил дорожного движения. В случае грубого нарушения ПДД на скутере вас лишат права управления всеми транспортными средствами.
К обязательным правилам по управлению мопедами относятся:
- Использование шлема;
- Трезвость (за нахождение в состоянии алкогольного опьянения лишат водительского удостоверения);
- Фары ближнего света должны быть включены;
- Возраст от 16 лет;
- Запрещено ехать посередине дороге на скутере. Для этого предусмотрена правая часть проезжей части, велосипедные дорожки или езда по обочине (если это не доставляет неудобств пешеходам);
- Буксировка запрещена в любом виде (если мопед используется как тягач или как прицеп) и т.д.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Требования для получения водительского удостоверения
В 2020 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.
Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:
- наличие психических расстройств или расстройств поведения;
- болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
- отсутствие конечностей или их деформация;
- снижение слуха ниже разрешённого уровня.
Особенности получения водительского удостоверения
Поскольку управление мопедом не является сложным, в законе предусмотрена возможность садиться за руль водителям, получившим права на другую категорию. Например, если есть категория В, C. Все права, выдаваемые после 2014 года, содержат соответствующую пометку о новой категории М. Пройдя обучение на легковой автомобиль и сдав все необходимые экзамены, водитель автоматически получает право управления мопедом, хотя никаких дополнительных экзаменов он сдавал. Имея категорию В, можно спокойно садиться за руль мопеда. Об этом гласит галочка напротив категории М в полученном водительском удостоверении.
Стоит помнить, что управлять можно только мопедами – транспортными средствами, объем которых не превышает 50 кубов. Для легких мотоциклов и обычных мотоциклов предусмотрены самостоятельные категории. В случае нарушения водителю грозит серьезная административная ответственность. На сегодняшний день категория В также открывает возможность управлять трициклами.
Постановка мопеда на учет
На сегодняшний день нет требования к обязательной государственной регистрации мопедов с объемом до 50 кубов. По этой же причине государственные регистрационные знаки не выдаются.
Однако для всех остальных транспортных средств с более высокой мощностью, регистрация обязательна, также, как и использование номеров. Поставить мотоцикл на учет можно на совершеннолетнее лицо, которому мотоцикл принадлежит на основании право устанавливающего документа.
Таким образом, до недавнего времени любое лицо, достигшее возраста 14 лет, могло управлять мопедом, даже не получая на это какого-либо разрешения. Из-за этого на дороге оказывалось большое количество неопытных водителей, которые не знали самых базовых правил дорожного движения. Это приводило к огромному количеству аварий с различным исходом. Так как водитель мопеда находится без какой-либо защиты (кроме шлема), для него авария часто заканчивалась крайне тяжелыми последствиями. На сегодняшний день действуют правила 2014 года по которым для управления скутером обязательно предварительно сдать экзамен и получить водительское удостоверение.
ВАЖНО !!! Обучиться на права для мопеда может любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Для этого достаточно подходить по состоянию здоровья. Обучение проводится по ускоренной программе, а его стоимость находится в пределе 10-15 тысяч рублей.
Для водителей, уже имеющих водительское удостоверение другой категории (если оно было получено после 2014 года) предусмотрена возможность садиться за руль без дополнительного обучения и сдачи экзаменов.
Кто должен получать права на скутер в 2018 году
Порядок прохождения медкомиссии на водительские права в 2021 году
На проблемный вопрос о необходимости приобретения прав на скутер может быть только утвердительный ответ. Данный транспорт обладает всеми качественными характеристиками полноценного участника дорожного движения. Он несет в себе опасность не меньшую, чем автомобили. Поэтому права на скутер должен получить любой их владелец.
Такие жесткие требования основаны на увеличении числа различных аварий с участием мопедов. Особенной опасностью и негативными последствиями отличаются ДТП с несовершеннолетними водителями мопедов. У них нет необходимого опыта вождения, а главное напрочь отсутствует теоретическая база знаний.
В этой статье мы не будем касаться вопроса регистрации мопеда, так как эта процедура основана на различии технических характеристик скутеров. А вот права на мопед должен получить любой человек, передвигающийся по дорогам на таком транспортном средстве вне зависимости от кубатуры двигателя.
Нельзя доверять слухам, а нужно узнавать информацию из официальных источников. Правила гласят, что в 2021 году все владельцы скутеров, даже с объемом движка в 49 кубических сантиметров обязаны получить права категории М.
Существует специальный список транспортных средств, который перечисляет характеристики техники подходящей под эту категории прав.
- Любой скутер развивающий скорость до 50 километров в час. Те, кто развивают большую скорость, относятся к мотоциклам, с присвоением другой категории.
- У которых мощность электродвигателя колеблется в границах от 0,25 до 4 киловатт.
- Объем движка соответствует понятию скутера.
Сюда относят мопеды, небольшой квадрацикл и мощные электровелосипеды.
Остается вопрос – а кому все-таки удостоверения не требуются?
- Это специализированный транспорт, предназначенный для мотокросса. Использование его на трассе запрещено. Его область применения специализированные территории.
- Электровелосипеды и мотовелосипеды. Ключевым критерием в этой ситуации станет определение мощности двигателя и максимальной скорости байка. Основываясь на правилах к маломощным мопедам можно отнести те, у которых мощность двигателя не превышает 0,25 киловатт. Максимальная скорость, при которой происходит автоматическое отключение, составляет 25 км/ч. В этом случае, с такими характеристиками права не нужны. Кстати проверять мощность вашего движка инспектор на дороге не имеет права.
Электроскутер ни мопед, ни байк, ни мотик
Официального понятия «электроскутер» правилами дорожного движения не оговаривается. Определить его правовой статус, как участника дорожного движения, можно лишь исходя из его технических характеристик.
Согласно Постановлению Совета Министров, электроскутер, способный набирать скорость свыше 50 км/час и обладающий двигателем более 4 кВт, равнозначен квадроциклам и мопедам. Это обязывает водителя регистрировать электроскутер в ГАИ, иметь открытую водительскую категорию «АМ», страховку и т.д. Полный комплект документов.
При наличии у электрического скутера меньших возможностей по максимальной скорости движения и мощности двигателя, он попадает под ГОСТовскую категорию, позволяющую рассматривать его как двухколесный мопед, что в соответствии с Законом «О дорожном движении» соответствует категории L1. Из этого следует, что даже электоскутеры, для которых скорость движения свыше 50 км/час технически невозможна, являются участником движения, водителю которого необходима категория М. И возраст, соответственно, должен быть старше 16-ти лет.
Отсутствие у водителя прав управления скутером позволяет сотруднику автоинспекции наложить на него штраф.