Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РТН увеличил сроки предписаний, но не сдал позиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.
Как рассматривают жалобу и сроки
Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.
ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ |
КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ |
На решение территориального контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц | Руководитель (его зам) этого территориального органа либо вышестоящий орган |
На действия (бездействие) руководителя (его зама) территориального контрольного (надзорного) органа | Вышестоящий орган |
Отсутствие территориального контрольного (надзорного) органа
Обжалование решений центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
Руководитель контрольного (надзорного) органа |
Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания Ростехнадзора
Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.
Ходатайство подаётся на имя руководителя соответствующего территориального органа, с указанием данного органа.
В ходатайстве указываются следующие особенности:
- Указать дату и место принятия предписания, когда была проведена проверка (плановая или внеплановая), на основании чего было вынесено предписание;
- Указать какие имелись нарушения либо угрозы, перечислить требования, которые были указаны в предписании, указать составлялся ли акт с нарушениями, указать проводились ли мероприятия по устранению данных причин;
- Указать доводы, на основании чего данное предписание не может быть выполнено в срок (препятствие, неуспеваемость, затрудненность).
К ходатайству прикладываются документы, на основании которых, лицо просит продлить исполнение предписание (сроки выполнения). Решение о продлении сроков принимается руководителем либо его заместителем в течение 10 рабочих дней. Решение может быть принято положительное либо отрицательное. В случае отказа от увеличения сроков исполнения предписания, указываются причины, обосновывающие данный отказ, причины должны быть мотивированными. В любом случае, решение отправляется почтой на следующий день после его принятия с заказным письмом и уведомлением о вручении.
Последствия неисполнения предписания
Неисполнение предписания компаниями точно в срок, влечёт за собой негативные последствия, например, административные. На основании законодательства об административных нарушениях на компанию может быть наложен штраф либо дисквалификация на срок до трёх лет.
Штрафы могут нарастать со временем, увеличиваясь, например, при повторном административном нарушении. Во избежание дополнительных штрафов и санкций нужно исполнять предписание во время, в ином случае ходатайствовать.
Предписание само по себе является обязывающим документом к исполнению, поэтому подлежит исполнению, в ином случае органы могут обратиться в суд с иском, обязав сторону исполнить данное предписание. Законность и обязательность исполнения предписания в данном случае лежит на органе, который его вынес.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания Ростехнадзора
Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.
Ходатайство подаётся на имя руководителя соответствующего территориального органа, с указанием данного органа.
В ходатайстве указываются следующие особенности:
- Указать дату и место принятия предписания, когда была проведена проверка (плановая или внеплановая), на основании чего было вынесено предписание;
- Указать какие имелись нарушения либо угрозы, перечислить требования, которые были указаны в предписании, указать составлялся ли акт с нарушениями, указать проводились ли мероприятия по устранению данных причин;
- Указать доводы, на основании чего данное предписание не может быть выполнено в срок (препятствие, неуспеваемость, затрудненность).
Ответ на предписание Ростехнадзора
Предписание Ростехнадзором выдаётся организациям при выявлении нарушений при проверке. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок. Компании об устранении нарушений направляют мотивированный ответ на предписание о том, какие меры они предприняли для устранения.
Ответ составляется в письменной форме и подаётся в орган, который выдал предписание. В ответе указывается какой компании было выдано предписание, её данные. В тексте должны быть изложены меры, которые предприняла компания для исполнения требований, указанных в предписании. Можно изложить какие средства использовались, где были проведены меры, итоги проведения. К ответу нужно приложить документы в качестве подтверждения устранения нарушений. В качестве документов могут быть таблицы, схемы, фотографии, и иные документы, которые свидетельствуют о фактор проведения мер во исполнения нарушений.
Как оспорить предписание Ростехнадзора через суд
Для обжалования предписания о нарушениях, выявленных Ростехнадзором в ходе проверки, организация может обратиться напрямую в суд.
Срок подачи жалобы предусмотрен ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ и составляет 3 месяца с момента выдачи предписания.
Порядок оспорения предписания Ростехнадзора через суд следующий:
Этап №1. Подготовка документальных оснований
Прежде чем обращаться в суд, заявителю необходимо подготовить документальные основания обоснованности жалобы. Такими документами могут выступать справки, акты, постановления, прочие документы, подтверждающие, что проверка Ростехнадзора проведена с нарушениями, а предписание о выявленных нарушениях выдано необоснованно.
Этап №2. Составление искового заявления
Представителю организации следует подготовить исковое заявление в свободной форме, указав в нем:
- наименование судебного органа (районный суд общей юрисдикции);
- информацию об организации (наименование, адрес, ИНН, КПП);
- данные о заявителе (ФИО, основания для представления интересов);
- дату составления документа.
В тексте искового заявления необходимо четко и последовательно изложить обстоятельства, на основании которых заявитель считает предписание Ростехнадзора необоснованным. При описании обстоятельств и фактов следует ссылаться на документы (дата, номер решения о проведении проверки, акта проверки, т.п.) и нормативно-правовые акты (номера федеральных законов, постановлений правительства). Также в тексте иска должны быть перечислены номера и даты документов, оформленных в качестве приложений (акт проверки, предписание).
Этап №3. Обращение в суд
Представитель организации может обратиться с жалобой на предписание Ростехнадзора в районный суд общей юрисдикции, подав в судебный орган следующие документы:
- исковое заявление (в 2-х экземплярах);
- документы, подтверждающие изложенные в иске факты и оформленные в виде приложения;
- уставные документы организации;
- удостоверение личности представителя;
- документы, подтверждающие права представителя (доверенность);
- квитанция об уплате госпошлины.
Обращение на оспорение предписания Ростехнадзора рассматривается в рамках стандартного судебного производства. В случае, если доказательства заявителя суд посчитает достаточными и обоснованными, будет вынесено решение о признании проверки недействительной, предписание, выданное Ростехнадзором по результатам такой проверки, будет аннулированно.
Ростехнадзор разъясняет: Продление сроков устранения недостатков по предписанию
Одним из эффективных способов контроля за деятельностью юридических лиц как на государственном, так и на муниципальном уровне являются проверки. На опасных производствах контроль проводится по заранее утвержденному плану, на остальных — при наличии жалоб или если ранее организацией были допущены существенные нарушения требований законодательства.
Если в результате контрольных мероприятий выявляются недостатки, то проверяющий составляет акт и выдает предписание об устранении нарушений.
Предписание – распорядительный документ, выписывается надзорными службами на основании акта проверки и обязывает ответственных лиц устранить допущенные нарушения или совершить определенные действия. Несмотря на то, что документ не является нормативным, он должен отвечать нескольким требованиям:
- быть исполнимым;
- содержать требования, не выходящие за рамки закона;
- носить обязывающий характер.
При несоответствии предписания этим критериям организация имеет право оспорить его в судебном порядке или в надзорном органе, проводившем проверку. Если суд в удовлетворении иска откажет, исполнять требования надзора придется в обязательном порядке, так как в противном случае на виновника будет наложено административное взыскание.
Деятельность юридических лиц контролируется несколькими инстанциями, которые имеют право выдать предписание на устранение нарушений. Вот краткий перечень организаций, имеющих право провести проверку:
- В области пожарной безопасности – Государственная противопожарная служба. Причиной может стать отсутствие планов эвакуации, исправных огнетушителей, доступа к гидрантам и прочие причины.
- Строительство – местные органы власти, отвечающие за благоустройство или Госстрой.
- Охраной труда занимается Государственная инспекция труда, причиной претензий со стороны этой инстанции может стать несоблюдение требований безопасности на предприятии.
- Прокуратура — при наличии жалоб от третьих лиц или иных обстоятельств, свидетельствующих об опасности предприятия для окружающей среды.
- При несоблюдении прав потребителей — Роспотребнадзор.
Несмотря на то, что проверки проводятся в основном в отношении организаций и предпринимателей, физические лица также могут получить предписания от надзорных инстанций. В большинстве случаев это является следствием нарушения требований жилищного или земельного законодательства. Если гражданин не согласовал перепланировку квартиры или произвел недопустимые изменения, его могут обязать вернуть помещение в первоначальный вид или узаконить новый план.
Жилищная инспекция имеет право провести повторную проверку, а в случае неисполнения требований предписания в соответствии со ст. 29 ЖК РФ лишить гражданина в судебном порядке квартиры.
Владельцев земельных участков могут обязать устранить нарушения, если они не проводят мероприятий по защите плодородного слоя почвы, например, вырубают насаждения, обрабатывают землю опасными химикатами. Такие проверки проводятся не только природоохранными ведомствами, но и муниципальными органами.
Органы прокурорского надзора также имеют право выдавать предписание на устранение правонарушений физическим лицам. Чаще всего, контроль проводится с участием привлеченных специалистов.
Если проверяемый не согласен с результатами и желает оспорить вынесенное предписание, ему предоставляется право составить возражение на решение проверяющего. Возражение должно содержать информацию о:
- заявителе;
- деталях об устранении;
- проверяющем лице или органе;
- причинах несогласия с вынесенным решениям, доказательства, опровергающие аргументы проверяющего;
- ходатайстве об аннулировании, сопровождаемое ссылкой на нормативные правовые акты, содержащие в себе основания для подачи такого ходатайства.
Предоставленные документы, приложенные к возражению, должны быть помечены печатью юридического лица, а также подписаны лицом, уполномоченным принимать решение о направлении возражения к контролирующему органу.
Подробнее об устранении выявленных нарушений — на видео.
Предписание об устранении нарушений
14. Результатами исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) являются:
1) составление по результатам проверки акта и его вручение проверяемому лицу;
2) выдача проверяемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (в случае выявления нарушений обязательных требований);
3) принятие мер по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших выявленные (при наличии) нарушения обязательных требований, предусмотренных положениями Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2019, N 25, ст. 3163).
Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Феликс Григорян: Предписание по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации, в административном (внесудебном) порядке подлежит обжалованию в течение 15 дней с даты получения акта проверки. В этом случае действие предписания не приостанавливается.
Жалоба на решение или действие инспекторов госпожнадзора направляется их руководителю, выдавшего распоряжение о проведении проверки, либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.
Кроме того, предписание может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства в соответствии со ст. 17 КАС РФ.
Административное исковое заявление об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора подается в суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого предписания по заявлению лица, обратившегося с административным иском (ст. 223 КАС РФ).
Внеплановая проверка организаций и предприятий проводится по нескольким причинам:
- Если предприятие не выполнило предписание об устранении нарушений, которое ранее выдавал Ростехнадзор (предписанием, является юридический документ, исполнение которого носит обязательный характер и подлежит наказанию в случае его не выполнения);
- Получение жалоб, уведомлений Ростехнадзором от различных организаций, граждан, государственных органов (например, жалоба о том, что деятельность приносит угрозу жизни человека либо животных, нарушает экологию, портит культурные и исторические памятники).
На основании приказа руководителя Ростехнадзора произвести проверку по своему собственному решению, либо по поручению Правительства РФ, Президента РФ.
О внеплановой проверке орган должен предупреждать руководителей организаций не позднее, чем за двое суток до её проверки. Орган без предупреждения может произвести внеплановую проверку только тех организаций, которые неоднократно не выполняли условия предписания и нарушали границы законодательства.
Внеплановая проверка проводится для того, чтобы узнать соблюдает ли предприятие законодательство, выполняет ли требования закона, а если ранее были выявлены факты нарушения, то проверяется устранение данных нарушений.
Бывают ситуации, когда в срок исполнения предписания управляющая организация не может уложиться по независящим от нее основаниям. В этом случае Вы можете обратиться в ГЖИ, выдавшее предписание, с ходатайством о переносе срока исполнения предписания.
На практике управляющие организации часто сталкиваются с тем, что представители надзорных органов:
-
в принципе не понимают, как и в какие сроки может быть исполнено предписание. Результатом такого подхода становятся нереальные сроки устранения нарушений, что в результате приводит к штрафам.
-
формально относятся к проверке и составлению самого текста предписания. Итог такого формализма – невозможность исполнить предписания.
Выходом из указанной выше ситуации является либо перенос сроков выполнения предписания, либо его оспаривание.
Как правило, перенос, продление срока исполнения предписания, допускается на основании мотивированного ходатайства лица, обязанного выполнить предписание, поступившего в ГЖИ до истечения указанного в нем срока (с более подробной информацией о порядке переноса срока исполнения предписания можно ознакомиться в положении о региональном ГЖИ).
Следует помнить, что к отношениям, связанным с проведением проверок управляющих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ), (ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ)).
Организация, в случае несогласия с выданным по ее результатам предписанием, вправе направить в Жилищную инспекцию возражения относительно предписания или его отдельных пунктов. При этом заявитель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений или их заверенные копии (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ предусматривает безусловные основания для отмены результатов проверки:
-
проведение плановой проверки чаще, чем это предусмотрено законом;
-
проведение внеплановой выездной проверки по основаниям, не предусмотренным законом, либо нарушение порядка согласования проверки с органами прокуратуры;
-
нарушение установленных сроков и времени проведения плановых выездных;
-
привлечение к проведению проверки не аккредитованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных граждан в качестве экспертных организаций, экспертов;
-
проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя
-
истребование документов, не относящихся к предмету проверки, нарушение сроков проведения проверки;
-
непредставление акта проверки;
-
проведение плановой проверки, не включенной в план проведения проверок.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания Ростехнадзора
Когда Ростехнадзор или любые другие государственные органы выносят предписание, в нем указывается срок для исправления нарушений, либо исполнение требований, если таковые имеются. В срок, организации могут не уложиться, поэтому составляют ходатайство о продлении срока, это в том случае, если причины пропуска исполнения предписания, были уважительными. Продление срока регламентируется соответствующими административными регламентами Ростехнадзора, на основании которых лицо, в течение 10 дней с момента пропуска срока исполнения предписаний, может обратиться с мотивированным ходатайством об его продлении.
Ходатайство подаётся на имя руководителя соответствующего территориального органа, с указанием данного органа.
В ходатайстве указываются следующие особенности:
- Указать дату и место принятия предписания, когда была проведена проверка (плановая или внеплановая), на основании чего было вынесено предписание;
- Указать какие имелись нарушения либо угрозы, перечислить требования, которые были указаны в предписании, указать составлялся ли акт с нарушениями, указать проводились ли мероприятия по устранению данных причин;
- Указать доводы, на основании чего данное предписание не может быть выполнено в срок (препятствие, неуспеваемость, затрудненность).
К ходатайству прикладываются документы, на основании которых, лицо просит продлить исполнение предписание (сроки выполнения). Решение о продлении сроков принимается руководителем либо его заместителем в течение 10 рабочих дней. Решение может быть принято положительное либо отрицательное. В случае отказа от увеличения сроков исполнения предписания, указываются причины, обосновывающие данный отказ, причины должны быть мотивированными. В любом случае, решение отправляется почтой на следующий день после его принятия с заказным письмом и уведомлением о вручении.
Рекомендации по составлению документа
Ответ представляет собой отчет о проделанной работе. Он составляется на основе самого предписания – дублируется запись о нарушенных нормах, ссылки на соответствующие законы и другие нормативные документы. Сами действия должны содержать конкретные меры, направленные на устранение нарушения.
К тому же в письме можно указать, что организация предпримет все возможные меры для предотвращения возникновения подобных ошибок в работе. Документ составляется по возможности кратко в официально-деловом стиле. Все описанные действия должны подтверждаться конкретными документальными доказательствами.
Документ можно направить:
- лично или с курьером;
- по почте (заказным письмом с письменным уведомлением и описью вложения);
- по электронной почте, если проверяющая организация допускает такую возможность.
Ответ лучше составить заблаговременно, чтобы сроки устранения нарушений не были нарушены; в противном случае организации может грозить административный штраф.
Какие бывают проверки и для чего они нужны
Проверки могут касаться чего угодно:
- соблюдения норм безопасности (пожарной, экологической и т.д.);
- организации работы производственных линий (в т.ч. правил эксплуатации оборудования);
- оценки качества продукции, условий ее изготовления и хранения;
- ведения документации;
- соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным в законодательстве РФ и т.п.
Для того, чтобы удостовериться в том, что проверяемые объекты отвечают нормам закона, представители контролирующих структур могут:
- проводить визуальный осмотр;
- проводить практические испытания;
- брать пробы образцов продукции;
- делать различные экспертизы, исследования и пр.;
- затребовать письменные объяснения по поводу погрешностей и изъянов.
Все проверки нацелены на то, чтобы обезопасить деятельность предприятий и организаций, снизить их негативное воздействие на окружающую среду, сократить всевозможные риски для работников компаний и потребителей продукции.
Что в нем содержится?
В интернете вы можете встретить сотни вариантов и образцов предписаний, но на самом деле, заполнение каждого из них подчинено одному принципу.
Оно должно быть написано на белом листе бумаги стандартного формата А4. Предписание не пишется от руки, его печатают на компьютере или печатной машинке стандартным шрифтом.
Как правило, заполняется этот документ однотипно. По правой стороне вписывается так называемая «шапка». Указывается отправитель предписания, а именно наименование управляющей компании во главе с директором, а также указывается адресат, конкретный жилец или жильцы отдельной квартиры.
Справка: если нарушителями являются несколько собственников, то каждому из них составляется отдельное предписание.
Далее указывается слово «Предписание» и ниже начинается повествование. Управляющая компания обращает внимание на нарушение вами определенного пункта договора и цитирует его, после чего описывает ваши несанкционированные действия.
После этого, по возможности ссылаясь на Жилищный Кодекс, УК должна предложить пути решения проблемы, указав, в какие сроки это необходимо сделать. После чего ставится дата и подпись должностного лица управляющей компании. Как правило, такое предписание подается лично в руки собственнику или же в его почтовый ящик.
В чем отличия декларирования от сертификации?
Декларацией пожарной безопасности, согласно требованиям Закона №123-Ф3, называется форма оценки соответствия, в которой содержатся данные о мерах безопасности на случай пожара. Она принимается непосредственно заявителем, однако также обязательно регистрируется органом по сертификации – третьей стороной.
Сертификат выдается соответствующим органом по сертификации в указанной области. Документ подтверждает соответствие продукции требованиям техрегламента и/или требованиям, которые предъявляются к стандартам безопасности на случай пожара.
Оба документа направлены на подтверждение противопожарной защиты, а также обеспечение защиты нормативов риска при пожаре на объекте. Они имеют равную юридическую силу.
Однако для деклараций соответствия предусмотрена другая степень ответственности: при оформлении документа за качество и безопасность объекта отвечает изготовитель/продавец, то есть непосредственно заявитель. Сертификация предусматривает дополнительную ответственность третьего лица – органа, который выдал сертификат. Таким образом, при обязательной сертификации ответственность возлагается и на заявителя, и на орган сертификации.
Оформление результатов проверки. Акт проверки
Непосредственно по результатам проверки в двух экземплярах составляется акт проверки, который подписывают лица, осуществившие проведение проверки и законные представители медицинской организации. Данный акт проверки составляется независимо от факта выявленных нарушений. В случае выявления нарушений действующего законодательства, уполномоченное лицо контролирующего органа выносит предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения нарушений.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
В случае несогласия с выводами, сделанными в акте контрольного мероприятия, уполномоченное лицо медицинской организации должно сделать об этом отметку в акте проверки.