Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения. Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).

Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ИП

Если предприниматель нарушает требования ФЗ, не применяет ККТ при расчётах с покупателями, получается, он проводит платёжные операции мимо кассы и не выдаёт чеки покупателям. Налоговая инспекция не сможет контролировать доходы организаций.

В таких случаях на предпринимателя налагается штраф, который в 2022 году составляет от 25 до 50% от суммы расчёта, не менее 10 000 рублей. При этом предприниматель может избежать штрафа на первый раз, если сам сообщит налоговой службе о сумме, которая прошла мимо кассы и отправит в ФНС чек коррекции. Сделать это нужно раньше, чем налоговая сама узнает.

За повторное нарушение, если ИП по-прежнему будет проводить оплату не через онлайн-кассу, налоговая инспекция наложит запрет на ведение предпринимательской деятельности сроком до трёх месяцев (если совокупная сумма расчётов будет равна или превысит 1 млн рублей).

От чего зависит размер штрафов?

Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:

  1. Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
  2. Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
  3. Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
  4. Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.

Перерегистрация, отмена регистрации и снятие с учета кассового аппарата: краткий алгоритм действий

Прежде всего, стоит упомянуть о том, что кассовый аппарат (PPO) – это важнейший элемент торговой деятельности, на приобретение которого бизнесменам приходится потратиться. Поэтому неудивительно, что у некоторых из них возникает логический вопрос: возможно ли эксплуатировать контрольно-кассовый модуль (ККМ) в ином месте торговли, нежели отмечено в регистрационном свидетельстве? Если да, то, что для этого нужно?

Первое, что необходимо сделать для того, чтобы появилась возможность применять кассовый аппарат в другой хозяйственной единице (торговой точке), – так это перерегистрировать его. Для этого необходимо подать в ГФС следующие документы:

  • регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация»;
  • регистрационное свидетельство.

На их основании ответственное лицо контролирующего органа осуществляет перерегистрацию PPO путем внесения соответствующих изменений в программное обеспечение. Эта процедура занимает не более двух рабочих дней с момента подачи документов. Спустя это время субъект хозяйствования получает новое регистрационное свидетельство.

Впрочем, для перерегистрации кассового аппарата есть и другие основания. В частности такие:

  • изменение данных о субъекте хозяйствования, указанных в регистрационном удостоверении. А именно: налогового номера, серии и номера паспорта, наименования и сферы эксплуатации PPO;
  • выявление расхождений или ошибок в записях регистрационного свидетельства;
  • потеря регистрационного документа или его непригодность для дальнейшего использования.
Читайте также:  Заявление на алименты, если не состояли в браке

Во всех этих случаях субъект хозяйствования или его представитель в течение пяти рабочих дней должен обратиться в контролирующий орган с заявлением о перерегистрации кассового аппарата.

Что касается снятия с регистрации контрольно-кассового модуля (ККМ), то «поводов» для этого может быть несколько:

  • в добровольном порядке – скажем, если возникло желание прекратить бизнес или изменить направление деятельности (например, при переходе на 1 группу единого налога, когда кассовый аппарат не нужен). Другой вариант: смена владельца PPO. Кража агрегата – еще одно основание для отмены его регистрации (в этом случае вместе с заявлением в ГНС предоставляется копия протокола с полиции);
  • принудительное снятие с учета кассового модуля сотрудниками фискального органа. Это случается если: истек срок службы или период эксплуатации PPO, указанный в паспорте; было установлено, что конструкция кассового аппарата или его программное обеспечение не соответствует представленной модификации; было выявлено, что регистратор расчетных операций используется в сфере, не предусмотренной государственным реестром для этой модели.

Нет времени на изучение всех тонкостей, связанных с постановкой на учет кассового аппарата? Наши специалисты всегда готовы прийти на помощь, предлагая вам услугу регистрации PPO «под ключ».

Как зарегистрировать кассовый аппарат?

Порядок регистрации кассового оборудования определен Инструкцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 44 от 05.09.2011.

Документы на регистрацию/снятие КСА предоставляются в налоговую в день оформления документов:

  • Формуляр на аппарат или технический паспорт.
  • АКТ о снятии показаний контрольных и накапливающих счетчиков для предоставления в инспекцию МНС в 2-х экземплярах (1 экземпляр с контрольным чеком).
  • Список кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечающих машин, таксометров, представленных для регистрации в инспекцию МНС в 2-х экземплярах.
  • Договор на периодическое техническое обслуживание в 3-х экземплярах.
  • Бланк заявления в инспекцию МНС в 2-х экземплярах.
  • Свидетельство на право эксплуатации для кассиров.
  • Анкета (заполняется в ИМНС).

Какой штраф назначается, если нет кассового аппарата

Подобная формулировка в нормативных актах КоАП РФ не встречается, поэтому сам факт отсутствия ККТ не является основанием для привлечения к ответственности. Правонарушением считается непосредственно ведение торговой деятельности без ее использования, а также несоответствие установленного оборудования требованиям, определенным положениями ФЗ №54. В последнем случае размер взыскания для юридических лиц составляет 30 тысяч рублей.

Наличие кассовой техники рассматривается в качестве обязательного условия при взаиморасчетах с клиентами (однако есть ряд исключений, к которым мы вернемся чуть позже), а также при проведении оплаты от других организаций или предпринимателей — но только в ситуациях, когда используются наличные или банковский терминал.

Проекты запланированных изменений

Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:

  1. Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
  2. Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.

В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

  • все кассовые аппараты, используемые в коммерческой деятельности должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • для применения в работе подходят только те модели кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре. Убедиться в том, что та или иная касса имеется в реестре, можно двумя путями: либо проверив при покупке голографическую наклейку с нужной информацией, либо самостоятельно изучив перечень гос. реестра на официальном сайте налоговой службы.
Читайте также:  Щедро и по закону: дарение недвижимости в вопросах и ответах

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложения Вид деятельности ККМ обязательна Можно выдать БСО Можно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНО Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
УСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕСХН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕНВД Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ПСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +

Штраф за работу без кассового аппарата

Если ИП или юрлица, обязанные автоматизировать расчеты по ФЗ № 54 (далее — Закон), игнорируют это требование и продолжают вести торговлю без ККМ, налоговые органы имеют право применять к ним санкции по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса. Штраф за отсутствие кассового аппарата в 2021 году составляет:

  • для ИП и сотрудников — от 25 до 50% неучтенной прибыли, но как минимум 10 тыс. р.;
  • для компаний — от 75 до 100 % от суммы реализации без ККМ, но как минимум 30 тыс. р.

При очередном нарушении, если объем продаж без ККМ составил более 1 млн р., грозит наказание в виде:

  • дисквалификация на срок от 12 до 24 месяцев — для должностных лиц;
  • запрет на торговлю до 3 месяцев — для «частников» и предприятий.

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:

  1. Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
  2. Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
  3. Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.

Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.

Штрафы за нарушения при использовании ККТ увеличат с 2021 года

Теперь штрафовать будут за регистрацию мнимых или притворных расчетов.

Мнимыми, согласно проекту, называют операции, которые были зарегистрированы только для вида. А целью притворных расчетов является маскировка других операций.

Индивидуальный предприниматель в таких случаях заплатит 50% от суммы чека, но не менее 50 тысяч рублей, а юридические лица — не менее 100 тысяч рублей.

Начиная с 2021 года, помимо появления новых штрафов и увеличения старых, налоговые инспекторы получат более широкие полномочия.

Появится возможность применить к нарушителям дополнительные меры ответственности:

  • приостановить операции по расчетному счету в банке,

  • ограничить доступ к сайту и социальным сетям компании,

  • приостановить деятельность стационарного торгового объекта.

Меры будут применяться к продавцам, которые игнорируют обязанность по фиксации расчетов через онлайн-кассы.

Да, есть законный способ в ряде случаев не платить штрафы: добровольно сообщить в Налоговую службу о нарушении. К заявлению необходимо приложить документы, которые будут подтверждать все обстоятельства конкретного случая.

Читайте также:  Налоговый вычет при дарении квартиры, доли, земельного участка, дома в 2023

Как заявляют, этого будет достаточно, чтобы на вашу компанию не наложили административный штраф.

При этом должны выполняться два условия:

  1. Налоговая инспекция на момент подачи заявления не знала о факте нарушения.

  2. Вы устранили его.

Подобная ситуация может возникнуть, даже если вы добропорядочный бизнесмен и ведете свое дело честно.

Например, в вашей торговой точке отключили электричество, а вы продали товар покупателю. В данном случае нужно просто пробить чек, направить в налоговую инспекцию заявление, указать в нем реквизиты чека и причины, почему продажу не зафиксировали по правилам.

Согласно п. 1 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ выбранный компанией режим налогообложения должен указываться в кассовом чеке в качестве обязательного реквизита. Соответственно, в чеках должна присутствовать система, используемая в конкретный момент времени при проведении расчетных операций с покупателями. В противном случае такой чек признается содержащим ошибки – недостоверным.

Штрафы за онлайн-кассу для юридических лиц

Причины, по которым могут оштрафовать организацию, указаны в статье 14.5 КоАП. Они связаны с нарушениями, допущенными при регистрации и перерегистрации ККТ, при отсутствии и неприменении кассового аппарата, при непробитии чека и прочими обстоятельствами.

Штрафы за онлайн-кассы для юридических и должностных лиц приведены в таблице.

Нарушение

Юрлицо (штраф)

Должностное лицо (штраф)

Продажа без использования ККТ

от ¾ до 100 % суммы реализации, но санкция не может быть меньше 10 тыс. руб.

¼ до ½ от этой же суммы

Работа с кассовым аппаратом, который не соответствует требованиям

Предупреждение либо применение штрафных санкций от 5 до 10 тыс. руб.

Предупреждение или применение штрафных санкций от 1,5 до 3 тыс. руб.

Регистрация или перерегистрация с нарушением сроков. Допущение ошибок при внесении реквизитов, а также ошибки при применении

Предупреждение либо применение штрафных санкций от 5 до 10 тыс. руб.

Предупреждение или применение штрафных санкций от 1,5 до 3 тыс. руб.

Игнорирование требований налогового органа отправке пояснений либо направления документов, связанных с работой ККТ, по запросам налоговиков

Предупреждение либо применение штрафных санкций от 5 до 10 тыс. руб.

Предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тыс. руб.

Невыдача чека на бумажном носителе или электронно

Предупреждение либо наложение штрафа до 10 тыс. руб.

Предупреждение либо штраф до 2 тыс. руб.

Случаи освобождения от установки новых кассовых аппаратов

Полнота применения законодательства невозможна без существующих исключений, учтенных и подкрепленных правовыми нормами. Любой закон может быть невозможным для применения для разных отраслей или сфер деятельности по тем или иным причинам. В связи с этим существует ряд условий, при которых некоторые предприниматели и виды деятельности могут повременить с приобретением новых контрольно-кассовых аппаратов.

Субъекты, освобожденные от новой ККТ Условия освобождения
Организации и предприниматели, ведущие свою деятельность в удаленных районах нашей страны с населением, не превышающим 10 тыс. человек. Список населенных пунктов, утверждается уполномоченным органами власти
Организации, оказывающие услуги населению носящие религиозный характер Все услуги организаций, зарегистрированных и ведущих деятельность в рамках религии, находятся на специальном правовом режиме
Фармацевтические организации, аптечные пункты и все организации, имеющие лицензию по предоставлению фармацевтических услуг, находящихся в труднодоступных регионах При отсутствии необходимого технического оснащения (интернет, ККТ, телефонные линии и т.д.);

Организация не реализует подакцизные товары

Организация, чья специфика деятельность подпадает под утвержденный законодательством список Организация не реализует подакцизные товары

Штрафы за отсутствие онлайн кассы

Организация или индивидуальный предприниматель, которые не подпадают под закон об освобождении или отсрочке применения новой контрольно-кассовой техники, обязаны в своей деятельности использовать новые ККТ. В противном случае исполнительные органы власти будут вынуждены выписать штрафы за отсутствие онлайн кассы. Величина штрафа будет рассчитываться, по тому же принципу, что и за неприменение нового кассового аппарата. И чем дольше организация будет тянуть с переходом на новую ККТ, тем заплатить придется больше.

Для предотвращения приостановки деятельности, после первого зафиксированного нарушения со стороны органов исполнительной власти необходимо учесть все замечания и исправить их. После повторного зафиксированного нарушения деятельность может быть приостановлена на определенный срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *