Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Как составлять письменную жалобу
При составлении документа следует учитывать требования закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:
- Указывать в шапке жалобы адресата и данные отправителя с полным достоверным адресом, номером телефона. Анонимные обращения не регистрируются и не рассматриваются.
Жалобы от представителей льготных категорий (матерей-одиночек, многодетных семей, сирот, ветеранов, инвалидов и пр.) имеют право на первоочередное рассмотрение, поэтому эту информацию можно также указывать в шапке.
- Излагать суть жалобы лаконично и по существу. При этом нужно указать нарушенные права ребенка и кто их нарушил, предпринимались ли раннее какие-либо действия для их защиты и желаемый результат обращения.
- Не допускать ошибок, исправлений, нецензурной лексики, угроз в адрес третьих лиц и не указывать лживые, неактуальные сведения.
- Оформлять в конце жалобы перечень прикладываемых документов (при наличии), подтверждающих факт нарушения прав ребенка.
- Ставить в конце подпись и дату подачи жалобы.
Варианты решений вопроса
Детский омбудсмен вправе принять жалобу к рассмотрению или отказать. В последнем случае отправителю направляется письменное уведомление с указанием причин такого решения и нормативных актов, подтверждающих правомерность отказа.
Если жалоба принята, Уполномоченный может использовать один из следующих вариантов:
- Рассмотреть ее самостоятельно как должностное лицо высшей инстанции (если заявителя не удовлетворил результат рассмотрения уполномоченными органами). Важно учитывать срок давности – не более года с момента нарушения прав ребенка или момента, когда в уполномоченные органы поступила информация о нарушении.
- Перенаправить в инстанции, специализирующиеся на решении проблем, указанных заявителем.
- Лично изучить обращение, после чего направить его для рассмотрение уполномоченным органам и следить за ходом дела.
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Как и в какие сроки выносится решение по жалобам
Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:
- Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
- Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
- Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.
В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.
«Законодательная шапка»
В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.
«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».
Какие существуют органы по защите прав детей
Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.
Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.
Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:
- органы опеки и попечительства;
- прокуратуру;
- комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.
На этих организациях нужно остановиться подробнее.
Как уберечь права несовершеннолетних
Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.
Задачи комитета:
- помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
- привлечение к ответственности виновных;
- выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
- социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
- обеспечение права на жизнь в семье;
- рассмотрение обращений о нарушениях прав.
Законодательные основы
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.
Отдел по защите прав детей
Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:
- рассмотрение устных и письменных жалоб;
- правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
- проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
- внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.
Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.
Права несовершеннолетних защищают:
- органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
- прокуратура;
- инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
- комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.
Специфика деятельности детского омбудсмена
Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?
Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.
Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.
Необходимые качества детского омбудсмена
Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:
- наличие гражданства РФ;
- возраст не менее 30 лет;
- наличие диплома о высшем юридическом образовании;
- наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
- чистая репутация и беспорочное прошлое;
- нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
- работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Комитет по правам ребенка
Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со статьей 43(1) Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка «в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией».
Комитет состоит из 10 экспертов (сейчас рассматривается предложение об увеличении количества членов Комитета до 18 человек; однако для принятия этого предложения необходимо его одобрение Генеральной Ассамблеей (Генеральная Ассамблея одобрила его 21 декабря 1995 г. (A/RES/50/155)) и ратификация 2/3 государств — участников Конвенции (на 10 ноября 2000 г. данную поправку ратифицировало 93 государства (CRC/SP/30))
Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией
Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур (ст. 43(2, 3, 6)).
Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности (ст. 44(5)).
Согласно статье 43(8) Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. На своей 1-й сессии (30 сентября—18 октября 1991 г.) Комитет выработал и принял Предварительные правила процедуры, касающиеся порядка его деятельности11. В них, в частности, было предусмотрено создание Предсессионной рабочей группы (п. 63 Правил процедуры Комитета по правам ребенка). Предсессионная рабочая группа проводит свои заседания в течение одной недели сразу по окончании каждой регулярной сессии Комитета. Ее главная задача — подготовка предварительного обзора докладов государств на следующую сессию Комитета, рассмотрение вопросов о технической помощи и международном сотрудничестве.
В Конвенции запланировано, что Комитет будет проводить одну ежегодную сессию (ст. 43(10)). Однако, в связи с быстрой ратификацией Конвенции государствами, Комитет в своих Правилах процедуры одобрил проведение двух ежегодных сессий (п. 2 Правил процедуры), а затем во время своей 5-й сессии (10—28 января 1994 г.) принял решение об увеличении своих ежегодных сессий до трех12. Кроме очередных сессий Комитет может собираться на специальные сессии (п. 3 Правил процедуры).
Имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств — участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.
Роль неправительственных организаций
Комитет поощряет неправительственные организации как ключевых действующих лиц в содействии и контроле за соблюдением прав детей; они активно приглашаются к представлению «альтернативных» докладов, которые обеспечивают Комитет более полным и часто более критическим анализом состояния с правами детей в данной стране. Поощрение неправительственных организаций к представлению таких докладов содействовало формированию национальных коалиций, предоставляющих информацию по поручению национального органа НПО в целом.
Процесс взаимодействия с НПО организован посредством предсессионной рабочей группы, которая проводит закрытые заседания. Стенограммы таких заседаний не публикуются, представители государств-участников на них не допускаются, однако, приглашаются неправительственные организации и в особенности национальные коалиции НПО, представившие письменные доклады.
Каждый доклад государства-участника становится основанием для проведения трехчасового закрытого заседания рабочей группы. Приглашенные НПО могут делать комментарии по обсуждаемому докладу государства-участника и по поводу степени вовлечения неправительственных организаций в его подготовку.
Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов»
Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка.
Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:
Эти пять комитетов обычно называют договорными органами, поскольку они были созданы с целью наблюдения за осуществлением конкретных договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека теми государствами, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Создание в соответствии со статьей 43 Конвенции Комитета по правам ребенка способствовало активизации проводимой этими органами деятельности в интересах детей.
Уполномоченный по правам ребёнка содействует разрешению широкого круга проблем. В первую очередь – это жалобы на ущемление прав и интересов несовершеннолетнего. Омбудсмен готовит соответствующий запрос в государственные органы о привлечении виновных к ответственности за действие или бездействие.
Когда можно обратиться к уполномоченному:
- Бездействие или решение властей нарушающие права ребёнка.
- Необходимость помощи в судебных делах, касающиеся несовершеннолетних. Омбудсмен имеет право присутствовать на процессе.
- Разрешение споров между учителями или другими работниками образовательной сферы и детьми.
- Урегулирование конфликтов между попечителями и несовершеннолетними.