Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где запрещено движение задним ходом ПДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почему-то, несмотря на сложность маневра и большой риск потенциально аварийных ситуаций, в ПДД движение задним ходом описано весьма поверхностно. В правилах есть только перечень тех мест, где нельзя выполнять данный маневр, но ничего не сказано о ситуациях, которые вытекают из этих запретов при практическом выполнении указанного маневра. В Беларуси, например, говорится в пункте 64 ПДД, где запрещено движение задним ходом; движение задом в п. 8.12 ПДД РФ описывается хотя и в общем, но там есть ссылка на пункт 8.11, где перечислены места, в которых запрещено выполнять разворот и двигаться задом.
Въезд на дорогу с односторонним движением
Если видите знакодностороннее движение, он обозначает, что на данном участке дороги можно двигаться исключительно в направлении, что задано этим знаком. Но не все так однозначно, поскольку при наличии рассматриваемого знака возможно несколько развитий событий.
Если двигаетесь прямо. Эта ситуация предусматривает, что машина на обычной дороге двигается в том же направлении в котором можно двигаться на дороге с одностороннемдвижением. То есть, можно не прекращать движение, переходя на дорогу, где можно ехать только в одном направлении. Это наиболее простое развитие событий, поскольку не требует от водителей никаких дополнительных манипуляций. Достаточно просто ехать.
Немного сложнее, если знак перехода появляется при повороте на правую сторону. Если нужно сделать такое движение, автомобилю необходимо перейти на самую крайнюю правую полосу. Но эта манипуляция должна быть выполнена при любом повороте вправо. После перехода на участок с движением в одну сторону, автомобиль должен оказаться в крайней полосе справа. Это важно, поскольку, когда авто выезжает с одностороннего участка дороги, оно не должно перейти на дорогу со встречнымдвижением. Это создаст аварийную ситуацию, потому всегда находитесь как можно правее. Хотя если остальные полосы заняты, можно занять и левую сторону.
Если поворачиваете в левую сторону, когда разрешено только одностороннее движение, нужно учитывать определенные правила, что мало чем отличаются от используемых на стандартных перекрестках. То есть, прежде чем поворачивать, нужно заранее найти, где левая полоса, и перейти на неё.
Обратите внимание на наличие трамвайных полос, поскольку при их наличии поворот слева будет считаться нарушением. Нужно поворачивать именно с этих путей. Хотя при наличии знаков вроде 5.15.2 или разметки 1.18 может предусматриваться другой порядок действий. Потому внимательно смотрите на дорогу. Кроме того очень важно, чтобы автомобиль не создавал никаких препятствий трамваям, что ездят по рассматриваемой дороге. Когда уже свернули налево, о выборе полосы можно не переживать – просто занимайте любую.
Если сворачиваете на трассу, где выделена встречная полоса, нужно соблюдать несколько правил. Желательно принимать во внимание, что если сделать что-то не так, можете оказаться на встречке, а там одностороннее движение не действует.
Можно ли двигаться задним ходом по односторонней дороге?
Да, поскольку в ПДД нет прямого запрета двигаться задом по дороге с односторонним движением. Хотя раньше водителей активно штрафовали! Точку в споре поставил Верховный Суд.
В своем Постановлении Пленума № 20 от 25 июня 2022 года ВС указал, что движение задним ходом по такой дороге не запрещено. Но если водитель нарушает требования дорожных знаков, это образует объективную сторону состава административного правонарушения:
- Если въехали задом под знак 3.1 «Въезд запрещен» – это квалифицируется как проезд под «Кирпич», и влечёт за собой наказание по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ – штраф 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев;
- При совершении манёвра на перекрёстке – уже по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ, со штрафом в 500 рублей.
Еще раз для понимания: движение задним ходом, если вы вдруг проехали поворот на односторонней дороге, и вернулись назад – не является нарушением ПДД. Другое дело, если вы выехали на одностороннюю дорогу задом через «Кирпич» и двигались «против шерсти». Это уже нарушение, так делать нельзя!
ДТП при движении задом
1. Параллельная парковка.
Столкновение может произойти в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало вместо всех трех). Чаще всего авария происходит между автомобилем, выполняющим параллельную парковку (оранжевым), и автомобилем, «подперевшим» его сзади (зеленым). Однако возможны и более экзотические ситуации.
Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.
Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля.
2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.
Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.
Предлагаем ознакомиться: Расторжение договора в одностороннем порядке #законодательство #СЭД #ECMJ
Можно ли двигаться задним ходом по односторонней дороге?
Да, поскольку в ПДД нет прямого запрета двигаться задом по дороге с односторонним движением. Хотя раньше водителей активно штрафовали! Точку в споре поставил Верховный Суд.
В своем Постановлении Пленума № 20 от 25 июня 2021 года ВС указал, что движение задним ходом по такой дороге не запрещено. Но если водитель нарушает требования дорожных знаков, это образует объективную сторону состава административного правонарушения:
- Если въехали задом под знак 3.1 «Въезд запрещен» – это квалифицируется как проезд под «Кирпич», и влечёт за собой наказание по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ – штраф 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев;
- При совершении манёвра на перекрёстке – уже по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ, со штрафом в 500 рублей.
Еще раз для понимания: движение задним ходом, если вы вдруг проехали поворот на односторонней дороге, и вернулись назад – не является нарушением ПДД. Другое дело, если вы выехали на одностороннюю дорогу задом через «Кирпич» и двигались «против шерсти». Это уже нарушение, так делать нельзя!
Основные ошибки водителя
На дороге с направлением только в одну сторону организация перемещения максимально проста, но и здесь автомобилисты делают досадные ошибки:
- Въезд в противоположном направлении (под «кирпич»).
- Разворот.
- Въезд на полосу, выделенную для маршрутных ТС;
- При въезде занятие левой полосы, без перестройки в противоположную.
- Неправильное занятие ряда при выезде.
- Задний ход, противоречащий правилам.
Водительские нарушения чреваты авариями, поэтому важно неукоснительно соблюдать ПДД, чтобы не повлечь ДТП. Особые ошибки у водителей касаются езды задним ходом. Она не запрещена в случае:
- параллельной парковки;
- для выезда с места стоянок;
- для объезда помехи, если иным образом сделать это невозможно.
При выполнении движений необходимо ехать:
- с включенной аварийкой;
- в зоне видимости не менее ста метров;
- не представлять опасности для окружающих;
- использовать зеркала или камеру заднего вида.
Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
По букве правового акта, Верховный суд перечислил лишь 2 такие необходимости: парковку и наличие препятствия. Но привёл их в качестве примеров. Это значит, что возможна и другая объективная необходимость.
Здесь логично предположить, что таковой необходимостью является невозможность выполнить нужный разрешённый манёвр, не прибегая к заднему ходу. Например, если Вы проехали нужный съезд с односторонней дороги или поворот, то эта необходимость вернуться задним ходом не является объективной, ведь можно проехать дальше вперёд, сделать круг и снова таким образом вернуться к нужному повороту или съезду. Будьте осторожны, многих водителей лишают прав именно за это заблуждение.
Признали обоюдную вину – я получу 50% выплаты?
Если по мнению инспекторов при сдавании задним ходом правила нарушили оба водителя, то нарушителями признают обоих. В таком случае каждый получит по 50% своего ущерба.
Другое дело, когда в реальности один из водителей ничего не нарушал, но инспекторы не захотели разбираться или по каким-то другим причинам вынесли постановление. Можно постановление обжаловать по админке, но, если не получилось, тогда не стоит опускать руки.
Как говорилось выше, постановление инспектора – это не установление вины в ДТП. Там говориться, что дядя Вася нарушил такой-то пункт правил, и всё!
Вину в ДТП можно установить в гражданском порядке в рамках иска о возмещении ущерба от ДТП в полном объеме. Соответственно, подавать его необходимо и на страховую компанию по ОСАГО, и на виновника.
Нарушение движения задним ходом с легковым прицепом
Езда с прицепом сама по себе вызывает определенные трудности даже у опытных автовладельцев. А попытки вместе с ним сдавать задним ходом представляют собой одно из самых сложных действий. Стоит помнить, что отдельного запрета на выполнение данного маневра с прицепом нет. Но тут нужно учитывать, что при таких условиях у водителя существенно ограничивается обзор того, что происходит у него за спиной.
Поэтому рекомендуется пользоваться помощью других людей, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Кроме того, надо сохранять низкую скорость и постоянно контролировать траекторию прицепа. В этом и заключается главная сложность. Ведь при езде задним ходом водитель, выворачивая руль вправо, заставляет машину двигаться туда же, а прицеп, наоборот, уходит шарнирно влево. Хотя никакого нарушения в движении задним ходом с прицепом нет, но выполнять его необходимо максимально осторожно.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Как необходимо въезжать на дорогу, где применяется одностороннее движение
При въезде водителем на проезжу часть, которая обозначена знаком «Одностороннее движение», автомобилисту нужно учитывать ряд ситуаций, каждая из которых требует более детального рассмотрения:
- самый очевидный и простой вариант – движение прямо. Если водитель едет по двухсторонней дороге, которая в дальнейшем переходит в одностороннюю, он может продолжать вести транспортное средство по той же полосе, что и раньше;
- если автомобилист заезжает на дорогу при повороте направо, то ему необходимо руководствоваться стандартными положениями ПДД. Так, в соответствии с пунктом 8.6 Правил дорожного движения при совершении данного маневра водителю необходимо занять крайнюю правую полосу, чтобы после поворота при наличии возможности оказаться на крайней правой полосе дороги с односторонним движением;
- в случае с поворотом налево действуют аналогичные требования, выделенные для проезда стандартных перекрестков. То есть водителю необходимо перед выполнением маневра занять левую полосу. На дороге с односторонним движением автовладелец вправе выехать на любой участок, но с обязательным соблюдением принципа безопасности.
Правила стоянки и остановки
Многие водители не знают, как правильно вести себя на участках с односторонним движением. Особенные затруднения вызывает стоянка и остановка. Посмотрим, что говорит ПДД.
Кратковременная остановка или длительная стоянка на данных участках разрешена, если нет запрещающих эти маневры знаки. При наличии обочины ставить машины на проезжей части запрещено. Нельзя останавливаться также на односторонних участках, которые пролегают за пределами населенных пунктов. А вот в городе делать это можно, но при условии, что рядом не проходят трамвайные пути.
Стоянка в населенных пунктах разрешается легковым авто и легким грузовикам, вес которых не превышает 3,5 тонны. На полосах, выделенных для движения маршрутных ТС, останавливаться даже кратковременно нельзя.
В соответствии с пунктом 12.1 ПДД стоянка и остановка разрешены в таких случаях:
- на правой стороне дороги на обочине;
- у края проезжей части, если обочины нет;
- в некоторых случаях (прописанных в пункте 12.2) на тротуаре.
На односторонних участках рекомендуется парковаться слева, при условии, что рядом не пролегают трамвайные пути.
Грузовики, чей вес превышает разрешенные 3,5 тонны, могут только останавливаться, но не стоять долговременно.
Въезд в зону действия символа и выезд из нее
На дороге, являющейся «однопоточной», действуют особые правила. Их несложно запомнить. Но, несмотря на это, в действительности очень часто у людей, управляющих транспортными средствами, возникают сложности при въезде на данный участок и выезде из него.
При появлении знака «Дорога с односторонним движением» рекомендуется перестроиться в правую полосу. Это оптимальный способ передвижения. Кроме того, автоматически отпадает необходимость совершения тех или иных маневров.
В ряде случаев возникают следующие сложности:
- Знак «Одностороннее движение» находится за перекрестком, попасть на который можно только при повороте направо. В подобной ситуации необходимо съехать с пересечения, перестроившись в крайнюю полосу. Другими словами, повернуть направо, как и при обычных обстоятельствах. После этого водитель вправе ехать по любой полосе дороги, предназначенной для одностороннего движения.
- Знак установлен на повороте слева. В этом случае алгоритм действий аналогичен описанному выше. Только перед началом маневра нужно перестроиться в крайнюю левую полосу.
- По ходу движения размещены трамвайные пути. В подобной ситуации выезд на дорогу с односторонним движением должен осуществляться с них. Но при этом транспортное средство не должно совершать помех для трамваев. Кроме того, маневр нельзя осуществлять при наличии знаков его запрещающих. Также важно следить за тем, чтобы не попасть случайным образом на трамвайные пути, предназначенные для встречного направления.
- При выезде с дороги с односторонним движением необходимо повернуть налево. Для этого нужно своевременно перестроиться в соответствующую полосу. Однако важно помнить о том, что до перекрестка движение продолжает носить односторонний характер. Именно при совершении данного маневра фиксируется самое большое количество нарушений.
Важно помнить о том, что знак «Одностороннее движение» размещается в начале правой полосы проезжей части. Он предназначен для водителей, которые продолжают ехать прямо. Или же намереваются совершить поворот направо.
Размещаются знаки в соответствии с ПДД. Рассмотрим лишь основные моменты:
- Знак 5.5 устанавливается в начале улицы с односторонним движением. Однако данный указатель не требуется:
- когда дорога, по которой ТС движутся в одну сторону, отделена бульваром от встречной полосы;
- на автодорогах с раздельным трассированием (при определенных условиях);
- в начале въезда на проезжую часть с односторонним движением.
При этом повторно ставить знаки дороги, числящиеся в ПДД под номером 5.5, по всему пути необязательно. Исключения касаются перекрестков, характеризующихся сложной планировкой. После таких транспортных развязок рассматриваемый указатель устанавливается повторно:
- Знак 5.6 размещается в месте, где прекращается действие указателя особых предписаний 5.5. Установка производится совместно с предупреждающим знаком «Двустороннее движение», который в ПДД значится под номером 1.21.
- Указатели 5.7.1 и 5.7.2 размещаются перед каждым боковым въездом на улицу, обозначенную знаком 5.5. Они не требуются в местах выездов с прилегающих к автодороге зон, когдана данные территории можно въехать с участка, который обозначен знаком 5.5, подтверждающим, что это дорога с односторонним движением.
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.