Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура внедрения профессиональных стандартов: что нужно сделать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
Где с ними познакомиться?
Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.
Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:
- государственных учреждений;
- бюджетных организаций;
- коммерческих структур;
- некоммерческих объединений;
- ИП.
По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.
Профстандарты в части наименования должностей
Таким образом, требования к наименованию должности обязательны в одном случае: если к конкретной должности (профессии, специальности) «привязаны» компенсации, льготы, ограничения. Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (ст. 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пост. Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). Или, к примеру, когда запрещена работа по совместительству (ст. 329 ТК РФ) на должностях и по профессиям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2008 № 16).
Когда же полагающиеся работнику компенсации и льготы (либо действующие в отношении него ограничения) не зависят от названия его трудовой функции, то такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте (например, само по себе признание выполняемой сотрудником работы «вредной» еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом).
Пример использования профстандартов в рекомендательных целях
Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2020 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.
К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:
- грамотно определять названия должностей;
- функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
- выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.
То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.
Нормативная база разработки профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов базируется на нескольких законодательных актах, действующих в Российской Федерации. Основными из них являются:
- Трудовой Кодекс, раздел «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников»;
- Правительственное постановление РФ № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
- Приказы Министерства Труда Российской Федерации № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта», № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и др.
Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком стандарта с учетом ОКВЭД и ОКЗ, код заполняемый Минтрудом РФ:
- организационное и документационное обеспечение управления организациями любых организационно-правовых форм (07.002);
- деятельность в области бухгалтерского учета (08.022);
- производство блюд, напитков и кулинарных изделий в организациях питания (33.011);
- деятельность по созданию фотографического изображения с помощью специальных технических средств (11.010).
Основная цель вида профессиональной деятельности:
- реализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией;
- формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;
- приготовление качественных блюд, напитков и кулинарных изделий, их презентация и продажа в организациях питания;
- организация процесса производства и создание фотоизображений в сфере коммерческой, документальной, художественной и технической фотографии.
Группа занятий по ОКЗ (общероссийский классификатор занятий):
Обратите внимание! С 01 июля 2015 года действует новый ОКЗ (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст.), соответственно в профстандартах до этой даты коды и группировка по занятиям могли быть изменены.
- библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий (2432); служащие, занятые приемом и информированием посетителей (4222); административно-управленческий персонал (3431);
- руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб) (1231); бухгалтеры (3433); бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам (2411), служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом (4221).
- руководители ресторанов, в том числе вагонов-ресторанов (1412); повара (5120); шеф-повара (3434);
- журналисты и литературные работники (2451); фотографы, техники и операторы аппаратуры для записи изображения и звука (3131), работники фотостудий (5148).
Отнесение к видам экономической деятельности по ОКВЭД:
- деятельность административно-хозяйственная и вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации (82.1); деятельность по организации конференций и выставок (82.3);
- все виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД (01-99);
- деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56);
- производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (59.11); деятельность информационных агентств (63.91), деятельность рекламных агентств (73.11); деятельность в области фотографии (74.20).
Как работает система профстандартов
Профстандарты (ПфСт, стандарты) раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследование, производство, проектирование, обслуживание).
Пока работодатели вынуждены пользоваться и профстандартами, и квалификационными справочниками.
К сведению. Согласно новой ст. 195.2 ТК РФ Правительство РФ должно принять:
- порядок разработки и утверждения ПфСт;
- порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС , наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профстандартах.
ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом ЕТКС и ЕКС (ст. 143 ТК РФ). На территории РФ действуют несколько выпусков ЕТКС и несколько выпусков ЕКС .
Например, Постановлением Минтруда России от 16.07.2003 N 54 утвержден ЕТКС, вып. 58, разделы «Общие профессии», «Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания», «Киносеть и кинопрокат», «Театрально-зрелищные предприятия».
Например, Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Применение профстандартов
Применение профстандартов обязательно:
-
с 01.07.2016 (только в части требований к квалификации, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 195.3 ТК));
Примечание: между тем в приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 высказана альтернативная точка зрения, согласно которой дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении № 584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.
-
в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами или локальными нормативными актами работодателя в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции.
При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Ответственность за неприменение профессиональных стандартов в иных случаях законодательством не предусмотрена, но если работодатель в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, он должен их соблюдать.
Частью 2 статьи 57 ТК установлено, что наименование должности (профессии, специальности) и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами должность (профессия, специальность) работника предполагает предоставление льгот (компенсаций) либо наличие ограничений. К примеру, льготой является досрочное назначение пенсии по старости в случае работы с вредными или тяжелыми условиями труда в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей.
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ с 1 июля 2016 года вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.
В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Так в своем Письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 Минобрнауки России отметило, что:
-
обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена;
-
определяя должностные обязанности педагогических работников и наименования должностей, работодатель вправе использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.
-
выбор между профстандартом и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих работодателю предоставляется в том числе в случае, если профстандарт содержит несколько наименований должностей, по которым полагаются льготы и преимущества. Это объясняется тем, что реализация образовательной программы не связана только с одной определенной должностью педагога.
Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.
В то же время, если у работодателя есть виды профессиональной деятельности, по которым приняты профстандарты, то надо проверить, насколько работа по имеющейся должности соответствует данным профстандарта. Если окажется, что работа по такой должности предоставляет работнику право на компенсации или льготы, либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или квалификационных справочниках.
Такого же мнения придерживается и Общероссийский Профсоюз образования, который в своем Письме от 10.03.2017 № 122 в ответ на вопрос «Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?» пояснил следующее: на основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо). Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:
- письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
- письмо не является нормативным правовым актом (перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается);
- противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.
С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:
- разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н;
- разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н.
В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.
Создаем рабочую группу
Любая работа требует наличия исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением и составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана — один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень — назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.
В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и назначить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на выбранного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии — девять человек, не больше.
Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей — то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.
Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом .
Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ — так, недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют — они перечислены в ч. 1 Постановления N 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
- список профстандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профстандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты — для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие — только переход на конкретные профстандарты.
Алгоритм корректировки
Как мы уже говорили, введение системы профстандартов потребует корректировки ЛНА. Эта процедура, как правило, состоит из двух этапов.
Вначале комиссия анализирует на предмет соответствия профстандартам ЛНА учреждения, его организационно-распорядительные и другие документы (прежде всего должностные инструкции и трудовые договоры работников), штатное расписание, документы, регулирующие вопросы аттестации работников, подготовки (профобразования и профобучения) и дополнительного профобразования, и иные документы.
Затем формируется перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с введением системы профстандартов. Например:
N п/п |
Наименование документа |
Положения документа, в которые вносятся изменения |
Должностные инструкции |
3.1. Уровень квалификации. 3.2. Требования к уровню образования. 3.3. Требования к опыту практической работы. 3.4. Особые условия допуска к работе |
|
Положение об аттестации работников на соответствие занимаемой должности |
|
|
Положение об организации подготовки и дополнительного профобразования (далее — обучение) |
Порядок определения потребности в обучении работников |
|
Штатное расписание |
Наименование должности |
|
Правила внутреннего трудового распорядка |
|
Внедрять или не внедрять
На этот вопрос существуют две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты. У каждой стороны свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.
Большинство работодателей уверены, что профстандарты обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников, в связи со статьи 195.3 ТК РФ, предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, — считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец. По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году приняли Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, по которым квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников. Поэтому пошаговая инструкция перехода на профстандарты с образцами документов необходима каждому кадровику, независимо от того, в какой организации он трудится — государственной или частной.
В пользу этой точки зрения относят и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, т. е. они являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.
Но юристы поясняют, что, по статье 195.3 ТК, профстандарты обязательны, только если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противном случае документ — рекомендация, даже несмотря на факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т. п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, — объясняет управляющий партнер юридической Екатерина Касенова. — Но вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. То есть законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий, организации производства и труда».
План по внедрению профессиональных стандартов – что это
Для успешного внедрения профстандартов в организации руководитель должен следовать пунктам заранее составленного плана. Такие планы необходимо составлять, исходя из ПП РФ № 584 от 27.06.2016г.
Форма документа не регламентирована законодательно. Практика показывает, что наиболее часто подобные планы составляются в виде таблицы. Исходя из ПП № 584, в плане мероприятий по внедрению профстандарта должна находить отражение следующая информация:
- список стандартов, используемых в организации;
- порядок введения указанных нормативов;
- данные о необходимых корректировках в местных нормативных документах;
- данные о необходимости проведения дополнительных образовательных программ для служащих, не соответствующих требованиям профстандарта.
Обязательное применение стандартов
Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.
ПРИМЕР
Гражданин «П» по роду службы задействован в особо вредных и тяжелых работах. Льготой и компенсацией для граждан, занимающихся такой деятельностью, выступает досрочный выход на пенсию. Значит, чтобы после ухода на заслуженный отдых работник мог рассчитывать на получение положенных ему благ, в трудовом договоре его должность должна быть прописана точно так, как она числится в справочнике или профстандарте. При малейшем несоответствии сотрудник рискует лишиться своих законных привилегий.
Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.
Внедрение профессиональных стандартов в организации
/ / 24 декабря 2020 1 Поделиться — это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим.
О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее. С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов.
После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст.
195.1–195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?
, , , , Переход на профессиональные стандарты в первую очередь связан с необходимостью приведения наименований профессий/должностей ваших работников в соответствие с теми вариантами, что предлагает профстандарт.
В этой связи, самый распространённый вопрос специалиста по управлению персоналом: «Как быть с теми наименованиями должностей сотрудников, которые, во-первых, содержат сразу несколько направлений профессиональной деятельности, и во-вторых, содержат категории, не предусмотренные профессиональными стандартами.
Например, работники, чьи должности «инженер по охране труда и пожарной безопасности 1 категории», «инженер по промышленной безопасности и охране труда и пожарной безопасности 2 категории», «ведущий инженер по промышленной безопасности и охране труда», подпадают одновременно под действие таких профессиональных стандартов как «Специалист в области охраны труда» (рег.
№ 192), «Специалист по противопожарной профилактике» (рег.
Рекомендуем прочесть: Причины для перевода на другую должность