Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли несовершеннолетний ребенок самостоятельно уйти в детский дом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратитесь в районный отдел образования и объясните им ситуацию. Допускается передача в интернат не только детей, оставшихся без родных, но и тех, чьи мать или отец попали в трудную жизненную ситуацию. В этом случае их права на ребенка могут быть сохранены для того, чтобы они могли его впоследствии забрать. Напишите заявление на имя руководства с указанием причин вашего поступка. Письмо пишется от имени родителей или законных представителей.
Уровни осмысленности принятия решений
Разделение примерное таково.
60% будущих выпускников не знают, куда им идти дальше. Они плохо понимают собственные желания, поэтому главными определяющими факторами для них становятся ресурсы родителей. Их активное желание пристроить чадо, оплатить ему обучение, ну, и определить тем самым его судьбу. Справедливости ради стоит сказать, что бросив чуть позже учебу или закончив, но, не работая по специальности, повзрослевшие дети все равно в итоге стараются нащупать свой путь в жизни.
Психологическая проблема: эти дети обречены настойчиво носиться с собственными особенностями в поисках пути достойного существования, впадать в агрессивное состояние, время от времени ощущать себя жертвами родительской опеки или произвола и болезненно переживать собственную ничтожность в попытках обеспечить сносный уровень жизни себе, а еще и жене, ребенку. Для многих на этом пути разочарования и депрессивные состояния неизбежны.
25% постараются приспособиться. Да, кругом болото, да, мало хорошего, но можно ценой собственных усилий устроиться. Пройдя школу жизни и лицей компромисса, эти молодые еще будут смотреть в сторону развитых и активно развивающихся стран с грустной улыбкой, мол, вот там я был бы другим. И жил иначе. И добился бы много больше. И тем не менее эти люди довольно активны.
А что же в мыслях оставшихся 15%? Кто-то ощущает себя в заколдованном круге, в пространстве, которое стоит исследовать, чтобы найти свой путь. И он его ищет. Постепенно он приходит к обретению самоконтроля, чтобы ответить на собственное ощущение, что живет он как-то не так, занимается не тем, что ему надо найти выход из этого заколдованного круга? В эти 15% входят и те, кто пробудился и почувствовал собственную ответственность за то, что происходит. Такой человек готов проявлять активность. Да, можно и шишек набить, но при этом собственное воздействие на этот мир для него предпочтительнее. В таком внутреннем состоянии молодой человек готов видеть и находить возможности. В эти же 15% входят люди, которым дано с самого начала идти вперед, руководствуясь собственными, а не родительскими намерениями, интересом к деятельности, которую путем внутреннего озарения они считают СВОЕЙ. Это люди, ощущающие свой поток, в котором им комфортно. Они осуществляют то, для чего пришли в этот мир. Хотя вопрос денег в этом случае вторичен, иначе говоря, о деньгах в первую очередь они не думают. Таким образом, в эту группу попадают исключительно успешные в материальном смысле люди, но эта успешность может прийти со временем, когда то, ради чего прикладываются усилия, раскроется и наберет силу.
И напоследок.
Всегда есть те, кто в этой жизни живут навязанными и кем-то созданными концепциями, а есть те, кто пользуется концепциями собственными. И между ними пропасть. Вот такая психология. Просто помните, что выбор за вами.
Ходить в детский сад или школу рядом с домом
Также в вашем городе должны быть телефоны психологической помощи. Вы наверняка умеете пользоваться Интернетом, находить номера и/или адреса и обращаться туда за поддержкой.
Оригиналы документов (за исключением постановления о временном устройстве) могут быть выданы по запросу, в котором вы обоснуете свою потребность в них.
Если вы планируете брать ребенка только на однодневные экскурсии, в лагерь или санаторий, вы получите заключение после проверки документов.
Моя дочь систематически пьет. Как я могу доказать в суде, что она злоупотребляет алкоголем и не заботится о моем ребенке?
Казалось бы, на тему воспитания детей написано чуть больше миллиона книг, и все современные (ладно, все за последние 30 лет) говорят: «Нельзя пугать ребенка, чтобы он ушел от родителей! Это вредно. Это табу.
Родители, психологи и время должны перевоспитывать трудных подростков
А ситуация, когда твоя мама привезла тебя в детский дом — для меня это почти немыслимо. Но так будет не всегда. Ты вырастешь, найдешь работу, а потом сможешь уйти из дома и жить так, как тебе хочется. Поэтому вам придется ждать 4-6 лет. И не теряйте это время — учитесь, развивайтесь. Изучайте иностранные языки, они пригодятся вам на работе. Но пока вы несовершеннолетний, вы зависите от своих родителей. И началось: она капризничала, несколько раз ударила меня дверью в живот, как бы невзначай, а потом украла бабушкину пенсию. Она принесла их ей, бабушка положила деньги под подушку и уснула….. Когда она проснулась, то не обнаружила их там. Она рассказала нам об этом, но просила не ругать Аню.
У него есть своя комната с компьютером, телевизором, декодером, есть смартфон. Он не гуляет с плохой компанией, он вообще мало гуляет — школа, домашние задания, тренировки. Летом он гуляет со своими друзьями, они играют в футбол, катаются на велосипедах, а в саду мы построили бассейн, где они плавают. Каждое лето вся семья ездит на море. Мы считаем это приоритетом для здоровья детей.
И знаете, я как-то спросила одного из своих малышей, когда он сказал, что в 12 лет он хочет уйти из дома, что это значит? Что это значит: мы шаг за шагом объясняем, что делать в вашей ситуации. Мы оформим документы и ответим на любой, даже самый незначительный вопрос.
Одним из результатов 20-летней программы должно было стать снижение числа приемных детей, возвращающихся из новых семей обратно в детские дома. Но уже с первого года действия концепции ситуация с возвратами в России начала ухудшаться.
Помощь и поддержка родителям и детям
Важно помнить, что главное для ребенка – это любовь, забота и поддержка со стороны родителей. В случае одиночной матери, которая воспитывает своего ребенка одна, на первом месте должна стоять поддержка для нее самой – такая, как консультации психолога или социального работника, а также доступ к ресурсам, которые помогут ей взять временные отпуска от работы, чтобы уделять больше внимания своему ребенку.
Также существуют организации и государственные программы, которые предоставляют помощь в виде материальной поддержки, питания, образования и медицинских услуг. Программы поддержки семей могут быть адресованы как матерям-одиночкам, так и другим семьям, сталкивающимся с трудностями. Эти программы помогают облегчить финансовые нагрузки и обеспечить доступ к необходимым ресурсам для успешного развития ребенка.
В целом, важно осознавать, что решение забрать ребенка в детдом не является единственным выходом для одиночной матери, воспитывающей 16-летнего ребенка. Существуют различные организации и программы, которые предлагают поддержку и помощь для таких семей. Главное – поискать помощь, не стесняться просить она и находить ресурсы для успешного развития ребенка и создания семейной гармонии.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
В детский дом на время
Такое тоже теоретически возможно, но данная процедура невероятно сложная. Как сдать ребенка в детский дом для профилактики на время?
Как уже указывалось выше, потребуется официально оформленный отказ от ребенка. Когда по этому вопросу будет принято решение, фактически, родители малыша уже таковыми не являются. Они могут его навещать, дарить ему игрушки и вещи, покупать сладости и так далее. Но в любой момент могут появиться люди, которые захотят взять этого ребенка в свою семью.
Кровные родители в данной ситуации ничего не смогут сделать. Если так случилось, что их малыш никому не приглянулся, а они сами уже решили все свои вопросы, забрать ребенка назад из детского дома они могут, но только после того, как их родительские права будут восстановлены.
Эта процедура еще более сложная, чем отказ. Родители должны будут предоставить справки о своем материальном положении, жилищных условиях, состоянии здоровья, психологической атмосфере в семье и так далее.
Как усыновить ребёнка — Лайфхакер
Можно ли сдать ребенка в интернат на время — Твой юристНа улицу мы не могли выйти, так как он бросался под машины, постоянно кричал, вырывался, убегал, кусался. Он не понимал абсолютно ничего. Мы приходили в поликлинику, родители прятали своих детей от него. Антона невозможно было занять ничем — он мог с утра до вечера выть и биться головой о пол. Ночью он вскакивал и с разбегу бился об стену. для инвалидов программа их реабилитации при ее наличии. Успеет еще строем походить. Пусть у него будет счастливое детство. Допускается передача в интернат не только детей, оставшихся без родных, но и тех, чьи мать или отец попали в трудную жизненную ситуацию.
В чем разница между детдомом и интернатом
Большой разницы между интернатом и детдомом нет. Отличие лишь в деталях. Детские дома – это учреждения, в которых мальчики и девочки проживают. Как правило, это сироты. У них нет никаких отклонений в развитии или физиологических особенностей, они ходят в обыкновенную городскую школу, которая располагается поблизости с их «домом». Здесь большой плюс для ребят в том, что они учатся в обыкновенном классе. У них есть социальная адаптация, т. к. дети общаются с другими учениками из обычных семей.
Примечание. Даже элементарный поход до школы и обратно помогает выстраивать малышам необходимую связь с внешним миром.
Школа-интернат – это учреждение, в котором дети и живут, и учатся. Школой может быть либо соседнее здание на закрытой территории, либо то же сооружение, в котором ребята постоянно находятся. Чаще всего интернаты представляют собой специализированные места, направленные на коррекцию малышей с теми или иными отклонениями.
Справка. Детей-инвалидов или отстающих в развитии направляют учиться в школу при интернате. То есть ребенок живет дома с родителями, но ему приходится посещать эту школу, потому что там спецпрограмма.
Также в интернатах есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Их направляют в учреждение, если у них есть психологические особенности или физические отклонения.
Ложный «приоритет кровной семьи»
В России установлен «приоритет кровной семьи», который органы опеки иногда ложно трактуют, рассказывает юрист Наталья Карагодина. Особенно часто это касается случаев, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы.
«Ко мне все чаще начинают обращаться приемные родители с вопросом, что будет, когда кровные родители выйдут из тюрьмы. Опека в таких случаях говорит, что ребенка заберут [в кровную семью], но это неправильно», — считает Карагодина. По ее словам, нужно учитывать, сколько ребенок прожил в приемной семье.
Полина, одна из приемных дочерей Светланы Строгановой, руководителя клуба приемных семей из фонда «Арифметика добра», до трех лет жила в родной семье, но, когда папа попал в тюрьму, а маму лишили родительских прав, девочка оказалась в социально-реабилитационном центре.
Оттуда ее забрали приемные родители, с которыми девочка прожила семь лет. «Меня приняли как своего ребеночка. Я сразу “мама-папа”, куча воспоминаний хороших, мы куда-то путешествовали, все было замечательно», — вспоминает Полина в интервью «Важным историям».
Когда Полине исполнилось 11 лет, ее отец вышел из тюрьмы, и опека забрала ее из приемной семьи и отдала ему. «Я помню, я зашла в квартиру, и он идет, я испугалась. Я испугалась, он выглядит плохо, ходит плохо, я испугалась очень сильно. Плюс я наслышана о его поступках, что он делал, не очень приятно, отвращение к человеку», — рассказывает Полина.
Уже через неделю папа передумал жить с дочерью и отдал ее обратно в социально-реабилитационный центр. «Для меня это самое обидное было и самое тяжелое — переезд из родной для меня семьи, где я жила, обратно в приют. Я долго плакала, потому что ко мне никто не приезжал, я была совсем одна».
И случай Полины далеко не единичный. По статистике, в России кровные родственники почти так же часто возвращают детей в детдома, как «посторонние» опекуны. В 2022 году на 100 взятых под опеку родственниками детей пришлось семь возвратов, столько же — от людей, не связанных с детьми родством.
Экспертов такая статистика не удивляет. Это может быть связано с тем, что по закону близкие родственники не обязаны проходить Школу приемных родителей — специальные курсы подготовки приемных родителей и опекунов.
«Родственную опеку чаще всего оформляют бабушки. Им отдают детей без всякой подготовки: бабушке практически ничего не надо, чтобы забрать ребенка. А у бабушек проблема в большущем разрыве в возрасте с ребенком. Когда у него начинается подростковый кризис, он начинает конфликтовать, настаивать на своем, у пожилого человека не хватает гибкости, чтобы перенастроиться, — рассказывает Инна Пасечник. — Родственная опека не отменяет травмы потери родителя».
По мнению психолога, когда ребенка берут тети и дяди (по закону они не входят в список близких родственников), проблем случается меньше. Однако даже прошедшим Школу приемных родителей родственникам часто не хватает сопровождающей поддержки специалистов уже после того, как ребенок попал в семью. Так случилось в истории Ольги (имя изменено по просьбе героини).
Когда малыш попадает на территорию детского интерната, родители должны согласовать сроки его нахождения. В соответствии с требованиями отечественного законодательства, он устанавливается по общему согласию родителей и руководителя учреждения. Вопрос об определении срока пребывания в интернате также могут согласовать его законные представители.
После того, как срок будет согласован в устной форме, договоренность закрепляют письменно. Для этого составляется соответствующий приказ директора. Группы пребывания (проживания), как правило, находятся на территории интерната на протяжении пяти суток. За это время они будут регулярно получать пятиразовое питание. Воспитанники начальных классов, а также дети с психическими расстройствами, физическими отклонениями, всегда отправляются на дневной сон.
Отсутствие взаимопонимания, как причина отказа от ребенка
Не у всех родителей достаточно навыков и опыта, чтобы справляться с капризами и плохим поведением собственных деток. Почему ребенок стал себя вести неподобающим образом, ответить однозначно нельзя, так как причин может быть масса. Но основная – это потеря авторитета родителей. Многие папы и мамы в подобных ситуациях начинают интересоваться, как сдать ребенка в детский дом в воспитательных целях.
Обычно агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте. Ребенок становится неконтролируемым: убегает из дома, прогуливает школу, приходит в синяках, грубит и огрызается, может начать воровать ценные вещи или продавать что-то из своих. Иногда в сторону предков могут сыпаться угрозы от такого ребенка. Некоторые родители не думают о том, что они совершили ошибку в воспитании, когда их чадо было еще совсем маленьким, не ищут других способов исправить ситуацию. Они видят выход лишь в одном – переложить ответственность за своего отпрыска на плечи других (в данном случае государства).
При таких обстоятельствах у родителей есть альтернатива – отдать ребенка не в детдом, а в интернат на перевоспитание. Они смогут забирать его домой на каникулы или на праздники, поддерживать со своим чадом тесную связь, пока им будут заниматься специалисты.
Сколько месяцев должен быть ребенок?
Вопрос о возрасте, с которого можно забрать ребенка из роддома и увезти в детдом, весьма сложный. Наличие возрастных ограничений в данном случае связано с учетом особенностей развития малышей и их потребностей в заботе и воспитании.
Однако нет жестких правил или законодательных актов, которые бы определяли, с какого месяца или возраста можно увозить ребенка в детдом. Вместо этого, решение об отводе ребенка из роддома зависит от индивидуальных обстоятельств и конкретной ситуации, таких как:
- Здоровье и физическое развитие ребенка;
- Социальные и экономические условия семьи;
- Наличие поддержки и родительских навыков у родителей;
- Возможности и готовность родителей заботиться о ребенке.
Обычно, медицинский персонал и сотрудники органов опеки и попечительства обращают внимание на развитие ребенка и его способность к самостоятельному проживанию вне роддома. При этом, нет строгой границы по возрасту, и решение может быть принято индивидуально в каждом конкретном случае.
Однако, в целом, обычно ребенка не рекомендуется забирать из роддома в первые дни его жизни. Это связано с тем, что новорожденные нуждаются в особой заботе, постоянном контроле и медицинском наблюдении, а также в адаптации к новым условиям обитания.
Если же родители не могут самостоятельно заботиться о ребенке и решают передать его в детдом, то данное решение может быть принято в течение первых месяцев жизни ребенка. Опять же, решение принимается с учетом обстоятельств и интересов ребенка.
Участие в заседании ПДН комиссии
При решении вопроса о постановке ребенка в детский дом по собственному желанию, необходимо быть готовым пройти ряд процедур и участвовать в заседании ПДН комиссии.
ПДН (профессионально-диагностическая неврологическая) комиссия состоит из специалистов, которые должны провести экспертизу ребенка и вынести решение о его дальнейшем месте проживания. Комиссия рассмотрит все имеющиеся материалы, а также примет во внимание родительские заявления и мнение ребенка (если он достиг возраста, на котором его мнение учитывается).
Первоначально родители должны официально обратиться в комиссию с заявлением об отсутствии возможности обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка. При этом следует учесть, что ПДН комиссия не оформляет отказ родителей от ребенка, а осуществляет процедуру перевода его в детский дом только в сложных случаях.
Перед подачей заявления следует подготовить все необходимые документы, подтверждающие сложности исключения ребенка из семьи. Можно обратиться в органы опеки и попечительства за консультацией и получить рекомендации относительно порядка подготовки нужных документов.
В процессе рассмотрения заявления и проведения заседания ПДН комиссии будут обсуждаться различные аспекты, включая состояние здоровья ребенка, возможные сложности в его развитии, родительские согласия и мнения, а также готовность родителей к принудительному лишению ребенка родительских прав.
На заседании родители могут рассказать о возможных рисках, с которыми столкнулись, возможных трудностях при переезде ребенка в детский дом или интернат, о сложностях в получении аттестата или поступлении в школу. Могут быть подготовлены документы, подтверждающие данные осложнения.
Подготовка к отдаче ребенка
Перед тем как принять окончательное решение об отдаче ребенка в детский дом, важно подготовиться как эмоционально, так и организационно. На этом этапе родителям следует учесть ряд важных моментов:
- Получите информацию: изучите сведения о детском доме, где планируете отдать ребенка. Определитесь с правами и обязанностями, которые вам как родителям предоставляются. Обратитесь к социальным службам, чтобы получить необходимую поддержку и информацию о доступных ресурсах.
- Подготовьте документы: соберите все необходимые документы, такие как свидетельство о рождении ребенка, медицинская карта, документы о состоянии материального благосостояния и другие. Уточните у социальных служб, какие еще документы потребуются.
- Обсудите решение с близкими: важным шагом является обсуждение вопроса об отдаче ребенка с близкими людьми, которым вы доверяете. Их мнение и поддержка могут оказаться ценными в подобной ситуации.
- Возьмите время на раздумья: решение об отдаче ребенка в детский дом — это серьезный и сложный выбор. Не спешите, дайте себе время для размышлений и обдумывания всех аспектов ситуации.
- Обратитесь за профессиональной помощью: в данной ситуации может быть полезно обратиться за консультацией к психологу или другому специалисту. Они смогут помочь вам разобраться в своих эмоциях и вопросах, связанных с отдачей ребенка.
Главное помнить, что отдача ребенка в детский дом — это трудное решение, и необходимо максимально подготовиться к этому шагу. Обратитесь за поддержкой и позвольте себе достаточно времени, чтобы принять взвешенное и осознанное решение.