Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии для 1 категории учителя начальных классов 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Упрощенная аттестация
Важно! Упрощенная аттестация возможна при подтверждении уже присвоенной педагогу квалификационной категории, при достижении пенсионного возраста, а также в случае продления срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т.д.).
По упрощенной системе аттестуют учителей, имеющих государственные награды, почетные звания или отраслевые знаки отличия.
Право на особую форму аттестации в упрощенном варианте с присвоением новой квалификационной категории получают педагоги, ставшие победителями всероссийских конкурсов:
- «Воспитатель года»;
- «Преподаватель года»;
- «Учитель года»;
- «Педагогический дебют».
Причины отказа в проведении аттестации
Чтобы понимать случаи, в которых педагогическому работнику могут отказать в аттестации и установлении категории, необходимо четко представлять себе положения Порядка проведения аттестации педагогов. Соответствующие разъяснения сформулированы Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, №08-1933/505 от 03.12.14 года.
В указанном выше документе отсутствуют основания, по которым у учителя могут не принять заявление на прохождение проверки для установления квалификационной категории.
Педагогу имеют право отказать в прохождении подобной аттестации уже после рассмотрения комиссией заявления. Для этого Порядок проведения аттестации устанавливает следующие причины:
- специалист не имеет первой квалификационной категории и впервые направляет заявление для присвоения высшей категории – правило установлено пунктом 30 Порядка проведения аттестации;
- учитель в первый раз обращается для прохождения аттестации на высшую категорию, но после присвоения первой квалификационной прошло менее двух лет – пункт 30 указанного документа;
- со дня принятия аттестационной комиссией отрицательного решения прошло менее года, при этом педагог повторно подает заявление для установления той же квалификационной категории – пункт 43;
- заявление поступает от специалиста, который на данный момент не является педагогом в образовательной организации – пункт 1.
- заявление направлено работником, должность которого не входит в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников – состав данной группы зафиксирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
- педагог является сотрудником организации, которая не считается образовательной – у нее нет лицензии на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального или основного общего, среднего (полного) общего образования, либо начального и среднего профессионального образования, а также на ведение дополнительных образовательных программ.
Правила аттестации учителей в 2021 2022 учебном году в р. к.
Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.
В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.
Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.
- Поиск по библиотеке
- Воспитательная работа
- Для комплексов «Детский сад-начальная школа»
- Здоровый образ жизни
- Изобразительное искусство
- Иностранный язык
- Информатика
- История
- Логопедия
- Математика
- Материалы для родителей
- Материалы МО
- Междисциплинарное обобщение
- Музыка
- Общепедагогические технологии
- Окружающий мир
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Психология
- Региональный компонент
- Русский язык
- Сценарии праздников
- Технология
- Физкультура
- Чтение
- Разное
- Аудиозаписи
- Видеозаписи
Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:
-
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.
-
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.
Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:
-
предметные;
-
методические;
-
коммуникативные;
-
психолого-педагогические.
Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.
Новая аттестация учителей с 2021 года
В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя. На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя.
Другие преимущества:
- в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
- она сохраняется при переходе в другую организацию;
- статус вписывают в трудовую книжку.
Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.
Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.
Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.
Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:
- школьники, которых он обучает, показывают стабильные положительные результаты по предмету;
- школьники, которых он обучает, показывают высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей;
- преподаватель внес личный вклад в повышение качества образования, активно участвует в работе своей школы, делится опытом со школьным коллективом.
Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:
- подать заявление в аттестационную комиссию лично, по почте с уведомлением о вручении, по электронной почте или через портал Госуслуги;
- в заявлении указать категорию и должность, по которой они хотят пройти подтверждение своих профессиональных навыков;
- заявление рассматривают в срок не больше 30 календарных дней со дня получения;
- устанавливают срок проведения аттестации и письменно уведомляют учителя о сроке и месте ее проведения;
- на аттестацию с начала ее проведения и до решения комиссии отводят не больше 60 календарных дней.
Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).
Какие бывают категории учителей в школах?
Выпускник, только окончивший колледж или университет и пришедший на работу, считается «молодым специалистом». Этот статус действителен три года после выпуска и гарантирует специальные выплаты.
По истечении двух лет преподавателю можно проходить испытания, показывающие его квалификацию. Еще один вариант – подтвердить соответствие занимаемой должности. Практически всех, кто не прошел это испытание, администрация образовательного учреждения имеет право уволить с должности по части 3 статьи 82 ТК РФ.
Основные категории учителей в школе делятся на две: первую и высшую. Процедура в обоих случаях практически идентична, но отличается количеством требуемых баллов и описанием результатов их работы, рассматриваемых аттестационной комиссией.
Обязательно ли прохождение аттестации?
Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.
Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.
Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.
Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.
Новая аттестация педагогов с 2022 года
- Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
- Видеозапись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
- Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.
Критерии для 1 категории учителя начальных классов 2021год
- Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
- Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.
Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2021 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.
наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации.
Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.
Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.
Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.
Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.
Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.
И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».
Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.
Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.
Однозначно, власти хотят улучшить систему образования, на то есть свои причины:
- теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
- оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
- будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
- педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.
До конца 2019 система аттестации работала в тестовом режиме, однако с начала 2020 она постепенно будет внедряться во всех регионах. Конечно, это потребует дополнительных усилий от педагогов.
В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Критерии для установления первой квалификационной категории
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ (результатов аттестации);
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
График и требования аттестации на 1 категорию учитель начальных классов в 2024 году
Требования:
Для успешной аттестации на 1 категорию учитель начальных классов должен соответствовать следующим критериям:
- Обладать законченным высшим педагогическим образованием, а также дополнительными профессиональными навыками;
- Иметь опыт работы не менее 5 лет в качестве учителя начальных классов;
- Продемонстрировать высокий уровень организации учебного процесса и методической работы;
- Показать глубокое знание предметной области и умение применять инновационные методы обучения;
- Получить положительные отзывы от учеников, родителей и коллег;
- Проходить систематическую самообразовательную работу, участвовать в профессиональных мероприятиях.
График аттестации:
График аттестации на 1 категорию учитель начальных классов в 2024 году предусматривает следующие этапы:
- Ознакомление с требованиями аттестации – до 1 февраля 2024 года;
- Подача заявления на аттестацию – с 1 февраля по 1 марта 2024 года;
- Сбор и предоставление необходимых документов – с 1 марта по 1 апреля 2024 года;
- Проведение аттестационного экзамена – с 1 апреля по 1 мая 2024 года;
- Рассмотрение результатов и вынесение решения – до 1 июня 2024 года;
- Объявление результата аттестации – до 1 июля 2024 года.
Аттестация на 1 категорию учитель начальных классов в 2024 году представляет собой непростую задачу, требующую серьезной подготовки и соблюдения установленного графика. Учителям начальных классов следует осознать важность процесса аттестации для своего профессионального роста и стремиться достичь требуемого уровня компетенции.
Возможность повторной аттестации и получение дополнительного времени на подготовку
В случае, если учитель начальных классов не смог получить 1 категорию при первой аттестации, ему предоставляется возможность повторной аттестации. Это значит, что учитель может пройти процедуру аттестации еще раз с целью получения необходимой категории.
Если учитель решает повторно пройти аттестацию, ему также предоставляется дополнительное время на подготовку. Обычно этот период составляет несколько месяцев, чтобы учитель мог улучшить свои навыки и подготовиться к аттестации на более высокую категорию.
Важно отметить, что повторная аттестация и дополнительное время на подготовку доступно только тем учителям, которые не достигли необходимого уровня для получения 1 категории. Для этого учитель должен иметь категорию «специалист» и соответствующий стаж работы.
В случае успешного прохождения повторной аттестации и получения 1 категории, учитель начальных классов получает соответствующий статус и возможность преподавать в более высоких классах или занимать более высокие должности в образовательном учреждении.
Условия и требования для получения 1 категории
Для получения 1 категории учитель начальных классов необходимо выполнить следующие условия и требования:
- Иметь высшее педагогическое образование, соответствующее профилю деятельности.
- Иметь стаж работы не менее 5 лет в должности учителя начальных классов.
- Подтвердить свою профессиональную компетентность в области образования начальной школы.
- Пройти аттестационное испытание, включающее теоретическую и практическую части.
- Представить педагогическую деятельность для оценки, включая планы уроков, методические материалы, отчеты о внеклассной работе и др.
- Получить положительную оценку аттестационной комиссии.
Если учитель начальных классов соответствует всем вышеперечисленным условиям и требованиям, то он имеет право на получение 1 категории, которая подтверждает его высокую профессиональную компетентность и квалификацию.
Особенности психолого-педагогического сопровождения
Одной из особенностей психолого-педагогического сопровождения является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитель должен учитывать особенности психологического и педагогического развития каждого ученика. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои потребности и способности.
Для успешного психолого-педагогического сопровождения необходимо создать благоприятную и поддерживающую образовательную среду. Учитель должен создать доверительные отношения с учениками, быть внимательным к их потребностям и ожиданиям, а также обеспечить разнообразие методов и форм обучения.
Также важно учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика при планировании учебного процесса. Учитель должен уметь адаптировать программу обучения и использовать дифференцированный подход, чтобы каждый ученик мог достичь успеха.
Особое внимание следует уделять поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Учитель должен иметь знания и навыки работы с такими учениками, а также обеспечить им необходимую поддержку и адаптацию к образовательному процессу.
В целом, психолого-педагогическое сопровождение является важным аспектом работы учителя начальных классов. Оно помогает создать благоприятную образовательную среду, учитывать особенности каждого ученика и обеспечить успешное развитие и обучение детей.