Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несоблюдение бокового интервала». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ПДД говорится о том, что расстояние до ближайшего автомобиля в потоке движения должно быть безопасным. Но для водителей эта категория может быть различной. Кто-то уверен, что справится с проблемой за пару метров, а кому-то и 15 будет мало.
Минимальные значения необходимой дистанции и бокового интервала
Как правильно вычислить безопасную дистанцию и предупредить ДТП? Для верного расчета необходимо учитывать субъективные и объективные факторы.
К субъективным предпосылкам относятся личная оценка водителем своей реакции и имеющихся навыков управления. Гражданин понимает, какая безопасная дистанция на дороге существует именно для него. В таких случаях не важен стаж вождения, он не выходит на первый план, ведь скорость реакции с возрастом снижается.
Объективными факторами считаются:
- погодные условия;
- время года;
- состояние дорожного полотна;
- видимость.
При взятии в расчет указанных выше составляющих и правильных подсчетов, расстояния для предотвращения столкновения должно хватить. Чем хуже ситуация на дороге, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Это убережет водителя от ДТП разной степени серьезности.
Многие начинающие автолюбители не сразу способны сориентироваться в дорожном потоке. Отсутствует зачастую и соблюдение ПДД.
Требуется помнить, что по законам физики автомобиль не сможет мгновенно остановиться как человек, для этого происходит много манипуляций, которые нам не заметны. Поэтому и необходимо придерживаться безопасной дистанции.
Способы подсчета расстояния:
- Требуется разделить существующую скорость на 2. Это значение является оптимальным даже для городского режима. К примеру, при скорости 80 км/час безопасна дистанция составляет 40 м.
- Определить время для безопасного торможения.
Второй вариант расчетов считается более точным. Время торможения на сухом асфальте при 60 км/ч составляет 2 секунды (это при условии, что будет ясная погода и хорошая видимость). Если пойдет дождь или снег, то на мокрой дороге тормозной путь образуется за 4 секунды.
Соблюдения дистанции в законодательстве США
На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.
Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.
Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:
Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.
Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.
Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.
Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.
Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.
Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!
Вы едете по скользкой дороге.
Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.
Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.
Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.
Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.
Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.
Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.
В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:
Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).
Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:
Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.
Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.
Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.
Наиболее частые конфликтные ситуации
В случае если владелец машины затонировал задние стоп-сигналы в целях тюнинга – что снизит видимость при включении для сзади едущего водителя. Поэтому нужно быть предельно внимательным, если впереди двигается машина с такими «наворотами».
При столкновении в таком случае, обычно возникает конфликт. Одна из сторон доказывает, что не могла или не видела зажегшихся огней стоп.
Это не освободит человека от административной ответственности – соблюдение дистанции должно осуществляться независимо от того, затонированы фары или нет у впереди следующего транспорта.
Однако можно добиться на законных основаниях, наложения штрафа на владельца «тюнингованного» авто.
И еще один пример, впереди следующая машина «обута» в шипованную резину, что сокращает ее тормозной путь. Это нередко становиться причиной аварии, с сзади идущим автомобилем, у которого «обычная» зимняя резина.
Одна из сторон может обвинить другую в том, что на заднем стекле не был наклеен значок, что колеса с шипами. Но и это не освобождает основного виновника ДТП от ответственности.
Как доказать свою невиновность
При рассмотрении дел по ДТП с участием транспорта в суде стоит представить возможные доказательства невиновности. Это позволит избежать административного или иного наказания. Нелишним будет обратиться за помощью к специалистам. Они в один голос утверждают, что опускать руки никогда нельзя.
Так, по приезде полицейских им надо указывать на те моменты, что, к примеру, выезд на встречную полосу или несоблюдение дистанции осуществилось не по вине водителя. Следует озвучить факторы, повлиявшие на это, чтобы по возможности избежать или хотя бы смягчить наказание.
Читаем также: Штраф за лишнего пассажира
Все доводы и предположения водителя должны найти отражение в протоколе, чтобы в последующем было чем оперировать при оспаривании штрафа. Оптимальный вариант в таком случае — аннулирование нарушения с предполагаемого виновника ДТП или переквалификация на более мягкую статью. Вместо наложения штрафа за несоблюдение дистанции сотрудники правопорядка могут ограничиться и предупреждением.
Ограничения на движение и штрафы за несоблюдение бокового интервала
На дорогах существуют регламентирующие правила, которые требуют от водителей соблюдения определенных ограничений на расстояние между движущимися автомобилями. Это касается и бокового интервала, который обеспечивает безопасность и предотвращает возможные аварии и столкновения на дороге.
Согласно Правилам дорожного движения, водитель первой машины должен держать такой боковой интервал, который позволяет другим водителям выполнить торможение, увидеть действие водителя первой машины и произвести свои действия в целях безопасности. Это означает, что водитель первой машины не может двигаться слишком близко к другим автомобилям и должен держать боковой интервал.
Со стороны водителя, следующего позади, также требуется соблюдение бокового интервала, чтобы не нарушать правила и обеспечивать безопасность движения. Несоблюдение бокового интервала может привести к опасности и аварии на дороге, поэтому за это нарушение предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Уведомление о штрафе и его оплата
Чаще всего нарушитель получает штрафные санкции в виде писем-извещений посредством почтовой доставки. Подобные письма приходят в течение десяти дней, после нарушения. Гражданин не обязан ждать, тем более, что незнание или неполучение уведомления не освобождает от уплаты. Он может узнать о своих штрафах в дистанционном режиме, на сайте ГИБДД или через сторонние порталы.
Государством предусмотрен срок погашения штрафов, и он равен двум месяцам, со дня происшествия. Если вовремя не произвести оплату, то помимо пени, судья может вынести решение об аресте гражданина, с минимальным сроком в 15 суток, либо обяжет выполнять общественные работы в течение 50 часов. Практика показывает, что чаще всего просроченная оплата грозит увеличением суммы вдвое.
Чтобы проверить наличие нарушений, гражданин может посетить официальный портал Госавтоинспекции. Достаточно вбить в поисковой системе «сайт ГИБДД». Чтобы проверить штрафные санкции на свое имя или автотранспортное средство на этом ресурсе, нужно зайти в раздел «Участникам движения» и выбрать вкладку «Проверка штрафов».
На заметку! Если штраф будет оплачен сразу, то государством предусмотрена скидка в размере 50% на основе раздела 32.2, части 1.3 КоАП. Это правило не распространяется на лиц, на которых наложены штрафные санкции из-за нетрезвого вождения.
Безопасная дистанция и боковой интервал
Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.
Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.
Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.
Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить. Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать. Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.
Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.
Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары и задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом.
Чтобы избежать столкновений на дорогах, также необходимо соблюдать боковой интервал, т.е. минимальное расстояние между автомобилями, позволяющее свободно маневрировать на дороге.
Заднюю часть фур, автобусов, троллейбусов, нередко заносит даже на ровной дороге. От заноса не застрахован никто, особенно при порывах ветра. В сильный дождь при наезде на лужу нередко наблюдается аквапланирование. Машина теряет нормальное сцепление с асфальтом, что само по себе очень опасно. Зимой же резкая смена траектории может быть обусловлена попаданием колеса на участок, покрытый льдом. Поэтому боковой интервал при передвижении по трассе не должен быть менее 70-80 см. При этом не имеет значения, в попутном или встречном направлении едет второй автомобиль.
Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В отличие от дистанции, совет только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения, дорожные и метеорологические условия.
Cотрудники Госавтоинспекции напоминают водителям о необходимости соблюдать дистанцию между транспортными средствами
Ориентировочно принято считать безопасной дистанцией между автомобилями, движущимися в транспортном потоке с одинаковой скоростью, расстояние в метрах, равное половине величины скорости, т.е при скорости50км/ч дистанция должна составлять 25м. Но в основном величина дистанции не является величиной раз и навсегда обозначенной для какой-либо скорости и дорожных условий.
Дистанцию необходимо увеличивать:
— на мокром асфальтобетонном покрытии;
— на мокрой грунтовой дороге;
— на обледенелой дороге.
Не соблюдение безопасной дистанции часто приводит к попутным столкновениям.
Наиболее распространенная ситуация, когда водитель, не соблюдая безопасную дистанцию, двигается в условиях ограниченного обзора и не замечает стоп-сигналы впереди едущего автомобиля при внезапном его торможении.
Если Вы видите, что за Вами едет автомобиль очень близко (на малой дистанции) отпустите педаль газа, поставьте ногу на педаль тормоза так, чтобы стоп-сигналы загорелись, но основного торможения не было. Этот прием всегда действует и водитель автомобиля едущего за Вами увеличивает дистанцию.
Соблюдайте скорость и дистанцию, и тогда Вам всегда будет сопутствовать удача на дороге!
П.9.10ПДД. Водитель обязан выдерживать такую дистанцию к движущемуся впереди транспортному средству, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения, включая необходимый боковой интервал, который может обеспечить безопасность движения по дороге. Вырезка из правил ПДД.
П. 10.1. Водитель обязан управлять транспортным средством со скоростью, которая не будет превышать установленного ограничения, при этом необходимо учитывать интенсивность движения на дороге, состояние транспортного средства и различные особенности (груз, метеорологические условия, видимость и прочие дорожные проблемы, мешающие полноценному движению). Скорость автомобиля должна позволить водителю в случае экстренного торможения впереди едущего транспортного средства среагировать без последствий. При возникновении опасности в период движения водитель должен принять все меры по снижению скорости, вплоть до полной остановки средства передвижения.
Наказанием за нарушение дистанции предусматривается штраф в размере 1500 рублей, что указано в статье КоАП 12.15 часть 1: Нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, несоблюдение боковой дистанции, движение по обочине, на встречном разъезде, пересечение пешеходной либо транспортной колонны влечет за собой административный штраф размером в 1500 рублей.
Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД
В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.
Так, можно выделить наиболее важные тезисы:
- дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
- то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
- если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
- также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».
Чтобы разобраться в особенностях касаемо соблюдения дистанции, достаточно ознакомиться с практическими примерами:
Пример 1: штраф за несоблюдение выписывается.
Автомобиль «Лексус» начал притормаживать перед пешеходным переходом, чтобы пропустить человека, и в него сзади врезалась «Тойота», водитель которой не оценил дорожную обстановку, не рассчитал свою скорость допустил столкновение. Свидетели происшествия есть, поэтому доказать вину владельца «Тойоты» не составит и труда.
Пример 2: штраф не выписывается.
Автомобиль «Форд» двигался в правом ряду с невысокой скоростью. Уходя от столкновения с другим транспортным средством, едущим на запрещающий сигнал светофора, водитель «Форда» решил резко перестроиться в левый ряд, в результате чего в него врезался двигавшийся по нему «Дэу Матиз».
Водителя, проигнорировавшего сигнал светофора, здесь можно привлечь только за это нарушение, несмотря на то, что он спровоцировал ДТП.
Водителя автомобиля «Форд» привлекли по ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении при перестроении и обязали выплатить штраф – 500 руб.
Водитель «Дэу Матиза» невиновен, несмотря на то, что в момент ДТП врезался «Форду» в задний бампер.
Оспаривается не сам штраф, а протокол или постановление. Протокол составляется на месте происшествия, в нем указываются все обстоятельства и данные водителей. Постановление оформляется на основании протокола.
Если водитель отрицает свою вину, он может обжаловать процессуальные документы любым из способов:
- Через руководителя ГИБДД. Подается письменная жалоба, где описываются все обстоятельства и доказательства невиновности.
- Через суд. Исковое заявление подается по месту нахождения подразделения ГИЮДД, сотрудник которого оформил протокол. К нему прилагаются видео- или фотоматериалы, доказывающие невиновность.
При необходимости на судебных заседаниях могут потребоваться свидетели, поэтому рекомендуется взять номера телефонов граждан, видевших момент ДТП. Дело рассматривается не более 1 месяца, после чего принимается судебное решение, на основании которого отменяется постановление или протокол.
Штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала между автомобилями
Означает ли это, если случилось столкновение с передней машиной, то виновником будет всегда задний автомобиль, и всегда есть нарушение п. 9.10 Правил? Да, так получается в большинстве случаев. Есть некоторые исключения, о которых пойдет речь ниже.
Инспектор ДПС вынес определение об отказе в возбуждении дела в отношении второго водителя, никак не отразив причины и условия остановки первого водителя и указал, что водитель второго автомобиля совершил наезд на стоящий первый автомобоиль.
На сегодняшний день при дтп 2019 коап рф предусматривает размер штрафа в 1500 рублей. Законом не предусмотрено увеличение наказания за совершения повторного правонарушения. Под эту же статью попадает несоблюдение боковой дистанции с аналогичным размером штрафа. Водитель обязан выдерживать такую дистанцию к движущемуся впереди транспортному средству, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения, включая необходимый боковой интервал, который может обеспечить безопасность движения по дороге.
Кто и в каких случаях может быть признан виновным
Два автотранспортных средства едут по одной полосе с одинаковой скоростью. Вдруг первое авто резко тормозит, не предупредив другое, из-за состояния здоровья водителя (инсульт, инфаркт, потеря создания и другие серьёзные причины, то есть ОРВИ сюда не подходит). В результате позади идущее врезается в «больного». Итог – виновник вторая машина, которая не рассчитала дистанцию при движении.
Штраф за несоблюдение дистанции накладывается только в том случае, если произошло столкновение транспортных средств. Если столкновения не было, то штраф не накладывается.
Хотя, даже в таких случаях вас могут не спасти свидетели и даже видеосъемка. Все зависит от порядочности ГИБДД, готового разобраться в ситуации и второго водителя, готового идти на разговор. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Размер штрафа после ДТП за несоблюдение дистанции
Штраф за несоблюдение дистанции между автомобилями назначается в случае аварии, то есть реального нарушения ПДД.
За это водителю придется заплатить 1500 рублей, плюс компенсировать расходы на восстановление транспортного средства, если сделать это по страховке невозможно.
Штраф назначается при условии, что оба автомобиля находились в движении. Если одна из машин была припаркована или стояла на светофоре, виновнику выдвигают обвинение уже по другому виду нарушения.
Понести наказание придется и в том случае, если водитель неправильно выбрал боковую дистанцию.
Такое случается при выезде с парковки, а также обгоне впереди идущего транспорта. Каждый случай рассматривается индивидуально, с учетом внешних факторов и вида нарушения.
Стоит заметить, что сейчас действует правило по скидке в 50% на оплату штрафа.
Если уложиться в 10-дневный срок, то сумма штрафа за несоблюдение дистанции составит 750 рублей. И нельзя забывать про административную ответственность за неуплату назначенных штрафов.