Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог 2024 для юридических лиц Татарстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2022 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.
В 2024 году были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым определен коэффициент, ограничивающий рост налоговых выплат 10% относительно предыдущего года. Исключение допускается для субъектов, к которым применён повышенный коэффициент, связанный с нарушениями сроков застройки.
Сроки перечисления устанавливаются законодательными актами муниципалитетов. При этом они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Налоги будут расти постепенно
Хотя изменение кадастровой стоимости неизбежно повлечет и изменение суммы налога на недвижимость, в ближайшее время владельцы земли, которая подорожала, этого не почувствуют, считают в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки»:
— В будущем году те, чьи участки подорожали, будут платить налог за этот год в соответствии с их стоимостью до оценки. А вот те, чьи участки подешевели, заплатят уже меньше — согласно новым данным о кадастровой стоимости. Дело в том, что федеральным законом от 26 марта 2022 г. №67-ФЗ предусмотрена отсрочка применения вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае ее увеличения. В частности, изменения внесены в статью 391 Налогового кодекса РФ. Налоговая база по земельному налогу за 2023 год определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января 2022 года, если на 1 января 2023 года она выросла по сравнению со своим значением на 1 января 2022 года. Исключением является увеличение кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта недвижимости.
Кроме того, на сегодня Налоговым кодексом предусмотрено ограничение роста налоговых платежей по земельному налогу. Согласно пункту 17 ст. 396 НК РФ, в случае, если сумма налога на земельный участок превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 (10%), сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 (10%). Ограничение по росту суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом установлено в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — физических лиц. То есть рост платежа будет происходить поэтапно, и этот процесс растянется на годы.
За что начисляется земельный налог
Она, как правило, немаленькая. Однако, юридическое лицо, собственник земельного участка может воспользоваться льготой от государства и вообще не платить налог — при условии, что сдает в аренду земельный участок и с суммы дохода от сдачи платит налог, в соответствии со своим режимом налогообложения.
В результате только в прошлом году появились два больших законодательных изменения: это федеральный закон № 63 от 15 апреля 2019 года и федеральный закон №325 от 29 сентября 2019 года.
ЗК РФ, к землям сельхозназначения также относят наделы, включенные в состав зон сельхозиспользования в населенных пунктах. К таким участкам разрешено применять пониженную ставку налога (при условии их надлежащего использования). Изменения по этим налогам появились потому, что за последние годы была наработана судебная практика, особенно в части расчета кадастровой стоимости — это положительный момент, считают в ФНС, так как часто эти судебные решения, уравновешивая Налоговый кодекс, меняют налоговую нагрузку «в пользу налогоплательщика» (то есть снижают ее).
Поднять ставку в пять раз сразу не смогут
Еще больше изменений в Налоговый кодекс внес 325-й закон, касающийся в первую очередь порядка взаимодействий налоговых органов с другими ведомствами. Во-первых, он регулирует взаимодействие граждан и юрлиц через МФЦ — с которыми УФНС по РТ заключило договоры, и теперь все документы МФЦ имеют такую же юридическую силу, какую имеют и документы татарстанских налоговиков.
Во-вторых, налоговики получили право получать сведения у Росреестра, если им необходимо будет уточнить информацию об участках организаций за предыдущие годы.
В-третьих, чтобы применять повышенную ставку земельного налога в 1,5% на те земельные участки для ИЖС, которые предприятия используют ради коммерческой выгоды, налоговики должны будут тесно сотрудничать с органами земельного контроля, в том числе органами местного самоуправления. Сами налоговики в волюнтаристском порядке этого сделать не смогут.
В-четвертых, сами заявления организаций о налоговых льготах ФНС обязано рассматривать не дольше месяца.
Земли, не подвергающиеся налогообложению
В отдельных случаях законом предусмотрена возможность не платить земельный налог. Например, в НК указано, что от уплаты освобождаются граждане и организации в том случае, если участки находятся «у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования», а также переданные им по договору аренды.
Объектами налогообложения также не считаются земельные участки, которые были изъяты из оборота или ограничены в нем в соответствии с законодательством. Как правило, к последней категории относятся земли, на которых располагаются обладающие особой ценностью объекты культурного наследия или объекты, которые включены в Список всемирного наследия, а также историко-культурные заповедники и так далее.
Помимо этого, налог не нужно платить за участки, которые относятся к землям лесного фонда или заняты объектами, которые находятся в госсобственности и включены в состав водного фонда. Участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома, также не облагаются земельным налогом. Как правило, сюда включаются не только квадратные метры, расположенные непосредственно под строением, но и прилегающая к дому территория.
Размер налога и его изменения
Размер налога по земельному налогу для юридических лиц в Татарстане в 2024 году определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, указанной в государственном кадастровом плане.
В соответствии с законодательством Татарстана, налоговая ставка для юридических лиц составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Изменение налоговой ставки по земельному налогу для юридических лиц в Татарстане зависит от решения органов местного самоуправления. Налоговые ставки могут быть изменены в соответствии с экономической ситуацией, развитием инфраструктуры и другими факторами.
При изменении налоговой ставки, юридические лица обязаны уплачивать налог в соответствии с новыми ставками, утвержденными органами местного самоуправления.
Особенности налогообложения земельным налогом
1. Индивидуальная ставка налога. При расчете земельного налога для каждого участка устанавливается индивидуальная ставка. Она зависит от таких факторов, как размер участка, его категория, местоположение и назначение. Участки могут быть разделены на категории в соответствии с их функциональным назначением, например, для жилой, коммерческой или промышленной застройки.
2. Отсутствие льгот и особой налоговой базы. Для юридических лиц отсутствуют особые льготы и налоговые ставки, которые могут быть предоставлены физическим лицам. Налоговая база для земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и не подлежит корректировкам.
3. Сокращение налоговых обязательств. Чтобы сократить налоговые обязательства по земельному налогу, юридические лица могут использовать различные стратегии, такие как снижение земельных площадей, перенесение долей в другое юридическое лицо, разделение земельных участков и другие формы оптимизации. Однако, использование таких стратегий должно быть в соответствии с действующим законодательством и не должно нарушать налоговые правила.
4. Возможность повышения налоговых ставок. В зависимости от местных правительственных органов и изменений законодательства, налоговые ставки по земельному налогу могут быть повышены. Повышение налоговых ставок может производиться для компенсации бюджетных нужд региона, стимулирования развития определенных отраслей, снижения дефицита бюджета и других целей.
Важно помнить, что налогообложение земельным налогом является обязательной процедурой для юридических лиц в Татарстане. Юридические лица должны внимательно относиться к расчету и своевременному уплате земельного налога, чтобы избежать штрафов и проблем с налоговыми органами.
Обязательная электронная отчетность
В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.
Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:
- Кадастровая стоимость земельных участков;
- Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
- Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
- Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
- Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
- Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.
В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.
Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.
В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.
Упрощение процедуры уплаты налога
Согласно изменениям, внесенным Законом № 389-ФЗ, процедура уплаты земельного налога будет значительно упрощена. Новые правила позволят субъектам РФ более эффективно осуществлять уплату данного налога и упростят взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Наиболее значимыми изменениями в процедуре уплаты земельного налога являются:
- Введение новой формы налогового декларирования. Новая форма декларации устанавливает более простые требования к заполнению и предоставлению данных, что упрощает процесс подачи декларации налогоплательщиками.
- Переход к электронному способу предоставления налоговой декларации. Теперь налогоплательщики могут подавать декларацию в электронной форме через специальные интернет-порталы и сервисы.
- Упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Субъектам РФ будет предоставлена возможность самостоятельно рассчитывать сумму налога и осуществлять его уплату без участия налоговых органов.
- Установление единой ставки налога для всех видов земельных участков. Вместо различных ставок налога для земель сельскохозяйственного, промышленного и иного назначения будет установлена единая ставка налога, что сделает процедуру расчета и уплаты налога более прозрачной и предсказуемой для налогоплательщиков.
В целом, упрощение процедуры уплаты земельного налога позволит субъектам РФ более эффективно взаимодействовать с налоговыми органами и снизит административную нагрузку на налогоплательщиков. Это в свою очередь способствует развитию предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата и развитию экономики в целом.
Земельный налог в Республике Татарстан
Земельный налог ставка в Казани для участков, имеющих сельскохозяйственное назначение, составляет 0,25%, для ведения личного подсобного хозяйства – 0,2%, для объектов недвижимости занятых многоэтажным жилищным фондом – 0, 2%, под индивидуальными жилыми домами — 0, 25%.
Земельный Республики Татарстан налог определяется как налог на доходы с земельного участка, изымающийся с физических лиц и организаций, являющихся обладателями этих участков на праве собственности, как наследуемые пожизненные владения, или участки пожизненного (постоянного) пользования. Земельный налог не взимается при подтвержденном документально праве на безвозмездное пользование данным земельным участком или при его аренде. Арендаторы уплачивают за земельные участки арендную плату.