Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли снять с очереди на улучшение жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Низкий уровень жизни заставляет граждан РФ становиться в очередь на улучшение условий проживания. Люди собирают множество документов, тратят время на общение с чиновниками и постановку на учет. Но в определенный момент человек может узнать, что его сняли с очереди на жилье.
-
Если у Вас возник вопрос, как восстановить очередь на жильё, внимательно прочитайте эту страницу. Возможно, что ответ уже есть, в тексте статьи или в х.
-
Бесплатно задайте свой вопрос по телефону или в х о том, что нужно сделать, чтобы восстановить очередь на жилье через суд;
-
Подготовьте все материалы по делу о восстановлении очереди на жильё (документы, касающиеся этого вопроса) и на их основании выясните судебную перспективу;
-
Вам придется разработать стратегию защиты Ваших прав, чтобы доказать факт незаконного снятия с очереди на жилье и определить, в каком порядке обращаться в суд;
-
Не откладывайте решение этой проблемы. Вы можете пропустить срок на обращение в суд (срок исковой давности) с заявлением о восстановлении очереди на жильё, а восстановить его очень сложно.
-
Подготовьте заявление о признании распоряжения о снятии с очереди незаконным и подайте его в суд;
-
Активно участвуйте в судебном процессе по восстановлению очереди на жилье и защищайте свои права.
Комментарий к ст. 56 ЖК РФ
1. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., для получения жилья по договору социального найма снимаются с учета по основаниям п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 комментируемой статьи или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
В ч. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень конкретных обстоятельств, служащих основаниями для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку перечень, предусмотренный комментируемой статьей, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.
Под утратой гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма, может пониматься существенное улучшение материального положения семьи лица, состоящего на учет, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).
Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарии к ст. ст. 52 и 57 ЖК), поэтому его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в связи с особенностями организации местного самоуправления в этих городах, которые заключаются в том, что решение жилищных вопросов входит в компетенцию не органов местного самоуправления, а указанных субъектов Федерации.
Как было отмечено в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.), «временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ».
Неправомерные действия должностных лиц как основание для снятия с учета выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно комментируемому Кодексу постановке на учет для получения жилья (см. комментарий к ст. 54).
Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В некоторых регионах страны для решения жилищной проблемы очередникам выделяют земельные участки для строительства жилого дома. Обычно такие земельные участки дают людям, имеющим особые заслуги. Так, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий. Предоставление подобных земельных участков по общему правилу влечет снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако исключение сделано для граждан, имеющих трех и более детей, которые не снимаются с учета. Очевидно, законодатель исходил из необходимости особого поощрения многодетных семей.
Ошибочное суждение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий
Ситуация | Правильное применение норм ЖК РФ к обозначенной ситуации |
Семью могут снять с очереди на улучшение жилья, если хоть один из ее членов выпишется | С очереди снимут только при условии, что после выписки члена семьи квадратные метры жилого помещения (из расчета на одного жильца) будут соответствовать норме |
Малоимущую семью при получении наследства с учета не снимают |
Если фактически принятое наследство (автомобиль, вещь, дом, иное) значительно улучшает материальное положение малоимущей семьи, то ее с очереди снимут |
При оформлении ипотеки на строительство жилья семья, нуждающаяся в улучшении жилища, не теряет свой статус и очередь | Ипотека — государственная материальная поддержка.
Если нуждающаяся семья выбрала этот вариант помощи, то предыдущий (постановка на учет для улучшения условий проживания) исключается. Т. е. семья автоматически снимается с очереди |
Восстановление в очереди на жилье
Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:
- Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
- Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Можно ли возобновить свою очередь на улучшение жилья после снятия с очередности и как?
Можно, если человека сняли с очереди с нарушением закона. Восстановлением занимается районный суд. Следует подать туда исковое требование, приложив к нему документы, доказывающие неправомерность действий ответчика. Делать это необходимо в первые три месяца после получения на руки извещения о снятии с учета.
Вопрос №2: Могут ли снять с учета при наличии дачи?
Могут, если специально созданная «оценочная» комиссия определит, что дом дачного типа пригоден для проживания, а именно:
- строение зарегистрировано надлежащим образом, имеет адрес;
- дом со всеми удобствами и необходимыми коммуникациями (есть водопровод, канализация, а не только печное отопление);
- метраж помещений соответствует требуемым нормам;
- наличествует соответствующая инфраструктура и др.
Комментарии к ст. 56 ЖК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.
Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.
3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:
1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;
2) увеличени�� стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);
3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
Что важно знать о работе
Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?
Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.
п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647
В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.
ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»
У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.
Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
- В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
- Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
- При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
- Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.
На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:
- собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
- исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
- самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья.
- утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.
Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру. Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.
В иске должны содержаться следующие сведения:
- Наименование суда в который он подается;
- Ф. И. О. истца, его телефон и адрес проживания;
- Сведения об ответчике (наименование организации), адрес, контактные номера телефонов;
- Сведения о месте проживания в настоящий момент;
- Основание по которому лицо было поставлено на учеты в качестве нуждающегося в жилплощади и дата когда это было сделано;
- Дата, когда лицо узнало, что оно было снято с учета;
- Просьба о признании действий ответчика незаконными;
- Просьба о восстановлении на учете;
- Дата направления иска;
- Подпись.
Что может сделать юрист
В рамках своей собственной компетенции юридический специалист сможет оказать следующие разновидности и типы помощи тем категориям граждан, которых по какой-либо причине сняли с очереди на предоставление жилой площади:
- Анализ ситуации. Перед тем, как рассматривать дело и найти ответы на вопросы о том, за что могут снять с очереди, квалифицированный и имеющий опыт юрист обязан в рамках своей компетенции проанализировать ситуацию, а также определить те причины, на основании которых гражданин или же группа граждан России была снята с государственного учета по предоставлению жилья от государства. Следует отметить, что каждый случай является уникальным, и именно поэтому для расследования причин отказа от предоставления жилья самым лучшим вариантов будет обращение к квалифицированному юристу. Без его помощи и подробной консультации по вопросам постановления и снятия граждан с предоставления жилья от государства будет очень сложно защищать свои права, а также доказывать то, что заявитель имеет полное право на восстановление своего статуса для получения жилой площади;
- Сбор документов. Еще одна важная обязанность юриста, без которой не проходит ни одна юридическая консультация в Москве – это сбор необходимых документационных и информационных данных для оспаривания решения о снятии граждан с учета. При правильно подходе, а также при сборе всех необходимых документов можно добиться не только пересмотра решения относительно снятия с учета, но также и пересмотра спора в рамках суда;
- Консультация. Консультация квалифицированного юриста – это один из самых популярных сегодня видов помощи юридического сотрудника. В рамках юридической консультации юрист сможет рассмотреть различные ситуации, решения и методики защиты интересов своего клиента, а также ответить на все заданные в рамках консультирования вопросы. Благодаря консультации имеющего опыт юридического специалиста можно увеличить шанс положительного решения в рамках проводимого правового спора по снятию гражданина или группы граждан с учета по предоставлению жилого помещения в Москве.
- Личное представительство. Помимо юридической консультации, которая сможет помочь при разрешении любых вопросов, а также дать всю необходимую для защиты и дальнейших споров в рамках судебного делопроизводства информацию, юрист сможет оказать услуги по личному представительству. Личное представительство юриста в рамках судебного делопроизводства – это один из основных моментов, помогающих стороне не только защищать интересы, но также и отставить их согласно судебному заседанию настоящей инстанции. Более того, в рамках юридической консультации можно понять, как оспорить снятие с очереди на жилые помещения для различных категорий граждан или семей, которые претендуют на получение площади согласно нормам и статьям действующего законодательства (согласно действующему на территории России Жилищному Кодексу, а именно согласно статье под номером 188);
- Обжалование. В том случае, если доводы, которые были представлены в рамках судебного делопроизводства, были недостаточно убедительными, из-за чего судья вынес отрицательное решение, квалифицированный юрист сможет подготовить все необходимые документы для того, чтобы обжаловать решение в рамках вышестоящего суда.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Эту простую, но действенную схему наши госслужащие давно поставили на поток. Суть в следующем: чиновники тщательно проверяют ближнюю и дальнюю родню претендента на бесплатную квартиру и если находят у кого-то недвижимость, учитывают ее площадь при определении жилищных условий заявителя. Неожиданной «прибавкой» может стать что угодно: от добрачной «однушки» бывшего зятя до деревенского дома тетушки из Урюпинска. Как только общая квадратура достигает нормативов, очередника и его семью снимают с учета. Ведь чтобы сохранить место в заветном списке, граждане должны действительно нуждаться в государственных метрах. Например, вообще не иметь своего угла либо ютиться в очень маленьком помещении. Скажем, в Москве и области учетные нормы составляют не более 10 кв. м на человека (для коммуналок — 15 кв. м).
При этом власти старательно игнорируют тот факт, что владелец дополнительных «квадратов» зарегистрирован в другом месте и к жилищной очереди не имеет никакого отношения, а сами очередники не вправе пользоваться его имуществом. Типичный случай: гражданка К. вместе с родителями живет в деревянном бараке и скоро получит квартиру от государства. Ее супруг прописан в собственном коттедже, купленном задолго до свадьбы, и на социальные метры жены не рассчитывает. По закону, в такой ситуации личную недвижимость мужа нельзя брать в расчет, а значит, все должны остаться при своем. Но Департамент городского имущества города Москвы решил иначе: нуждающихся исключили из списка, и чтобы восстановиться, им потребовалось идти в суд.
Или вот, еще более абсурдная история. Москвичка прописана в коммуналке вместе с двумя детьми и с середины девяностых стоит в очереди на жилье. После 23 лет ожидания департамент внезапно ее «отчислил». Оказалось, работники мэрии приплюсовали к 34 кв. м заявительницы дом ее двоюродного брата площадью 180 кв. м. В итоге на четверых человек по документам пришлось 214 «квадратов», и необходимость в улучшении условий за счет бюджета отпала. Однако бывшая очередница сумела убедить суд в том, что не вселяла брата в свою коммунальную квартиру, а значит, он не является членом ее семьи. Долями в праве собственности на недвижимость родственника ни истица, ни ее дети также не обладают. В итоге распоряжение городских властей признали незаконным.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Примеры из судебной практики
1. ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Лицо не может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения
Е.Е. обратилась с иском к администрации о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, указывая, что признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 02.10.2009 г. состоит в браке с Е.С., от брака имеют сына С.
Суд второй инстанции решение суда изменил, изложил резолютивную часть в следующей редакции: «Обязать администрацию за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Е.Е., на семью из 2 человек благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м».
При этому суд указал следующее. Возлагая обязанность по обеспечению Е.Е. жилым помещением с учетом всех членов ее семьи, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 51 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. При этом в соответствие с ч. 2 указанной статьи предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.
На основании изложенного, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Е.С. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения Е.В. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м, в силу чего он обеспечению жилым помещением не подлежит.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением должно иметь место без учета ее малолетнего сына судебная коллегия считает несостоятельными.
В силу статьи 69 ЖК РФ малолетний сын истицы является членом ее семьи, право пользования жилым помещением по месту жительства отца он не имеет, членом семьи своей бабушки в силу родственных отношений не является, поэтому признается нуждающимся в жилом помещении. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам (см. подробнее кассационное определение Пермского краевого суда от 6 июля 2010 г. по делу N 33-5643)
2. Вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности квартира, заявитель утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма. При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют
Обстоятельства: К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрация о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
К. В. проживает в двухкомнатной квартире. Совместно с ним зарегистрированы его сын К.А., бывшая невестка К.А. и две внучки К.М. и К.Е. (всего 5 человек).
В 1984 году семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2009 года в Администрации ему сообщили, что он снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что выявлено, что он состоит в зарегистрированном браке с С., у которой имеется однокомнатная квартира, принадлежащая ей на праве собственности.
Распоряжением Администрации он снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность его семьи с учетом площади, принадлежащей его супруге С., составляет 13,36 кв. м, что превышает установленную законодательством учетную норму — 9 кв. м на человека.
Городской суд в иске отказал, указав следующее.
Судом установлено, что К.В. зарегистрирован в двухкомнатной квартире, жилой площадью 27,20 кв. м, общей площадью 44,50 кв. м. Совместно с ним зарегистрированы сын К.А., бывшая невестка К.А., внучки К.И. и К.М. (л.д. 6).
В соответствии с Распоряжением от 15.03.1984 года, К.В. вместе с семьей из пяти человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, поставлен на учет.
Из материалов дела следует, что К.В. в 1996 году заключил брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м.
Учитывая, что К.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м, он утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма, т.к. обеспечение жилой площадью на одного члена семьи, с учетом супруги К.В. составила 13.36 кв. м, что превышает установленную законодательством норму (9 кв. м на одного человека).
При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют (см. подробнее определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2010 г. N 647).
3. Муж дочери заявительницы (снятой со всей семьей с учета нуждающихся) никогда не вселялся в жилое помещение заявительницы, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак, в связи с этим решение о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не является законным
Распоряжением главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 К. с семьей (муж, дочь, сын) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия указанного решения послужило наличие у мужа дочери заявительницы в собственности двухкомнатной квартиры с учетом площади которой, на каждого члена семьи К. приходится по 18,9 кв. м площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади на человека, установленную законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на каждого члена семьи К. (включая супруга дочери заявителя), с учетом суммарной площади двух жилых помещений приходится по 18,9 кв. м, что превышает учетную норму.
Из материалов дела следует, что муж дочери заявительницы никогда не вселялся в жилое помещение К., на улучшение жилищных условий не претендует, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак с В. в порядке наследования по завещанию 03.04.2000 г., что в силу положений ЖК РФ, не может быть основанием для снятия К. и ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах являются ошибочным выводы судов о том, что оспариваемое заявителем распоряжение главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 является законным и обоснованным.
Есть ли смысл подавать в суд.
Судебная практика: обзор, примеры, не способна дать четкого ответа на этот вопрос. Многое будет зависеть от обоснованности жалобы и полноты представленных доказательств.
Так, например, если очередник и его семья по факту улучшат условия проживания или утратят статус малоимущей семьи, рассчитывать на удовлетворение требований не стоит. Утрата статуса, то есть оснований постановки на учет, приведет к аналогичным последствиям.
В то же время велика вероятность удовлетворения иска, если уполномоченный орган ссылается на отказ очередника от наследства или на наличие у него садового дома.
Из практики судов примечателен пример, когда истица, проживающая в комнате коммунальной квартиры и стоящая в очереди на жилье с 1980 года, была снята с учета по причине того, что ее дочь выросла и вышла замуж за человека, прописанного с родителями в трехкомнатной квартире.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела. Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру, — объясняет адвокат Олег Сухов. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде. Недавно участником такого процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу. Чиновники же, не долго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди. Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.