Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое структурное подразделение организации в медицине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.
Стационарные типы лечебно-профилактических учреждений
В стационарных лечебных учреждениях оказывается медицинская помощь в случаях, когда состояние пациента требует:
- комплексных лечебных и диагностических мероприятий
- специализированной медицинской помощи
- проведения серьезного оперативного лечения
- постоянного наблюдения и контроля со стороны медперсонала
Основные задачи, которые выполняют стационарные типы лечебно-профилактических учреждений:
- Проведение диагностики и лечения заболеваний
- Оказание неотложной помощи
- Проведение реабилитационных мероприятий
- Профилактическая деятельность
- Проведение научно-исследовательских работ
Медицинские учреждения
В соответствии с частью 2 статьи 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в государственную систему здравоохранения также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, которые созданы в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, организации по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные учреждения и организации.
В соответствии с частью 3 статьи 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, являющиеся юридическими лицами.
Согласно статье 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, которые занимаются частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
1. Лечебно-профилактические учреждения.
1.1. Больничные учреждения.
1.1.1. Больницы, в том числе:
— городская, в том числе детская;
— городская скорой медицинской помощи;
— центральная (городская, районная);
— областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
— восстановительного лечения, в том числе детская;
— инфекционная, в том числе детская (Приказ Минздрава Российской от 17 сентября 1993 года №220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации»);
— психоневрологическая, в том числе детская;
— психиатрическая, в том числе детская;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
— туберкулезная, в том числе детская.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.
— врачебно-физкультурный (Приказ Минздрава Российской Федерации от 20 августа 2001 года №337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»);
— кожно-венерологический (Приказ Минздрава Российской Федерации от 30 июля 2001 года №291 «О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем»);
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
— городская, в том числе детская;
— стоматологическая, в том числе детская;
— консультативно-диагностическая, в том числе для детей;
1.4. Центры, в том числе научно-практические:
— восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;
— восстановительной медицины и реабилитации;
— гериатрический (Приказ №297);
— диабетологический (Приказ Минздрава Российской Федерации от 16 июля 2001 года №267 «О развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации»);
— наркологический реабилитационный (Приказ Минздрава Российской Федерации от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах»);
— медицинский, в том числе окружной;
— по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;
— патологии речи и нейрореабилитации (Приложение №3 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 августа 2005 года №534 «О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы»);
— медицинской и социальной реабилитации;
— общей врачебной (семейной) практики (Приложение №3 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 20 ноября 2002 года №350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации»);
— консультативно-диагностический, в том числе для детей;
— лечебной физкультуры и спортивной медицины;
— лечебного и профилактического питания;
— специализированных видов медицинской помощи;
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания кров.
1.5.1. Станция скорой медицинской помощи.
1.5.2. Станция переливания крови.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства.
1.6.1. Перинатальный центр (Приложение №1 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 9 декабря 2004 года №308 «О вопросах организации деятельности перинатальных центров»).
1.6.3. Женская консультация.
1.6.4. Центр планирования семьи и репродукции.
1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.
1.6.6. Дом ребенка, в том числе специализированный (Приложение №1 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 24 января 2003 года №2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка»).
1.6.7. Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные учреждения.
1.7.1. Бальнеологическая лечебница.
1.7.3. Курортная поликлиника.
1.7.4. Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.
1.7.6. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Учреждения здравоохранения особого типа.
— медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);
— медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);
— лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);
— контроля качества и сертификации лекарственных средств;
— информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.
2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.
2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.
2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.
3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.3. Противочумный центр (станция).
3.4. Дезинфекционный центр (станция).
3.5. Центр гигиенического образования населения.
Лечебно-профилактические учреждения, такие как больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения, которые используются с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) либо в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.
Учреждения здравоохранения, перечисленные в подразделе 1.1 «Больничные учреждения» в Приказе Минздравсоцразвития №627, могут иметь в своем составе поликлинику (амбулаторию).
Фельдшерско-акушерские пункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Получение направления в поликлинике в специализированное ЛПУ
При обращении в поликлинику, к которой я прикреплен по полису ОМС, периодически возникает потребность в получении направления к специалистам или для проведения инструментальных исследований в другие ЛПУ, работающие в системе ОМС. Эта потребность возникает с моей стороны исключительно по причине моего желания получить консультацию у специалиста учреждения, которое я считаю более компетентным в оказании той или иной специализированной помощи.
Так вот, при попытке получить направление у терапевта, к которому я попадаю на прием, обычно случаются два исхода:
2) мне приходится «доказывать», что мне нужна консультация или исследование. Выписки с рекомендациями оказывается недостаточно, требуют результаты всех анализов, указанных в данной выписке, т.е. тех, с результатами которых, я собираюсь к специалисту. Только после этого мне могут дать направление.
1) Насколько правомерны такие действия врача-терапевта? Если что-то правомерно, то что именно?
2) Что, согласно законодательству, я обязан предоставить врачу ЛПУ для получения направления в другое ЛПУ на консультацию или на исследование?
Достаточно ли просто наличия выписки без каких-либо результатов анализов?
Достаточно ли только моего желания получить консультацию без наличия каких-либо выписок?
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Специализированная медицинская помощь — это медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
существует следующий нормативный акт:
В соответствии с вышеуказанным актом п.13. Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее — направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:
1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;
2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
14. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
15. На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н»Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»
В вышеуказанном акте есть пункт о том, что направление должно содержать результаты лабораторных, инструментальных и других видов диагностики, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи;
таким образом: отказывать в выписывании направления в нужный вам ЛПУ, мотивируя тем, что » у нас в филиале есть специалист такого профиля — идите к нему, а в другое ЛПУ направление не дам» не имеют право, так как вы можете выбрать ЛПУ по своему усмотрению.
Но для получения направления вы должны предоставить анализы.
периодически возникает потребность в получении направления к специалистам или для проведения инструментальных исследований в другие ЛПУ, работающие в системе ОМС. Эта потребность возникает с моей стороны исключительно по причине моего желания получить консультацию у специалиста учреждения, которое я считаю более компетентным в оказании той или иной специализированной помощи.
При требовании направления к нужному Вам специалисту, думаю, что Вам следует руководствоваться положениями ст. 19 ФЗ N 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
а также, ст. 21 этого же Закона:
4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, нахожу уместным применение следующих положений, в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»:
13. Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее — направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:
1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;
2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
14. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
15. На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.
При этом, согласно федеральному законодательству, первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется как по направлению терапевта (педиатра, врача общей практики, фельдшера), так и врача-специалиста, и даже в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию. Это прямо предусмотрено п. 21 Положения Минздрава России об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению;
21. Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
«Мораторий» на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Напоминаем, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства государством установлен «мораторий» на проведение плановых проверок (статья 26.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Исключение составляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
К сфере здравоохранения в соответствии с указанным постановлением относятся медицинские организации:
- оказывающие амбулаторно – поликлиническую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно — эпидемиологическим надзором);
- оказывающие стационарную и санаторно – курортную медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно -эпидемиологическим надзором);
- оказывающие скорую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности).
Учреждения здравоохранения
К системе здравоохранения относится целая совокупность разноуровневых учреждений:
- министерство здравоохранения;
- медицинские научно-исследовательские институты;
- больницы;
- поликлиники;
- службы скорой медицинской помощи;
- частные медицинские центры;
- аптеки и фармацевтические кампании;
- санитарные службы;
- санатории;
- кабинеты врачей (например, кабинет терапевта);
- психиатрические клиники;
- специализированные медицинские учреждения;
- медицинские лаборатории;
- военные госпитали;
- службы транспортировки больных и раненых;
- медицинские корпорации и др.
В целом, служба здравоохранения состоит из медицинских учреждений и других форм медицинского обслуживания, таких как частная медицинская практика, которые создаются в обществе с целью оказания медицинской помощи.
СОП или стандартная операционная процедура — это документ, в котором подробно расписан конкретный вид работ или процедур. СОПы еще называют рабочими инструкциями, опираясь на которые работники медицинской клиники выполняют должностные обязанности.
СОПы применяют для:
- анализа работы в медорганизации;
- определения лучшего способа выполнения работы;
- стандартизации процессов;
- упрощения ввода в работу новых сотрудников;
- проведения внутренних аудитов;
- управления знаниями, фиксации совокупного опыта персонала;
- поиска источников ошибок и рисков в работе;
- защиты от претензий внешних аудиторов из Роспотребнадзора, Росздравнадзора, МВД.
Главная цель создания СОПов — анализ качества работы персонала. При подготовке инструкций видно, какие ошибки и сбои встречаются при выполнении медицинских процедур, насколько однотипно их выполняют разные специалисты. Кроме того, СОПы помогают упростить обучение сотрудников.
Как оформить бланк СОПа: рекомендованная структура
Изучите требования стандартов ISO 9001, GxP, ISO 15189. Правила, которые есть в этих документах, адаптируйте под требования медицинской организации. Не пытайтесь полностью все скопировать, иначе при заполнении бланка у вас останутся пустые разделы.
На титульном листе СОПа перечислите:
- название СОПа;
- идентификатор (код);
- Ф. И. О., должность и подпись разработчика СОПа;
- Ф. И. О., должность и подпись руководителя, утвердившего СОП;
- Ф. И. О., должность и подписи сотрудников, согласовавших СОП;
- дату разработки;
- дату утверждения и введения в действие;
- печать организации.
Разделы СОПов структурируйте примерно так:
- назначение;
- область применения;
- сотрудники, для которых предназначен СОП;
- ссылки на нормативные документы;
- термины и определения;
- используемые сокращения;
- применяемое оборудование и инструменты;
- ответственность за невыполнение или неправильное применение СОПа;
- описание процедуры, требования к промежуточному контролю;
- действия во внештатных ситуациях;
- алгоритм или блок-схема;
- процедура оценки знаний по СОПу и допуска персонала к самостоятельной работе.
Функционирование медицинских организаций в РФ осуществляется на основе положений ряда различных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Стоит отметить, что положения настоящего Федерального закона, регулирующие функционирование медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) и медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, ее касающейся.
В целях вышеуказанного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Так, именно частный врач выступает в качестве самостоятельного субъекта в рассматриваемых отношениях.
Кроме того, деятельность частного врача является предпринимательской, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое извлечение прибыли от оказания медицинских услуг пациентам лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК РФ ).
Каждому пациенту необходима профилактика или проведение дополнительных лечебных, оздоровительных процедур, чтобы избежать рецидивов болезни.
Излечившийся пациент не должен уже сидеть на таблетках, ему предлагается альтернатива – физиотерапия; эта область медицины основана на лечебных возможностях природных и искусственно созданных физических факторах, что делает её безопасной и своего рода «экологичной» отраслью медицины.
Электролечение включает в себя следующие отрасли, имеющиеся в арсенале поликлиники:
- лазеротерапия
- амплипульс
- электромиостимуляция
- магнитотерапия
- дарсонвализация
- ионофрез (электрофорез)
- фонофорез
- УВЧ-терапия
- КУФО-терапия (ультрафиолетовое облучение)
- ингаляционная терапия
Отнесение к медицинским изделиям при их государственной регистрации
Регистрация медицинских изделий – государственная процедура, цель которой разрешить выпуск на российский рынок качественных и безопасных изделий.
Частью 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323, государственную регистрацию медицинских изделий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Для устранения хаотичности в вопросе использования и регистрации медицинских изделий существует государственный реестр МИ и их производителей, ведение которого возложено на Росздравнадзор. Ведение государственного реестра медицинских изделий и их производителей осуществляется на основании Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 615. Однако с 01.03.2022 вступает в силу постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1650 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов…» и ведение реестра медицинских изделий будет осуществляться уже на основании нового правового документа.
Государственный реестр медицинских изделий в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 615 содержит следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия;
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
в) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
г) вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
д) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
е) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;
ж) наименование и место нахождения организации – заявителя медицинского изделия;
з) наименование и место нахождения организации – производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя, отчество (если имеется), место жительства индивидуального предпринимателя – производителя (изготовителя) медицинского изделия;
и) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
к) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.
В соответствии с действующим законодательством сведения из государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий относятся к открытым данным и публикуются в открытом доступе.
Встречаются ситуации, когда бывает сложно узнать медицинское изделие или нет. Это связано со сложностью определения назначения изделия или сложностью определения механизма его действия. В таком случае спорные вопросы по отнесению изделия к медицинскому рассматриваются на заседании специальной комиссии Росздравнадзора, когда привлекаются квалифицированные специалисты и принимается решение о признании изделия медицинским.
Взаимозаменяемые медизделия
Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Эта норма закона применяется, в большинстве случаев для медицинского персонала медицинской организации, а также для закупочной деятельности, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ.
Взаимозаменяемость МИ необходима в современной медицине, это связано с тем, что не каждое МИ можно приобрести быстро и в срок, и в последствии оказать качественную медицинскую услугу, поэтому взаимозаменяемость медицинских изделий – это возможность замены медицинского изделия другим без ухудшения его качественной характеристики. При этом, у заменяемого МИ должна присутствовать эквивалентность следующих признаков:
- назначение;
- качественные характеристики;
- технические характеристики.
Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь (амбулаторно-поликлиническая)—это медицинская помощь, оказываемая в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника на дом.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее —Основы)каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи(ссылка на программу), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Порядок учета и отпуска лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
Очень важно помнить, на каких бланках должны быть выписаны рецепты для ЛС, подлежащих учету, а также — сколько времени такие рецепты должны храниться
Группы лекарственных средств (списки) | Форма рецептурного бланка | Срок действия рецепта | Сроки хранения рецептов |
ЛП, содержащие наркотические средства и психотропные вещества Списка II (кроме трансдермальных терапевтических систем) | Форма специального рецепт. бланка № 107/у-НП | 15 дней | 5 лет |
ЛП, содержащие психотропные вещества Списка III и наркотические средства Списка II в виде трансдермальных терапевтических систем | Форма № 148-1/у-88 | 15 дней | 5 лет |
Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету ЛС, содержащие СД и ЯВ комбинированные ЛП (п. 5 Приказа МЗСР от 17.05.2012 № 562н) иные ЛС, подлежащие ПКУ: прегабалин,тропикамид, циклопентолат |
Форма № 148-1/у-88 | 15 дней | 3 года |
Административная ответственность за нарушение порядка ПКУ лекарственных препаратов
И в завершение не стоит забывать об ответственности за неправильное исполнение порядка предметно-количественного учета хранения и использования лекарственных средств.
Статья КоАП | Виды правонарушений | Ответственность (административные санкции) |
Ст. 6.16 ч. 1 | — Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (в т. ч. правил хранения, учета, отпуска, реализации, перевозки, приобретения, использования, уничтожения НС, ПВ и включенных в Список I и таблицу I Списка IV прекурсоров НС и ПВ); — непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде |
на юридических лиц: — штраф от 200 000 до 400 000 руб. с конфискацией НС, ПВ или их прекурсоров или без таковой; — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией НС, ПВ или их прекурсоров или без таковой |
Ст. 6.16 ч. 1 | Нарушение правил оборота прекурсоров (табл. III Списка IV) | на юридических лиц: — штраф от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией прекурсоров НС и ПВ или без таковой; — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией прекурсоров НС и ПВ или без таковой |
Ст. 14.1 ч. 3 | Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией | на должностных лиц: — штраф от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц: — штраф от 30 000 до 40 000 руб. |
Ст. 14.1 ч. 4 | Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией | на должностных лиц: — штраф от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц: — штраф от 100 000 до 200 000 руб.; — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Ст. 19.20 ч. 2 | Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии | на должностных лиц: — штраф от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц: — штраф от 100 000 до 150 000 руб. |
Ст. 19.20 ч. 3 | Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии | на должностных лиц: — штраф от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц: — штраф от 150 000 до 250 000 руб.; — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |