Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница ставки без НДС и НДС 0%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Ктo в итoгe дoлжeн плaтить НДC?
Нaлoгoвый кoдeкc PФ чeткo paзъяcняeт, ктo плaтит НДC. A имeннo юpидичecкиe лицa и индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, ocyщecтвляющиe кoммepчecкyю дeятeльнocть: пpoдaжa paзнooбpaзнoгo poдa пpoдyкции, oкaзaниe ycлyг, paбoты нa вceй тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. И eщё oднa кaтeгopия лиц, кoтopыe пoдлeжaт yплaтe НДC — импopтepы ввoзящиe тoвapы нa тeppитopию cтpaны.
Нo ecть cyщecтвeнный мoмeнт. Пoкyпaтeль (клиeнт) плaтит пpoдaвцy зa пoкyпки или oкaзaннyю ycлyгy вмecтe c НДC, лoгичнo чтo имeннo oн oплaчивaeт вce oблoжeния нaлoгoм. Иными cлoвaми, вce ктo идyт в цeпoчкe дo «пoтpeбитeля» — этo пpoмeжyтoчныe coбиpaтeли НДC.
НДC caмaя быcтpo paзвивaющaяcя cиcтeмa нaлoгooблoжeния. 3a ocнoвy в пoдcчeтax взятa oбщaя peзyльтaтивнocть пpeдпpинимaтeля и eгo дeятeльнocти, кaк кoнкpeтнoгo нaлoгoплaтeльщикa. A вoт выpyчкa — этo coвмecтныe ycилия вcex пpeдпpинимaтeлeй в кaждoй кoнкpeтнoй цeпoчкe, coздaющeй тoт или инoй тoвap или ycлyгy.
Нaлoг coбиpaeтcя c зaключитeльнoй кoммepчecкoй cдeлки. И вcё-тaки пopoй вoзникaeт oшибoчнoe oблoжeниe cтoимocти
в мнoгoкpaтнoм oбъёмe из-зa нeдoпoнимaний зaкoнa. Имeннo тyт НДC выcтyпaeт coкpaщaющим пoтepи бyфepoм.
Oт нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть пpaктичecки нe yйти, пoэтoмy гocyдapcтвo oкaзывaeтcя в плюce и c пoпoлнeнным бюджeтoм. Кoгдa ктo-тo из yчacтвyющиx в coвepшaeмыx пocлeдoвaтeльныx cдeлкax пo кaкoй-тo пpичинe нe yплaчивaeт НДC, тo нeдocтaющaя cyммa взимaeтcя c тex, ктo идёт cлeдoм зa нe oплaтившим. B пpoтивнoм cлyчae oни (yчacтники цeпoчки) нe cмoгyт пoлyчить вычeты пpeдycмoтpeнныe зaкoнoм.
Дpyгими cлoвaми мoжнo cкaзaть, чтo нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть — этo paзнoвиднocть нaлoгa c пpoдaж, paнee взимaeмый c oбщeй выpyчки пpeдпpиятия. Плaтили eгo eдинopaзoвo, нa зaключитeльнoй cдeлки. To ecть для пpиoбpeтaющeгo этo никaк нe oтличaлocь мeждy coбoй, этo вcё paвнo вeлo к yвeличeнию paзмepa yплaчивaeмoгo взнoca в бюджeт.
При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.
Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.
Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).
На кого распространяется правило?
Правило применения ставки НДС 0% распространяется на весь товар, который вывозится за пределы Российской Федерации и остается на территории иностранного государства. Следует отметить, что для стран ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении, не считая России) действуют особые условия документооборота. В том случае, если товары поставляются в эти страны и даже проходят через них транзитом, поставщику не потребуется оформлять таможенных и налоговых деклараций.
Это правило объясняется тем, что ЕАЭС изначально подразумевает освобождение от таможенных переплат реализуемой на территории стран-участниц продукции. Соответственно, применение ставки НДС 0% не носит заявительный характер, а является – необходимостью.
Разбирая данный вопрос, на первый взгляд может показаться, что каждый отдельный поставщик имеет право определять самостоятельно, по какой ставке платить налог со своей продукции. Это не совсем верно.
Существует правило, которому необходимо следовать – если есть вывозимый за рубеж товар с целью продажи, значит, необходимо соответствующую информацию предоставлять в ФНС. По сути, не существует такой возможности – сохранить ставку по НДС равную 18%, если контракты компании полностью соответствуют льготным условиям налогообложения.
Двоякость этой ситуации заключается в том, что как таковой «обязанности» подтверждать ставку НДС 0% не существует, но и не предоставить документы на ее получение – тоже не рекомендуется – это может вызвать некоторые подозрения со стороны проверяющих органов, а то и вовсе заморозку вывозимого товара за рубеж.
Складывается впечатление, что контролирующие структуры хотят иметь больше сведений о внешнеторговой деятельности фирм, а в качестве их «поощрения» предлагают «нулевую» ставку с любой налоговой базы. По крайней мере, такой взгляд на вещи больше соответствует данной логике вещей.
Налог на добавленную стоимость существует в экономике порядка 65 лет. До этого компании преимущественно платили налог с продаж, который считался со всей выручки. Это осложняло учет, увеличивало налоговую нагрузку.
Платить налог не с оборота, а с выручки придумал Морис Лоре — министр экономики, промышленности и финансов Франции. Впервые этот налог был применен в колонии Кот-д’Ивуар в 1958 году. А затем уже был внедрен по всей Франции. Инициатива Лоре оказалась многообещающей и показала свою эффективность. Сейчас НДС введен почти во всех странах мира.
В России НДС появился с экономическими реформами в 1992 году. С 1 января 2019 года в РФ действует ставка этого налога — 20%, хотя еще недавно она составляла 18%. В большинстве европейских стран НДС также составляет 20%. А, например, в Греции, Польше, Литве, Ирландии ставка чуть выше — 21-23%.
А вот в США продолжает действовать архаический налог с продаж, его ставка в разных штатах для разного типа продуктов составляет от 3 до 15%.
Как рассчитать налог в переходный период
В переходный период — пока не закроете прошлогодние договоры со ставкой НДС 18% — важно не ошибиться в расчетах. Чтобы правильно рассчитать налог, ориентируйтесь на дату отгрузки товаров, выполнения работ или услуг — неважно, когда вы заключили договор и перечислили деньги.
Если вы подписываете договор в 2018 году, но доставляете товар или оказываете услугу в 2019 году, НДС нужно рассчитывать по ставке 20%.
Если вы платите за товар в 2018 году, а получаете в 2019 году, его нужно принять на учет по ставке 18%, а после отгрузки рассчитать НДС по ставке 20%.
Если вы оплачиваете и получаете товар в 2018 году, а продаете в 2019, то заплатите поставщику НДС по ставке 18%, а покупателю нужно выставить счет с НДС по ставке 20%.
Ситуаций и нюансов много. Подробная информация для бухгалтеров про начисление, оплату и доплату НДС в разных условиях — в письме ФНС России от 23.10.2018.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
История ставок по НДС
Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):
- 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
- 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
- 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.
При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.
В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.
Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).
Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Год | Основная ставка | Льготные ставки |
1992 | 28% | 15%, 0% |
1993-2003 | 20% | 10%, 0% |
2004-2018 | 18% | 10%, 0% |
2019 | 20% | 10%, 0% |
Первый вид НДС, ставка 0%.
1. Первый вид НДС, равный нулевой налоговой ставке, осуществляется при продаже:
— товара, который был вывезен в таможенной процедуре экспорта, товара, который был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с подачей в налоговую соответствующих документов;
— услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, ж/д транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления либо пункт назначения товаров расположен вне России);
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— услуг по перемещаются трубопроводным транспортом природного газа, который поставляется в/из других государств, кроме того, услуг по перевозке (организации перемещения) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки в пределах Росси;
— услуг, которые оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электросети электроэнергии, поставка которой происходит из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы других стран;
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, которые транспортируются через границу России, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и/или пункт назначения, которые расположены вне России;
— работ (услуг) по переработке товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной тер-и;
— услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и/или контейнеров, которые оказываются российскими организациями либо ИП, для совершения перевозки либо перемещения ж/д транспортом используемых товаров либо продуктов переработки с условием, что пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах Российской Федерации;
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями внутреннего водного транспорта, по отношению к товарам, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта при перевозке (перемещении) товаров в пределах России из пункта отправления до пункта выгрузки либо перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания либо другие типы транспорта;
— работ (услуг), которые конкретно связаны с перевозкой либо перемещением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в процессе перевозки зарубежных товаров от таможенного органа в месте прибытия в Россию до таможенного органа в месте убытия из России;
— услуг по перевозке пассажиров и багажа с соблюдением условия, что пункт отправления либо пункт назначения пассажиров и багажа находятся вне России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
— товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
— драгоценных металлов налогоплательщиками, которые производят их добычу либо производство из лома и отходов, содержащих в себе драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку Российской Федерации, банкам;
— товаров (работ, услуг) для использования иностранными дипломатическими представительствами либо для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре России;
— припасов, которые были вывезены из России. Припасами считаются, в данном случае, топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;
— выполняемых российскими перевозчиками на ж/д транспорте работ (услуг) по перевозке либо перемещению экспортируемых за пределы России товаров и вывозу из России продуктов переработки в пределах Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой либо перемещением работ (услуг);
— построенных судов, которые должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, с условием подачи в налоговые органы необходимых документов.
В соответствии со статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, для применения нулевой процентной ставки налога, необходимо это право подтвердить.
При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения ставки налога в 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы нужно подать такие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России. Если контракты содержат сведения, которые несут в себе государственную тайну, вместо копии подается выписка из контракта, в которой будет предоставлена информация, необходимая для проведения налогового контроля;
2) выписка банка (копия выписки), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который совершил выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России, других территорий, относящиеся к ней;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и/или других документов с отметками пограничных таможенных органов, которые бы подтверждали вывоз товаров из России, других территорий, относящиеся к ней;
5) если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо подать такие документы:
— контракт (копия контракта), который был заключен с резидентом особой экономической зоны;
— копия свидетельства о регистрации лица как резидента особой экономической зоны;
— выписка банка (копия выписки) + копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки;
— таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.
При реализации товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также необходимо предоставить:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным либо агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, который производит поставку товаров на экспорт либо поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России;
3) выписка банка (ее копия), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика либо комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Документы (их копии) должны быть поданы в налоговый орган налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по завершении 180 календарных дней налогоплательщик не подал выше описанные документы (их копии), тогда операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) будут облагаться налогом по ставкам 10 либо 18%.
Если в дальнейшем налогоплательщик подает документы (их копии), которые являются основанием для применения нулевой ставки налога, то уплаченные ранее суммы налога будут возвращены налогоплательщику на его счет.
На чьи плечи ложится оплата НДС: покупателя или продавца?
Продавец занимается исчислением суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет. Сам налог предъявляется покупателю товара или услуги, и именно он перечисляет продавцу определенную сумму денежных средств в счет уплаты НДС.
Согласно Налоговому кодексу РФ, продавец начисляет входящий НДС даже в том случае, если товар или услуга предоставляется на безвозмездной основе.
Действующим законодательством РФ предусмотрены ситуации, когда денежные средства в государственный бюджет должны перечислять налоговые агенты:
- при приобретении товаров или услуг у иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ;
- при реализации товаров или услуг иностранных фирм по посредническим договорам;
- при покупке или аренде государственного имущества.
Налоговый кредит и налоговое обязательство
Расскажите о понятиях: налоговый кредит и налоговое обязательство
Под налоговым кредитом принято подразумевать сумму, на которую можно уменьшить доход в отчетном периоде. К примеру, каждый месяц в ФНС подается декларация по НДС.
В качестве заработной платы за месяц возьмем сумму – 15 000 рублей. Предположим, что за отчетный период были приобретены лекарства на сумму 1500 рублей. Именно на эту сумму может быть уменьшен задекларированный доход.
Налоговый кредит по НДС – это сумма, на которую можно уменьшить размер своих обязательств за отчетный период.
Налоговое обязательство – общая сумма налога, полученная в отчетном периоде.
Налогоплательщик должен отдать в бюджет сумму, составляющую разницу между налоговым кредитом и налоговым обязательством. Если же полученное число является отрицательным, то эту сумму должны возместить из государственного бюджета.
Как избежать проблем с налоговой
Есть ли способы, которые позволят избежать проблем с НДС и выездов в ФНС?
Существуют как законные схемы ухода от налогов, так и незаконные. В некоторых случаях даже легальные способы могут вызвать интерес ФНС.
Если ИП или организация решает не платить ФНС, то необходимо ссылаться на статью 145 Налогового кодекса РФ. В ней сказано о том, что при использовании общей системы налогообложения можно не осуществлять уплату НДС, если доход за последние 3 месяца не превышал 2 млн. рублей.
Также, чтобы избежать проблем с налоговой, необходимо проверять СУР контрагентов. Данная аббревиатура расшифровывается как «Система Управления Рисками».
Воспользуйтесь автоматизированной системой контроля за возмещением НДС из бюджета и найдите там окошко общего перечня деклараций. Напротив каждого квартала будет расположен цветной кружок. От того, какого он цвета, зависит то, что нужно знать о контрагенте.
Кружок бывает 4 цветов:
- Красный. Высокий уровень риска.
- Желтый. Невысокий уровень риска, но есть вероятность вмешательства со стороны ФНС.
- Зеленый. Все в порядке. Однако кружок данного цвета крайне трудно встретить.
- Серый. Неопределенный.
Учтите, что с красным цветом лучше не связываться, так как вас постоянно будут вызывать в налоговую и требовать выплаты денежных средств.
Показатель является эволюционной версией налога с продаж, что использовался несколько десятилетий назад. Основная его проблема в то время заключалась в том, что взимание налога производилось с выручки. Это доставляло массу проблем, включая отсутствие нормальной отчетности и изначальное базирование на той самой выручке, а не действительной прибыли. При любых объемах производства и реализации подобное значительно снизило чистую прибыль для предпринимателя, который фактически работал на самоокупаемости.
Отметим, что налог на добавленную стоимость всегда относился к категории косвенных налогов. Для них, как правило, применима только фискальная функция, а появление полностью спровоцировано необходимостью государства повысить основной бюджет.
Первый адаптированный и универсальный вариант НДС получил широкое распространение с 1957 года. Причиной тому стало подписание в Риме договора ЕЭС, в условия которого входила обязательная гармонизация всеми странами своих налогов с целью создания сбалансированного общего рынка. И уже в 1967 году налог стал официальным косвенным налогом, введение которого в каждую систему стал обязателен вплоть до 1972 года. Официальное же закрепление этого налога было осуществлено в 1977 году, а последние критические корректировки внесены в 1991.
На территории России он появился в 1992 году. Это произошло сразу после распада СССР и переработка десятой директивой основных положений об уплате показателя.
С 1 января 2021 года его значение достигло 20%.
Однако все медицинские препараты, а также ряд позиций продуктов питания и детской продукции могут облагаться НДС в размере 10%. В случае же с экспортируемыми товарами, показатель как таковой отсутствует вовсе, так как его ставка равна 0%.