Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непропуск пешехода в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
Теоретические аспекты
Если до внесения поправок в правила, под переходом понимался только участок дороги, выделенные двумя специальным знаками, то в текущий момент дано несколько расширенное определение. Под пешеходным переходом все также следует понимать зону, выделенную двумя знаками, но теперь она может пересекать трамвайные пути, которые зачастую пересекают разделительную линию разметки. Это означает, что теперь водители трамвая обязаны пропускать переходящих дорогу людей. Однако, не стоит переходить дорогу на пересечение движущемуся трамваю – далеко не всегда он сможет быстро и эффективно затормозить.
В прошлой редакции правил обгон на пешеходном переходе был запрещен только в том случае, когда на нем находились люди. Это порождало много необоснованных споров и судебных разбирательств поскольку не было урегулировано то, что может считать нахождением на пешеходном переходе (например, когда обгон совершается на правой стороне проезжей части, а пешеход уже находится на левой и заканчивает пересечение дороги).
ВАЖНО !!! Сейчас же запрещено совершение обгона на пешеходном переходе в любом случае, независимо от присутствия на нем людей.
До внесения изменений 2014 года водитель не был обязан тормозить или останавливаться, если ТС, движущееся по соседней полосе, останавливалось перед пешеходным переходом. Единственная обязанность была удостовериться в безопасности своего движения. Сегодня же водитель должен также снижать свою скорость, если это делают соседние автомобили.
Все вышеперечисленные изменения были направлены на повышения безопасности дорожного движения в первую очередь для пешеходов. За нарушение любого из пунктов правил на водителя будет наложена административная ответственность.
Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2021 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.
Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:
ситуация | наказание |
человек получил легкие травмы | штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет |
вред здоровью средней тяжести | штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет |
тяжкий вред здоровья | тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет |
смертельный исход | лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения — до 7 лет |
Когда требуется уступить дорогу
Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:
- Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
- На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
- Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
- Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
- Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
- Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
Не пропустил пешехода, как доказать невиновность?
Предположим, что водитель не пропустил пешехода, который сам спровоцировал ДТП. Доказать свою непричастность можно по следующему алгоритму:
- Дождаться, когда инспектор покажет удостоверение и представится. Обязательно должна быть названа причина остановки.
- Обязательно требовать официального составления протокола и взятия показаний с пешехода.
- Далее можно самому объяснить пешеходу, что он сам спровоцировал аварию, что было опасно выскакивать за переход перед мчащейся машиной. Инспектор должен будет выписать штраф и на пешехода.
- Все, теперь пешеход стал свидетелем. Теперь, чтобы не получить штраф, он будет стараться доказать, что водитель ему не мешал.
- Если инспектор не позвал пострадавшего пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, то получится, что состав преступления отсутствует. Ведь без пешехода вряд ли получится доказать, что водитель ему не уступил дорогу. Если, конечно, на перекрестке не ведется фото- или видеофиксация нарушений.
Как уступить дорогу пешеходу на переходе — смотрите ниже в видео!
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Согласитесь, тоже не самое четкое определение. Но вместе с остальными данными можно подытожить:
- Если пешеход начал переход, водитель обязан уступить ему дорогу.
- Изменения «скорости и направления» пешехода не должно произойти из-за действий водителя. Если он сам передумал идти или пошел в другую сторону – это не будет считаться нарушением.
- Штраф за невыполнение правила 1500 – 2500 рублей, с возможностью оплатить только половину.
Вот так непросто выглядит ситуация в теории. К сожалению, практика еще более неоднозначна.
Таблица штрафов за непредоставление преимущества в 2020 году
Рассмотрим приведенные выше штрафы в виде таблицы:
Преимущество не предоставлено | Наказание |
Пешеходу, велосипедисту, иным участникам движения | 1 500 — 2 500 рублей |
Служебному автомобилю со спецсигналами | 3 000 — 5 000 рублей или лишение прав на 3-12 месяцев |
Гражданскому автомобилю со спецсигналами | предупреждение или 500 рублей |
Маршрутному транспорту | предупреждение или 500 рублей |
Автомобилю на перекрестке | 1 000 рублей |
Автомобилю в иных случаях | предупреждение или 500 рублей |
Случается, что водители сбивают пешеходов, которые кинулись им под колеса сами, чтобы получить денежную компенсацию сразу на месте. Мошенники в этом случае точно рассчитывают траекторию падения, чтобы получить лишь небольшие повреждения. Опасаясь приезда ДПС «виновный» водитель пытается загладить свою вину деньгами.
Обычно так поступают те, кто не знает, что пешеход несет ответственность, как и все остальные участники движения. Если такое произошло, то нужно дождаться приезда ДПС и добиться составления протокола, в котором будет зафиксирована вина самого пешехода, а не водителя. Разногласия может вызвать и ситуация, когда пешеход переходит дорогу в положенном месте, но его, например, не видно, так как улица не освещена.
В этом случае по ПДД он обязан подсвечивать себе дорогу, но такое бывает крайне редко. Доказать вину водителя при таких ДТП довольно сложно, так как формально виноват пешеход. Случается и так, что пешеходный переход закрыт на реконструкцию, а других вариантов для прохода просто не оставлено. В этом случае, пешеход, нарушивший правила, вполне может обратиться с регрессным иском к дорожным службам.
Если возникла спорная ситуация не нужно скрываться с места аварии. Нужно обменяться контактами со всеми участниками ДТП, давать пояснения, участвовать в составлении схемы и протокола, который потом вы же можете обжаловать. Проследите, чтобы в протоколе точно отображалось положение машин, схема вашего движения, место нахождение потерпевших, свидетелей.
Точное отображение ситуации может стать доказательством вашей невиновности. В помощь пострадавшим – данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения. С их помощью можно восстановить аварию поминутно и определить, кто был ее виновником.
Сроки оплаты штрафа за непропуск пешехода
Если водитель признает факт нарушения и готов уплатить штраф, то лучше успеть это сделать в течение 20 дней с момента получения соответствующего постановления. В этом случае закон позволяет уплатить штраф со скидкой 50%. Так, если водителю выписан штраф за непропуск пешехода в 1500 рублей, в 20-дневный срок он может уплатить только 750 рублей, если нарушение повторное, то штраф составит 1250 рублей.
Если «письмо счастья» получено с опозданием, и 20 дней льготного периода закончились, то придется вносить полную сумму, как указано в постановлении.
Важный момент: Всего на добровольную уплату штрафа нарушителю дается 70 дней со дня вынесения постановления (10 дней на обжалование и еще 60 дней после вступления постановления в законную силу). Если водитель не уложится в указанные сроки, то сотрудники ГИБДД передадут дело судебным приставам.
Далее ответственный сотрудник ФССП направит нарушителю письмо с документом о начале исполнительного производства и даст 5 дней на уплату штрафа. Через 5 суток приставы добавят к сумме денежного взыскания исполнительский сбор в размере 1000 рублей, после чего передадут дело в суд. Судья назначит штраф в двойном размере.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей . Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Въезд и выезд с прилегающей территории
Пункт 8.3 гласит, что, если водитель выезжает с прилегающей территории на дорогу, то он должен пропустить все машины и пешеходов, которые находятся на ней. Если же водитель заезжает на прилегающую территорию, то следует пропустить велосипедистов и пешеходов, которым он может помешать своим движением.
Если пешеход еще не начал движение по «зебре», а только собирается, то водитель не должен останавливаться и уступать ему. Разобраться в этом вопросе поможет новый комментарий 2021 года касаемо определения «Уступить дорогу пешеходу».
Уступить дорогу пешеходу (равно не создавать помех) – определение, обозначающее, что участник дорожного движения не должен производить каких-либо маневров, если это заставит других участников дорожного движения, у которых есть преимущество, изменить траекторию движения или снизить скорость.
Также необходимо помнить, что пешеход автоматически получает преимущество в жилой зоне на тротуаре и на проезжей части.
Наказание для нарушителя в разных ситуациях
Правила дорожного движения говорят о том, что водитель, находящийся за рулем транспортного средства, обязан пропускать граждан на пешеходном переходе. В ПДД подробно рассмотрены конкретные ситуации.
Если водитель, приближаясь к пешеходному переходу, увидел, что человек вступает на полосу и начинает движение, он обязательно должен его пропустить. Если гражданин еще не вступил на пешеходный переход и немножко приостановился, водитель также должен притормозить.
Если ему придется совершать обгон или выезжать на встречную полосу, автовладельца ожидает наказание. Это может быть даже лишение водительского удостоверения.
Если водитель не пропустил пешеходов в установленном месте, ему грозит штраф в размере 1500 руб. Штрафы могут быть различные в зависимости от ситуации.
Предупреждение или штраф: как это будет работать на практике?
Разберем новшество на конкретном примере. Допустим, 2 марта 2021 года водителя остановит сотрудник ГАИ за то, что он не пропустил пешехода. Отметим, аварийной обстановки при этом создано не было. Сейчас за это грозит предупреждение или штраф от 1 до 5 базовых величин. Что из этого выбрать, решает конкретный сотрудник ГАИ и нередко выбирает именно штраф, пусть и в минимальном размере.
Но с марта он должен будет сначала проверить по базе, числится ли за водителем подобное нарушение в течение последнего года (то есть с марта 2020 года). Если таких фактов не зафиксировано, то водителя штрафовать не будут, а ограничатся предупреждением.
Но если этот же водитель снова не пропустит пешехода, к примеру, 2 мая, то ему уже придется уплатить штраф. Если же водитель по этой статье больше привлекаться в течение года не будет, то данные «обнулятся» и при непропуске пешехода условно 3 марта 2022 года его снова просто предупредят.