Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГД в 1-м чтении приняла упрощение изъятия неиспользуемых сельхозземель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.
Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с целью создания территориальных условий для развития различных форм хозяйствования на земле, формирования рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользовании, консолидации земельных участков и земельных долей, улучшения использования и охраны земель.
Проекты перераспределения земель могут составляться в следующих случаях:
-
реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель;
-
выхода членов сельскохозяйственной организации из ее состава после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной формы хозяйствования;
-
выделения земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей.
При составлении проекта перераспределения земель с целью проведения реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель могут быть два основных варианта перераспределения земель:
-
сельскохозяйственные угодья распределяются на земельные доли, которые затем используются реорганизованной сельскохозяйственной организацией на различном праве;
-
собственники земельных долей формируют новые самостоятельные структуры.
При любом из этих вариантов перераспределения земель составление проекта включает:
-
уточнение состава и площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проведение их инвентаризации;
-
расчет (уточнение) размера земельной доли в гектарах и балло гектарах с учетом среднерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан;
-
установление площади и размещение сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую и общую совместную собственности, и включаемых в фонд перераспределения земель;
-
установление состава, площадей и местоположения сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление состава, площадей и местоположения несельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную собственность сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление границ и площадей земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, передаваемыми вновь формируемым структурам в счет имущественных паев;
-
установление площадей и местоположения земель лесного фонда, передаваемых в безвозмездное пользование сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;
-
установление режима и условий использования земель, определение границ и площадей земельных участков, ограниченных в использовании или обремененных правами иных лиц (с использованием материалов ландшафтно-экологического зонирования, рисунок ???).
При составлении проекта перераспределения земель при выходе членов сельскохозяйственной организации с целью формирования крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производственной структуры устанавливается:
-
количество земельных долей, испрашиваемых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного хозяйствующего образования, их общая площадь и оценка в балло гектарах;
-
местоположение земельного участка, выделяемого для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, фактический состав и площади выделяемых сельскохозяйственных угодий;
Пополнение фонда в результате земельной реформы
Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.
Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:
- Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
- Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:
- формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
- выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.
Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.
Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Перераспределение земельных участков
Процедура перераспределения земельных участков может проведена как в отношении земель частной собственности, так и публичной. Для частной необходимо, чтобы собственники смежных участков договорились между собой. И подписали соглашение о перераспределении. У таких лиц после завершения процедуры возникнет право частной собственности на вновь образованные земельные участки.
Перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (в т.ч. предоставленных гражданам и организациям по договорам, на основании акта), регламентирует отдельная глава Земельного кодекса — V.4. Это достаточно специфические основания и порядок. Основное — приведение границ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. При отсутствии такого проекта заинтересованное лицо предоставляет схему расположения участка.
Документом-основанием и в отношении частных, и в отношении публичных земель, является соглашение о перераспределении. Подробно его регламентирует ст. 39.29 ЗК РФ, но только соглашение о перераспределении между публичными и частными землями. Для заключения такого соглашения заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган. Форма заявления — ст. 39.29 ЗК РФ. Исчерпывающие основания отказа содержит п. 10 указанной статьи.
Площадь частных земельных участков в результате перераспределения может быть увеличена, но за плату. Размер ее зависит от того, в чьей собственности находился земельный участок (Россия, регион, муниципалитет).
Перераспределение часто применяется для увеличения площади земельного участка за счет публичных земель. Например, можно присоединить часть земли к своему дому, очень удобно. Но нельзя присоединять земли общего пользования, а также выходить за красные линии (но их можно перенести).
Таким образом, раздел земельного участка, перераспределение помогут образовать новые участки, но не влияет на категорию и вид разрешенного использования.
Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:
- о добровольном отказе от земли;
- истечении соответствующего периода;
- прекращения функционирования организации;
- эксплуатации надела не по целевому назначению;
- нерациональном пользовании;
- периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
- неиспользовании угодий в течение года;
- отчуждении в пользу местных властей.
Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.
Как происходит формирование фонда
Наполнение специального фонда распределения земель осуществляется за счет присоединения участков сельскохозяйственного назначения, которые по ряду причин стали свободными от эксплуатации и были куплены государственными структурами в рамках традиционной правовой сделки.
Формирование фонда перераспределения земель происходит при добровольном отказе граждан от территории. Участок становится бесхозным. А полномочия переходят государству.
Принудительное изъятие земли регулируется статьей 49 Земельного кодекса РФ. Если территория изымается в интересах государства, может быть предусмотрен ее выкуп. Если земля изымается по решению суда, собственнику денег не выплачивается.
Массивы, исключенные из оборота, переходят в фонд запаса, но целевое назначение изменению не подлежит.
Способы увеличения участка
Желание увеличить имеющийся участок может быть вызвано многими причинами. Например, собственник планирует построить дом, разместить хозяйственные постройки или разбить сад, что порой невозможно сделать на маленькой площади.
В связи с чем, землевладелец может изменить границы надела за счет прилегающих пустующих территорий. Делается это посредством перераспределения земель либо в процессе уточнения границ.
Рассмотри названные способы подробнее.
- ✅Перераспределение земельного участка для увеличения площади фактически подразумевает изменение границ смежных наделов. Посредством этой процедуры, согласно ст. 11 .7 ЗК РФ образуются новые участки. При этом их количество может отличаться от числа исходных.
- ✅Увеличение участка за счет уточнения границ. Обычно к этой процедуре прибегают в том случае, если фактически земли у собственника меньше, чем значится по документам.
Порядок перераспределения
Данная процедура проходит в несколько этапов в соответствии с законодательными актами:
- Составление соглашения в письменном виде между собственниками смежных участков.
- Заполнение заявления и подготовка необходимого пакета документов.
- Предоставление заявления в ЕГРН, а также в организацию, которая проводит межевание земли.
- Получение постановления в местных органах власти о разрешении провести перераспределение земли.
- Проведение межевания (геосъемка, межевой план, оформление межевого дела согласно схеме кадастра).
- Формирование протокола об образовании дополнительных участков земли, а также оформление соответствующего паспорта.
- Получение выписки из государственных органов, которая подтверждает право собственности на образовавшийся надел.
Весь процесс по перераспределению земель на практике занимает не более двух месяцев.
Земельный пай. как выделить свою долю в натуре?
Единственное, что потребуется оплатить — так это работу сотрудников кадастра, а также оплатить налог на землю. Без реализации таких требований приватизация земельного участка будет невозможной. Законодательная база Современное российское законодательство полностью регулирует все вопросы, касающиеся оснований для выделения паевого надела, а также способов распоряжения им.
Одним из таких регулирующих законов является ФЗ № 101 «Об обороте сельскохозяйственных земель», где указано, что земельный пай, имеющий статус частной собственности, подлежит реализации или же использованию в личных целях. Кроме того, законодательно предусмотрено, что владение участком допускается даже без его выдела. В подобной ситуации пай может быть использован исключительно в собственных целях.
Пошаговые инструкции.
Порядок действий во многом определяется тем, какое число собственников имеет территория и кто выступает в таком качестве. Участок плодородной почвы может принадлежать как гражданам, так и муниципалитету. Речь о долевой собственности идет при первом варианте, а количество действующих владельцев может быть различным. В такой ситуации необходимо прийти к согласию с другими участниками, пройти процедуру оформления документов и провести комплекс кадастровых мероприятий.
При принадлежности земельного участка муниципалитету выдел доли представляет собой сложную задачу, так как такие территории обычно находятся в аренде. Процедура требует сначала пройти процедуру приватизации, а затем приступить к выделу доли.
Общий порядок выдела земельной доли из с/х земель предполагает следующую последовательность:
- получение первоначального плана территории;
- проведение процедуры уведомления и согласования;
- проведение комплекса мероприятий по определению границ;
- установка межевых знаков и урегулирование вопросов;
- прохождение процедуры утверждения межевого дела;
- прохождение регистрации в Росреестре.
Установка границ участка при выделении в натуре происходит в соответствии с правилами межевания земель. В этом случае территория получает отдельный кадастровый номер, после чего права владения регистрируются в государственном органе и данные заносятся в единый реестр.
Классификация перераспределения земель
Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:
- при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами
. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация; - перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
- корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.
Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2020 года
С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:
- при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
- если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
- участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
- когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку
.
В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа
. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации; - когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года
Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:
- заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
- посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
- пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
- составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
- при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
- поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
- обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.
Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.
Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.