Европротокол: правила оформления и частые ошибки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол: правила оформления и частые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

  • В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
  • Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
  • В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
  • В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
  • В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
  • В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
  • В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
  • В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

  • В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
  • В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
  • В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
  • В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
  • В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
  • В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
  • В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
  • В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
  • В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
  • В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:

  • В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
  • Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
  • В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
  • В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
  • В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
  • В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
  • В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
  • Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
  • Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Читайте также:  Подтверждение ВНЖ в России 2021 сумма на счете в Крыму

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году

Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.

Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.

Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.

Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.

Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:

  • об автомобилях, выступивших участниками аварии;
  • подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.

Если не сдал европротокол

Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?

В соответствии с действующим законодательством 2023 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.

Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.

Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).

Что делать после оформления европротокола

Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.

Вместе с извещением предоставьте следующие документы:

  • Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
  • Паспорт и водительское удостоверение.
  • Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
  • Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
Читайте также:  Как оформить покупку подержанного автомобиля: общая процедура сделки

Выплаты по европротоколу

В течение 20 дней после подачи документов страховая компания определит размер возмещения. Оно составит:

До 400 000 руб., если:

Между водителями ТС, ставшими участниками ДТП, нет разногласий, и проведена фото- или видеофиксация места ДТП и его последствий.

До 100 000 руб., если:

1. При наличии фото- или видеофиксации места ДТП и его последствий между водителями ТС, ставших участниками ДТП, есть разногласия.
2. Между водителями ТС, ставших участниками ДТП, нет разногласий, но отсутствует фото- или видеофиксация места ДТП и его последствий.

В соответствии с законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выплачивать возмещение по ДТП, оформленным по правилам европротокола, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО.

Если ущерб окажется больше, чем максимальная сумма возмещения по европротоколу, можно действовать несколькими способами:

  • Доплатить за ремонт на СТО страховщика.
  • Получить деньги от страховой компании на свой счет и найти другую СТО.
  • Обратиться в суд, чтобы потребовать от виновника ДТП покрыть ваши расходы на ремонт.

Как проводить фотофиксацию

С фотофиксацией по Европротоколу проблем возникнуть не должно. Помощник подсказывает человеку все детали. Основные изображения:

  • Номера авто.
  • Общая картина с нескольких ракурсов.
  • Взаимное расположение ТС.
  • Непосредственное место первичного столкновения.

Отдельно каждая царапина, трещина – любое повреждение. Все детали помощник предлагает сфотографировать относительно списка, который до этого составил водитель.

Дополнительные фото на усмотрение заполняющего извещение, которые помогут составить более детальное впечатление о произошедшем.

Если каких-либо фотографий будет не хватать, не получится пройти дальше. Шаги будут заблокированы системой, пока человек не выполнит все требуемые действия.
Порядок заполнения извещения на бланке страховой компании
Если имеется бумажный бланк от СК, то его заполнение проходит по порядку:

  • Полное наименование (от города до улицы и номера дома) места, где столкнулись авто.
  • Количество столкнувшихся ТС.
  • Число пострадавших, если имеются.
  • Проверяли ли водителей на алкотестере.
  • Был ли нанесен кому-либо материальный ущерб.
  • Информация о свидетелях.
  • Приезжали ли сотрудники Госавтоинспекции.
  • Полная информация о ТС А и В и об их водителях.
  • Обстоятельства ДТП.
  • Схема, нарисованная от руки.
  • Подписи двух сторон, дата.

Европротокол представляет собой специальный бланк. Его выдают в страховой компании, когда автовладелец оформляет полис. Он позволяет оформить произошедшее ДТП без привлечения представителей ГИБДД, что значительно упрощает всю процедуру. Заполняют Европротокол самостоятельно, указывая основные сведения, касающиеся аварии. С ним потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, где проведут свою оценку и назначат размер компенсации.

Впервые такая возможность появилась в России в 2009 году. Бланк назывался извещением о ДТП и юридически имел статус официального документа. Смыслом его применения было упрощение оформления аварий, снижение риска для других участников дорожного движения и сокращение пробок.

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Читайте также:  Федеральная программа защиты заемщиков

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Итак, закон «Об ОСАГО» предлагает водителю дополнительно использовать для оформления ДТП:

  • Приложение союза автостраховщиков, установленное на смартфоне. Оно рассмотрено в этой статье.
  • Систему ЭРА-ГЛОНАСС (тревожную кнопку), установленную в автомобиле. Особенности ее использования рассмотрены в этой статье.

Приложение и тревожная кнопка имеют одинаковую «силу» и должны использоваться в следующих случаях:

  • при наличии разногласий водителей для получения выплат в размере до 100 000 рублей.
  • при отсутствии разногласий для увеличения максимальной суммы выплаты до 400 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *