Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без ОСАГО: водителей будут штрафовать по камерам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
ДТП при отсутствии страховки на чужой автомобиль
Если обстоятельства сложились так, что водитель автомобиля, который не является его собственником, попадает на нем в аварию, при этом он не внесен в страховку, то возможны два варианта развития событий:
В данной ситуации страховая компания, в которой застрахован потерпевший, возмещает ему все расходы, а уже после этого в судебном порядке взыскивает их с виновного лица (на основании пункта Д статьи 14 Закона об ОСАГО, которая гласит: «К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если … указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями»). Чтобы избежать бюрократии, он может в добровольном порядке выплатить деньги пострадавшей стороне в размере, покрывающем издержки.
При отсутствии действующего полиса ОСАГО страховая компания может отказаться возмещать ущерб, причиненный автомобилю и здоровью потерпевшего. Придется предъявлять исковые требования и выяснять отношения в суде. Если судья решит, что страховая компания может не платить пострадавшему, тогда последний вправе подавать иск на самого виновника ДТП.
Когда разрешено ездить без страховки
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
Регламент не предусматривает вынесение документа в отношении физических лиц. Кроме того, отсутствие ОСАГО не является длящимся правонарушением.
Как видите, за просроченную страховку и отсутствующий полис наказывают одинаково.## Каким будет повторный штраф за езду без действующего полиса ОСАГО?В 2021 году повторный штраф за отсутствие ОСАГО равен первичному, то есть отдельное наказание не применяется.
Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Однако в вышеупомянутой расшифровке есть ещё одно важное слово — «обязательное». В России необходимость страхования гражданской ответственности водителями закреплена законом.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не защитит страховка водителя и от уголовного преследования — например, когда в аварии погиб человек. Если же у спровоцировавшего аварию водителя не будет страховки, то ему придётся компенсировать весь нанесённый ущерб из своего кармана. Поэтому страхование гражданской ответственности призвано защитить не только пострадавших при ДТП, но и самих виновников аварии.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не вписаны в страховкуЕсли человек, который находится за рулем, не указан в полисе, — это еще один повод для штрафа. Подобная ситуация считается правонарушением независимо от того, сидит рядом владелец авто или нет.Другие случаиНапример, использование транспорта в период, не предусмотренный страховкой ОСАГО, или того хуже — поддельного документа.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
Почему в течение года?
Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?
Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.
Например, 1 января 2022 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
ДТП с просроченной страховкой
Попадание в ДТП с просроченной страховкой приводит к таким последствиям, как судебное разбирательство и большие финансовые затраты. Оформить аварийную ситуацию по Европротаколу и без присутствия сотрудников правоохранительных органов в данной ситуации не получится. Весь ущерб пострадавшей стороне виновник происшествия будет выплачивать самостоятельно, столкнувшись с такими затратами:
- компенсация имущественного вреда – до 400 тыс. руб.;
- выплаты за нанесение вреда жизни и здоровью – до 500 тыс. руб.;
- компенсация средств, затраченных на похороны в случае ДТП со смертельным исходом – 25 тыс. руб.
Если ДТП несерьезное, водитель с просроченными документами все равно понесет значительные убытки в среднем размере 100 тыс. руб. Вдобавок ему выпишут штраф за то, что срок, на который был осуществлен выпуск полиса, истек.
Просрочена диагностическая карта для ОСАГО
Если ранее пройти технический осмотр нельзя было без бланка ОСАГО, то теперь все изменилось. Получить защиту не получится, если диагностическая карта для ОСАГО просрочена.
Но чем грозит просроченный бланк во время действия договора? Все дело в том, что взыскать штраф за отсутствие бланка диагностической карты сотрудники ГИДДБ не смогут. Главное – это наличие действующего договора.
Но если случится аварийный случай, то тут можно получить отказ в выплате, если просрочил технический осмотр. Все дело в том, что страховая компания запрашивает документ, чтобы удостовериться, что транспортное средство находилось в исправном состоянии.
Поэтому, если полис есть, а бланка технического осмотра нет – то страховая может отказать в выплате компенсации. При этом отказ может быть независимо от того, виновная вы сторона или потерпевшая.
В таком случае виновной стороне необходимо будет компенсировать расходы по ремонту за счет собственных средств. Чтобы этого не произошло, достаточно пройти осмотр, стоимость которого не превышает 1 000 рублей.
Распространенные мифы об ОСАГО
Слухи и ошибочные мнения быстро передаются от одного водителя к другому и приводят к нарушениям. Чтобы избежать лишних штрафов, нужно проверять услышанную информацию в более надежных источниках.
Вот список распространенных мнений, которые являются ошибочными:
- «После завершения срока действия полиса можно ездить еще 30 дней» — этот закон отменен еще в 2008 году, однако некоторые водители до сих пор об этом не знают.
- «Если управляешь машиной по доверенности, штраф за отсутствие ОСАГО не получишь» — если автомобилем без ОСАГО управляет не собственник, то штраф получат сразу оба лица: и владелец, и водитель.
- «За вождение без ОСАГО, автомобиль могут эвакуировать» — если инспектор обнаружит автомобилиста без полиса, то он составит протокол об административном нарушении и просто отпустит его.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
Возможно ли избежать траты денежных средств?
Единственный верный ответ на этот вопрос подразумевает, что избежать трат денежных средств можно в случае, если вы своевременно переоформили просроченные документы на новые. Также если срок действия вашего страхового полиса истек всего лишь пару дней назад, то сотрудник ГИБДД может войти в ваше положение, решив, что у вас просто не было времени на явку в страховую компанию.
Но если срок просрочки превысил один календарный месяц, то избежать наказание в виде штрафной санкции вам вряд ли удастся. Как бы то ни было, если вы хотите лояльного отношения к себе от сотрудников ГИБДД, то тоже должны следовать букве закона и не нарушать его.
Часто случается так, что гражданин не успевает оформить новый страховой полис взамен истёкшего не по своей вине. Всему виной состояние здоровья, длительная командировка, восстановление утерянных документов и так далее, а не банальное желание сэкономить.
Если у вас действительно имеются уважительные причины, которые позволяют обернуть ситуацию в вашу сторону, то грех ими не воспользоваться. Правда, вряд ли сотрудник ГИБДД поверит вам на слово. Даже если в отношении вас будет оформлен штраф за езду с просроченной страховкой, вы можете явиться в отделение государственной инспекции с составленным заявлением о наличии уважительных причин и приобщенными доказательствами.
По факту рассмотрения вашего обращения и в случае, если доказательства окажутся действительно вескими, штрафная санкция в отношении вас может быть отменена. Однако вам придётся в срочном порядке оформлять страховой полис на свой автомобиль.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.