Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Услуги опытного адвоката могут потребоваться не только подозреваемым и обвиняемым в коррупции. К большому сожалению, вы можете непроизвольно оказаться посредником между взяткодателем и её получателем. Подобное крайне негативно отражается на вашей карьере и репутации, не стоит даже упоминать, что последствия катастрофические, начиная от штрафа и заканчиваю уголовным преследованием.
Как доказать получение взятки в РБ?
На сегодняшний день законом точно не установлено понятие взятки, но зато закреплено определение получения взятки, которое заключается в принятии должностным лицом для себя или близких людей материальных ценностей и иных выгод, которые предоставляются исключительно в связи с занимаемой должностью за использование служебных полномочий в интересах того, кто дает взятку.
Более полное определение можно найти в 430 статье УК РБ. Что же считается взяткой в РБ? Любые подарки, за исключением сувениров, которые вручают при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом если стоимость сувенира превышает пять базовых величин, он передается в доход государства по решению комиссии, которую должен создать руководитель того органа, в котором работает данный служащий.
Признаки взятки:
Получателем подарка (взятки) является должностное лицо; Презент принимается в обмен на действия, напрямую связанные со служебными обязанностями; Презент не является сувениром и получен не на официальном мероприятии.
В случае предложения взятки государственный служащий должен совершить следующие действия. В первую очередь он должен уведомить своего работодателя об обращении к нему с целью склонить к коррупции, также ему следует обратиться в органы прокуратуры. Как доказать получение взятки? В суде принимаются записанные видео- и аудиоматериалы, а также свидетельские показания.
В ходе расследования также могут быть получены показания посредника или взяткодателя, которые тоже служат доказательствами вины. Наши адвокаты готовы выступить в суде и отстоять ваши интересы, если вас обвинили в факте получения или дачи взятки. Если у вас остались вопросы, мы готовы ответить на них в любой удобной для вас форме.
Закажите консультацию по телефону: + 375 29 653 94 22.
Что не является взяткой?
С незапамятных времён подарки были верным подспорьем в решении самых разных вопросов. Казалось бы, обычное дело для многих россиян — занести в качестве презента за хорошую работу и внимательное отношение шоколадку или букет цветов чиновнику, учителю или врачу. Что можно и нельзя дарить работникам госсектора и как не нарваться из-за презента на статью? «Секрет» разбирался в этом вместе с экспертами. Что такое подарок? Принято считать, что это вещь, которую человек (или организация) по собственному желанию передаёт (или обязуется отдать) в полное владение другому человеку (или организации).
Однако по закону под подарком подразумеваются в том числе права требования (например, сертификат на услугу) или освобождение от какой-либо обязанности (например, долга), рассказал «Секрету» Владимир Шалаев, адвокат BMS Law Firm. Главное, чтобы подарок вручали без какой-либо выгоды для дарителя или ответных обязательств.
Если родственникам, друзьям или коллегам из коммерческой сферы можно дарить любые подарки, то с бюджетниками, работниками госкорпораций всё не так просто. Закон разрешает им принимать только «обычные подарки» — стоимость которых не превышает 3000 рублей, Владимир Балакин президент Национальной ассоциации «Комплаенс» Под понятие «обычный подарок» не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия и прочие дорогостоящие предметы. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность повода, по которому преподносится подарок: юбилей, успешное завершение какого-то этапа жизненного пути или другое торжественное событие. Владимир Шалаев адвокат BMS Law Firm Договор дарения должен быть в письменной форме, если стоимость дара более 3000 рублей, если дарится недвижимость, сторона договора — юрлицо или подарок обещают в будущем. Не допускается дарение имущества стоимостью более 3000 рублей должностным лицам, за исключением официальных мероприятий (об этом — ниже.
О судебной практике по делам о взяточничестве (статьи 430, 431 и 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь)
25 октября 2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 июня 2003 г. № 6
О судебной практике по делам о взяточничестве (статьи 430, 431 и 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь)
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 6/375)
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 240, 6/778)
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 6 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.10.2021, 6/1809) – новая редакция
Обсудив результаты обобщения судебной практики по делам о взяточничестве, в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что взяточничество является наиболее опасным проявлением коррупции, создающим угрозу правам и свободам граждан, государственным и общественным интересам. Взяточничество подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, сдерживает экономическое развитие, угрожает моральным устоям общества, оказывает негативное влияние на правосознание граждан. В этой связи судам надлежит обеспечивать полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств уголовных дел о взяточничестве, правильную юридическую оценку содеянного, выявление причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений.
2. Судам необходимо иметь в виду, что субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, признанное таковым в соответствии с частью 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение, содержится в части 5 статьи 4 УК. При рассмотрении дел следует тщательно анализировать характер выполняемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию обязанностей, вытекающих из его служебных полномочий или должности, на которую он назначен правомочными на то органами или должностными лицами.
Принятие должностным лицом материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера за выполнение действий (бездействие), относящихся к выполнению профессиональных функций, но при этом не связанных с обязанностями должностного лица (например, за оказание медицинской помощи, осуществление педагогической деятельности), не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 430 УК.
Работники предприятий, учреждений, организаций, которые наряду с выполнением своих профессиональных функций по специальному полномочию выполняют обязанности должностного лица, могут являться субъектами преступления, предусмотренного статьей 430 УК.
К юридически значимым действиям следует относить принятие лицом решений, входящих в его компетенцию, в результате которых для иных лиц наступают или могут наступить юридически значимые последствия: возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Лицо, совершившее по своей инициативе действия, повлекшие или могущие повлечь определенные правовые последствия для других лиц, но не наделенное для этого полномочиями, не может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 430 УК.
3. Необходимо иметь в виду, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в приговоре должно быть указано, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) по службе должностное лицо получило взятку.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.
4. Разъяснить судам, что как получение взятки должно квалифицироваться принятие должностным лицом материальных ценностей или приобретение выгод имущественного характера от подчиненных или подконтрольных ему лиц за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
При этом следует учитывать, что проявление покровительства по службе может выражаться в действиях, связанных с незаслуженным поощрением, продвижением (повышением) по должности, установлением персональной надбавки к заработной плате, созданием льготного режима работы, и т.п.
К попустительству в интересах дающего взятку, в частности, относятся бездействие по фактам упущений по службе или неисполнения служебных полномочий, сокрытие фактов, свидетельствующих об отсутствии у работника должной квалификации, непринятие мер по аттестации.
Благоприятное решение вопросов в интересах взяткодателя предполагает совершение действий, направленных на удовлетворение просьбы в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, в обеспечение которой получена взятка.
К выполнению или невыполнению за взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, следует относить действия по реализации должностным лицом входящих в его компетенцию прав и осуществлению обязанностей по службе в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.
Если должностное лицо, получив вознаграждение, просит других лиц, с которыми оно ни в каких служебных отношениях не состоит, оказать содействие в получении выгоды лицам, давшим вознаграждение, в его действиях состав преступления, предусмотренного статьей 430 УК, отсутствует, поскольку это лицо совершает указанные действия без использования своих служебных полномочий.
5. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).
Содеянное следует квалифицировать как взяточничество и в случаях, когда предмет взятки с ведома или по указанию должностного лица передается его близким за использование таким должностным лицом своих полномочий в пользу взяткодателя.
Преступление и наказание
Как это ни парадоксально, но одно и то же должностное лицо за одни и те же действия может привлекаться к уголовной ответственности одновременно и за дачу и за получение взятки. Например, действия должностного лица, получившего взятку, а затем передавшего часть полученного в качестве вознаграждения соответствующему должностному лицу (без предварительной договоренности с ним о получении взятки) в целях принятия решения в интересах дающего взятку квалифицируются по совокупности преступлений как получение и дача взятки. Руководители несут ответственность как взяткодатели также в случае, если они предложили своим подчиненным добиваться путем дачи взятки другому должностному лицу желаемого действия или бездействия.
Необходимо отметить несколько основных особенностей привлечения к уголовной ответственности за взяточничество. В частности, за получение взятки может быть привлечено только должностное лицо, наделенное специальными полномочиями в установленном порядке. А вот за дачу взятки и посредничество во взяточничестве несет ответственность любое лицо, передавшее взятку должностному лицу в собственных интересах или интересах иных лиц. Обязательным условием привлечения к ответственности является выполнение лицом, получившим взятку, действий в интересах давшего взятку. Кроме того, выполненные должностным лицом действия должны находиться в пределах его профессиональных полномочий. В случае, если должностное лицо, принимая вознаграждение, не имело намерений выполнять обещанное, такие действия квалифицируются как мошенничество.
Согласно Уголовному кодексу получение взятки (ч.1 ст.430 УК) наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Или — лишением свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере (ч.2 ст.430 УК) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наконец, взятка, совершенная лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение (ч.3 ст.430 УК) наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества. А также — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
— В некоторых странах существуют закрепленные законодательно лимиты на стоимость подарков должностному лицу. Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не считается взяткой, составляет 35 евро, в США — 50 долларов. Есть ли такой лимит в Беларуси? И — можно ли считать презентом денежную сумму, пусть она и укладывается в этот «норматив»?
— У нас все однозначно: руководящим работникам, тем более находящимся на госслужбе, никаких подарков принимать нельзя. Это закреплено в статье 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Она в частности сообщает, что «государственное должностное лицо не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных или иных официальных мероприятий». Это же касается и супругов государственных должностных лиц, его близких родственников и свойственников, совместно проживающих с ним.
— «Протокольный» сувенир может быть разным: например, можно преподнести чиновнику, скажем, дорогие часы, снабдив их соответствующей случаю дарственной надписью…
— Эти нюансы позволяет регулировать 22-я статья Закона «О государственной службе». Она отчасти дублирует статью 17 Закона о борьбе с коррупцией, но уточняет: «Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность».
— Говоря о возможных нюансах, приведу конкретный пример. Допустим, в ходе деловых переговоров с должностным лицом его собеседник предлагает ему продолжить общение в ближайшем ресторане — тем более что как раз время обеда подошло. После сытного обеда, когда приходит время расчета, собеседник говорит: «Не беспокойтесь, я все оплачу сам». Как трактовать такой поступок?
— Как попытку дачи взятки. Здесь ведь есть все характеризующие признаки: лицо при должности и деловой интерес.
ГОРЕЧЬ ДАРЕНОЙ ШОКОЛАДКИ
— Чаевые официанту, таксисту, горничной в отеле могут считаться взяткой?
— Вот здесь нам стоит обратиться к тексту статьи 433 УК «Принятие незаконного вознаграждения». Появление этой статьи в Уголовном кодексе обусловлено необходимостью противодействия всем этим «шоколадкам секретарше», «пакетам врачу» и так далее. Здесь все просто: госслужащие получают за свою работу зарплату, и какие-то бонусы за выполнение непосредственных служебных обязанностей априори не предусмотрены. Да, эта статья применяется у нас нечасто. Но бывает и такое. Например, недавно по ней был осужден врач-нарколог, принимавший презенты за оказание услуг по кодированию граждан, страдающих алкогольной зависимостью. А санкции этой статьи весьма серьезные: часть 3 предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы. Но — в данном случае это касается исключительно госслужащих. Следовательно, чаевые таксисту или официанту в частном ресторане могут быть уместны: что не запрещено, то разрешено. А вот подарки врачам, учителям… Если вы хотите помочь школе — перечислите деньги на счет попечительского совета. А все эти часы и вазы — это то, что называется «бытовой коррупцией». Да, сейчас правоохранительные органы прежде всего работают над выявлением коррупционных преступлений в других сферах — там, где проходят крупные финансовые потоки, где может быть нанесен существенный ущерб государству. Но если вектор работы будет перенаправлен на выявление бытовой коррупции, то это будет чревато неприятностями для многих. То же касается и взаимоотношений нанимателя и работника: они регламентированы контрактом и Трудовым кодексом, и усложнять их «подарками» не следует.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.
EUR ЦБ: 70,6 (-0,21) 12:56, РБК Quote Курс доллара на 20 марта
Следственный комитет России (СКР) завершил расследование дела о даче взятки совладельцем группы компаний (ГК) «Ренова» Евгением Ольховиковым, главой холдинга «Т Плюс» Борисом Вайнзихером и экс-главой «ВымпелКома» Михаилом Слободиным.
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в ведомстве.
Фигуранты дела обвиняются в даче взяток руководству Республики Коми (проходит по так называемому делу Гайзера) в особо крупном размере в период с 2007 по 2014 год. Взятки перечислялись в обмен на установление максимально выгодных тарифов на электроэнергию и воду. В сумме обвиняемые перечислили чиновникам около 1 млрд руб.
Экс-губернатор Коми Вячеслав Гайзер, руководивший регионом с 2010 года, был задержан в 2015 году.
Он обвиняется в участии в преступном сообществе, и мошенничестве.
Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
Мера наказания определяется в зависимости от особенностей возбужденного дела — была ли дана взятка лично или осуществлялось посредничество, произошел ли непосредственный подкуп сотрудника службы или же зафиксировалась лишь попытка такого действия. В частности, для того, чтобы квалифицировать действие гражданина как передачу взятки, необходимо наличие таких условий: Осуществление передачи другому лицу денежных средств, ценных вещей, для последующего оказания какого-то содействия прямого или косвенного в решении дел. В подобном случае лицо, которому передают ценные предметы или оказывают услуги, занимает государственную должность или муниципальную ; Оговоренные действия выполняются взамен содействия или уверения в том, что оно будет выполнено в каких-либо делах, которые представляют интерес для лица, давшего взятку.
Для того, чтобы предоставление денег или ценных вещей рассматривалось в качестве состава преступления, содействие от должностного лица должно быть выражено в одном из таких вариантов: Решение каких-либо производственных вопросов выделение премии, предоставление права выиграть тендер, заказ определенному предприятию партии товара без оснований на то ; Оказание помощи в продвижении по службе; Умолчание замятие факта ненадлежащего выполнения должностных обязанностей; Обязательство не выполнять фиксирование нарушения лицом закона или же оказать содействие для закрытия уголовного дела дача взятки сотруднику ГИБДД, прокурору, следователю и т.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВ
За 2020 год на территории Республики Беларусь зарегистрировано 3898 преступлений, предусмотренных ст. 209 УК Республики Беларусь (мошенничество), в Могилевской области зарегистрировано 348 преступлений.
Статья 209. Мошенничество
1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) —
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, —
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
3. Мошенничество, совершенное в крупном размере, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.
Можно выделить наиболее распространенные в настоящее время способы мошенничеств:
— мошенник путем уговоров и убеждений склоняет одолжить деньги на различные цели (развитие бизнеса, покупку дорогостоящих товаров и т.д.), которые обращает в свою собственность, не собираясь выполнять обязательства по возврату долга;
— завладение автомобилем под предлогом покупки без составления договора отчуждения и последующей перепродажи автомобиля, в том числе на запчасти;
— завладение денежными средствами путем обмана, под предлогом передачи взятки должностному лицу для благоприятного решения вопроса не намереваясь выполнить взятые на себя обязательства (государственной регистрации, сдача экзамена в учреждении образования или ГАИ, смягчение меры уголовной ответственности и т.д.);
— продажа товаров с помощью интернет-ресурсов (социальные сети, «кufar.by») путем обмана, заранее не намереваясь выполнить обязательства,
— путем несанкционированного доступа к электронным персональным страницам социальной сети «Вконтакте», с рассылкой спам-сообщений, содержащих сведения о необходимости перевода денежных средств путем отправки смс-сообщений с абонентского номера;
— продажи различных товаров пожилым гражданам под видом социального работника и убеждением их, что государство впоследствии вернет часть денег;
— завладение денежными средствами в качестве задатка под предлогом выполнения работ, оказания услуг, продажи товаров, без намерения выполнить взятые на себя обязательства;
— требование об уплате штрафа за просмотр видеоматериалов порнографического характера в глобальной компьютерной сети интернет, с предложением для разблокировки операционной системы внести денежные средства на номер мобильного оператора;
— под предлогом оказания посреднических услуг в получении займа и необходимости передачи денежных средств для обеспечения займа, не имея намерений и реальной возможности в полном объеме и в срок исполнить принимаемые на себя обязательства;
— путем убеждения взять на свои имена кредитные обязательства по приобретению товаров;
Чтобы не стать жертвой мошенничества необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Не давайте в долг крупные суммы денег без должного юридического оформления и свидетелей.
- Ни под каким предлогом не передавайте свои вещи и деньги незнакомым лицам, особенно, для оказания ими услуг в приобретении квартиры, автомашины, строительных материалов, топлива, продуктов питания и других вещей, производства каких-либо работ, в целях благоприятного решения вопроса с должностными лицами о непривлечении к ответственности, сдаче экзаменов, решении жилищного вопроса и т.д.;
- Не покупайте товары у незнаковых людей по объявлениям в социальных сетях;
- Не сообщайте посторонним реквизиты своих банковских карточек, не размещайте их в социальных сетях;
- Не пускайте в дом посторонних;
- Требуйте предъявления документов у лиц, представляющихся работниками социальных, жилищно-эксплуатационных и иных служб. При отказе предъявить документы сообщите в милицию по телефону 102;
- Не вступайте в разговор с лицами, которые предлагают снять порчу, погадать;
- Не покупайте у незнакомых людей с рук золотые изделия, электробытовые и иные товары;
- Не разменивайте денежные купюры посторонним, не покупайте валюту с рук.
Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию
Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества и др.
Соглашением о сотрудничестве генеральных прокуратур государств — участников СНГ в борьбе с коррупцией, заключенное в г. Астане 25.04.2007, к коррупционным преступлениям отнесены:
- получение взятки;
- дача взятки;
- злоупотребление властью или служебными полномочиями;
- служебный (должностной) подлог;
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения.
Взяточничество, как вид преступных деяний было приравнено к убийству и воровству только в XIX веке, когда было выделено два его вида. Первым из них было получение взятки, за действия, не выходящие за рамки правового поля и его называли «мздоимство». Вторым – «лихоимство», то есть получение взятки за действия, выходящие за рамки закона и каралось оно намного строже. Ранее взятка не считалась преступлением и даже поощрялась, за исключением дачи ее судьям, которую называли «посулом».
Сегодня взятку относят к категории опасных видов преступных деяний, так как такие действия разлагают общественные отношения и подрывают веру граждан в институты власти.
В действующем на сегодня законодательстве взяточничество как противоправное действие карается по ст. 290 УК РФ, в которой указывается, что получение имущественной выгоды чиновником за бездействие или противозаконные действия являются преступлением. Такая выгода может выражаться в получении:
- денежной суммы в отечественной или зарубежной валюте;
- акций, облигаций и иных ценных бумаг;
- ценного имущества, например, драгоценностей, автомобиля и т.п.;
- услуги в виде оплаты ремонта дома, квартиры или турпутевки.
Как показывает судебная практика, наиболее часто предметом взяточничества становятся передача денег. Тем не менее, нередко в судебных постановлениях встречаются взятки в виде передачи чиновнику автомобиля в пользование, предоставление офиса или строения в аренду без ее оплаты. Встречаются случаи, когда взяточнику прощаются долги, что также попадает под признаки взяточничества в виде оказания услуги имущественного характера, то есть взяткой может стать не только имущество как таковое, но и передача прав на него, например, авторских или кредиторских прав и т.п.