Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура Пенсионного фонда РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №2 «Об образовании Пенсионного фонда РСФСР» был создан и Пенсионный фонд РФ[1]. Первоначальной его целью было государственное управление финансовыми средствами пенсионного обеспечения в РСФСР. Данное постановление определило Пенсионный фонд России как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, которое осуществляет свою деятельность на основе закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетное Верховному Совету РСФСР.
Данное постановление также закрепляло и положение о том, что денежные ресурсы Пенсионного фонда не являются частью республиканского бюджета РСФСР, иных бюджетов и фондов и их нельзя изъять. Позже такая норма стала предусматриваться в каждом нормативно правовом акте, который определяет функционирование Пенсионного фонда РФ.
Первого января 1992 г., согласно постановлению Верховного Совета РФ №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ», вступили в силу Положение о Пенсионном фонде РФ и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ[2]. Эти правовые акты включали в себя положения, касающиеся статуса Пенсионного фонда, по которым Пенсионный фонд — это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, денежные ресурсы которого находятся в собственности государства и не входят в бюджеты иных фондов и не подлежат выемке.
Изучаемый фонд реализовывал финансирование уплаты пенсий, а деятельность по установлению и выплате пенсий осуществлялась учреждениями социальной защиты граждан.
При это, следует обратить внимание на то, что первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда РФ по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.
Постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О ходе выполнения Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства РФ, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Президент РФ своим Указом от 29 мая 1993 г. № 787 признал целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы России, возложив на нее функции назначения, выплаты и доставки пенсий, сбор и аккумуляцию средств на эти цели, но лишь после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. Более того, в соответствии с названным Указом вмешательство Пенсионного фонда РФ и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
По мнению А.В. Куртина, создание Федеральной пенсионной службы на основе Пенсионного фонда РФ должно было устранить негативы и противоречия в существующей пенсионной системе.
Следующим шагом создания федеральной службы стало принятие Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона №96700112-2 «Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации», которым предлагалось создать Федеральную службу государственного пенсионного страхования Российской Федерации, являющуюся федеральным органом исполнительной власти.
Путаница в статусе Пенсионного фонда прослеживается и в нормативных правовых актах, составляющих правовую основу его деятельности в настоящее время.
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27 (от 01.04.1996) определил Пенсионный фонд РФ в качестве органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 5) .
Издание Президентом РФ Указа от 27 сентября 2000 г. № 1709кардинально изменило существующее положение Пенсионного фонда РФ. А именно, названный Указ закрепил за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, заложив тем самым основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда РФ как страховщика по обязательному пенсионному страхованию[3].
Данный Указ впоследствии стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал п. 1 Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709, закрепляющий за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции РФ. Конституционным Судом также было отмечено, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом[4].
Опираясь на формулировку Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П о наделении Пенсионного фонда РФ публично-властными полномочиями… и на то, что данные полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 11 октября 2006 г. категорично называет Пенсионный фонд РФ исполнительным органом государственной власти.
Принятый позднее Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст. 5 установил, что Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим[5].
Таким образом, как видно из приведенных нормативных актов и материалов судебной практики, за всю историю существования Пенсионного фонда РФ его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения — страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Все это позволяет согласиться с Ибрагимова Г.М, которая указывает на многоотраслевой характер правового статуса Пенсионного фонда РФ[6].
Действительно, для обеспечения финансирования различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации, Пенсионный фонд РФ наделен комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения Российской Федерации. Кроме того, Пенсионный фонд участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Осуществление пенсионной реформы в России началось с 1 января 2002 года. Для этого были приняты законодательные акты, направленные на изменение и улучшение пенсионной системы. Эти акты коснулись и вопросов правового статуса Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд России, согласно ФЗ от 15.12.2001 года №167, это страховщик по обязательному пенсионному страхованию, организационно-правовой формой которого считается «государственное учреждение». В 5 статье данного закона говорится о том, что Пенсионный фонд и его территориальные подразделения образуют целостную сплоченную систему органов управления ресурсами данного вида страхования в РФ, где нижерасположенные органы подчиняются вышерасположенным[7].
На сегодняшний день пенсионное обеспечение населения является одним из актуальных вопросов. Эффективная пенсионная система выступает одним из главных показателей социально-экономической безопасности населения. От финансовой устойчивости ПФР напрямую зависит и благосостояние всех граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет ПФР формируется за счет следующих поступлений:
— страховые взносы,
— средства федерального бюджета,
— суммы пеней и иных финансовых санкций,
— доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного пенсионного страхования,
— добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц,
— средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии,
— средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата пенсии,
— иные источники, которые не запрещены законодательством РФ[29].
Основными расходами ПФР являются:
— выплаты по программе обязательного пенсионного страхования;
— осуществление социальных дотаций льготной категории граждан;
— обналичивание сертификата на материнский капитал;
— перечисление средств по программе государственного софинансирования;
— доплаты к пенсиям, чей размер меньше прожиточного минимума.
Доходы ПФР за 2018 год равны 8333,3 млрд. руб., что составляет 8,6% ВВП. Расходы — 8439,9 млрд.руб., составляют 8,7% ВВП РФ.
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета ПФР за 2018 год.
Цель и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.
Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.
Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.
Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:
— обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
— финансирование расходов;
— капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
— работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Правительство страны уполномочивает на координирование работы органа Министерство здравоохранения и социального развития России. В состав входят восемьдесят одно отделение по регионам и подразделение в г. Байконур. На местном уровне работают с работодателями и населением около 2, 5 тысяч управлений. Трудовую деятельность осуществляют около 134 000 специалистов.
На этот орган государство возлагает выполнение следующих задач:
- организация системы с данными плательщиками страховых взносов;
- получение взносов, которые используются для финансирования выплат;
- персональный учет страховых взносов, которые поступают от граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
- сотрудничество в компетентных вопросах на международном и межгосударственном уровне;
- организация полагающихся взысканий с работодателей (например, образование профессионального заболевания);
- проведение научной и исследовательской работы в сфере пенсионного страхования.
Кроме пенсионных выплат ПФ оказывает другие социальные услуги. Он является юридическим лицом, имеющим наименование и печать.
Услуги в клиентских службах ПФР предоставляются только по предварительной записи
Для снижения риска распространения коронавирусной инфекции начиная с 30 марта прием в клиентских службах и управлениях Пенсионного фонда России ведется только по предварительной записи и только по тем услугам, которые нельзя получить дистанционно через личный кабинет на сайте ПФР или портале Госуслуг.
Записаться на прием в клиентскую службу можно через электронный сервис предварительной записи. Он доступен в открытой части сайта Пенсионного фонда и не требует входа в личный кабинет. Помимо этого, записаться можно по телефонным номерам отделений ПФР, указанным на сайте в разделе «Контакты региона».
Обратиться за большинством услуг Пенсионного фонда сегодня можно онлайн. Электронные сервисы ПФР охватывают практически все направления деятельности фонда и предоставляемые выплаты. Использовать кабинет могут и пенсионеры, и те, кто только формирует пенсию или имеет право на другие социальные выплаты.
Пенсионеры и предпенсионеры могут получить через кабинет справки и документы, в том числе для дистанционного представления в другие организации. Работающим россиянам в кабинете доступны сведения о пенсионных коэффициентах, накоплениях, стаже и отчислениях работодателей на пенсию. Семьи с сертификатом материнского капитала найдут информацию о расходовании средств и их актуальной сумме.
Кабинет также позволяет обращаться за оформлением большинства выплат ПФР и управлять их предоставлением. Например, подать электронное заявление о смене способа доставки пенсии или замене социальной услуги на денежную компенсацию.
Через кабинет можно оформить выплаты по уходу за пенсионером, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы. Необходимые электронные заявления о назначении выплаты и о согласии на осуществление ухода также реализованы в кабинете. Соответственно, в нем есть возможность подать заявление от лица законного представителя: родителя, усыновителя, опекуна или попечителя.
Вопросы относительно назначенных выплат и предоставления услуг фонда можно направить через онлайн-приемную.
Оперативная информация предоставляется по справочным телефонным номерам отделений Пенсионного фонда, найти которые можно в разделе «Контакты региона» на сайте.
Берегите себя, своих близких и будьте здоровы!
Платежи в Пенсионный фонд РФ
Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.
Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:
Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.
Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.
В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:
Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:
Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.
ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Изменения в схеме структуры ПФР
Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:
- территориальные управления;
- центры по выплате пенсий и обработке информации;
- клиентские службы Фонда.
В 2021 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.
На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:
- приема граждан;
- первичной оценки представленных документов;
- процессов обработки информации;
- принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.
Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи общая характеристика
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд». Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.
Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.
СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.
СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.
Этот отчет сдают в ПФР:
- при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
- при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.
Правительство страны уполномочивает на координирование работы органа Министерство здравоохранения и социального развития России. В состав входят восемьдесят одно отделение по регионам и подразделение в г. Байконур. На местном уровне работают с работодателями и населением около 2, 5 тысяч управлений. Трудовую деятельность осуществляют около 134 000 специалистов.
На этот орган государство возлагает выполнение следующих задач:
- организация системы с данными плательщиками страховых взносов;
- получение взносов, которые используются для финансирования выплат;
- персональный учет страховых взносов, которые поступают от граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
- сотрудничество в компетентных вопросах на международном и межгосударственном уровне;
- организация полагающихся взысканий с работодателей (например, образование профессионального заболевания);
- проведение научной и исследовательской работы в сфере пенсионного страхования.
Кроме пенсионных выплат ПФ оказывает другие социальные услуги. Он является юридическим лицом, имеющим наименование и печать.
В
соответствии с Положением «О Пенсионном
Фонде РФ» от 27 декабря 1991г. № 2122-1.
Руководство ПФР осуществляется правлением
ПФР и его постоянно действующим
исполнительным органом — исполнительной
дирекцией.
- В
состав правления ПФР входят по должности
председатель, первый заместитель,
заместители председателя правления и
исполнительный директор ПФР, а также
управляющие двенадцатью отделений ПФР. - В
состав правления ПФР могут входить
представители общественных, религиозных
и государственных организаций,
объединений, учреждений и предприятий,
деятельность которых связана с защитой
интересов пенсионеров, инвалидов и
детей. - В
работе правления ПФР могут принимать
участие с правом совещательного голоса
управляющие отделениями ПФР по республикам
в составе Российской Федерации,
руководители министерств и ведомств
Российской Федерации, Банка России. - Организационная
структура Пенсионного фонда Российской
Федерации выглядит следующим образом: - Организационная
структура Пенсионного фонда РФ
- Система
Пенсионного фонда Российской Федерации
и его территориальных органов имеет
трехуровневую структуру: - 1)
центральный аппарат (Исполнительная
дирекция ПФР, Ревизионная комиссия
ПФР); - 2)
отделения ПФР в субъектах Российской
Федерации; - 3)
управления (самостоятельные отделы)
ПФР в городах (районах).
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно действующий
орган — Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в республиках в
составе РФ, отделения в
национально-государственных и
административно-территориальных
образованиях.
На местах (в городах,
районах) имеются уполномоченные Фонда.
Отделения обеспечивают организационную
работу по сбору взносов на социальное
страхование, финансирование органов
социального обеспечения, региональных
программ социального обеспечения, а
также контроль над расходованием
средств.
Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.
Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.
В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.
Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.
Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.
Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.
Функциями исполнительной дирекции являются:
- определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
- распределение денежных средств по регионам;
- осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
- составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.
Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.
ПФР – финансово-кредитное учреждение, созданное в 1990 году. Оно отвечает за формирование и выплату пенсии и пособий гражданам, имеющим на это право. Пенсионный фонд работает не только с гражданами преклонного возраста, в формировании ПФР участвуют также молодые работающие люди. Граждане оплачивают процент от доходов в пенсионный фонд, из этой суммы гражданам, нуждающимися в социальной поддержке, обеспечиваются выплаты.
Пенсионные фонды делятся на:
- Государственный – один, подотчетен государству и относится к бюджетной системе России.
- Негосударственные – их много, и они являются частными организациями.