Памятка о предоставлении отпусков работникам образовательных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка о предоставлении отпусков работникам образовательных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В заключение отметим, что продолжительность длительного отпуска педагога, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не преду­смотренные Порядком № 644 (в частности, возможность отзыва из отпуска), определяются коллективным договором.

Комментарий к ст. 335 ТК РФ

1. К числу трудовых прав педагогических работников отнесено право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что предусмотрено в ст. 47 Закона об образовании.

2. Порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных организаций, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, установлены в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570.

3. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в соответствующих образовательных организациях, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к указанному Положению.

Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются:

— фактически проработанное время;

— время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

— время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных организациях среднего и профессионального образования и высшего образования, аспирантуре и докторантуре;

— время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

4. В Положении предусмотрены случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается, если перерыв в работе не превысил определенного периода.

Так, стаж не прерывается при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца.

Не прерывается стаж, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом.

Если перерыв в работе не превысил трех месяцев, то стаж непрерывной работы не прерывается в следующих случаях:

— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, при условии, что работе в органах управления образованием предшествовала преподавательская работа;

— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности;

— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы в связи с установлением инвалидности (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);

— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующего продолжению данной работы.

Не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной службы или приравненной к ней службы, если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев, а также при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе в учебном заведении непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев.

Независимо от перерыва в работе стаж преподавательской работы не прерывается при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность.

Кроме того, не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

5. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательной организации.

6. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).

Другой комментарий к Ст. 335 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя, определяются Положением «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», утвержденным Приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 г. N 3570.

Предоставление длительного отпуска педагогическим работникам иных образовательных учреждений определяется решением учредителя образовательного учреждения и уставом учреждения.

2. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом. Длительный отпуск ректору, директору, начальнику образовательного учреждения, заведующему образовательным учреждением оформляется приказом Минобразования России.

3. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

4. Очередность и время предоставления длительного отпуска, его продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные названным Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

5. Длительный отпуск сроком до 1 года предоставляется при условии занятия педагогической должности в соответствующем образовательном учреждении и наличии непрерывного стажа преподавательской работы. По смыслу ст. 335 ТК РФ право на длительный отпуск не связано с обязательным 10-летним непрерывным стажем преподавательской деятельности. Закон предусматривает периодичность предоставления длительного отпуска, определяя ее не чаще чем через 10 лет непрерывной преподавательской работы. Впервые такой отпуск может быть предоставлен и работнику, не имеющему 10-летнего непрерывного стажа преподавательской работы. Однако Положение, утвержденное Приказом Минобразования России, однозначно ориентирует на наличие 10-летнего стажа как на обязательное условие предоставления такого отпуска.

6. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных Перечнем, прилагаемым к названному Положению. Перечень состоит из двух групп должностей.

Первая группа включает должности, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности независимо от объема преподавательской работы: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), педагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, концертмейстер, музыкальный руководитель, воспитатель.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Челябинске

Вторая группа должностей, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, указанных выше, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме: не менее 150 часов — в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; не менее 240 часов — в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования; не менее 6 часов в неделю — в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Вторая группа включает следующие должности:

ректор, директор, начальник образовательного учреждения, заведующий образовательным учреждением;

проректор, заместитель директора, заместитель начальника образовательного учреждения, заместитель заведующего образовательным учреждением, деятельность которых связана с образовательным процессом;

директор, начальник филиала образовательного учреждения;

заведующий филиалом образовательного учреждения;

старший мастер;

управляющий учебным хозяйством;

декан, заместитель декана факультета;

заведующий, заместитель заведующего кафедрой, докторантурой, аспирантурой, отделом, сектором;

заведующий, заместитель заведующего кабинетом, лабораторией, отделением, учебно-консультационным пунктом, логопедическим пунктом, интернатом при общеобразовательном учреждении;

ученый секретарь ученого совета;

руководитель (заведующий) производственной практикой;

методист;

инструктор-методист;

старший методист;

старший воспитатель;

классный воспитатель;

социальный педагог:

педагог-психолог;

педагог-организатор, старший вожатый;

инструктор по труду;

инструктор по физической культуре.

7. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

8. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются:

фактически проработанное время;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

9. Названное Положение содержит специальные случаи перерыва непрерывного стажа преподавательской работы для целей предоставления длительного отпуска.

10. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, последний продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией переносится на другой срок. Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период ухаживал за заболевшим членом семьи.

Механизм предоставления годичного отпуска

Подчиненный, желающий взять годичный отпуск, должен выполнить следующие действия:

  • в свободной форме составить заявление, которое, в дальнейшем, подается на рассмотрение управленцу;

В нем необходимо указать его личные данные и полное наименование возглавляемого учреждения, а также свои данные и должность, после чего — изложить просьбу предоставить допотпуск определенной продолжительности и привести доказательства наличия рабочего стажа (сослаться на трудовую или иные документы). В конце заявления ставится дата и заявитель подписывает его.

  • дождаться, пока начальник проверит наличие предпосылок для вынесения положительного решения об отправлении сотрудника в подобный отпуск;
  • дождаться издания управленцем приказа на отпуск (на практике – по форме №Т-6, но использование самостоятельно разработанного бланка допускается);

Отпуск руководителям учреждений оформляется приказом Минобра России.

  • удостовериться в занесении ответственным лицом сведений о нем в свою личную карточку.

В случае предоставления отпускного периода по графику его перенесение возможно только если обе стороны согласны с этим. При этом пишется дополнительное заявление с просьбой аннулировать поставленные сроки и перенести его. Руководитель может отказаться от его удовлетворения.

На практике, уходу работника в годичный отпуск предшествует:

  • выполнение им предусмотренной рабочим планом, составляемым в начале учебного года, учебной нагрузки;
  • своевременное оповещение руководства о подобных намерениях. Делается это для того, чтобы оно оперативно делегировало нагрузку иным штатным единицам.

Впрочем, это необязательно и уход может состояться в любое время.

Ежегодный оплачиваемый отпуск — это время отдыха работников, в течение которого за ними сохраняется место работы (должности) и средний заработок. Из ст. ст. 114 — 116 ТК РФ следует, что ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного и дополнительного оплачиваемого.

В соответствии со ст. ст. 334, 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется основной удлиненный оплачиваемый отпуск, а также длительный отпуск. Дополнительные отпуска, указанные в ст. 116 ТК РФ, педагогам предоставляются в общеустановленном порядке.

Основной удлиненный отпуск. Продолжительность такого отпуска для педагогических работников устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день действует Постановление N 724 , согласно которому продолжительность основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от должности работника, вида образовательного учреждения и иных критериев, установленных указанным Постановлением.

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».

Напомним, для работников, не относящихся к определенным в соответствии с Постановлением N 724 категориям работников, продолжительность основного отпуска составляет 28 календарных дней, если законодательством не предусмотрено иное.

Длительный отпуск сроком до одного года может предоставляться педагогическим работникам не реже чем через каждые 10 лет. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с Приказом Минобразования России N 3570 .

Приказ Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года».

Дополнительный отпуск предоставляется:

  • работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В соответствии со ст. 117 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 продолжительность данного отпуска определяется по результатам аттестации рабочих мест и должна составлять не менее семи календарных дней. Кроме того, существует ряд подзаконных актов, которыми предусмотрены такие отпуска работникам, работающим в особых условиях. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» издан Приказ Минздрава России N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003, на основании которого дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней предоставляется педагогическим работникам специализированных образовательных учреждений, реабилитационных центров, стационаров для детей, страдающих туберкулезными инфекциями и т.п.;
  • работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Начисление работнику отпускных производится при наличии следующих документов:

  • приказа (распоряжения) учреждения о предоставлении отпуска работнику (ф. 0301005);
  • записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (ф. 0504425 ). В ней отражаются сведения о виде отпуска, дате начала и окончания отпуска, его продолжительности, периоде, за который предоставляется отпуск, которые заполняются на основании приказа. Номер записки-расчета должен соответствовать номеру приказа (распоряжения) учреждения о предоставлении отпуска работнику;
  • других учетных документов по учету труда и его оплаты, предусмотренных в учреждении.

Порядок предоставления отпуска на год

Можно претендовать на предоставление длительного отпуска до года педагогическим работникам только в том случае, когда выполнена их индивидуальная часовая нагрузка, установленная локальным актом на определенный срок, как правило, на учебное полугодие или на учебный год. Когда педагогический работник убедился, что у него есть и право, и основания, и желание уйти в творческий отпуск, при оформлении всех необходимых документов он может столкнуться с рядом неожиданных препятствий. Во-первых, работодатель может быть против такого отпуска, в тот период, на который педагогический работник его наметил. Причин может быть много: проблемы с кадрами – некому выполнять педагогическую нагрузку, нахождение в длительном отпуске других сотрудников, недовыполненная нагрузка за предшествующий период.

Читайте также:  Республика Башкортостан (Башкирия). Сроки охоты-2023

Чтобы с такими препятствиями не встретиться, следует заранее планировать любой вид отпуска и ставить в известность о своих планах руководство.

Если раньше вопросы предоставления длительного отпуска педагогическим работникам определялись Уставом образовательного учреждения и локальными актами, в которых оговаривалось, можно его брать по частям или только целиком, какова очередность и порядок его предоставления, каков порядок его сочетания с другими видами отпуска, как его продлевать в случае болезни, то теперь все эти вопросы прописываются в коллективном договоре.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273‑ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

– пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

– шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

– рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;

– неполная рабочая неделя;

2. Продолжительность рабочего дня:

– ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);

– неполный рабочий день (смена);

– гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);

– разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком‑либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

Читайте также:  Как верно заполнить платежку по единому налоговому платежу

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

[1] «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

О рабочем времени педагогов

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников: Норма рабочего времени Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п.

2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю. Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п.

Как отмечать отпуск в табеле рабочего времени

Перед тем как отмечать отпуск в табеле учёта рабочего времени, важно знать следующие моменты:

  • какой именно вид отпуска проставлять;
  • период отпуска — с какого по какое число отдыхает работник;
  • каким методом заполняется табель — сплошным или регистрируются только отклонения.
ОТ очередной оплачиваемый отпуск
ОД дополнительный оплачиваемый
ДО административный (без сохранения ЗП)
У учебный с сохранием ЗП
УВ учебный без отрыва от производства (сокращенный день)
УД учебный без сохранения ЗП
Р по беременности и родам
ОЖ по уходу за ребёнком до 3 лет
ОЗ без сохранения ЗП в предусмотренных законом случаях
ДБ дополнительный без сохранения ЗП

При использовании обоих методов заполнения табеля условное обозначение отпуска проставляется за каждый день отсутствия работника. Просто при использовании сплошного метода остальные дни заполняются явками (условный код «Я»), а при методе учёта отклонений — остаются пустыми.

Как отмечать выходные с сохранением заработной платы в связи с карантином по коронавирусу

Эти дни не являются выходными в строгом смысле этого слова, и отмечать их кодом В или цифровым аналогом 26 неверно. Целесообразно ввести новое обозначение этого периода, например НОД — нерабочие оплачиваемые дни, и зафиксировать это в своей учетной кадровой политике. Если сотрудники в этот период работают, то им ставится код Я или 01.

Это правило действует в случае объявления нерабочих дней как на федеральном, так и на региональном уровне. В случае принятия решения об объявлении простоя по причинам, не зависящим от воли сторон трудового договора, в табеле ставим код НП или 32. Или другой вариант: РП в табеле учета рабочего времени — это простой по вине работодателя (или цифровой код 31), если из-за пандемии и работодателя временно нет занятий для персонала.

Новый порядок предоставления педработникам длительных до 1 года отпусков

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 (п.4 ч. 5 ст. 47) педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставлено право на длительный отпуск сроком до одного года (далее – длительный отпуск) не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.

Подобное право педработники имели и по ранее действующему закону об образовании. Предоставление такого отпуска определялось соответствующим Положением, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570.

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. N 644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июня 2016 г. Регистрационный N 42532) утвержден новый Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее — Порядок). Прежний Порядок признан утратившим силу.

Кто имеет право на длительный до 1 года отпуск

Как сказано в документе, право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы имеют педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I Номенклатуры должностей, утверждённой постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678.

Кем и на основании каких документов устанавливается продолжительность непрерывной педагогической работы

В соответствии с п. 3 Порядка продолжительность непрерывной педагогической работы устанавливается организацией в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт непрерывной педагогической работы.

Что определяет продолжительность непрерывной педагогической работы

При определении продолжительности непрерывной педагогической работы учитывается:

  • фактически проработанное время по трудовому договору, при этом проработанное время суммируется, если продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев;
  • время, когда работник находился в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
  • время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность);
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе;
  • время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днём окончания ссуза или вуза и днём поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Оформление и оплата длительного отпуска

Основанием для предоставляется педагогическому работнику длительного отпуска является его заявление. Предоставление длительного отпуска оформляется распорядительным актом организации.

  • Оплата длительного отпуска осуществляется за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, в порядке, устанавливаемом коллективным договором.
  • Продолжительность длительного отпуска, очерёдность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные Порядком, определяются коллективным договором.
  • Защищенность педработников, находящихся в длительном отпуске
  • Согласно новому Порядку за работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняются:
  • место работы (должность);
  • объем учебной нагрузки (при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов)).

Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя за исключением случаев ликвидации организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *